СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 4
СПИСОК ТЕРМИНОВ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЬЮТОРСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ 13
1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА ТЬЮТОРСТВА 13
1.2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
1.3. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ
ОБРАЗОВАНИИ 26
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ 34
2.1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ 34
2.2. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ 37
2.3. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В
ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 49
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ 51
3.1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ 51
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ВУЗЕ 64
3.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ 68
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Актуальность исследования. В условиях современного высшего образования актуализируется вопрос о необходимости включения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в образовательный процесс. Ратификация Госдумой РФ в апреле 2012 года Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года, обозначила необходимость создания комплекса мероприятий по интеграции людей с инвалидностью, выявлению и пресечению дискриминации в отношении этой категории. На замену медицинскому подходу к инвалидности приходит социальный подход, что делает защиту прав инвалидов и лиц с ОВЗ особо важным направлением деятельности государства. Поэтому одной из основных задач, зафиксированных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ (2012) является создание и реализация условий для получения общего, среднего и высшего профессионального образования лицами с ОВЗ и инвалидностью.
С каждым годом численность обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования растет. Так, в 2022 году численность принятых на обучение в вузы лиц с инвалидностью и ОВЗ составила 10 549 чел. (2021г. - 9 813 чел.), а общая численность обучающихся в вузах лиц с инвалидностью и ОВЗ - 34 548 чел. (2021 г. - 31 975 чел.) (по данным Минобрнауки). Одной из важных проблем современной высшей школы является обеспечение доступности и качества образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Решение данной задачи необходимо обеспечить путем создания системы комплексного сопровождения данной категории лиц для их успешного обучения.
Согласно утвержденному 21 декабря 2021 года Межведомственному комплексному плану мероприятий (МКПМ) по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, одним из указанных мероприятий по развитию инклюзивного высшего образования для лиц с инвалидностью является развитие системы психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Решение задачи развития данной системы предусмотрено путем взаимодействия ресурсных учебно-методических центров высшего образования (РУМЦ ВО) и вузов-партнеров с ПМПК.
В пункте 8 методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн) содержатся рекомендации к комплексному сопровождению образовательного процесса. Согласно подпункту 8.1. «сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами» [Методические рекомендации по организации... ].
Одним из компонентов комплексного сопровождения процесса обучения в условиях инклюзии выступает тьюторская поддержка. Основополагающими документами (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВО и др.) поддерживаются идеи индивидуализации образования, что является основой тьюторства.
Официальный статус тьюторства подтверждается появлением должности «тьютор» в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и 11725), и принятием квалификационных характеристик данной должности (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минзравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593). Создание тьюторских служб в различных образовательных структурах, разработка программ повышения квалификации в сфере тьюторской деятельности говорят о развитии и широком распространении данного вида профессиональной деятельности в нашей стране....
В соответствии с гипотезой и поставленными задачами, нами было проведено исследование по вопросу организации тьюторского сопровождения студентов с инвалидностью в инклюзивном высшем образовании.
В рамках теоретического исследования нами проанализированы теоретические аспекты изучения тьюторского сопровождения в инклюзивном высшем образовании. Были рассмотрены история возникновения тьюторства и основные подходы к определению понятий «тьютор», «тьюторская деятельность», а также зарубежный и отечественный опыт тьюторской деятельности. Проведенный анализ позволил нам заключить, что тьюторское сопровождение - это особая педагогическая технология, спроектированная на принципе индивидуализации и направленная на поддержку тьюторанта в реализации образовательного маршрута, социализации в обществе и адаптации в образовательном пространстве, и обеспечивающая индивидуализацию личности обучающегося в определении оптимальных условий его жизненного выбора. Рассматривая тьюторство в контексте инклюзивного образования, нами были сделаны выводы о недостаточной изученности, как теоретических, так и практических аспектов данного вопроса при существующей потребности в тьюторском сопровождении студентов с инвалидностью.
Нами были рассмотрены основные подходы к организации тьюторского сопровождения студентов с инвалидностью в инклюзивном высшем образовании. Дальнейшее исследование проводилось нами с опорой на процессный и системный подходы. В результате изучения различных источников нами были также определены условия организации тьюторского сопровождения студентов с инвалидностью, что позволило нам разработать и теоретически обосновать модель организации тьюторского сопровождения студентов с инвалидностью в инклюзивном высшем образовании.
В ходе опытно-экспериментальной работы была разработана и опробована дорожная карта, включающая мероприятия по созданию условий организации тьюторского сопровождения студентов с инвалидностью в университете. Констатирующий эксперимент показал недостаточный уровень сформированности данных условий при наличии потребности в тьюторском сопровождении у студентов с инвалидностью.
На формирующем этапе частично реализованы мероприятия в рамках разработанной дорожной карты. Разработаны проекты внутренних документов, регулирующих тьюторскую деятельность в инклюзивном высшем образовании, выявлены особые образовательные потребности студентов с инвалидностью, а также проведен ряд мероприятий в рамках взаимодействия тьюторов с РУМЦ ТюмГУ. Также были проведены мероприятия по подбору актуальных методических материалов для тьюторов по вопросам организации взаимодействия со студентами с инвалидностью. Все материалы были размещены в созданном разделе для тьюторов. Также на формирующем этапе были проведены обучающие тематические семинары для тьюторов (в дистанционной форме).
Контрольный этап показал положительную динамику по всем заявленным условиям. В первую очередь, разработанный диагностический инструментарий позволит вести регулярный учет особых образовательных потребностей студентов с инвалидностью. Существенно повысился уровень информированности тьюторов об особенностях взаимодействия со студентами с инвалидностью. Подготовлена внутренняя документация, регулирующая тьюторскую деятельность в инклюзивном высшем образовании. Положительная динамика наблюдается и в вопросе ресурсного обеспечения тьюторов в их деятельности посредством выстраивания взаимодействия с РУМЦ ТюмГУ.
Дорожная карта может быть использована в качестве управленческого алгоритма по организации тьюторского сопровождения в вузе.
Таким образом цель достигнута, гипотеза подтвердилась, задачи решены.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29
декабря 2012 г., № 273-ФЗ: ред. От 29.12.2022//Консультант Плюс: справочноправовая система. Режим доступа:
https: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
2. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования: Приказ
Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от
31.05.2011)//Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 105703/53288fb8766c99b1b4 ebae94e388de78095aad19/
3. Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области
воспитания: Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406)// Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 199498/
4. О направлении методических рекомендаций по организации
образовательного процесса для обучения инвалидов: письмо Минобрнауки России от 16.04.2014 N 05-785//https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-
rekomendatsii-po-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-dlja/#100007
5. Адольф В. А., Пилипчевская Н. В. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт // Высшее образование в России. 2011. №4. С. 144-147. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-studentov-prakticheskiy- opyt (дата обращения: 19.01.2022).
6. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Москва: Педагогика, 1987. 560 с.
7. Арсланова Р.А., Бушмина О.В., Матушанский Г.У. Тьюторство как составляющая современного образовательного процесса в вузе// Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2011 г. № 1(8). С. 88-94.
8. Баранова Г. А. Подготовка педагога к осуществлению тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья// Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». 2018 . №3. С. 21-24.
9. БарбаригаА. А., Федорова И. В. Британские университеты: учебное пособие для педагогических. институтов. Москва: Высшая школа, 1979. 127 с.
10. Белицкая Е. В. Преимущества и недостатки тьюторской системы обучения в современной образовании Англии // Вестник ЮУрГГПУ. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-tyutorskoy-sistemy- obucheniya-v-sovremennoy-obrazovanii-anglii (дата обращения: 25.01.2022).
11. Блиндарева Т. И., Патрушева И. В. Тьюторство в высшей школе: опыт реализации в условиях инклюзивного образования // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции , Ялта, 19-21 мая 2022 года / Под научной редакцией Ю.В. Богинской. Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2022. С. 20-24.
12. Богомолова Т. Ю., Коржук С. В. Высшее образование для людей с инвалидностью в России: на пути к инклюзивному формату// Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2018. №4. С. 255-268.
13. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17-24.
14. Бутенко О. С., Бутенко В. С. Развитие института тьюторства в высшем образовании// Современные наукоемкие технологии. 2015 г. №12. С. 292-296.
15. Г едгафова Л. М. Опыт тьюторского обучения в университетах Оксфорда и
Кембриджа//Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-tyutorskogo-obucheniya-v-
universitetah-oksforda-i-kembridzha (дата обращения: 29.11.2021).....84