ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
|
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
СПИСОК ТЕРМИНОВ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЬЮТОРСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ 13
1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА ТЬЮТОРСТВА 13
1.2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
1.3. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ
ОБРАЗОВАНИИ 26
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ 34
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ 34
2.2. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ 37
2.3. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В
ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 49
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ 51
3.1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ 51
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ 64
3.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ 68
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
СПИСОК ТЕРМИНОВ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЬЮТОРСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ 13
1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА ТЬЮТОРСТВА 13
1.2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
1.3. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ
ОБРАЗОВАНИИ 26
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ 34
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ 34
2.2. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ 37
2.3. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В
ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 49
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ 51
3.1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ 51
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ 64
3.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ 68
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Актуальность исследования. В условиях современного высшего образования актуализируется вопрос о необходимости включения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в образовательный процесс. Ратификация Госдумой РФ в апреле 2012 года Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, обозначила необходимость создания комплекса мероприятий по интеграции людей с инвалидностью, выявлению и пресечению дискриминации в отношении этой категории. На замену медицинскому подходу к инвалидности приходит социальный подход, что делает защиту прав инвалидов и лиц с ОВЗ особо важным направлением деятельности государства. Поэтому одной из основных задач, зафиксированных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ (2012) является создание и реализация условий для получения общего, среднего и высшего профессионального образования лицами с ОВЗ и инвалидностью.
С каждым годом численность обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования растет. Так, в 2022 году численность принятых на обучение в вузы лиц с инвалидностью и ОВЗ составила 10 549 чел. (2021г. - 9 813 чел.), а общая численность обучающихся в вузах лиц с инвалидностью и ОВЗ - 34 548 чел. (2021 г. - 31 975 чел.) (по данным Минобрнауки). Одной из важных проблем современной высшей школы является обеспечение доступности и качества образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Решение данной задачи необходимо обеспечить путем создания системы комплексного сопровождения данной категории лиц для их успешного обучения.
Согласно утвержденному 21 декабря 2021 года Межведомственному комплексному плану мероприятий (МКПМ) по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, одним из указанных мероприятий по развитию инклюзивного высшего образования для лиц с инвалидностью является развитие системы психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Решение задачи развития данной системы предусмотрено путем взаимодействия ресурсных учебно-методических центров высшего образования (РУМЦ ВО) и вузов-партнеров с ПМПК.
В пункте 8 методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн) содержатся рекомендации к комплексному сопровождению образовательного процесса. Согласно подпункту 8.1. «сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами» [Методические рекомендации по организации... ].
Одним из компонентов комплексного сопровождения процесса обучения в условиях инклюзии выступает тьюторская поддержка. Основополагающими документами (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВО и др.) поддерживаются идеи индивидуализации образования, что является основой тьюторства.
Официальный статус тьюторства подтверждается появлением должности «тьютор» в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и 11725), и принятием квалификационных характеристик данной должности (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минзравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593). Создание тьюторских служб в различных образовательных структурах, разработка программ повышения квалификации в сфере тьюторской деятельности говорят о развитии и широком распространении данного вида профессиональной деятельности в нашей стране....
С каждым годом численность обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования растет. Так, в 2022 году численность принятых на обучение в вузы лиц с инвалидностью и ОВЗ составила 10 549 чел. (2021г. - 9 813 чел.), а общая численность обучающихся в вузах лиц с инвалидностью и ОВЗ - 34 548 чел. (2021 г. - 31 975 чел.) (по данным Минобрнауки). Одной из важных проблем современной высшей школы является обеспечение доступности и качества образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Решение данной задачи необходимо обеспечить путем создания системы комплексного сопровождения данной категории лиц для их успешного обучения.
Согласно утвержденному 21 декабря 2021 года Межведомственному комплексному плану мероприятий (МКПМ) по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, одним из указанных мероприятий по развитию инклюзивного высшего образования для лиц с инвалидностью является развитие системы психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Решение задачи развития данной системы предусмотрено путем взаимодействия ресурсных учебно-методических центров высшего образования (РУМЦ ВО) и вузов-партнеров с ПМПК.
В пункте 8 методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн) содержатся рекомендации к комплексному сопровождению образовательного процесса. Согласно подпункту 8.1. «сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами» [Методические рекомендации по организации... ].
Одним из компонентов комплексного сопровождения процесса обучения в условиях инклюзии выступает тьюторская поддержка. Основополагающими документами (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВО и др.) поддерживаются идеи индивидуализации образования, что является основой тьюторства.
Официальный статус тьюторства подтверждается появлением должности «тьютор» в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и 11725), и принятием квалификационных характеристик данной должности (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минзравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593). Создание тьюторских служб в различных образовательных структурах, разработка программ повышения квалификации в сфере тьюторской деятельности говорят о развитии и широком распространении данного вида профессиональной деятельности в нашей стране....
В соответствии с гипотезой и поставленными задачами, нами было проведено исследование по вопросу организации тьюторского сопровождения студентов с инвалидностью в инклюзивном высшем образовании.
В рамках теоретического исследования нами проанализированы теоретические аспекты изучения тьюторского сопровождения в инклюзивном высшем образовании. Были рассмотрены история возникновения тьюторства и основные подходы к определению понятий «тьютор», «тьюторская деятельность», а также зарубежный и отечественный опыт тьюторской деятельности. Проведенный анализ позволил нам заключить, что тьюторское сопровождение - это особая педагогическая технология, спроектированная на принципе индивидуализации и направленная на поддержку тьюторанта в реализации образовательного маршрута, социализации в обществе и адаптации в образовательном пространстве, и обеспечивающая индивидуализацию личности обучающегося в определении оптимальных условий его жизненного выбора. Рассматривая тьюторство в контексте инклюзивного образования, нами были сделаны выводы о недостаточной изученности, как теоретических, так и практических аспектов данного вопроса при существующей потребности в тьюторском сопровождении студентов с инвалидностью.
Нами были рассмотрены основные подходы к организации тьюторского сопровождения студентов с инвалидностью в инклюзивном высшем образовании. Дальнейшее исследование проводилось нами с опорой на процессный и системный подходы. В результате изучения различных источников нами были также определены условия организации тьюторского сопровождения студентов с инвалидностью, что позволило нам разработать и теоретически обосновать модель организации тьюторского сопровождения студентов с инвалидностью в инклюзивном высшем образовании.
В ходе опытно-экспериментальной работы была разработана и опробована дорожная карта, включающая мероприятия по созданию условий организации тьюторского сопровождения студентов с инвалидностью в университете. Констатирующий эксперимент показал недостаточный уровень сформированности данных условий при наличии потребности в тьюторском сопровождении у студентов с инвалидностью.
На формирующем этапе частично реализованы мероприятия в рамках разработанной дорожной карты. Разработаны проекты внутренних документов, регулирующих тьюторскую деятельность в инклюзивном высшем образовании, выявлены особые образовательные потребности студентов с инвалидностью, а также проведен ряд мероприятий в рамках взаимодействия тьюторов с РУМЦ ТюмГУ. Также были проведены мероприятия по подбору актуальных методических материалов для тьюторов по вопросам организации взаимодействия со студентами с инвалидностью. Все материалы были размещены в созданном разделе для тьюторов. Также на формирующем этапе были проведены обучающие тематические семинары для тьюторов (в дистанционной форме).
Контрольный этап показал положительную динамику по всем заявленным условиям. В первую очередь, разработанный диагностический инструментарий позволит вести регулярный учет особых образовательных потребностей студентов с инвалидностью. Существенно повысился уровень информированности тьюторов об особенностях взаимодействия со студентами с инвалидностью. Подготовлена внутренняя документация, регулирующая тьюторскую деятельность в инклюзивном высшем образовании. Положительная динамика наблюдается и в вопросе ресурсного обеспечения тьюторов в их деятельности посредством выстраивания взаимодействия с РУМЦ ТюмГУ.
Дорожная карта может быть использована в качестве управленческого алгоритма по организации тьюторского сопровождения в вузе.
Таким образом цель достигнута, гипотеза подтвердилась, задачи решены.
В рамках теоретического исследования нами проанализированы теоретические аспекты изучения тьюторского сопровождения в инклюзивном высшем образовании. Были рассмотрены история возникновения тьюторства и основные подходы к определению понятий «тьютор», «тьюторская деятельность», а также зарубежный и отечественный опыт тьюторской деятельности. Проведенный анализ позволил нам заключить, что тьюторское сопровождение - это особая педагогическая технология, спроектированная на принципе индивидуализации и направленная на поддержку тьюторанта в реализации образовательного маршрута, социализации в обществе и адаптации в образовательном пространстве, и обеспечивающая индивидуализацию личности обучающегося в определении оптимальных условий его жизненного выбора. Рассматривая тьюторство в контексте инклюзивного образования, нами были сделаны выводы о недостаточной изученности, как теоретических, так и практических аспектов данного вопроса при существующей потребности в тьюторском сопровождении студентов с инвалидностью.
Нами были рассмотрены основные подходы к организации тьюторского сопровождения студентов с инвалидностью в инклюзивном высшем образовании. Дальнейшее исследование проводилось нами с опорой на процессный и системный подходы. В результате изучения различных источников нами были также определены условия организации тьюторского сопровождения студентов с инвалидностью, что позволило нам разработать и теоретически обосновать модель организации тьюторского сопровождения студентов с инвалидностью в инклюзивном высшем образовании.
В ходе опытно-экспериментальной работы была разработана и опробована дорожная карта, включающая мероприятия по созданию условий организации тьюторского сопровождения студентов с инвалидностью в университете. Констатирующий эксперимент показал недостаточный уровень сформированности данных условий при наличии потребности в тьюторском сопровождении у студентов с инвалидностью.
На формирующем этапе частично реализованы мероприятия в рамках разработанной дорожной карты. Разработаны проекты внутренних документов, регулирующих тьюторскую деятельность в инклюзивном высшем образовании, выявлены особые образовательные потребности студентов с инвалидностью, а также проведен ряд мероприятий в рамках взаимодействия тьюторов с РУМЦ ТюмГУ. Также были проведены мероприятия по подбору актуальных методических материалов для тьюторов по вопросам организации взаимодействия со студентами с инвалидностью. Все материалы были размещены в созданном разделе для тьюторов. Также на формирующем этапе были проведены обучающие тематические семинары для тьюторов (в дистанционной форме).
Контрольный этап показал положительную динамику по всем заявленным условиям. В первую очередь, разработанный диагностический инструментарий позволит вести регулярный учет особых образовательных потребностей студентов с инвалидностью. Существенно повысился уровень информированности тьюторов об особенностях взаимодействия со студентами с инвалидностью. Подготовлена внутренняя документация, регулирующая тьюторскую деятельность в инклюзивном высшем образовании. Положительная динамика наблюдается и в вопросе ресурсного обеспечения тьюторов в их деятельности посредством выстраивания взаимодействия с РУМЦ ТюмГУ.
Дорожная карта может быть использована в качестве управленческого алгоритма по организации тьюторского сопровождения в вузе.
Таким образом цель достигнута, гипотеза подтвердилась, задачи решены.
Подобные работы
- Организационно-методическое обеспечение процесса сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Организационно -управленческие условия обучения студентов с инвалидностью в контексте инклюзивного подхода в вузе
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Тьюторское сопровождение детей в коррекционной школе-интернате
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Самоорганизация развития студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическое сопровождение формирования самооценки у детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательном учреждении
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023





