Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье 8
1.1 Сущностная характеристика понятия «ценностное
отношение к семье» в системе психолого-педагогических категорий 8
1.2 Психолого-педагогические условия воспитания ценностного
отношения к семье у младших школьников 14
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье 23
2.1 Выявление уровня сформированности ценностного
отношения к семье у младших школьников 23
2.2 Содержание работы по воспитанию ценностного отношения
к семье у младших школьников 33
2.3 Динамика сформированности ценностного отношения к
семье у младших школьников 43
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента 62
Приложение Б Результаты диагностики на контрольном этапе эксперимента 70
Актуальность темы. Проблема формирования семейных ценностей у детей и подростков в свете современной демографической политики Российской Федерации, несомненно, актуальна. В настоящее время общество пришло к переосмыслению и утверждению новых ценностей, что затрагивает и образование. В рамках Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования описывается портрет выпускника начальной школы, который помимо прочих качеств личности, «уважает традиции семьи..» [55]. Особое внимание государство уделяет нравственному воспитанию личности. Авторы «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [27], устанавливают, что «воспитание и духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Сама семья создает личность или же разрушает ее. Ценности семейной жизни, узнаваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте» [27]. Согласно статье 44 закона «Об образовании в Российской Федерации» в сфере образования «родители, дети и педагоги являются полноправными участниками образовательного процесса» [55]. Однако на практике наблюдается недостаточная
вовлечённость родителей, несмотря на то, что в таком взаимодействии заинтересованы обе стороны. Школа с её огромным воспитательным потенциалом может реально корректировать, направлять деятельность семьи, помогать правильному нравственному становлению ребёнка.
Одной из технологий, способствующей воспитанию ценностного отношения к семье у младших школьников является системно¬деятельностный подход. Суть воспитания с точки зрения системно¬деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися, активно вовлекая в воспитательный процесс родителей.
Анализ исследований по проблеме позволил нам выявить следующее противоречие: методы системно-деятельностного подхода могут
использоваться с целью воспитания ценностного отношения к семье у младших школьников, но на практике системно-деятельностный в воспитании младших школьников используются педагогами
образовательных организаций недостаточно.
Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы возможности системно-деятельностного подхода в воспитании ценностного отношения к семье у младших школьников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Воспитание у младших школьников ценностного отношения к семье».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье посредством системно-деятельностного подхода.
Объект исследования: процесс воспитания ценностного отношения к семье у младших школьников.
Предмет исследования: формирование ценностного отношения к семье у младших школьников посредством системно-деятельностного подхода.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования, которая заключается в предположении о том, что воспитание ценностного отношения к семье будет возможно, если:
- отобраны адаптированные методы системно-деятельностного подхода, направленные на формирование у младших школьников ценностного отношения к семье;
- спроектирована и реализуется воспитательная система, основанная на деятельностном подходе и направленная на формирование ценностного отношения к семье у младших школьников;
- организовано активное взаимодействие семьи и школы;
- младшие школьники вовлечены в совместную деятельность со взрослыми.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье.
2. Выявить уровень сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников.
3. Разработать и апробировать содержание работы по воспитанию ценностного отношения к семье у младших школьников.
4. Выявить динамику уровня сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения об особенностях воспитания младших школьников в исследованиях М.П. Нечаева [38], С.В. Сироижко [48], Л.В. Строгановой [51] и других;
- теоретические положения Л.Н. Толстого [46], И.Б. Левицкой [31], А.С. Макаренко [10], О.С. Пермовской [42] В.А. Сухомлинского [28], Е.К. Узденовой [54] и других в области изучения особенностей воспитания у детей ценностного отношения к семье;
- исследования В,В. Бозюковой [6], О.В. Бочаровой [7], Б.Н. Домиева [19], А.Е. Емельяновой [21] и других учёных в области использования системно-деятельностного подхода в воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа № 177» города Самара. В исследовании приняли участие 40 детей 9-10 лет.
Новизна исследования заключается в том, что обоснован системно-деятельностный подход к воспитанию у младших школьников ценностного отношения к семье.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке содержания совместной деятельности детей и родителей в рамках системно-деятельностного подхода.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы по использованию системно-деятельностного подхода, способствующие воспитанию у младших школьников ценностного отношения к семье, могут быть использованы в воспитательном процессе образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (64 наименования), 2 приложения. Для иллюстрации текста используется 12 таблиц и 16 рисунков. Основной текст работы изложен на 52 страницах.
В настоящее время одним из приоритетных направлений в воспитании является воспитание ценностного отношения к семье. Особое место семейному воспитанию уделяется в работах таких великих педагогов, как Л.Н. толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Согласно их теоретическим исследованиям в воспитании ценностных отношений к семье у младших школьников огромную роль играет организованное взаимодействие семьи и образовательной организации. Однако, наблюдающееся на практике снижение вовлечённости родителей в образовательный процесс требует пересмотра сложившихся условий. Опираясь на результаты анализа психолого-педагогической литературы в рамках данного исследования в качестве средства воспитания ценностного отношения младших школьников к семье был определён системно¬деятельностный подход.
Для оценки эффективности системно-деятельностного подхода в воспитании ценностного отношения к семье у младших школьников в рамках исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика когнитивного, эмоционального и процессуального компонентов ценностного отношения к семье у младших школьников посредством методик: «Я и моя семья» (Р.В. Овчарова); методика «Семейные ценности» (М.В. Мартынова); метод «Незаконченные предложения» (Сакс и Леви); методика «Ценностные ориентации» (С.А. Степанова), проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернса и С. Кауфмана). В исследовании принимали участие 2 группы испытуемых в возрасте 9-10 лет по 20 человек в каждой группе. Констатирующий этап экспериментальной работы показал, что младшие школьники в большинстве своём не имеют осознанных представлений о ценностях семьи и семейных отношений, эмоционально лабильны к ценностям семьи и не демонстрируют в поведении усвоенных норм взаимоотношений со взрослыми и младшими членами семьи.
В качестве работы по воспитанию ценностного отношения к семье в экспериментальной группе испытуемых был реализован план воспитательной работы, основанный на идеях системно-деятельностного подхода: было организовано активное взаимодействие с семьёй, вовлечение учащихся в самостоятельную активную деятельность, воспитательный процесс представлял собой единую систему различных форм и приёмов, не ограничивающихся рамками внеурочной деятельности. Для реализации воспитательного плана так же были отобраны: художественные и документальные фильмы для «кинолектория»; исследовательский проект; социальный проект; игры и тренинги для родительских собраний; досуговые мероприятия в соответствии с календарными датами; этические беседы с использованием пословиц; классные часы, включающие в себя тренинговые упражнения и игры.
Предложенная методика по результатам повторной диагностики доказала свою эффективность в формировании ценностного отношения к семье у младших школьников. Цель исследования достигнута. Гипотеза подтвердилась: воспитание ценностного отношения к семье будет возможно, если:
- отобраны адаптированные методы системно-деятельностного подхода, направленные на формирование у младших школьников ценностного отношения к семье;
- спроектирована и реализуется воспитательная система, основанная на деятельностном подходе и направленная на формирование ценностного отношения к семье у младших школьников;
- организовано активное взаимодействие семьи и школы;
- младшие школьники вовлечены в совместную деятельность со взрослыми.
1. Абрамов А. И.: Платон в России. Русская философия. Словарь. М., 1995. 349 с.
2. Азаров Ю. Пророческая педагогика И. А. Ильина // Родительское собрание. 2004. № 3. С. 3-19.
3. Акутина С. П. План работы классного руководителя // Классный руководитель. 2000. № 2. С.78-81.
4. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Малыш, 2018. 179 с.
5. Бердяев Н. А. Русская идея. М.: АСТ; ФОЛИО, 2004. 616 с.
6. Бозюкова В. В. Системно деятельностный подход в образовании // Методические вопросы и инновационные технологии в преподавании географии, туризма и естественно научных дисциплин в вузе и школе : материалы II Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. 2019. С. 21-25.
7. Бочарова О. В. Системно деятельностный подход как основа ФГОС // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: двадцатая международная научно практическая конференция : сборник статей. 2019. С. 162-167.
8. Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 99-105.
9. Володина Л. О. Ценности воспитания в русской крестьянской семье во второй половине Х!Х начале ХХ века. М. 2017. 211 с.
10. Володина Л. О. Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко. М.: Академический Проект, Альма Матер, 2006. 192 с.
11. Володина Л. О. Воспитание школьников во внеурочное время М.: Просвещение, 2018. 192 с.
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии М.: Перспектива,
2018. 224 с.
13. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука: Избр. психол. тр. / Под ред. А. И. Подольского. М., Воронеж: МОДЭК, 1998. 480 с.
14. Бланк Г. Б. Мысли о начальном воспитании или семейная школа. М.: Книга по Требованию, 2019. 874 с.
15. Давыдов В. В. Концепция гуманизации начального образования. «Народное образование» . Москва, Педагогика, 1994. 281 с.
...
64 источника