Введение 3
Глава 1. Цели коммуникационного сопровождения PR-субъекта в сфере бизнеса 8
1.1. Монетизация PR-деятельности как главная цель бизнеса 8
1.2. Работа компании с заинтересованными группами (стейкхолдерами) 15
1.3. Сфера культуры и сфера кинопроката: культура – досуг, бизнес 21
Глава 2. Коммуникационное сопровождение PR-деятельности компании кинопроката (на примере компании «Формула кино») 26
2.1. Состояние рынка кинопроката в период с 01.01.2015 по 01.01.2016 26
2.2. Современные тенденции на рынке кинопроката 31
2.3. Анализ коммуникационных активностей компании «Формула кино» 42
2.4. Анализ результатов социологического опроса в социальной сети «Вконтакте» 61
Глава 3. Разработка коммуникационной стратегии для компании «Формула кино» 66
3.1. Разработка специального мероприятия для компании «Формула кино» 68
3.2. Разработка программы лояльности для компании «Формула кино» 72
Заключение 78
Список литературы 80
Приложения 86
Деловая среда живет сегодня в условиях общего спада потребительской способности, что диктует компаниям новые правила построения и ведения бизнеса. Революционные изменения технологий производства товаров и услуг, высокий уровень конкурентной борьбы, инновации в сфере менеджмента ставят компании перед новыми вызовами по разработке наиболее эффективных механизмов адаптации к условиям рынка и успешного функционирования в данных условиях.
Влияние кризисных явлений, происходящих в настоящее время на рынке, особенно остро ощущают компании сферы досуга. По результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, в тройке основных факторов экономии во время кризиса среди респондентов оказался именно отказ от развлечений: «в кино реже стал ходить», «дети не гуляют нигде» .
Компании-кинопрокатчики сегодня ведут борьбу за привлечение зрителя в киносети. Создание атмосферы досуга, попадание в ценовой сегмент, конкуренция на рынке, а также борьба с пиратской продукцией делает кинопрокат структурой бизнеса.
Коммуникативным фоном для деятельности компаний-кинопрокатчиков в 2016 году стал Год российского кино, утвержденный Указом Президента РФ от 7 октября 2015 года. «Целью посвящения целого года «важнейшему из искусств» является привлечение внимания к отечественному кинематографу, его проблемам и достижениям».
Актуальность работы определяется несколькими факторами, влияющими на сферу досуга: первый из которых лежит в сфере иррациональной, когнитивной: в условиях экономических кризисов именно индустрия культуры и развлечения становится востребована. Достаточно вспомнить влияние кино на сознание людей в годы Великой Депрессии, Великой Отечественной войны, перестройки 90-х и проч.
Второй фактор – рациональный, экономический: в том, что высокий уровень конкуренции в сфере кинопроката требует от сетей грамотной отстройки от конкурентов. По данным портала «Невафильм Research», только в Санкт-Петербурге на 01.01.2015 насчитывается 10 сетевых операторов кинопоказа, 63 кинотеатра, 355 залов . Наиболее крупными игроками на российском рынке являются такие сети, как «СинемаПарк», «Формула кино», «КАРО». Все киноцентры оснащены технически и имеют высокий уровень присутствия на рынке. На данный момент основными критериями выбора кинотеатра для зрителя являются территориальная близость к дому и цена на билеты, которые приблизительно одинаковы. В современных условиях необходимо искать новые способы создания привлекательности для зрителя.
Помимо прямой рекламы, маркетинговых коммуникаций, необходим PR-инструментарий, который, с одной стороны, помогает маркетинговым технологиям и способствует увеличению продаж, с другой – формирует особый имидж определенного кинотеатра у зрителя. Кинотеатры исторически являлись местами знаковыми для сферы культуры («Дом Кино», «Ленинград», «Россия», «Пушкинский»). На наш взгляд, в настоящее время зритель тоже должен задаваться вопросом не только «Что посмотреть?», но и «Где это посмотреть?». Привлекательность места должна быть главным фактором отстройки от конкурентов в кинопрокате.
Объектом исследования является PR-деятельность в сфере кинопроката.
Предметом – коммуникационное сопровождение PR-деятельности кинопроката (на примере компании «Формула кино»).
Цель дипломной работы: разработать PR-стратегию коммуникационного сопровождения для сети кинотеатров «Формула кино», которая при успешном апробировании может применяться в других компаниях сферах досуга.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. Описать программу коммуникационного сопровождения PR-субъекта бизнеса в информационном пространстве традиционных и электронных СМИ.
2. Актуализировать функцию PR-деятельности в достижении бизнес-цели.
3. Проанализировать и выявить специфику PR-деятельности коммерческой организации в сфере досуга на примере продвижения компаний в сфере кинопроката.
4. Провести SWOT-анализ коммуникационной деятельности компании «Формула кино».
5. Предложить коммуникационную программу продвижения и формирования лояльности целевых групп компании.
Полученные в ходе исследования результаты могут доказать или опровергнуть следующие гипотезы:
1. Специфика PR-продвижения в сфере кинобизнеса состоит в интегрированном подходе, включающем оптимизацию продажи билетов вместе с целым комплексом сопроводительного продукта.
2. Точечная сегментированная работа с целевыми группами по правильно выбранным коммуникационным каналам – наиболее эффективна в условиях современной экономической среды.
Методы исследовательской работы:
1. Включенное/невключенное наблюдение за работой сети кинотеатров «Формула кино» и его конкурентов;
2. Анализ публикаций федеральных и региональных специализированных изданий;
3. Анализ гостевых книг, рецензий на художественные фильмы, опубликованных в традиционных и онлайн СМИ;
4. Анализ Интернет-ресурсов, в том числе официальный сайт компании, аккаунты в социальных сетях;
5. Экспертное интервью;
6. Социологический опрос в социальной сети «Вконтакте».
Хронологические рамки исследования: с мая 2015 г. по май 2016 г.
Источники: теоретико-методологическую основу исследования составили научные работы таких ведущих отечественных и зарубежных специалистов, как М. А. Шишкина, А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров, С. Катлип, Ф. Китчен Ф., Ф. Котлер и др. Эмпирическую базу исследования составили документальные источники, PR-источники, материалы социологических исследований, медиатексты в региональных и федеральных СМИ о компании «Формула кино», а также материалы качественных и количественных исследований, проведенных автором работы (экспертные интервью, мониторинг СМИ, анализ внутренних документов и включенное наблюдение). Структура работы: работа общим объемом 79 страниц. Состоит из введения, трех глав (Глава 1. Цели коммуникационного сопровождения PR-субъекта в сфере бизнеса, Глава 2. Коммуникационное сопровождение деятельности компании в сфере кинопроката (на примере компании «Формула кино»), Глава 3. Разработка коммуникационной стратегии для компании «Формула кино»), заключения, списка литературы (57) и приложений.
В ходе изучения теоретических аспектов коммуникационного сопровождения деятельности компании были сделаны теоретико-методологические и практико-ориентированные выводы.
На основе изученной литературы были освещены три подхода в понимании сущности паблик рилейшнз. Актуализирован прагматический подход в определении данного понятия, так как главной целью любого бизнеса является получение прибыли. Деятельность компании в рамках коммуникаций – один из инструментов достижения бизнес-целей путем формирования прочной репутации, которая является нематериальным активом компании, способным капитализироваться.
Сфера культуры и развлечений – масштабная бизнес-индустрия, пребывающая на пике своего развития. В условиях кризиса рекреационная функция культуры актуализируется, что обеспечивает устойчивость компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере досуга. Однако в высокий уровень конкуренции в сфере кинопроката требует от компаний поиска и применения новых более эффективных способов привлечения посетителя в свои сети.
В результате изучения рыночной среды было выяснено, что компании-кинопрокатчики достигли одинаково высокого уровня предоставления услуг, технического оснащения и возможностей. В таком случае главным критерием отстройки от конкурентов становится имидж кинотеатра. На помощь формирования имиджа приходит PR-инструментарий.
В ходе исследования была достигнута поставленная цель – разработка коммуникационной стратегии для компании «Формула кино», которая может быть успешна при апробировании в других компаниях сферы досуга.
Для достижения цели исследования мной были выполнены следующие задачи: актуализация функции PR-деятельности в достижении бизнес-цели, выявление тенденций на рынке кинопроката, определяющих направление PR-деятельности компании, анализ коммуникационной деятельности компании-кинопрокатчика по различным направлениям, проведение SWOT-анализа деятельности компании «Формула кино» в области коммуникаций.
Полученные данные в ходе включенного наблюдения за деятельностью компании «Формула кино» показали, что главной целью PR-деятельности компании в кинотеатральной сфере является оптимизация посещаемости, помимо классической имиджевой составляющей. Согласно данному тезису в рамках коммуникационной стратегии были предложены конкретные меры, способные удовлетворить и имиджевый, и коммерческий интересы компании: специальное мероприятие, программа лояльности, рекомендации по оптимизации SMM и медиарилейшнз. А также согласно целям и задачам коммуникационной стратегии были сформулированы ключевые сообщения для заинтересованных сторон.
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 01.07.2014) // «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, № 2, ст. 198.
2. Аги У., Кэмерон Г. и др. Самое главное в PR / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2004. – 311 с.
3. Анурин В., Муромкина М., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка, - СПб.: Питер, 2004. – 270 с.
4. Быкова Е.В. SMM – как продвижение бренда субъекта // Российская школа связей с общественностью, 2015, т. 7. С. 84-89.
5. Важдаева Н., Хамраева В. Ассиметричный билет. Во что обойдется зрителям налог на иностранное кино/ Н.Важдаева// Коммерсант Деньги. – 2015. - №27.
6. Горская Т., Леонтьева К. Российский кинорынок. Итоги 2015 года/ К. Леонтьева// Снемаскоп. – 2016 . - №1 (53).
7. Гуров, Ф. Н. Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в сети. – М.: Вершина, 2008 – 136 с.
8. Друкер Питер Ф. Менеджмент.; Пер с англ. – М.: ООО “И.Д. Вильямс”, 2010. – 704 с.
9. Картаджайя Х., Котлер Ф., Сетиван А. «Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее к человеческой душе»; Пер. с англ. – М: Эксмо, 2011. – 240 с.
10. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика, учебное пособие. – 8-е изд.: Пер с англ. – Вильямс, 2005. – 624c.
11. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. – 7 изд-е., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001.
12. Китчен, Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика : учеб. пособие для вузов / Ф. Китчен; под ред. Б. Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 445 с.
13. Петров М.А. Теория заинтересованных сторон: пути практического применения/ М.А. Петров// Вестник СПбГУ. – 2004. – Сер. 8. – №16.
14. Самарцева Е.А. Российский журнал менеджмента “Роль корпоративных коммуникаций в защите репутации в период глобальной рецессии”/ Е.А. Самарцева// Практика менеджмента. – 2012. – Том 10. - №4.
15. Селандер Й. Управление заинтересованными группами/ Й. Селандер// Менеджер по персоналу. – 2008. –№3.
16. Чумиков А.Н., Бочаров М.П., Связи с общественностью: теория и практика: Учеб.пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М,: Дело, 2006. – 552 с.
17. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. – СПб.: «Паллада-медиа» и СЗРЦ «РУСИЧ», 2002. – 444 с.
18. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология программа методы. - Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1995. – 328 с.
19. Алексеев В. Почему платные онлайн-кинотеатры набирают популярность в России [Электронный ресурс]/ URL: http://www.dp.ru/a/2016/03/21/Multiki_videl_Plati/
20. Архив исследований//Фонд общественного мнения [Электронный ресурс]/ URL: http://wciom.ru/
21. Антипкина Д., Дьяков А. О запретах и барьерах – эпик в двух частях [Электронный ресурс]/ URL: http://cinemaplex.ru/2016/02/07/gosudarstvo-zensura.html
22. Антипкина Д., Дьяков А. Государство и киноотрасль: введение НДС на кинобилеты [Электронный ресурс]/ URL: http://cinemaplex.ru/2016/02/02/vvedenie-nds-na-kinobilety.html
23. Бекмамбетов назвал аморальной борьбу с пиратством в России [Электронный ресурс]/ URL: http://www.rosbalt.ru/business/2015/06/20/1410744.html
24. Болецкая К. Кинопрокатчики обратились к Президенту: Они просят не вводить НДС на билеты [Электронный ресурс]/ URL: http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2015/07/09/599877-vladeltsi-kinoteatrov-vstupilis-za-inostrannie-filmi
25. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]/ URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115356
26. Главные коммуникационные тренды в бизнесе 2016 года [Электронный ресурс]/ URL: http://prclub.spb.ru/2016/03/30/главные-коммуникационные-тренды-2016-год/
27. Дробницкий О. Г. Теория морали Иммануила Канта [Электронный ресурс]/ URL: http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=12979
28. Кибиткин А.И. Учет и анализ в коммерческой организации [Электронный ресурс]/ URL: http://www.monographies.ru/ru/book/section?id=4978
29. Киноблог "Кинобукварь" [Электронный ресурс]/ URL: http://www.bucwar.ru/imax-media-day-2016-reportazh-so-dnya-imax-v-rossii/
30. Ключевые тренды SMM в 2016 году [Электронный ресурс]/ URL: http://marketing.by/novosti-rynka/klyuchevye-trendy-smm-v-2016-godu/
31. Когнитивная психология: на чем основано доверие? [Электронный ресурс]/ URL: http://www.pr-info.ru/stcognpsydoverie2022016.htm
32. Ларионов Н., Мухина М. Интервью. Сергей Китин: “Деньги государство пусть тратит на пенсионеров” [Электронный ресурс]/ URL: http://www.kinometro.ru/interview/show/name/sergey_kitin_dengi_gosudarstvo_pust_tratit_na_pensionerov
33. Медиарилейшнз (работа со СМИ) [Электронный ресурс]/ URL: http://pr.web-3.ru/direction/mediarelations/
34. Микулина М. Игр и зрелищ: как развлекались американцы во время Великой депрессии [Электронный ресурс]/ URL: http://style.rbc.ru/news/hobby/2014/12/22/20001/
35. Невафильм Research [Электронный ресурс]/ URL: http://research.nevafilm.ru/
36. Независимый исследовательский проект Movie Research Company [Электронный ресурс]/ URL: http://www.movieresearch.ru/main
37. Онлайн-издание для профессионалов кинобизнеса Cinemaplex.ru [Электронный ресурс]/ URL: http://cinemaplex.ru/2016/04/20/russian-laser-imax.html
38. Организация медиарилейшнз [Электронный ресурс]/ URL: http://www.mediascope.ru/node/471
39. Официальный сайт Года росскийского кино [Электронный ресурс]/ URL: http://god-kino2016.ru/
40. Официальный сайт компании “Мираж синема” [Электронный ресурс]/ URL: http://www.mirage.ru/ourcards/card_of_the_cinema.htm
41. Официальный сайт компании «Формула кино» [Электронный ресурс]/ URL: http://www.formulakino.ru
42. Официальный сайт компании «Синема Парк» [Электронный ресурс]/ URL: http://www.cinemapark.ru/main
43. Официальное сообщество компании «Формула кино» в социальной сети «Вконтакте» [Электронный ресурс]/ URL: https://vk.com/formula_kino
44. Официальное сообщество компании «Синема Парк» в социальной сети «Вконтакте» [Электронный ресурс]/ URL: https://vk.com/cinemapark
45. Официальный сайт коммуникационного агентства Com Agancy [Электронныйресурс]/ URL: http://comagency.ru/pr-soprovozhdenie-deyatelnosti
45. Панченко А. 9 шагов к повышению доверия клиентов к ресурсу [Электронный ресурс]/ URL: http://www.pr-info.ru/sti9chagovdovres12012016.html
47. Пашкевич А. Лояльность в кризис [Электронный ресурс]/ URL: http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=8371378
48. Полетаев О. Что измеришь, то поймешь [Электронный ресурс]/ URL: https://www.facebook.com/notes/968619999850300/
49. Портал для профессионалов кинобизнеса Proficinema.ru [Электронный ресурс]/ URL: http://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=198867
50. Портал "Новости кино" [Электронный ресурс]/ URL: http://www.kinonews.ru/news_62261/
51. Портал kinobusiness.com [Электронный ресурс]/ URL: http://www.kinobusiness.com
52. Портал NoNaMe [Электронный ресурс]/ URL: http://nnm.me/blogs/sepet716/ot-plenochnyh-proektorov-k-novym-lazernym-tehnologiyam/
53. Рукин А. Маркетинговые тренды 2016 года [Электронный ресурс]/ URL: http://prclub.spb.ru/2016/01/05/маркетинговые-тренды-2016-года/
54. Тематический портал STEREO.RU [Электронный ресурс]/ URL: http://stereo.ru/news/first-laser-imax-in-russia
55. Тренды 2016 года: мнения маркетологов [Электронный ресурс]/ URL: http://adindex.ru/publication/opinion/marketing/2015/12/22/130969.phtml
56. Хисамов Т. 5 трендов в PR, которые будут важны в 2016 году URL: http://www.sostav.ru/publication/5-trendov-v-pr-kotorye-budut-vazhny-v-2016-godu-20482.html
57. Шабалина, А.И. Типология ошибок при работе с комментариями в рамках SMM-продвижения/ А.И. Шабалина// Российская школа связей с общественностью. Ежегодный альманах [Электронный ресурс]/ URL: file:///C:/Users/Игорь/Desktop/ДИПЛОМ/Almanakh_8.pdf