Введение
Глава I. Парламент Соединенного Королевства Великобритании в контексте британского конституционного устройства: парадигма британского конституционализма
§1. Проблемы дефиниции конституции Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии
§2. Парламент Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в трудах У. Бэджета и А. В. Дайси
Глава II. Эволюция реформирования Палаты лордов Парламента Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии
§1. История становления Палаты. Предпосылки реформы
§2. Парламентский акт 1911 года
§3. Палата лордов после 1911 года: дальнейшая судьба реформы. Парламентский акт 1949 года
§4. Консервативная партия и реформа верхней палаты Парламента
§5. Реформа Палаты лордов в деятельности «старых» и «новых» лейбористов
Глава III. Реформа Палаты лордов в деятельности коалиционного правительства 2010 – 2015 гг.
§1. Формирование коалиции. Коалиционное соглашение и реформа Палаты лордов..…...60
§2. «Завершая незаконченное»: правительственный Билль о реформе Палаты лордов 2012 – 2013 гг.
§3. От «реформы» к «нереформам»: коалиция и проблема сокращения размера Палаты лордов
Заключение
Список источников и литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Палату лордов, верхнюю палату парламента Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, можно считать единственной в своем роде – титулованные члены ее – пэры – не избираются, но (за исключением 92 наследственных пэров) попадают в Палату путем назначения; сама же Палата лордов не представляет интересы территориальных сообществ, входящих в состав государства, чем чаще всего и занимаются верхние палаты, а объединяет экспертов, комментирующих, проверяющих и исправляющих различные рассматриваемые Парламентом законопроекты[1]. Согласно статистическим данным Межпарламентского союза за 2011 год, 76 (за исключением Египта и Туниса, конституции которых на тот момент временно прекратили действовать) из 190 национальных парламентов были бикамеральными[2]; верхние палаты 17 из них не имели в своем составе никакого избираемого элемента, но лишь 2 из этих 17 верхних палат совмещали в своем составе наследственный и назначаемый элементы – Соединенное Королевство и Лесото (члены, получающие свое место в палате по наследству также имелись в Бельгии и Зимбабве, но верхние палаты этих стран в основном являются избираемыми, включая также и определенное количество назначаемых членов)[3]. Непохожесть двух этих стран очевидна; возникает вопрос – что же обуславливает такую специфику британского парламентаризма?
Свое начало Палата лордов берет от Витана – состоящего из светской знати и священнослужителей «совета мудрецов», существовавшего еще при англо-саксонских королях. По мере развития британского Парламента верхняя его палата менялась крайне незначительно. В то время как Палата общин под давлением входящей в нее буржуазии реформировалась, становилась более демократической, Палата лордов оставалась проводником консервативных сил, местом, доступ в которое был открыт только аристократии. На фоне распространения идей демократии как высшей ценности неизбираемая Палата лордов теряла свое значение и влияние, но не хотела с этим мириться.
Процесс реформирования Палаты лордов начался в XX веке с принятия Парламентского акта 1911 года, который значительно сократил полномочия верхней палаты; конец же XX века ознаменовался революционной реформой лейбористского кабинета Т. Блэра, исключившей из верхней палаты Парламента Соединенного
Королевства практически всех ее наследственных членов. Обе эти реформы, однако, завершены не были.
В 2010 году к власти в Соединенном Королевстве приходит коалиция консерваторов и либерал-демократов[4]; коалиционное соглашение – программа действий новообразованного правительства – демонстрировало твердое намерение последнего довести начатые в XX веке реформы Палаты лордов до конца.
8 мая 2015 года в Соединенном Королевстве прошли очередные всеобщие выборы в Палату общин, закончившие период нахождения коалиции консерваторов и либерал-демократов у власти: новое правительство сформировала Консервативная партия[5]. Ввиду этого, уместным кажется подвести итоги деятельности коалиционного правительства 2010 – 2015 гг. для Палаты лордов Парламента Соединенного Королевства. Удалось ли коалиции наконец-таки завершить вековой процесс реформирования верхней палаты британского Парламента? Как их деятельность отразилась на Палате лордов и как она вписывается в общую картину эволюции верхней палаты главного законодательного органа Королевства?
Ответам на эти вопросы и посвящена данная работа; необходимость подведения итогов деятельности коалиционного кабинета 2010 – 2015 гг. по реформированию верхней палате Парламента Соединенного Королевства и обеспечивает, как представляется, ее актуальность. Более того, рассматриваемые в работе вопросы являются тем более актуальными при учете того, что в данный момент правительство формирует Консервативная партия во главе с Д. Кэмероном; настоящее правительство подходит к реформе Лордов таким же образом, как и во время пребывания Консервативной партии в составе коалиции[6].
Степень изученности темы. Проблематике реформирования верхней палаты Парламента Соединенного Королевства посвящено множество исследований, которые были рассмотрены в настоящей работе. Историческое развитие парламентаризма в Соединенном Королевстве прослеживали такие исследователи, как Дж. Блэк[7], Э. А. Фримэн[8], Т. Хэик[9], С. Э. Лэмберг[10], Ф. В. Мэйтланд[11], А. Ф. Поллард[12], Р. Д. Конглтон[13]. Основные вехи реформы Палаты лордов, ее функции и особенности ее положения в политической системе Соединенного Королевства описаны в книгах К. Пэдфилда[14], Р. Паннетта[15]. Парламент и, в частности, Палату лордов в контексте конституционного устройства Соединенного Королевства рассматривали А. В. Дайси[16], У. Бэджет[17], А. Томкинс[18], К. Тёрпин[19], В. Богданор[20], Э. Кинг[21], М. Грант[22], А. Келсо[23], Р. Хэйзелл[24]. Проблеме реформирования британского Парламента, в целом, и Палаты лордов, в частности, посвящены труды А. Келсо[25] и К. Бэллинджера[26]; П. Дори в своей статье[27] особо останавливается на подходах к реформе верхней палаты лейбористских правительств. Со своей стороны, ведущий исследователь Палаты лордов М. Расселл в своих работах обращается к сравнению Палаты лордов с верхними палатами[28]. Наконец, отдельные этапы реформы, важнейшие законодательные акты и их последствия подробно рассматриваются исследователями из библиотек Палаты общин и Палаты лордов[29].
Реформирование же Палаты лордов в деятельности кабинета 2010 – 2015 г. исследовано значительно хуже. Некоторое внимание этой теме уделяется в коллективной монографии под редакцией А. Сэлдона и М. Финна[30], посвященной наследию коалиционного правительства, но написанной до окончания срока пребывания коалиции у власти и не представляющей, таким образом, достаточно полного обзора деятельности коалиции по реформе Лордов. Специфические аспекты подхода коалиции к реформе лордов были рассмотрены М. Расселл[31]; отдельные аспекты процесса реформирования Парламента в 2010 – 2015 гг. анализируются исследователями из библиотек Палаты общин и Палаты лордов[33]; но комплексный обзор деятельности коалиционного правительства 2010 – 2015 гг. по реформе Палаты лордов в литературе отсутствует.
Итак, несмотря на то, что Палате лордов, ее эволюции и проблемам ее реформирования посвящено множество работ, состояние реформы Палаты лордов в период нахождения у власти коалиционного кабинета 2010 – 2015 гг. исследовано несоизмеримо меньше; имеющимся же работам недостает комплексности. Научная новизна данного исследования, таким образом, состоит в комплексном рассмотрении разных аспектов процесса реформирования Палаты лордов при коалиционном правительстве 2010 – 2015 гг. и «вписывании» их в общую картину эволюции верхней палаты Парламента Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
Объектом исследования является эволюция процесса реформирования верхней палаты Парламента Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии; предметом же – реформы Палаты лордов при коалиционном кабинете 2010 - 2015 гг.
В соответствии с этим, целью работы является определение основных направлений и результатов реформы Палаты лордов Парламента Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в период деятельности коалиционного правительства 2010 – 2015 гг. в контексте эволюции процесса реформирования верхней палаты британского Парламента.
Для реализации этой цели в исследовании ставятся следующие задачи:
1) Рассмотреть основные аспекты реформирования Палаты лордов в контексте ее места в конституционном устройстве Соединенного Королевства;
2) Опираясь на основные законодательные акты процесса реформирования Палаты, выявить общие тенденции всех реформ Палаты лордов, их последствия, интересы акторов процесса реформирования;
2) Выявить основные направления и результаты процесса реформирования Палаты лордов при коалиционном правительстве 2010 – 2015 гг.;
3) Проанализировать эволюцию подходов коалиционного правительства к проблеме реформы верхней палаты Парламента Соединенного Королевства.
Методологическая база исследования. Хотя общая теория конституции исследователями Соединенного Королевства еще не выработана – это отчасти обуславливается самой спецификой самой британской конституции[34], представляется возможным говорить о существовании парадигмы британского конституционализма, сформировавшейся под влиянием некоторых авторитетных работ, в частности, таких исследователей, как У. Бэджет[35] и А. В. Дайси[36], и выработавшей свое видение британской конституции как сложного набора правил и институтов, определенного конституционного порядка, регулирующего отправление государственной власти. Реформа Палаты лордов в 2010 – 2015 гг., как и общая эволюция процесса реформирования верхней палаты британского Парламента, в настоящей работе анализируется сквозь призму сформировавших в парадигме британского конституционализма представлений о развитии парламентаризма в Соединенном Королевстве, особенностях структуры британского Парламента в части распределения ролей и полномочий между составляющими его Палатой общин и Палатой лордов, проблемах их реформирования в контексте специфики британского конституционного устройства.
Теоретическим основам настоящей работы – основополагающим для теории британского конституционализма работам У. Бэджета[38] и А. В. Дайси[39] – будет посвящена I глава настоящего исследования.
Что касается основных методологических подходов, то, с учетом объекта и предмета исследования, работа будет построена на комплексном и политико-историческом подходах, а также на существующем в рамках парадигмы британского конституционализма институциональном подходе, который применяла в своей работе[37] при рассмотрении проблематики реформирования Парламента Соединенного Королевства современный его исследователь А. Келсо.
Выработанный в парадигме британского конституционализма с учетом специфики британского конституционного устройства институциональный подход к реформе Палаты лордов заключается в рассмотрении того, как институциональная логика – доминантные ценности и нормы Парламента как института, в частности, и британского конституционного устройства, в целом, – определяла и, в то же время, легитимировала действия акторов процесса реформирования Палаты лордов; институциональный подход, примененный на основе вышеупомянутой работы А. Келсо, используется в настоящей работе для концептуального объяснения позиции коалиционного кабинета 2010 – 2015 гг. по реформе Палаты лордов, а также для оценки предпринятых коалицией попыток реформ с точки зрения эволюции процесса реформирования верхней палаты британского Парламента в целом. Комплексный подход настоящая работа применяет для отображения всей многогранности эволюции процесса реформирования Палаты лордов, характеризующегося сложной взаимосвязью между партийно-политической борьбой, институциональными ценностями и прагматическими интересами отдельных акторов. Политико-исторический подход же необходим для исследования динамики развития Палаты лордов Парламента Соединенного Королевства, выявления того, какие события в истории развития Палаты определили ее сегодняшнее состояние и породили те проблемные вопросы, которые коалиционные правительство стремилось разрешить во время своего пребывания у власти.
Для решения поставленных в настоящей работе задач, в качестве основных исследовательских методов в работе используются исторический метод, институциональный метод и метод сравнительного анализа. Исторический метод применяется здесь как для прослеживания становления и эволюции процесса реформирования верхней палаты британского парламента, так и для рассмотрения динамики ее реформирования в 2010 - 2015 гг. Институциональный метод используется при рассмотрении процесса реформирования Палаты лордов в контексте структуры британского Парламента, в частности, и политической системы Соединенного Королевства, в целом. Наконец, для определения позиций главных партий по вопросу реформирования Палаты лордов в предвыборной кампании 2010 года, а также для рассмотрения и сопоставления предложений по реформе Палаты, содержавшихся в конкретных биллях и актах, будет использован метод сравнительного анализа.
Что касается хронологических рамок исследования, то, исходя из вышеуказанных цели и задач, работа будет акцентироваться на периоде 2010 – 2015 гг.; тем не менее, с целью представления деятельности коалиции 2010 – 2015 гг. по реформированию Палаты лордов как части общей эволюции данного процесса работа будет обращаться и к иным историческим периодам.
Структура работы. Настоящее исследование состоит из 3 трех глав, построенных в соответствии с его целью и задачами следующим образом. Исследование реформирования Палаты лордов в 2010 – 2015 гг. для установления институционального контекста этого процесса начинается в данной работе с обзора ключевых работ и основных положений парадигмы британского конституционализма – этому посвящена первая глава настоящего исследования. Вторая глава данной работы рассматривает предпосылки и историю процесса реформирования Палаты лордов в XX веке. Построенная на выводах предыдущих глав, третья глава представляет собой рассмотрение процесса реформирования верхней палаты Парламента Соединенного Королевства при в 2010 – 2015 гг.
Источниковая же база исследования включает в себя несколько типов источников. Использование в настоящей работе первых трех групп – стенограмм парламентских дебатов[40], партийных манифестов и программ[41], а также политических речей и заявлений[42] – продиктовано задачей рассмотрения позиций и подходов акторов процесса реформирования Палаты лордов. Четвертая группа источников представлена самими биллями и актами, имеющими своей целью реформу верхней палаты[43]. Наконец, для отображения фактических данных, связанных с состоянием Палаты в тот или иной этап ее реформирования, настоящая работа использует статистическую информацию[44
Настоящее исследование концентрировалось на определении основных направлений и результатов реформы Палаты лордов Парламента Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в период деятельности коалиционного правительства 2010 – 2015 гг. в контексте эволюции процесса реформирования верхней палаты британского Парламента.
В соответствии с задачами, поставленными в данной работе, в ходе исследования были сделаны следующие выводы.
Во-первых, исследование представлений о конституционном устройстве Соединенного Королевства, выработанных в парадигме британского конституционализма под влиянием классических для парадигмы работ У. Бэджета и А. В. Дайси, позволяет заключить, что центральным в британской конституции, определяемой ее исследователями как совокупность ключевых политических институтов, правил и принципов, определяющих отправление государственной власти, является принцип суверенитета Парламента. Обозначающая де-юре неограниченную законодательную власть «Монарха в Парламенте», на практике сформированная А. В. Дайси правовая доктрина парламентского суверенитета выражается в том, что правительство, обладающее большинством мест в Палате общин, способно, опираясь на парламентское большинство, обеспечить принятие любых своих законопроектов и, следовательно, самостоятельно претворить в жизнь значительные изменения конституционного устройства Соединенного Королевства. Иными словами, британская политическая система основана на принципе сильного правительства, легитимируемого законодательной властью; отсюда следует то, что институциональный контекст главного законодательного органа Соединенного Королевства ориентирован на сильную исполнительную, а не сильную законодательную, ветвь власти, способствуя, в части реформы верхней палаты британского Парламента, тем реформам, которые направлены на усиление Палаты общин (и контролирующего ее правительства) за счет ослабления Палаты лордов.
Во-вторых, рассмотрение исторического контекста процесса реформирования Палаты лордов, основными вехами которого стали Парламентские акты 1911 г. и 1949 г., Акт о пожизненных пэрах 1958 г., Акт о пэрах 1963 г. и Акт о реформе Палаты лордов 1999 г., позволяет резюмировать, что основной тенденцией всех реформ верхней Палаты было стремление инициировавшей эти реформы исполнительной власти усилить свои позиции в Парламенте, в частности, и в масштабах всего конституционного устройства, в целом. Хотя предпосылки для реформы верхней палаты возникли еще в XIX веке, со становлением демократической легитимности Палаты общин и связанной с этим утерей авторитета Палаты лордов, начало процессу реформирования последней положил конкретный случай – видя в заблокировавших проект бюджета Лордах угрозу беспрепятственному принятию своих законопроектов, правительство инициирует Парламентский акт 1911 г., существенно ограничивший (если не практически упразднивший) полномочия Палаты лордов; еще большее ограничение последовало в 1949 г. с принятием нового Парламентского акта. Акты 1958 г. и 1999 г., имея несколько другую логику, – видимого усиления Палаты лордов через увеличение ее легитимности, –тоже, на самом деле, преследовали вполне прагматичные и обуславливаемые институциональным контекстом Парламента цели. Возросшая в случае Акта 1958 г. легитимность Палаты лордов способствовала усилению инициировавшего реформу консервативного правительства, имеющего в виде наследственных пэров надежный оплот в верхней палате, на упразднение которого, в свою очередь, был нацелен принятый лейбористским правительством Т. Блэра Акт о реформе Палаты лордов 1999 г., удалявший из Палаты практически всех наследственных пэров. Несмотря на то, что Акты 1958 г. и 1999 г. прямо или косвенно способствовали повышению легитимности верхней палаты, они не поменяли устоявшийся баланс сил в отношениях между палатами Парламента, никак не увеличив полномочия Палаты лордов и, соответственно, никак не повлияв на принцип первенства Палаты общин. Другой тенденцией, заметной при исследовании процесса принятия вышеперечисленных биллей, является то, что последовательной, цельной реформы верхней палаты как таковой осуществлено не было; к принятию тех или иных актов при тех или иных правительствах приводили какие-то специфичные обстоятельства, реформа Лордов осуществлялась постепенно и частично, суммарно, тем не менее, означая большие изменения в положении верхней палаты.
В-третьих, что касается основных направлений процесса реформирования Палаты лордов в 2010 - 2015 гг., то период нахождения у власти коалиционного правительства консерваторов и либерал-демократов с точки зрения реформы верхней палаты эмпирически можно разделить на два этапа. Реформа Палаты лордов – поэтапная замена ее палатой преимущественно избираемой – была одним из пунктов основного программного документа коалиции – коалиционного соглашения. Вступив в должность, коалиция (и, особенно, заместитель премьер-министра, лидер Партии либеральных демократов Н. Клегг) развила бурную деятельность по воплощению этих своих намерений в жизнь, положив начало очередному витку дебатов о дальнейшей судьбе верхней палаты. Правительственные Проект билля о реформе Палаты лордов и непосредственно сам Билль о реформе Палаты лордов предполагали создание новой верхней палаты, на 80 % состоящей из избираемых членов и, благодаря своей новоприобретенной демократической легитимности, призванной служить противовесом излишне сильной исполнительной власти. Вместе с тем, стремясь сохранить первенство Палаты общин (а значит, косвенно, и самого правительства), реформаторы оставляли новую палату при ее старых полномочиях, которые за вековую историю реформы Палаты лордов были сведены к минимуму. Окруженный, таким образом, противоречиями и вызвавший разделения внутри Консервативной партии, правительственный Билль о реформе Палаты лордов потерпел неудачу, будучи отозванным правительством в августе 2012 года. С провалом правительственного Билля о реформе начинается второй этап процесса реформирования Палаты лордов в 2010 - 2015 гг., главной темой которого стала острая необходимость сокращения постоянно растущего из-за непрекращающихся назначений премьер-министром новых пэров размера верхней палаты. Ввиду оставления правительством всех намерений по реформе Палаты, инициатива в этом вопросе переходит к рядовым парламентариям; инициируется несколько частных биллей по введению для пэров статутных механизмов выхода в отставку, на пенсию, по отстранению и исключению членов из Палаты. Сталкиваясь с противодействием со стороны правительства, враждебно относящегося ко всем мелкомасштабным и отличающимся от предложенной им схемы реформам Палаты лордов, несколько таких биллей терпят неудачу. Тем не менее, разгоревшийся летом 2013 года политический скандал, связанный с нелегальным лоббированием в Парламенте, где были замешаны и несколько членов верхней палаты, меняет отношение правительства к мелкомасштабным реформам, в результате чего принимаются два частных акта, законодательно закрепляющих механизмы отстранения, исключения членов из Палаты, а также их выхода на пенсию и в отставку.
В-четвертых, как было отмечено в предыдущем пункте, на протяжении периода его пребывания у власти позиция коалиционного правительства относительно реформы Палаты лордов претерпела существенные изменения. Лейтмотив первого этапа реформы – «те, кто принимает законы, должны избираться теми, к кому эти законы относятся». Это содержалось в предисловии к правительственному черновому Биллю о реформе Палаты лордов; это повторял министр по политическим и конституционным реформам М. Харпер, свидетельствуя перед Комитетом по рассмотрению чернового Билля о реформе Палаты лордов; этим предварял дебаты по обсуждению Билля в Палате общин заместитель премьер-министра и лидер Партии либерал-демократов Н. Клегг. После провала правительственного Билля о реформе Палаты лордов риторика правительства несколько изменилась, проходя в своей трансформации несколько этапов. Сразу после неудачи правительственного законопроекта коалиция в лице Н. Клегга объявляет об оставлении всех планов по комплексной реформе верхней палаты, вместе с тем отвергая появлявшиеся предложения по мелкомасштабной и постепенной реформе Лордов, направленной на улучшение в ней рабочих практик и исправления законодательных лакун вроде невозможности для пэров выхода на пенсию. В отсутствие поддержки правительства неудачу терпят два частных билля с соответствующими вышеописанным нововведениями. Летом 2013 года для мелкомасштабных реформ Палаты открывается «окно возможностей»: после разгоревшегося скандала о нелегальном лоббировании в Парламенте позиция правительства меняется в сторону «хозяйственных реформ» Палаты лордов как более широкого направления реформ по возвращению доверия общественности. Воспользовавшись этим «окном возможностей», Д. Байлзом и баронессой Хэйман инициируются два билля по созданию в Палате лордов механизмов исключения и отстранения членов из Палаты, а также их выхода в отставку.
Итак, вместо закрепленной в коалиционном соглашении масштабной конституционной реформы по радикальному изменению состава Палаты лордов, которая подвела бы черту под вековым процессом реформирования верхней палаты, период правления коалиционного правительства 2010 - 2015 гг. запомнится в истории процесса реформирования верхней палаты британского Парламента реформами мелкомасштабными, частичными, но очень значимыми для самой Палаты и ее членов; реформами, к которым коалиционное правительство не имело, по сути, никакого отношения, наоборот, изначально препятствуя их принятию. Как показывает история, частичность, относительная постепенность, возникновение как реакция на специфические проблемы и события были характерными чертами всех успешных реформ Палаты лордов. В принципе, этим характеризуется и типично британский подход к реформам; в этом можно увидеть специфику британского конституционного устройства – историчность, эволюционность, преемственность и гибкость[1].
Но результаты деятельности коалиции по реформированию Палаты лордов объясняются вышеперечисленными качествами британской конституции лишь отчасти. У. Бэджет писал, что реформы определяются «духом времени», настроениями, царящими в обществе, которые передаются членам Парламента и, соответственно, Кабинету как части этого общества и так находят отображение в инициируемых ими законах[2]. Зародившись еще в XIX веке, тенденция к все большей демократизации характеризовала развитие Соединенного Королевства и в XX веке; причиной всех реформ и всех призывов к реформам Палаты лордов, как показала вторая глава, считалась ее (демократическая) нелегитимность; однако же начатая в 1911 г. реформа, намеревавшаяся сделать Палату лордов легитимной, закончена так и не была, тем не менее, практически сведя на нет роль Палаты в законодательном процессе. Коалиционное правительство, как казалось, начало свой срок пребывание у власти с твердым намерением сделать Палату (по большей части) палатой избираемой; как показывают опросы, такие же настроения преобладали и в британском обществе, которое, в большинстве своем, полностью поддерживало предложения коалиционного Кабинета[3]. Учитывая это, правительство вполне могло вынести свои предложения по реформе Лордов на референдум; это рекомендовалось им и докладом Комитета по рассмотрению проекта билля о реформе Палаты лордов; на этом настаивали и многие участники обсуждения Билля в Палате общин, включая лейбористов и «бунтовавших» против Билля консерваторов. Но коалиция на это не пошла, и масштабной реформы не произошло. Почему?
Реформирование Палаты лордов в данной работе рассматривалось сквозь призму выводов парадигмы британского конституционализма и, в частности, институционального подхода, примененного исследователем А. Келсо в ее исследовании парламентских реформ. Институты, показывает А. Келсо, создают контекст, который определяет то, как акторы процесса реформирования видят саму цель реформы и стратегии по ее достижению[4]. Институциональный контекст – доминантные для данного института нормы и ценности – во многом определяется его историческим развитием; и институциональный контекст Парламента Соединенного Королевства прежде всего формировался под влиянием принципа парламентского суверенитета – (теоретически) абсолютной законодательной власти Парламента, которая после избирательных реформ XIX века и Парламентских актов 1911 и 1949 годов превратилась в абсолютную законодательную власть избираемой Палаты общин, и, косвенно, правительства, контролирующего большинство мест в нижней палате. Наличие такой институциональной доминанты имело непосредственные последствия для реформы верхней палаты: институциональный контекст Парламента способствовал и способствует тем реформам, которые направлены на усиление Палаты общин и контролирующего ее правительства. Это подтверждает исторически – все случившиеся реформы Палаты лордов прямо или косвенно были нацелены на усиление Палаты общин и правительства; поэтому они и никогда не доводились до конца, до замены назначаемой Палаты лордов палатой избираемой, что добавило бы ей демократической легитимности и сделало бы ее более успешным «противовесом» Палате общин и правительству. Это также явно демонстрируется и периодом пребывания коалиции 2010-2015 гг. у власти.
Декларируемой коалиционным правительством целью реформы Лордов было повышение ее демократической легитимности и расширение ее возможностей противостояния (слишком) сильной исполнительной власти; вместе с тем, реформаторы оставляли новой Палате тот же объем властных полномочий (или его отсутствие), упорно закрывая глаза на это противоречие. Как итог, правительственный билль потерпел неудачу – во многом благодаря «бунту» консервативных членов Палаты общин, в отличие от правительства явно видевших то, что избираемая верхняя палата является угрозой принципу главенствования палаты нижней.
Политическая воля, другое, согласно А. Келсо, важное условие парламентской реформы[5], у коалиции также отсутствовала – по крайней мере, у одной ее части. Реформа Палаты лордов была сферой Партии либерал-демократов; Билль 2012 года был инициирован ее лидером Н. Клеггом, который представлял его во всех дебатах. Напротив, Дэвид Кэмерон, лидер Консервативной партии и премьер-министр коалиционного правительства, называл реформу Лордов вопросом даже не второстепенной, а третьестепенной важности[6]. С формированием коалиции его риторика изменилась, но отношение, похоже, осталось. Осуществляя содержащуюся в коалиционном соглашении установку путем назначений привести партийный состав Палаты к разделению между партиями голосов на выборах 2010 г., Д. Кэмерон побил все рекорды по скорости назначения пожизненных пэров с 1958 года[7]. Назначения же независимых пэров значительно сократились[8].
На выборах 2015 года побеждает Консервативная партия; сформированное ею правительство вновь возглавляется Д. Кэмероном[9]. В своей предвыборной программе 2015 г. консерваторы обещали сделать «все возможное, чтобы Палата лордов выполняла свою ценную роль проверки законодательства и внесения в него поправок», оговаривая, что, хотя они по-прежнему видят обоснованность введения в Палату избираемого элемента, это «не является приоритетом»; вместо этого будущее консервативное правительство займется обеспечением «... надлежащего функционирования Палаты, обращаясь к рассмотрению таким вопросов, как размер Палаты и выход пэров на пенсию»[10].
Манифесты же лейбористов и либерал-демократов изображали будущее Палаты лордов при соответствующих правительствах несколько иначе. В то время как либерал-демократы намеревались реформировать Лордов в соответствии с положениями потерпевшего неудачу Билля о реформе 2012 года[11], лейбористы подходили к реформе верхней палаты более радикально, обещая заменить ее избираемым Сенатом наций и регионов[12].
Тем не менее, с учетом таких партийных установок, победа консерваторов на выборах 2015 года позволяет вслед за манифестом вышеупомянутой партии заключить, что реформа Лордов не является приоритетом для избирателей.
Придя к власти во второй раз, Д. Кэмерон продолжил активно и не очень последовательно назначать в Палату новых членов[13]. Хотя консервативные пэры и так были самой многочисленной партийной группой в верхней Палате (см. таблицу 2 в Приложении № 4), с мая 2015 г. по февраль 2016 г. состав Палаты пополнился 56 новыми пэрами[14].
Как результат такой политики премьер-министра, Палата лордов медленно, но верно движется по направлению к своему дореформенному составу; авторитет Палаты резко падает – период нахождения на посту премьер-министра Д. Кэмерона ознаменовались самым негативным отображением верхней палаты в прессе со времени ее предыдущей большой реформы, 1999 года[15].
Активное назначение премьер-министром новых (партийных) пожизненных пэров, подрывающее установленный ранее в составе Палаты баланс между партийными и независимыми членами и, как результат, размывающее влияние независимых и беспартийных членов Палаты, ставит Палату лордов в кризисное положение, так что некоторые исследователи задаются вопросом – стремится ли Дэвид Кэмерон своими действиями намеренно разрушить верхнюю палату[16]?
Так или иначе, вне зависимости от того, является ли такой подход премьер-министра осознанным или нет, действия Д. Кэмерона непосредственно ведут к ослаблению Лордов и уменьшению возможностей верхней палаты эффективно контролировать правительство [17]. Институциональный контекст опять берет свое. А ведь положение вполне могло бы быть исправлено очередной мелкомасштабной реформой, в частности, по установлению фиксированного размера Палаты или законодательному ограничению возможностей премьер-министра назначать пожизненных пэров, что активно предлагается как и самими членами Палаты лордов, так и многочисленными исследователями[18].
Тем временем, в октябре 2015 г. Лорды заблокировали план правительства по отмене налоговых льгот для уязвимых групп населения, подняв (со стороны Кабинета) бурю негодования о том, что Лорды якобы вторглись в запретную для них сферу финансового законодательства, хотя соответствующие меры правительства принадлежат ко вторичному законодательству, в отношении которого Лорды не имеют явных конвенционных обязательств[19]. В свете этих событий правительство поручило бывшему лидеру Палаты лордов лорду Стрэтклайду составить доклад о том, как окончательно обеспечить решающую роль избираемой Палаты общин в законодательном процессе[20]. Означенный доклад был опубликован в декабре 2015 года и предлагал три варианта достижения желаемого правительством результата, наиболее уместным из которых сам автор называл создание законодательно закрепленной процедуры, по которой Лорды, в случае возникновения между палатами разногласий, могли бы призвать Общины еще раз пересмотреть свое решение[21]. По состоянию на конец апреля 2016 г., никакого отклика на доклад лорда Стрэтклайда со стороны правительства пока не последовало; были сделаны, однако, заявления со стороны некоторых комитетов Палаты лордов. В частности, Комитет по делегированным полномочиям и реформе властных полномочий в своем докладе подчеркнул то, что все перечисленные лордом Стрэтклайдом опции приведут к усилению правительства в ущерб Парламенту[22].
В данный момент внимание и правительства, и общественности переключилось на референдум о членстве Соединенного Королевства в Европейском союзе, назначенном на 23 июня 2016 года[23], и реформа Лордов ушла с повестки дня. Тем не менее, положение верхней палаты не стало от этого менее критическим, и, как представляется, референдум о членстве Британии в ЕС, помимо самого членства, вполне может в долгосрочном периоде определить и дальнейшую судьбу Палаты лордов. Многие исследователи говорят о том, что членство в Европейском союзе меняет существующие в Соединенном Королевстве конституционные установки, подрывая главенствующий в них принцип парламентского (правительственного) суверенитета и приближая их к континентальной модели правового конституционализма, где конституционность действий правительства и Парламента контролируется судебной ветвью власти[24]. Вполне возможно, что новое конституционное устройство Британии потребует и качественно новую вторую палату; но дальнейшие прогнозы представляются возможными только после знаменательного - вне зависимости от его результата - референдума 23 июня 2016 г.
1. House of Commons Hansard. 9 July 2012. URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201213/cmhansrd/cm120709/debtext/120709-0001.htm (дата обращения: 10.04.2016)
2. House of Commons Hansard. 3 September 2012. URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201213/cmhansrd/cm120903/debtext/120903-0001.htm (дата обращения: 12.04.2016)
3. House of Commons Hansard. 16 October 2012. URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201213/cmhansrd/cm121016/debtext/121016-0001.htm#12101642000072 (дата обращения: 13.04.2016)
4. House of Commons Hansard. 18 October 2013. URL:http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201314/cmhansrd/cm131018/debtext/131018-0001.htm#13101840000269 (дата обращения: 12.04.2016)
5. House of Commons Hansard. 4 June 2013. http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201314/cmhansrd/cm130604/debtext/130604-0001.htm#13060468000067 (дата обращения: 15.04.2016)
6. House of Commons Hansard. 28 February 2014. URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201314/cmhansrd/cm140228/debtext/140228-0001.htm#14022871000790 (дата обращения: 13.04.2016)
7. House of Lords Hansard. 16 August 1945.
URL:http://hansard.millbanksystems.com/lords/1945/aug/16/address-in-reply-to-his-majestys-most (дата обращения: 10.04.2016)
8. House of Lords Hansard. 17 May 2011.
URL:http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201011/cmhansrd/cm110517/debtext/110517-0001.htm#11051737000001 (дата обращения: 14.04.2016)
9. House of Lords Hansard. 6 February 2013. URL:http://www.publications.parliament.uk/pa/ld201213/ldhansrd/text/130206-0001.htm#13020674000420 (дата обращения: 13.04.2016)
10. House of Lords Hansard. 28 March 2014. URL:http://www.publications.parliament.uk/pa/ld201314/ldhansrd/text/140328-0001.htm#14032844000259 (дата обращения: 12.04.2016)
11. House of Lords Hansard. 3 December 1957. URL: http://hansard.millbanksystems.com/lords/1957/dec/03/life-peerages-bill-hl (дата обращения: 10.04.2016)
Законодательные акты и законопроекты
12. Constitutional Reform and Governance Act 2010. URL:http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/25/pdfs/ukpga_20100025_en.pdf (дата обращения: 10.04.2016).
13. House of Lords Act 1999 URL:http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1999/34/pdfs/ukpga_19990034_en.pdf (дата обращения: 10.04.2016).
14. House of Lords (Cessation of Membership) Bill (HC Bill 103). URL:http://services.parliament.uk/bills/2012-13/houseoflordscessationofmembership.html (дата обращения: 12.04.2016)
15. House of Lords Reform Draft Bill 2012.
URL:https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/229020/8077.pdf (дата обращения: 07.04.2016)
16. House of Lords Reform Bill 2012.
URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/bills/cbill/2012-2013/0052/13052.pdf (дата обращения: 07.04.2016)
17. House of Lords Reform Bill 2012. Explanatory Notes. URL:http://www.publications.parliament.uk/pa/bills/cbill/2012-2013/0052/en/13052en.pdf (дата обращения: 09.04.2016)
18. House of Lords Reform Bill (HL 23). URL:http://www.publications.parliament.uk/pa/bills/lbill/2013-2014/0023/lbill_2013-20140023_en_2.htm (дата обращения: 12.04.2016)
19. House of Lords (Maximum Membership) Bill URL:http://services.parliament.uk/bills/2013-14/houseoflordsmaximummembership.html (дата обращения: 12.04.2016)
20. House of Lords Reform Act 2014. URL:http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2014/24/section/4/enacted (дата обращения: 12.04.2016)
21. Life Peerages Act 1958 // legislation.gov.uk.
URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Eliz2/6-7/21/contents (дата обращения: 07.04.2016)
22. Parliament Act 1911. 18 August 1911 // legislation.gov.uk
URL: www.legislation.gov.uk/ukpga/Geo5/1-2/13 (дата обращения: 05.04.2016)
23. Parliament Act 1949. 16 December 1949 // legislation.gov.uk. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Geo6/12-13-14/103/contents (дата обращения: 07.04.2016)
24. Peerages Act 1963. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1963/48/contents (дата обращения: 08.04.2016)
25. The Ecclesiastical Offices (Age Limit) Measure 1975. URL:http://www.legislation.gov.uk/ukcm/1975/2
26. The Cabinet Manual. 14 December 2011.
URL: https://www.gov.uk/government/publications/cabinet-manual (дата обращения: 11.04.2016)
Партийные манифесты и программы
27. The Conservative Manifesto 2010. URL: http://media.conservatives.s3.amazonaws.com/manifesto/cpmanifesto2010_lowres.pdf (дата обращения: 11.04.2016).
28. The Conservative Manifesto 2015. URL: https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/manifesto2015/ConservativeManifesto2015.pdf (дата обращения: 17.04.2016)
29. The Coalition: our programme for government. 20 May 2010. URL: https://www.gov.uk/government/publications/the-coalition-our-programme-for-government (дата обращения: 07.04.2016)
30. 1945 Labour Party Manifesto. URL: http://www.labour-party.org.uk/manifestos/1945/1945-labour-manifesto.shtml (дата обращения: 07.04.2016)
31. 1966 Labour Party Election Manifesto. URL: http://www.labour-party.org.uk/manifestos/1966/1966-labour-manifesto.shtml (дата обращения: 08. 04. 2016)
32. 1970 Labour Party Manifesto. URL: http://www.labour-party.org.uk/manifestos/1970/1970-labour-manifesto.shtml (дата обращения: 10.04.2016)
33. 1979 Labour Party Manifesto. URL: http://www.labour-party.org.uk/manifestos/1979/1979-labour-manifesto.shtml (дата обращения: 10.04.2016)
34. 1983 Labour Party Manifesto. URL: http://www.labour-party.org.uk/manifestos/1983/1983-labour-manifesto.shtml (дата обращения: 10.04.2016)
35. 1992 Labour Party Manifesto. URL:http://www.politicsresources.net/area/uk/man/lab92.html (дата обращения: 10.04.2016)
36. 1997 Labour Party Manifesto. URL:http://www.labour-party.org.uk/manifestos/1997/1997-labour-manifesto.shtml (дата обращения: 10.04.2016)
37. 2010 Labour Party Manifesto. URL: http://www2.labour.org.uk/uploads/TheLabourPartyManifesto-2010.pdf (дата обращения: 10.04.2016)
38. 2015 Labour Party Manifesto. URL: http://www.labour.org.uk/page/-/BritainCanBeBetter-TheLabourPartyManifesto2015.pdf (дата обращения: 17.04.2016)
39. Liberal Democrat Manifesto 2010. URL:http://www.politicsresources.net/area/uk/ge10/man/parties/libdem_manifesto_2010.pdf (дата обращения: 11.04.2016).
40. Liberal Democrat Manifesto 2015. URL:https://d3n8a8pro7vhmx.cloudfront.net/libdems/pages/8907/attachments/original/1429028133/Liberal_Democrat_General_Election_Manifesto_2015.pdf?1429028133 (дата обращения: 17.04.2016)
Политические речи и заявления
41. Clegg: Top-to-toe reform needed at Westminster // itv.co.uk. 3 June 2013. http://www.itv.com/news/update/2013-06-03/clegg-top-to-toe-reform-needed-at-westminster (дата обращения: 15.04.2016)
42. HM Government. House of Lords Reform: What next? Government Response to the Committee’s Ninth Report of 2013–14. 17 February 2014. HC 1079 of Session 2013–14. URL:http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201314/cmselect/cmpolcon/1079/1079.pdf (дата обращения: 10.04.2016)
43. HM Government. Government Response to the Report of the Joint Committee on the Draft House of Lords Reform Bill. June 2012. 33 p.
URL:https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/228718/8391.pdf (дата обращения: 10.04.2016)
44. House of Lords reform: Nick Clegg’s statement in full // bbc.co.uk. URL: http://www.bbc.co.uk/news/uk-politics-19146853 (дата обращения: 10.04.2016)
45. Leader’s Speech, Blackpool 1994. URL: http://www.britishpoliticalspeech.org/speech-archive.htm?speech=200 (дата обращения: 10.04.2014)
46. The Queen’s Speech. 24 November 1998. URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/ld199899/ldhansrd/vo981124/text/81124-01.htm (дата обращения: 11.04.2016)
47. Tony Blair’s Leadership Acceptance Speech. 21 July 1994. URL: http://www.australianpolitics.com/uk/labour/940721blair-acceptance.shtml (дата обращения: 10.04.2016)
Статистическая информация
48. Retired members of the House of Lords // parliament.co.uk. URL:https://www.parliament.uk/mps-lords-and-offices/lords/retired-lords (дата обращения: 11.04.2016)
49. Session 2014 - 15: 4 June 2014 to 26 March 2015 / Sessional Statistics on Business and Membership // parliament.co.uk. URL: http://www.parliament.uk/documents/publications-records/House-of-Lords-Publications/Records-activities-and-membership/Business-membership-statistics/HL-Sessional-Statistics-on-Business-and-Membership-2014-15.pdf (дата обращения: 17.04.2016)
50. Session 2009-10: 18 November 2009 to 8 April 2010 / Sessional Statistics on Business and Membership // parliament.co.uk
URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/ld200910/ldsession/statistics.html (дата обращения: 10.04.2016)
Литература
Монографии
51. Bagehot W. The English Constitution. – 2nd edition. Batoche Books, 2000 [1873]. 214 p. URL: http://socserv2.socsci.mcmaster.ca/econ/ugcm/3ll3/bagehot/constitution.pdf (дата обращения: 1.04.2016)
52. Ballinger C. The House of Lords 1911 – 2011: A Century of Non-Reform. Hart Publishing, 2012. URL:https://books.google.ru/books?id=7mR6BAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 01. 04. 2016)
53. Bogdanor V. The New British Constitution. Hart Publishing, 2009. URL: https://books.google.ru/books?id=2HZ6BAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_atb#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 01. 04. 2016)
54. Dicey A. V. Introduction to the study of the law of the constitution. – 8th ed. Indianopolis: Liberty Classics, 1982 [Macmillan, 1915]. 584 p.
URL: http://files.libertyfund.org/files/1714/0125_Bk.pdf (дата обращения: 01.04.2016)
55. Flinders M., Gamble A., Hay C., Kenny M., eds. The Oxford Handbook of British Politics. Oxford University Press, 2009. 1002 p. URL:http://proxy.library.spbu.ru:2649/view/10.1093/oxfordhb/9780199230952.001.0001/oxfordhb-9780199230952 (дата обращения: 05.04.2016)
56. Galligan B., Brenton S., eds. Constitutional Conventions in Westminster Systems. Controversies, Changes and Challenges. Cambridge University Press, 2015. 288 p.
57. Grant M. UK Parliament. Edinburgh University Press, 2009. 241 p.
58. Kelso A. Parliamentary Reform at Westminster. Manchester University Press, 2009. 229 p. URL: http://site.ebrary.com/lib/stpeterst/detail.action?docID=10623368 (дата обращения: 15.04.2016)
59. King A. Does the United Kingdom still have a constitution? // The Hamlyn Lectures. London: Sweet & Maxwell, 2001. 136 p. URL:https://socialsciences.exeter.ac.uk/media/universityofexeter/schoolofhumanitiesandsocialsciences/law/pdfs/Does_the_United_Kingdom_still_have_a_constitution.pdf (дата обращения: 01.04.2016)
60. Padfield, C. British constitution made simple. – 6th ed. London: Heinemann, 1983. 386 p.
61. Punnett R. British government and politics. – 5th ed. Hampshire: Gower House, 1987. 572 p.
62. Seldon A., Finn M., eds. The Coalition Effect, 2010 – 2015. Cambridge University Press, 2015. 642 p. URL:http://ebooks.cambridge.org/ebook.jsf?bid=CBO9781139946551 (дата обращения:16.03.2016)
63. Smith P., Geuss R., Bagehot W. Bagehot: The English Constitution. Cambridge University Press, 2001. 293 p. URL: http://site.ebrary.com/lib/stpeterst/detail.action?docID=10062266 (дата обращения: 07.04.2016)
64. Turpin C., Tomkins A. British Government and the Constitution. - 6th ed. Cambridge University Press, 2007. 903 p.
65. Ward I. The English Constitution: Myths and Realities. Hart Publishing, 2004. 232 p. URL:https://books.google.ru/books?id=6LTbBAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_atb#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 01.04.2016)
Труды по конституционной истории Соединенного Королевства
66. Black J. Modern British History since 1900. Macmillan foundations. London: Macmillan Press LTD, 2000. 378 p.
67. Congleton R. D. Perfecting Parliament. Constitutional Reform, Liberalism, and the Rise of Western Democracy. Cambridge University Press, 2010. 668 p.
68. Freeman E. A. The Growth of the English Constitution from the Earliest Times. Macmillan and Company, 1873. 230 p.
URL:https://books.google.ru/books?id=PfhIAAAAIAAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_atb#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 01.04.2016)
69. Heyck T. A History of the Peoples of the British Isles. From 1688 to 1914. London: Routlege, 2002. 472 p.
70. Lehmberg S. E. A History of the Peoples of the British Isles. From prehistoric times to 1688. London: Routlege, 2002. 312 p.
71. Maitland F. W. The Constitutional History of England: A Course of Lectures. The Lawbook Exchange, 2001. 547 p.
URL:https://books.google.ru/books?id=MQaHL9s_xRwC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_atb#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 01. 04. 2016)
72. Pollard A. F. The Evolution of Parliament. 2nd edition. New York: Russell & Russell, 1964 [1926]. 459 p.
URL: http://socserv.mcmaster.ca/econ/ugcm/3ll3/pollard/EvolutionParliament.pdf (дата обращения: 01.04.2016).
Статьи
73. Blick A. Codifying – or not codifying – the UK constitution: A Literature Review for the House of Commons Political and Constitutional Reform Committee // King’s College London: Centre for Political and Constitutional Studies. February 2011. 46 p. URL: http://www.parliament.uk/pagefiles/56954/CPCS%20Literature%20Review%20(4).pdf (дата обращения: 05.04.2016)
74. Bogdanor V. The New British Constitution // Gresham College Lectures. 16 June 2009. URL: http://www.gresham.ac.uk/lectures-and-events/the-new-british-constitution (дата обращения: 05.04.2016)
75. Bogdanor V., McLean I. Shifting Sovereignties. Should the United Kingdom have an elected upper house and an elective head of state? // Political Insight. Vol. 1, issue 1. P. 11 – 13. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.2041-9066.2010.00012.x/abstract (дата обращения: 11.04.2016)
76. Dorey P. 1949, 1969, 1999: The Labour Party and House of Lords Reform // Parliamentary Affairs. Vol. 59, No.4. 2006. P. 599-620. URL: http://pa.oxfordjournals.org/content/early/2005/12/31/pa.gsl031.extract (дата обращения: 11.04.2016)
77. Fitzpatrick A., ed. The End of the Peer Show? Responses to the draft bill on Lords reform. Centreforum, 2011. 129 p. URL: http://www.lse.ac.uk/government/research/resgroups/LSEPublicPolicy/pdf/End_of_the_peer_show.pdf (дата обращения: 09.04.2016).
78. Heald O. An Elected Second House – Building a Better House? // Society of Conservative Lawyers. April 2012. 12 p. URL:http://www.conservativelawyers.com/files/House%20of%20Lords%20Reform%20Pamphlet.pdf (дата обращения: 07.04.2016)
79. Melton J., Stuart C., Helen D. To Codify or Not To Codify? Lessons from Consolidating the United Kingdom’s Constitutional Statutes // University College London: The Constitution Unit. March 2015. 48 p. URL: https://www.ucl.ac.uk/constitution-unit/publications/tabs/unit-publications/162.pdf (дата обращения: 01.04.2016)
80. Murkens J. E. K. The Quest for Constitutionalism in UK Public Law Discourse // Oxford Journal of Legal Studies. Vol. 29, No. 3. Autumn 2009. P. 427 – 455. URL: http://www.jstor.org/stable/27750058 (дата обращения: 14.03.2016)
81. Quinn T., Bara J., Bartle J. The UK Coalition Agreement of 2010: Who Won? // Journal of Elections, Public Opinion & Parties. Vol. 21, No 2. 2011. P. 295-312. URL: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/17457289.2011.562610 (дата обращения: 01.04.2016)
82. Renwick A. House of Lords Reform. A Briefing Paper // Political Studies Association. 98 p. URL: www.psa.ac.uk/sites/default/files/HL%20Reform%20briefing%20paper.pdf (дата обращения: 06.04.2016)
83. Russell M. Elected Second Chambers and Their Powers: An International Survey // The Political Quarterly. Vol. 83, No 1. January – March 2012. P. 117 – 129. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1467-923X.2012.02275.x/abstract (дата обращения: 12.04.2016)
84. Russell M. An appointed upper chamber: lessons from Canada // Reforming the House of Lords: Lessons from Overseas Project. September 1998 - March 2000. 12 p. URL: https://www.ucl.ac.uk/constitution-unit/publications/tabs/unit-publications/29.pdf (дата обращения: 12.04.2016)
85. Russell M. A Directly Elected Upper House: Lessons from Italy and Australia // Reforming the House of Lords: Lessons from Overseas Project. September 1998 - March 2000. 16 p.
URL:https://www.ucl.ac.uk/constitution-unit/publications/tabs/unit-publications/39.pdf (дата обращения: 12.04.2016)
86. Russell M. Is David Cameron actually seeking to destroy the Lords? // The Constitution Unit. 28 August 2015. URL:https://constitution-unit.com/2015/08/28/is-david-cameron-actually-seeking-to-destroy-the-lords (дата обращения:16.04.2016)
87. Russell M. The Byles bill on Lords reform is important: but needs amending if it’s not to damage the Lords // The Constitution Unit. 13 February 2014. URL: https://constitution-unit.com/2014/02/13/the-byles-bill-on-lords-reform-is-important-but-needs-amending-if-its-not-to-damage-the-lords (дата обращения: 13.04.2016)
88. Russell M. The Byles/Steel bill - unless amended - holds grave dangers for the Lords // The Constitution Unit. 5 March 2014. URL: https://constitution-unit.com/2014/03/05/the-bylessteel-bill-unless-amended-holds-grave-dangers-for-the-lords (дата обращения: 13.04.2016)
89. Russell M. The Lords' declining reputation: the evidence // The Constitution Unit. 2 September 2015. URL: https://constitution-unit.com/2015/09/02/the-lords-declining-reputation-the-evidence (дата обращения: 17.04.2016)
90. Russell M. Is the House of Lords Already Reformed? // The Political Quarterly. Vol. 74, issue 3, July 2003. P. 311 – 318. URL:http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1467-923X.00540/abstract (дата обращения: 15.04.2016)
91. Russell M. House Full: Time to get a grip on Lords appointments // The Constitution Unit. April 2011. 28 p. URL: https://www.ucl.ac.uk/constitution-unit/publications/tabs/unit-publications/152.pdf (дата обращения: 11.04.2016)
92. Russell M., Sciara M. The House of Lords in 2006: Negotiating a Stronger Second Chamber // The Constitution Unit. January 2007. 25 p.
URL: https://www.ucl.ac.uk/spp/publications/unit-publications/140.pdf (дата обращения: 11.04.2016)
93. Russell M., Semlyen T. Enough is Enough. Regulating prime ministerial appointments to the Lords // The Constitution Unit. February 2015. 69 p. URL: https://www.ucl.ac.uk/constitution-unit/research/parliament/house-of-lords/enoughisenough/Enough_is_enough_-_regulating_prime_ministerial_appointments_to_the_Lords.pdf (дата обращения: 17.04.2016)
94. Russell M. Lords Reform: Principles and Prospects. Lecture at the invitation of the Leader of the House of Lords. 13 November 2007. 9 p.
URL:https://www.ucl.ac.uk/constitution-unit/research/parliament/house-of-lords/tabs/lords_reform_lecture.pdf
Доклады парламентских комиссий и межпартийных парламентских групп
95. Delegated Powers and Regulatory Reform Committee. Special Report: Response to the Strathclyde Review. 25th Report of Session 2015–16. 23 March 2016. 37 p. URL:http://www.publications.parliament.uk/pa/ld201516/ldselect/lddelreg/119/119.pdf
(дата обращения: 17.04.2016)
96. House of Lords Committee for Privileges. The Powers of the House of Lords in Respect of its Members. HL Paper 87 of Session 2008 – 09. 11 May 2009. URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/ld200809/ldselect/ldprivi/87/8703.htm (дата обращения: 13.04.2016)
97. House of Lords Select Committee on the Constitution. House of Lords Reform (No 2) Bill. 7th Report of Session 2013 – 2014. 21 March 2014. URL:http://www.publications.parliament.uk/pa/ld201314/ldselect/ldconst/155/155.pdf (дата обращения: 13.04.2016)
98. Joint Committee on the House of Lords Reform. First Report. 9 December 2002.
URL:http://www.publications.parliament.uk/pa/jt200203/jtselect/jtholref/17/1710.htm#a56 (дата обращения: 06.04.2016)
99. Joint Committee on the Draft House of Lords Reform Bill. Draft House of Lords Reform Bill. Report of Session 2010 – 12. Volume 1. 23 April 2012. URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/jt201012/jtselect/jtdraftref/284/284i.pdf (дата обращения: 11. 04. 2016)
100. Joint Committee on Conventions. Conventions of the UK Parliament. Report of Session 2005 - 06. 3 November 2006.
URL:http://www.publications.parliament.uk/pa/jt200506/jtselect/jtconv/265/265.pdf
101. Leader’s Group on Members Leaving the House. Members Leaving the House: Report of Session 2010 – 2011. House of Lords: HL Paper 83. 13 January 2011. 33 p. URL:http://www.publications.parliament.uk/pa/ld201011/ldselect/ldleader/83/83.pdf
102. Tyler P. et al. Reforming the House of Lords: Breaking the Deadlock. 5 July 2007. 53 p. URL: https://www.ucl.ac.uk/spp/publications/unit-publications/119.pdf (дата обращения:12.04.2016)
103. Royal Commission on the Reform of the House of Lords. A House for the Future. 20 January 2000. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/266063/exec_sum.pdf (дата обращения:12.04.2016)
104. Written evidence submitted by David Beamish, Clerk of the Parliaments // Political and Constitutional Reform Committee. URL:http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201314/cmselect/cmpolcon/251/251vw26.htm (дата обращения: 12.04.2016)
Белые книги и другие правительственные публикации
105. An Elected Second Chamber. Further Reform of the House of Lords. HM Government White Paper. July 2008. Cm 7438. 139 p.
URL:https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/228706/7438.pdf (дата обращения: 10.04.2016)
106. Strathclyde Review: Secondary legislation and the primacy of the House of Commons. Cm 9177. December 2015. 29 p.
URL:https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/486790/53088_Cm_9177_Web_Accessible.pdf (дата обращения: 17.04.2016)
107. Modernising Parliament: Reforming the House of Lords. Cm 4183. 38 p. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/260760/4183.pdf (дата обращения: 10.04.2016)
108. The Cabinet Manual. 1st edition. October 2011.
URL:https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/60641/cabinet-manual.pdf (дата обращения: 05.04.2016)
109. The Governance of Britain Green Paper. Cm 7170. July 2007. 63 p. URL:https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/228834/7170.pdf (дата обращения: 01.04.2016)
110. The House of Lords: Completing the Reform. HM Government White Paper. Cm 5291.
November 2001. URL:http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/+/http:/www.dca.gov.uk/constitution/holref/holreform.htm (дата обращения: 08.04.2016)