ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ШВЕЦИИ, ДАНИИ И НОРВЕГИИ В XXI ВЕКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
|
Введение
Глава I. Иммиграционная политика Швеции в XXI веке
1.1. Факторы формирования иммиграционной политики ……………….....………………10
1.2. Особенности иммиграционных процессов и этнокультурный состав иммигрантов...19
1.3. Организация иммиграционной политики………………….….…………...…………… 23
1.4. Механизмы социокультурной адаптации и интеграции иммигрантов в Швеции…..…28
Глава II. Иммиграционная политика Дании в XXI веке
2.1. Факторы формирования иммиграционной политики………………….….……………35
2.2. Особенности иммиграционных процессов и этнокультурный состав иммигрантов….41
2.3. Организация иммиграционной политики………………….….………………………....45
2.4. Механизмы социокультурной адаптации и интеграции иммигрантов в Дании…….…51
Глава III. Иммиграционная политика Норвегии в XXI веке
3.1. Факторы формирования иммиграционной политики………………….….…………….58
3.2. Особенности иммиграционных процессов и этнокультурный состав иммигрантов…64
3.3. Организация иммиграционной политики
3.4. Механизмы социокультурной адаптации и интеграции иммигрантов в Норвегии…..72
Заключение
Список использованных источников и литературы
Глава I. Иммиграционная политика Швеции в XXI веке
1.1. Факторы формирования иммиграционной политики ……………….....………………10
1.2. Особенности иммиграционных процессов и этнокультурный состав иммигрантов...19
1.3. Организация иммиграционной политики………………….….…………...…………… 23
1.4. Механизмы социокультурной адаптации и интеграции иммигрантов в Швеции…..…28
Глава II. Иммиграционная политика Дании в XXI веке
2.1. Факторы формирования иммиграционной политики………………….….……………35
2.2. Особенности иммиграционных процессов и этнокультурный состав иммигрантов….41
2.3. Организация иммиграционной политики………………….….………………………....45
2.4. Механизмы социокультурной адаптации и интеграции иммигрантов в Дании…….…51
Глава III. Иммиграционная политика Норвегии в XXI веке
3.1. Факторы формирования иммиграционной политики………………….….…………….58
3.2. Особенности иммиграционных процессов и этнокультурный состав иммигрантов…64
3.3. Организация иммиграционной политики
3.4. Механизмы социокультурной адаптации и интеграции иммигрантов в Норвегии…..72
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная международная миграция беспрецедентна по своим масштабам, охватывает практически все страны мира и характеризуется рядом особенностей. Процесс миграции постоянно нарастает, притом массовые миграции направлены в сторону более развитых стран. Швеция, Дания и Норвегия относятся к числу стран с наиболее высоким уровнем жизни и предоставляют иммигрантам большие возможности по долгосрочному поселению, интеграции, получению вида на жительство, что делает эти страны привлекательными для иммигрантов, причем не только из европейских государств.
В Швеции массовая иммиграция привела к тому, что в начале XXI века в стране с 9 миллионным населением было более 1 миллиона иммигрантов. Если считать иммигрантами и тех, у кого один из родителей рожден не в Швеции, то их доля составит около 21 % населения страны. «Шведская модель» общества, построенная при нахождении у власти около 50 лет социал-демократической партии, способствовала сведению к минимуму социальных конфликтов в обществе. Основной чертой «шведской модели» является поиск взаимоприемлемых решений, основанный на компромиссе и учете интересов всех сторон.
Согласно индексу (The Migrant Integration Policy Index, MIPEX) неправительственной европейской организации Migration Policy Group Швеция по состоянию на 2014 год занимает первое место в рейтинге интеграционной политики, опережая 38 государств в Европе и за ее пределами. Это означает, что Швеция предоставляет наилучшие возможности иммигрантам по адаптации и долгосрочному поселению и является наиболее привлекательной для них страной.
Иммиграционная политика Дании примечательна тем, что здесь действуют самые строгие в Европе законы в области иммиграции и предоставления убежища.
В сравнении с соседней Швецией Дания значительно позже приступила к формированию координируемой интеграционной политики. Однако на сегодняшний день правительство Дании признало тот факт, что существует зависимость между числом иммигрантов, которые может принять Дания, и тем количеством иммигрантов, которые правительство может интегрировать в датское общество. Изменение иммиграционной политики в сторону ее ужесточения произошло с 2001 года после формирования в Дании либерально-консервативного правительства, включившего представителей Датской народной партии, отличающейся твердой антииммигрантской позицией. По данным на 1 января 2017 года иммигранты и их потомки составляют 13 % всего населения Дании.
Если Дания и Швеция являются членами Европейского союза (с 1973 и 1995 годов соответственно), то Норвегия отказалась от членства и в 1972, и в 1994 годах. Однако Норвегия входит в Европейскую экономическую зону, и большая часть европейских правил и нормативных актов, касающихся миграции, действует также на ее территории.
В Норвегии формулировка понятия «интеграция» на протяжении времени изменилась:
от предложений по противодействию насильственной ассимиляции до признания правом
и прямой обязанностью иммигранта активно участвовать в жизни общества. Реакцией Норвегии на увеличение числа беженцев в условиях европейского миграционного кризиса в 2015 году стало введение практики денежных выплат соискателям убежища, которые готовы добровольно покинуть Норвегию. По состоянию на 1 января 2018 года в Норвегии иммигранты и их потомки составляют 17 % населения.
Трудности социальной адаптации большого количества иммигрантов и необходимость корректировки иммиграционной политики являются в настоящее время широко обсуждаемыми вопросами в Швеции, Дании и Норвегии, т.к. в эпоху глобализации решение проблем миграции позволяет предотвратить стихийность социальных процессов и возникновение межэтнических конфликтов.
Объектом настоящего исследования является иммиграционная политика Швеции, Дании и Норвегии.
Предмет исследования – факторы формирования, институты и механизмы реализации иммиграционной политики вышеназванных стран.
Степень изученности темы:
Влияние исторического развития Швеции, Дании и Норвегии на формирование их иммиграционной политики в российской научной литературе проанализировано в работах известных скандинавистов Кана А.С., Кудриной Ю.В., Рогинского В.В., Чернышевой О.В. и др. Большой интерес представляют монографии на скандинавских языках таких историков как Хаммар Т. (T. Hammar), Брочманн Г. (G. Brochmann), Кйелдстадли К. (K. Kjeldstadli) и др.
Научные публикации Новиковой И.Н. представляют собой глубокие исследования различных аспектов актуальных проблем стран Северной Европы.
Глубокий анализ интеграционной политики Швеции, Дании и Норвегии и изменений, происходящих в ней в ХХI веке на фоне обострения проблем интеграции иностранцев, представлен в работах исследователей Стокес-Дупасс Н. (N. Stokes-Dupass), Йедерлунд Л. (L. Jederlund), Калдур К. (K. Kaldur), Моуритсен П. (P. Mouritsen), Вестин С. (С. Westin), Купер Б. (B. Cooper), Йоргенсен М. (M. Jørgensen), Каппелен О. (Å. Cappelen), Скйерпен Т. (T. Skjerpen) и др.
Феномен этничности, проблема национальных меньшинств, а также вопрос влияния на общество культурного различия мигрантов, прибывающих в Норвегию и Данию, изучены в публикациях отечественных исследователей Плевако Н.С., Чернышевой О.В., Тулупова Д.С., Большакова Г.А. Среди зарубежных авторов социологическим аспектам интеграции иммигрантов в скандинавское общество исследования посвятили Эриксен Т. (T. Eriksen), Бореви К. (K. Borevi), Олунд А. (A. Ålund), Арнстберг К.-У. (K.-O. Arnstberg) и др.
Проблемам иммиграции и влияния иммигрантов на шведское, норвежское и датское общество, специфике иммиграционной политики государств и социальной адаптации иммигрантов и беженцев посвящены публикации в изданиях «Migration Policy Institute, MPI», а также в ведущих журналах: «International Migration», «Journal of Immigrant & Refugee Studies», «Scandinavian Review», «Identities: Global Studies in Culture and Power» и др.
Цель исследования – выявить особенности иммиграционной политики Швеции, Дании и Норвегии в XXI веке.
Задачи исследования:
- выявить факторы исторического и культурного развития, оказывающие влияние
на формирование современной иммиграционной политики Швеции, Дании и Норвегии;
- сравнить основные направления иммиграционной политики шведского, датского
и норвежского правительств и законодательство в отношении иммигрантов;
- выявить количественные и этнокультурные изменения иммиграционных потоков;
- проанализировать основные факторы, влияющие на процесс адаптации
и интеграции иммигрантов в шведском, датском и норвежском обществе;
- провести сравнительный анализ мер, принимаемых шведским, датским
и норвежским правительствами для решения проблем интеграции и сокращению сегрегации иммигрантов в обществе;
- определить перспективы иммиграционной политики в Швеции, Дании и Норвегии.
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XX века до настоящего момента. Основное внимание уделено периоду с конца XX века до настоящего момента, когда были заложены основы современной иммиграционной политики государств, направленной на уменьшение количества прибывающих в страну иммигрантов и их интеграцию в общество. Существенной особенностью процесса иммиграции в настоящее время является то, что он проходит в условиях глобализации и увеличения потока иммигрантов и беженцев из стран, исповедующих ислам, и государств, охваченных военными конфликтами.
Источниковую базу исследования образует комплекс документов, которые можно разделить на несколько групп. Первую группу образуют нормативные акты и документы органов государственной власти (см. напр. Закон об интеграции иностранцев в Королевстве Дания, Закон об иммиграции Королевства Норвегия от 15 мая 2008 года ). Вторую группу образуют документы политических партий и объединений Швеции, Дании и Норвегии. Третью группу составляют интервью, выступления государственных деятелей (см. напр. «Министр за сокращение иммиграции», Radio Sweden Russian ). В четвертую группу входят статистические данные, в т.ч. публикации Международной организации по миграции (МОМ) (International Organization for Migration, IOM), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) и данные официальной статистики Швеции, Дании и Норвегии (см. напр. «Иммигранты в Дании 2016», официальная статистика Дании, «Высокие показатели по беженцам. Июнь 2017», Центральное бюро статистики Норвегии ).
Методы исследования:
В работе использованы общенаучные методы: анализ, синтез, интерпретация источников. Значительное место занимает системный междисциплинарный подход, так как исследуемые вопросы находятся на стыке истории, политологии, социологии, международного права, этнографии, географии, экономики и других наук. Кроме того, необходимость использования системного подхода обусловлена сложным характером процесса современной миграции населения и адаптации иммигрантов в устоявшейся среде.
Использование проблемно-хронологического принципа позволило проследить этапы трансформации иммиграционной и интеграционной политики в Швеции, Дании и Норвегии под влиянием актуальных политических и социологических факторов в их взаимосвязи.
Применение статистического подхода было неотъемлемым при анализе различного рода правительственных документов в области иммиграционной политики и материалов официальной статистики Швеции, Дании и Норвегии.
Метод сравнительного анализа позволил выявить специфику иммиграционной политики Швеции, Дании и Норвегии и оценить эффективность принимаемых интеграционных мер. В качестве критериев для сравнения выделены: факторы формирования иммиграционной политики, особенности иммиграционных процессов и этнокультурный состав иммигрантов, организация иммиграционной политики, механизмы социокультурной адаптации и интеграции иммигрантов.
Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей подхода Швеции, Дании и Норвегии к решению иммиграционных проблем в условиях европейского миграционного кризиса, а также факторов трансформации характера иммиграционной политики с учетом накопленного социального опыта пребывания выходцев из других стран в малочисленных моноэтничных скандинавских государствах.
Кроме того, автором был введен в научный оборот ряд источников и работ зарубежных авторов на шведском, датском и норвежском языках, которые до настоящего времени не были переведены на русский или английский языки и не использовались в отечественной науке.
Апробация исследования:
Основные положения исследования иммиграционной политики и социокультурных аспектов интеграции иммигрантов в скандинавских странах были представлены автором в четырех научных публикациях в изданиях, индексируемых Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Одно издание - журнал «Мировая экономика и международные отношения» (МЭиМО) - также входит в SCOPUS; журнал «Вопросы истории и культуры северных стран и территорий» входит в The Norwegian Association of Higher Education Institutions (UHR) и The Norwegian Social Science Data Services (NSD).
1. Рост праворадикальных настроений и их влияние на иммиграционную политику в Норвегии и Дании в ХХI веке // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2016. № 2 (34). С. 77-88.
2. Механизмы социокультурной адаптации и интеграции иммигрантов в Норвегии и Дании в 21 в. // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления. 2017. № 19 (24). С. 25-40.
3. Балтийское море: экономическое сотрудничество в условиях политической неопределенности // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 1. С. 120-122 (в соавторстве).
4. Влияние исторического развития Норвегии и Дании на формирование их иммиграционной политики // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления (статья принята к публикации).
Структура работы:
Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых посвящена одной из исследуемых стран, а также заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе проанализировано влияние исторического развития Швеции на формирование ее иммиграционной политики. Рассмотрены количественные и этнокультурные изменения иммиграционных потоков, организация иммиграционной политики и стратегии социокультурной адаптации иммигрантов в Швеции. Вторая глава посвящена изучению факторов исторического и культурного развития Дании, которые оказали влияние на формирование современной иммиграционной политики страны. Проанализированы этнокультурный состав иммиграционных потоков и механизмы адаптации иммигрантов в устоявшейся среде. В третьей главе рассмотрены факторы формирования иммиграционной политики Норвегии, этнокультурный состав современных иммиграционных потоков и организация иммиграционной политики. Определены роль общественных организаций и актуальные проблемы адаптации иммигрантов в Норвегии.
В Швеции массовая иммиграция привела к тому, что в начале XXI века в стране с 9 миллионным населением было более 1 миллиона иммигрантов. Если считать иммигрантами и тех, у кого один из родителей рожден не в Швеции, то их доля составит около 21 % населения страны. «Шведская модель» общества, построенная при нахождении у власти около 50 лет социал-демократической партии, способствовала сведению к минимуму социальных конфликтов в обществе. Основной чертой «шведской модели» является поиск взаимоприемлемых решений, основанный на компромиссе и учете интересов всех сторон.
Согласно индексу (The Migrant Integration Policy Index, MIPEX) неправительственной европейской организации Migration Policy Group Швеция по состоянию на 2014 год занимает первое место в рейтинге интеграционной политики, опережая 38 государств в Европе и за ее пределами. Это означает, что Швеция предоставляет наилучшие возможности иммигрантам по адаптации и долгосрочному поселению и является наиболее привлекательной для них страной.
Иммиграционная политика Дании примечательна тем, что здесь действуют самые строгие в Европе законы в области иммиграции и предоставления убежища.
В сравнении с соседней Швецией Дания значительно позже приступила к формированию координируемой интеграционной политики. Однако на сегодняшний день правительство Дании признало тот факт, что существует зависимость между числом иммигрантов, которые может принять Дания, и тем количеством иммигрантов, которые правительство может интегрировать в датское общество. Изменение иммиграционной политики в сторону ее ужесточения произошло с 2001 года после формирования в Дании либерально-консервативного правительства, включившего представителей Датской народной партии, отличающейся твердой антииммигрантской позицией. По данным на 1 января 2017 года иммигранты и их потомки составляют 13 % всего населения Дании.
Если Дания и Швеция являются членами Европейского союза (с 1973 и 1995 годов соответственно), то Норвегия отказалась от членства и в 1972, и в 1994 годах. Однако Норвегия входит в Европейскую экономическую зону, и большая часть европейских правил и нормативных актов, касающихся миграции, действует также на ее территории.
В Норвегии формулировка понятия «интеграция» на протяжении времени изменилась:
от предложений по противодействию насильственной ассимиляции до признания правом
и прямой обязанностью иммигранта активно участвовать в жизни общества. Реакцией Норвегии на увеличение числа беженцев в условиях европейского миграционного кризиса в 2015 году стало введение практики денежных выплат соискателям убежища, которые готовы добровольно покинуть Норвегию. По состоянию на 1 января 2018 года в Норвегии иммигранты и их потомки составляют 17 % населения.
Трудности социальной адаптации большого количества иммигрантов и необходимость корректировки иммиграционной политики являются в настоящее время широко обсуждаемыми вопросами в Швеции, Дании и Норвегии, т.к. в эпоху глобализации решение проблем миграции позволяет предотвратить стихийность социальных процессов и возникновение межэтнических конфликтов.
Объектом настоящего исследования является иммиграционная политика Швеции, Дании и Норвегии.
Предмет исследования – факторы формирования, институты и механизмы реализации иммиграционной политики вышеназванных стран.
Степень изученности темы:
Влияние исторического развития Швеции, Дании и Норвегии на формирование их иммиграционной политики в российской научной литературе проанализировано в работах известных скандинавистов Кана А.С., Кудриной Ю.В., Рогинского В.В., Чернышевой О.В. и др. Большой интерес представляют монографии на скандинавских языках таких историков как Хаммар Т. (T. Hammar), Брочманн Г. (G. Brochmann), Кйелдстадли К. (K. Kjeldstadli) и др.
Научные публикации Новиковой И.Н. представляют собой глубокие исследования различных аспектов актуальных проблем стран Северной Европы.
Глубокий анализ интеграционной политики Швеции, Дании и Норвегии и изменений, происходящих в ней в ХХI веке на фоне обострения проблем интеграции иностранцев, представлен в работах исследователей Стокес-Дупасс Н. (N. Stokes-Dupass), Йедерлунд Л. (L. Jederlund), Калдур К. (K. Kaldur), Моуритсен П. (P. Mouritsen), Вестин С. (С. Westin), Купер Б. (B. Cooper), Йоргенсен М. (M. Jørgensen), Каппелен О. (Å. Cappelen), Скйерпен Т. (T. Skjerpen) и др.
Феномен этничности, проблема национальных меньшинств, а также вопрос влияния на общество культурного различия мигрантов, прибывающих в Норвегию и Данию, изучены в публикациях отечественных исследователей Плевако Н.С., Чернышевой О.В., Тулупова Д.С., Большакова Г.А. Среди зарубежных авторов социологическим аспектам интеграции иммигрантов в скандинавское общество исследования посвятили Эриксен Т. (T. Eriksen), Бореви К. (K. Borevi), Олунд А. (A. Ålund), Арнстберг К.-У. (K.-O. Arnstberg) и др.
Проблемам иммиграции и влияния иммигрантов на шведское, норвежское и датское общество, специфике иммиграционной политики государств и социальной адаптации иммигрантов и беженцев посвящены публикации в изданиях «Migration Policy Institute, MPI», а также в ведущих журналах: «International Migration», «Journal of Immigrant & Refugee Studies», «Scandinavian Review», «Identities: Global Studies in Culture and Power» и др.
Цель исследования – выявить особенности иммиграционной политики Швеции, Дании и Норвегии в XXI веке.
Задачи исследования:
- выявить факторы исторического и культурного развития, оказывающие влияние
на формирование современной иммиграционной политики Швеции, Дании и Норвегии;
- сравнить основные направления иммиграционной политики шведского, датского
и норвежского правительств и законодательство в отношении иммигрантов;
- выявить количественные и этнокультурные изменения иммиграционных потоков;
- проанализировать основные факторы, влияющие на процесс адаптации
и интеграции иммигрантов в шведском, датском и норвежском обществе;
- провести сравнительный анализ мер, принимаемых шведским, датским
и норвежским правительствами для решения проблем интеграции и сокращению сегрегации иммигрантов в обществе;
- определить перспективы иммиграционной политики в Швеции, Дании и Норвегии.
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XX века до настоящего момента. Основное внимание уделено периоду с конца XX века до настоящего момента, когда были заложены основы современной иммиграционной политики государств, направленной на уменьшение количества прибывающих в страну иммигрантов и их интеграцию в общество. Существенной особенностью процесса иммиграции в настоящее время является то, что он проходит в условиях глобализации и увеличения потока иммигрантов и беженцев из стран, исповедующих ислам, и государств, охваченных военными конфликтами.
Источниковую базу исследования образует комплекс документов, которые можно разделить на несколько групп. Первую группу образуют нормативные акты и документы органов государственной власти (см. напр. Закон об интеграции иностранцев в Королевстве Дания, Закон об иммиграции Королевства Норвегия от 15 мая 2008 года ). Вторую группу образуют документы политических партий и объединений Швеции, Дании и Норвегии. Третью группу составляют интервью, выступления государственных деятелей (см. напр. «Министр за сокращение иммиграции», Radio Sweden Russian ). В четвертую группу входят статистические данные, в т.ч. публикации Международной организации по миграции (МОМ) (International Organization for Migration, IOM), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) и данные официальной статистики Швеции, Дании и Норвегии (см. напр. «Иммигранты в Дании 2016», официальная статистика Дании, «Высокие показатели по беженцам. Июнь 2017», Центральное бюро статистики Норвегии ).
Методы исследования:
В работе использованы общенаучные методы: анализ, синтез, интерпретация источников. Значительное место занимает системный междисциплинарный подход, так как исследуемые вопросы находятся на стыке истории, политологии, социологии, международного права, этнографии, географии, экономики и других наук. Кроме того, необходимость использования системного подхода обусловлена сложным характером процесса современной миграции населения и адаптации иммигрантов в устоявшейся среде.
Использование проблемно-хронологического принципа позволило проследить этапы трансформации иммиграционной и интеграционной политики в Швеции, Дании и Норвегии под влиянием актуальных политических и социологических факторов в их взаимосвязи.
Применение статистического подхода было неотъемлемым при анализе различного рода правительственных документов в области иммиграционной политики и материалов официальной статистики Швеции, Дании и Норвегии.
Метод сравнительного анализа позволил выявить специфику иммиграционной политики Швеции, Дании и Норвегии и оценить эффективность принимаемых интеграционных мер. В качестве критериев для сравнения выделены: факторы формирования иммиграционной политики, особенности иммиграционных процессов и этнокультурный состав иммигрантов, организация иммиграционной политики, механизмы социокультурной адаптации и интеграции иммигрантов.
Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей подхода Швеции, Дании и Норвегии к решению иммиграционных проблем в условиях европейского миграционного кризиса, а также факторов трансформации характера иммиграционной политики с учетом накопленного социального опыта пребывания выходцев из других стран в малочисленных моноэтничных скандинавских государствах.
Кроме того, автором был введен в научный оборот ряд источников и работ зарубежных авторов на шведском, датском и норвежском языках, которые до настоящего времени не были переведены на русский или английский языки и не использовались в отечественной науке.
Апробация исследования:
Основные положения исследования иммиграционной политики и социокультурных аспектов интеграции иммигрантов в скандинавских странах были представлены автором в четырех научных публикациях в изданиях, индексируемых Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Одно издание - журнал «Мировая экономика и международные отношения» (МЭиМО) - также входит в SCOPUS; журнал «Вопросы истории и культуры северных стран и территорий» входит в The Norwegian Association of Higher Education Institutions (UHR) и The Norwegian Social Science Data Services (NSD).
1. Рост праворадикальных настроений и их влияние на иммиграционную политику в Норвегии и Дании в ХХI веке // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2016. № 2 (34). С. 77-88.
2. Механизмы социокультурной адаптации и интеграции иммигрантов в Норвегии и Дании в 21 в. // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления. 2017. № 19 (24). С. 25-40.
3. Балтийское море: экономическое сотрудничество в условиях политической неопределенности // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 1. С. 120-122 (в соавторстве).
4. Влияние исторического развития Норвегии и Дании на формирование их иммиграционной политики // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления (статья принята к публикации).
Структура работы:
Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых посвящена одной из исследуемых стран, а также заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе проанализировано влияние исторического развития Швеции на формирование ее иммиграционной политики. Рассмотрены количественные и этнокультурные изменения иммиграционных потоков, организация иммиграционной политики и стратегии социокультурной адаптации иммигрантов в Швеции. Вторая глава посвящена изучению факторов исторического и культурного развития Дании, которые оказали влияние на формирование современной иммиграционной политики страны. Проанализированы этнокультурный состав иммиграционных потоков и механизмы адаптации иммигрантов в устоявшейся среде. В третьей главе рассмотрены факторы формирования иммиграционной политики Норвегии, этнокультурный состав современных иммиграционных потоков и организация иммиграционной политики. Определены роль общественных организаций и актуальные проблемы адаптации иммигрантов в Норвегии.
В процессе исследования было выявлено, что на формирование иммиграционной политики Швеции, Дании и Норвегии оказал влияние ряд исторических факторов, среди которых долгое время сохранявшаяся моноэтничность, рост национального самосознания в XIX веке, процесс культурного обмена между народами скандинавских стран, протестантская этика и скандинавский менталитет. На протяжении первой половины XX века Швеция, Дания и Норвегия являлись государствами с высоким уровнем эмиграции, проводившими политику ассимиляции по отношению к национальным меньшинствам. Рост иммиграции, в первую очередь в пределах самих Северных стран, первоначально был вызван необходимостью восполнить недостаток рабочих в определенных секторах развивающейся экономики в послевоенные десятилетия. Так, до появления термина «иммигранты» использовалось понятие «импортируемая рабочая сила», а сами рабочие ощущали себя эмигрантами из тех стран, откуда они приехали, и зачастую спустя годы возвращались на родину.
Проблемы иммиграции – необходимость учета интересов растущего числа иммигрантов, возможность влияния на политическую жизнь и долгосрочные последствия пребывания иммигрантов в стране – стали всерьез обсуждаться в Швеции, Дании и Норвегии лишь в 1960-х годах. Швеция первая из стрех стран пришла к необходимости формирования координированной иммиграционной политики, приняв в 1975 году Закон об иммиграции, который, как считается, заложил основы мультикультурализма. Ключевыми принципами в Швеции на долгий срок были закреплены: равенство, свобода выбора культуры и сотрудничество между коренным населением и иммигрантами.
При этом для иммигрантов закреплялась возможность самим определять, в какой мере сохранять свои национальные культуру и язык. 1970-1980-е годы для Швеции, Дании и Норвегии ознаменовались кардинальным изменением численности и характера иммиграционных потоков: на смену трудовой иммиграции из европейских государств пришло время иммиграции по гуманитарным причинам и роста числа беженцев из стран, охваченных военными конфликтами: Ирана, Ирака, Ливана, Вьетнама, а позже в 1990-х годах также Афганистана, Пакистана, Боснии и Герцеговины, Югославии и т.д.
Если в Швеции в начале XXI века был выбран путь «от иммиграционной политики к политике интеграции», подразумевающий преодоление разделения общества на коренное население и иммигрантов, воспитание толерантности и понимания ценности этнического и культурного многообразия общества, то в Норвегии настроения менялись в сторону противостояния иммиграции, а ксенофобские тенденции явно сказались на электоральных предпочтениях, закрепив лидирующее положение в парламенте Партии прогресса, подчеркивающей существование пределов для возможности «оставаться другим», живя в Норвегии. Понятие «интеграция» менялось: от предложений
по противодействию насильственной ассимиляции до признания обязанностью иммигранта активно участвовать в жизни общества, принося ему пользу. Наиболее жесткую позицию в вопросах иммиграции и предоставления убежища заняла Дания, где также большую популярность имеют правые политические силы – Датская народная партия, выступающая против мультикультурализма и ни в каком виде не признающая мультиэтническую трансформацию страны.
Европейский миграционный кризис, началом которого принято считать 2015 год, является крупнейшим в Европе со времен Второй мировой войны и характеризуется многократным увеличением потока беженцев и нелегальных иммигрантов из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии.
Одним из ключевых факторов в 2015 году, когда иммиграция достигла пика, было то, что зафиксированные в Швеции 35 тыс. беженцев являлись несовершеннолетними лицами без родителей или опекунов (23 480 заявлений из Афганистана – наивысший показатель в этой категории). Ведущими группами соискателей убежища в Швеции, Дании и Норвегии сегодня являются выходцы их Сирии, Эритреи, Сомали, Ирака, Ирана, Пакистана, Афганистана. Переломным по количеству прибывающих беженцев является 2016 год, когда Швеция вносит изменения в иммиграционное законодательство, устанавливая минимальные по уровню Европейского союза квоты на беженцев и принимая более четкие критерии по определению зон военных конфликтов и наиболее уязвимых групп населения, так называемых групп риска; к сокращению числа беженцев ведут также меры, принимаемые в Дании и Норвегии.
В настоящее время основными направлениями иммиграционной политики Швеции, Дании и Норвегии являются: политика в отношении беженцев и вынужденных переселенцев, политика по отношению к добровольным иммигрантам, политика интеграции.
Иммиграционная политика Швеции, Дании и Норвегии определяется национальным законодательством и дополнена ратифицированными международными соглашениями в сфере миграции и помощи беженцам (Конвенция 1951 г.
и Протокол 1967 г. о статусе беженца, Дублинская конвенция, Европейская конвенция о предотвращении насилия 1987 г., «Северное» соглашение 1954 г.). Если Дания и Швеция являются членами Европейского союза (с 1973 и 1995 годов соответственно), то Норвегия отказалась от членства, что отчасти определяется желанием норвежцев сохранить приоритет законов Норвегии перед законами ЕС в области иммиграции. Законодательные основы иммиграционной политики в Швеции, Дании и Норвегии определяет парламент.
В трех странах созданы несколько взаимодействующих управлений и центров
в области иммиграционной политики, при этом практической реализацией вопросов, связанных с пребыванием и интеграцией иммигрантов и беженцев, занимаются в Дании и Норвегии муниципалитеты, получающие на эти цели финансирование. Иначе организована интеграционная политика Швеции: в связи с признанием неэффективными действующих инструментов и мер в ходе существенных реформ в 2010 году был взят курс на централизацию интеграционной политики, что означало, что правительство берет на себя ответственность за разработку интеграционных программ для муниципалитетов.
Очевидно, что успешная интеграция иммигранта определяется в первую очередь его способностью участвовать в рынке труда. Не менее важными являются еще три компонента: знание языка, наличие друзей-коренных жителей и членство в различных организациях.
В Швеции, Дании и Норвегии действуют индивидуальные интеграционные программы для иммигрантов и беженцев, включающие языковые курсы, подготовку к трудоустройству (например, стажировки и ли подтверждение квалификации и навыков) и курсы социальной адаптации, направленные на формирование у иммигранта представлений об обществе и действующих в стране правилах. Подразумевается, что время, затрачиваемое иммигрантом на прохождение программы, должно быть равно работе в объеме полного дня, то есть составлять в среднем 40 часов в неделю. Конечной целью при этом, в первую очередь, является интеграция иммигранта на рынке труда. Общей тенденцией для трех стран является возложение большей ответственности за интеграцию на самого иммигранта (и даже введение особого интеграционного контракта и интеграционного экзамена в Дании, повышение требований к уровню владения языком до D2E, равному европейскому уровню B1 и т.д.).
Однако стоит отметить, что если в Норвегии и Дании участие в интеграционной программе является обязательным и за несоблюдение действующих правил и невыполнение иммигрантом интеграционного плана предусмотрены «санкции» (от существенного сокращения выплачиваемого денежного поощрения вплоть до депортации), то в Швеции участие в интеграционной программе фактически является добровольным, а отказ от изучения шведского языка или посещения курсов не несет для иммигранта никаких негативных последствий по проживанию в стране. В Швеции иммигранта также не обязывают сдавать интеграционный тест для получения прав на долгосрочное поселение. Точно так же успешная сдача экзамена на знание языка не дает никаких преимуществ или привилегий при получении статуса резидента или гражданства. Поэтому, в Швеции получить гражданство значительно легче, чем в какой-либо из Северных стран.
Проблемы адаптации и интеграции иммигрантов в Швеции, Дании и Норвегии схожи и по своему характеру могут быть разделены на социокультурные (межэтническая напряженность, потребительская позиция иммигрантов, нежелание иммигрантов-мусульман принимать европейские ценности) и социально-политические (неспособность общества благосостояния реализовать равные возможности по отношению к иммигрантам, большой процент безработицы среди иммигрантов, рост праворадикальных настроений). Трудности во взаимодействии между иммигрантами и коренными жителями заключаются в основном в низкой возможности коммуникации, основанной на негативных этнических стереотипах, незнании иммигрантами языка коренных жителей, разнице культур и вероисповедания.
В первую очередь обсуждаются высокая безработица среди иммигрантов и их потомков, уровень преступности, гендерное неравенство и разница в воспитании детей мужского и женского пола в традиционных мусульманских семьях иммигрантов, сегрегация населения и формирование так называемых гетто, непривычный для скандинавов облик иностранцев, ношение ими хиджаба и других элементов чуждой культуры. Выводы, преимущественно, отражают позицию о несовместимости культуры иммигрантов и традиций принимающего скандинавского общества.
Увеличение нагрузки на социальный сектор с ростом количества иммигрантов и беженцев в последние несколько лет влияет на изменения в иммиграционной политике стран. Если отличительной чертой «шведской модели» является поиск взаимоприемлемых решений, то Норвегия и Дания действуют иначе. И Дания, и Норвегия в связи с развитием европейского миграционного кризиса приняли ряд мер по снижению потока беженцев, среди которых уменьшение вдвое социального пособия, информирование населения в странах выхода об ужесточении правил предоставления убежища, введение пограничного контроля, отказ со стороны Дании от приема беженцев по квоте ЕС, установление минимального возраста в 24 года для воссоединения с супругой/супругом, увеличение срока до 3 лет на право подать прошение о воссоединении с семьей, введение в Норвегии ДНК-теста для супругов, не имеющих детей. Также в Норвегии была повышена планка уровня дохода семьи вызывающей близкого родственника. Как в Дании, так и в Норвегии в 2016 году были изданы законы, согласно которым имущество иммигранта может быть оценено, а деньги и ценности стоимостью более 1 450 долларов США могут быть изъяты. Кроме того, была введена практика финансовых выплат беженцам, которые добровольно покинут страну (оплачиваются расходы на переезд в родную страну или в предыдущую страну проживания, компенсируется стоимость транспортировки личных вещей, оказывается материальная помощь на обустройство в родной стране, расходы на обучение и т.д.). В Норвегии особый «бонус» в размере 1 500 долларов США прибавляется к действующим выплатам для тех беженцев, которые покинут страну в наиболее короткий срок.
Исследование выявило нерешенность вопроса о возможности преодоления культурных различий иммигрантов из стран Ближнего Востока и Африки и шведов, норвежцев и датчан. Принимая во внимание, что большинство иммигрантов сегодня имеют неевропейское происхождение, важно сфокусировать внимание на решении задач в четырех областях: гендерные роли и стереотипы, трудоустройство, система образования и включение иммигранта в принимающее общество. Для решения последней задачи эффективно использование ресурсов различного рода неправительственных организаций. Важное значение также имеют меры по расселению беженцев в разных регионах, чтобы обеспечить большее и эффективное социальное смешение и избежать формирования этнических гетто и сегрегации. Так как в настоящее время полностью прекратить поток новых просителей убежища и иммигрантов невозможно, очевидно, что необходимой мерой становится предъявление более жестких требований к вновь прибывающим в страну.
Проблемы иммиграции – необходимость учета интересов растущего числа иммигрантов, возможность влияния на политическую жизнь и долгосрочные последствия пребывания иммигрантов в стране – стали всерьез обсуждаться в Швеции, Дании и Норвегии лишь в 1960-х годах. Швеция первая из стрех стран пришла к необходимости формирования координированной иммиграционной политики, приняв в 1975 году Закон об иммиграции, который, как считается, заложил основы мультикультурализма. Ключевыми принципами в Швеции на долгий срок были закреплены: равенство, свобода выбора культуры и сотрудничество между коренным населением и иммигрантами.
При этом для иммигрантов закреплялась возможность самим определять, в какой мере сохранять свои национальные культуру и язык. 1970-1980-е годы для Швеции, Дании и Норвегии ознаменовались кардинальным изменением численности и характера иммиграционных потоков: на смену трудовой иммиграции из европейских государств пришло время иммиграции по гуманитарным причинам и роста числа беженцев из стран, охваченных военными конфликтами: Ирана, Ирака, Ливана, Вьетнама, а позже в 1990-х годах также Афганистана, Пакистана, Боснии и Герцеговины, Югославии и т.д.
Если в Швеции в начале XXI века был выбран путь «от иммиграционной политики к политике интеграции», подразумевающий преодоление разделения общества на коренное население и иммигрантов, воспитание толерантности и понимания ценности этнического и культурного многообразия общества, то в Норвегии настроения менялись в сторону противостояния иммиграции, а ксенофобские тенденции явно сказались на электоральных предпочтениях, закрепив лидирующее положение в парламенте Партии прогресса, подчеркивающей существование пределов для возможности «оставаться другим», живя в Норвегии. Понятие «интеграция» менялось: от предложений
по противодействию насильственной ассимиляции до признания обязанностью иммигранта активно участвовать в жизни общества, принося ему пользу. Наиболее жесткую позицию в вопросах иммиграции и предоставления убежища заняла Дания, где также большую популярность имеют правые политические силы – Датская народная партия, выступающая против мультикультурализма и ни в каком виде не признающая мультиэтническую трансформацию страны.
Европейский миграционный кризис, началом которого принято считать 2015 год, является крупнейшим в Европе со времен Второй мировой войны и характеризуется многократным увеличением потока беженцев и нелегальных иммигрантов из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии.
Одним из ключевых факторов в 2015 году, когда иммиграция достигла пика, было то, что зафиксированные в Швеции 35 тыс. беженцев являлись несовершеннолетними лицами без родителей или опекунов (23 480 заявлений из Афганистана – наивысший показатель в этой категории). Ведущими группами соискателей убежища в Швеции, Дании и Норвегии сегодня являются выходцы их Сирии, Эритреи, Сомали, Ирака, Ирана, Пакистана, Афганистана. Переломным по количеству прибывающих беженцев является 2016 год, когда Швеция вносит изменения в иммиграционное законодательство, устанавливая минимальные по уровню Европейского союза квоты на беженцев и принимая более четкие критерии по определению зон военных конфликтов и наиболее уязвимых групп населения, так называемых групп риска; к сокращению числа беженцев ведут также меры, принимаемые в Дании и Норвегии.
В настоящее время основными направлениями иммиграционной политики Швеции, Дании и Норвегии являются: политика в отношении беженцев и вынужденных переселенцев, политика по отношению к добровольным иммигрантам, политика интеграции.
Иммиграционная политика Швеции, Дании и Норвегии определяется национальным законодательством и дополнена ратифицированными международными соглашениями в сфере миграции и помощи беженцам (Конвенция 1951 г.
и Протокол 1967 г. о статусе беженца, Дублинская конвенция, Европейская конвенция о предотвращении насилия 1987 г., «Северное» соглашение 1954 г.). Если Дания и Швеция являются членами Европейского союза (с 1973 и 1995 годов соответственно), то Норвегия отказалась от членства, что отчасти определяется желанием норвежцев сохранить приоритет законов Норвегии перед законами ЕС в области иммиграции. Законодательные основы иммиграционной политики в Швеции, Дании и Норвегии определяет парламент.
В трех странах созданы несколько взаимодействующих управлений и центров
в области иммиграционной политики, при этом практической реализацией вопросов, связанных с пребыванием и интеграцией иммигрантов и беженцев, занимаются в Дании и Норвегии муниципалитеты, получающие на эти цели финансирование. Иначе организована интеграционная политика Швеции: в связи с признанием неэффективными действующих инструментов и мер в ходе существенных реформ в 2010 году был взят курс на централизацию интеграционной политики, что означало, что правительство берет на себя ответственность за разработку интеграционных программ для муниципалитетов.
Очевидно, что успешная интеграция иммигранта определяется в первую очередь его способностью участвовать в рынке труда. Не менее важными являются еще три компонента: знание языка, наличие друзей-коренных жителей и членство в различных организациях.
В Швеции, Дании и Норвегии действуют индивидуальные интеграционные программы для иммигрантов и беженцев, включающие языковые курсы, подготовку к трудоустройству (например, стажировки и ли подтверждение квалификации и навыков) и курсы социальной адаптации, направленные на формирование у иммигранта представлений об обществе и действующих в стране правилах. Подразумевается, что время, затрачиваемое иммигрантом на прохождение программы, должно быть равно работе в объеме полного дня, то есть составлять в среднем 40 часов в неделю. Конечной целью при этом, в первую очередь, является интеграция иммигранта на рынке труда. Общей тенденцией для трех стран является возложение большей ответственности за интеграцию на самого иммигранта (и даже введение особого интеграционного контракта и интеграционного экзамена в Дании, повышение требований к уровню владения языком до D2E, равному европейскому уровню B1 и т.д.).
Однако стоит отметить, что если в Норвегии и Дании участие в интеграционной программе является обязательным и за несоблюдение действующих правил и невыполнение иммигрантом интеграционного плана предусмотрены «санкции» (от существенного сокращения выплачиваемого денежного поощрения вплоть до депортации), то в Швеции участие в интеграционной программе фактически является добровольным, а отказ от изучения шведского языка или посещения курсов не несет для иммигранта никаких негативных последствий по проживанию в стране. В Швеции иммигранта также не обязывают сдавать интеграционный тест для получения прав на долгосрочное поселение. Точно так же успешная сдача экзамена на знание языка не дает никаких преимуществ или привилегий при получении статуса резидента или гражданства. Поэтому, в Швеции получить гражданство значительно легче, чем в какой-либо из Северных стран.
Проблемы адаптации и интеграции иммигрантов в Швеции, Дании и Норвегии схожи и по своему характеру могут быть разделены на социокультурные (межэтническая напряженность, потребительская позиция иммигрантов, нежелание иммигрантов-мусульман принимать европейские ценности) и социально-политические (неспособность общества благосостояния реализовать равные возможности по отношению к иммигрантам, большой процент безработицы среди иммигрантов, рост праворадикальных настроений). Трудности во взаимодействии между иммигрантами и коренными жителями заключаются в основном в низкой возможности коммуникации, основанной на негативных этнических стереотипах, незнании иммигрантами языка коренных жителей, разнице культур и вероисповедания.
В первую очередь обсуждаются высокая безработица среди иммигрантов и их потомков, уровень преступности, гендерное неравенство и разница в воспитании детей мужского и женского пола в традиционных мусульманских семьях иммигрантов, сегрегация населения и формирование так называемых гетто, непривычный для скандинавов облик иностранцев, ношение ими хиджаба и других элементов чуждой культуры. Выводы, преимущественно, отражают позицию о несовместимости культуры иммигрантов и традиций принимающего скандинавского общества.
Увеличение нагрузки на социальный сектор с ростом количества иммигрантов и беженцев в последние несколько лет влияет на изменения в иммиграционной политике стран. Если отличительной чертой «шведской модели» является поиск взаимоприемлемых решений, то Норвегия и Дания действуют иначе. И Дания, и Норвегия в связи с развитием европейского миграционного кризиса приняли ряд мер по снижению потока беженцев, среди которых уменьшение вдвое социального пособия, информирование населения в странах выхода об ужесточении правил предоставления убежища, введение пограничного контроля, отказ со стороны Дании от приема беженцев по квоте ЕС, установление минимального возраста в 24 года для воссоединения с супругой/супругом, увеличение срока до 3 лет на право подать прошение о воссоединении с семьей, введение в Норвегии ДНК-теста для супругов, не имеющих детей. Также в Норвегии была повышена планка уровня дохода семьи вызывающей близкого родственника. Как в Дании, так и в Норвегии в 2016 году были изданы законы, согласно которым имущество иммигранта может быть оценено, а деньги и ценности стоимостью более 1 450 долларов США могут быть изъяты. Кроме того, была введена практика финансовых выплат беженцам, которые добровольно покинут страну (оплачиваются расходы на переезд в родную страну или в предыдущую страну проживания, компенсируется стоимость транспортировки личных вещей, оказывается материальная помощь на обустройство в родной стране, расходы на обучение и т.д.). В Норвегии особый «бонус» в размере 1 500 долларов США прибавляется к действующим выплатам для тех беженцев, которые покинут страну в наиболее короткий срок.
Исследование выявило нерешенность вопроса о возможности преодоления культурных различий иммигрантов из стран Ближнего Востока и Африки и шведов, норвежцев и датчан. Принимая во внимание, что большинство иммигрантов сегодня имеют неевропейское происхождение, важно сфокусировать внимание на решении задач в четырех областях: гендерные роли и стереотипы, трудоустройство, система образования и включение иммигранта в принимающее общество. Для решения последней задачи эффективно использование ресурсов различного рода неправительственных организаций. Важное значение также имеют меры по расселению беженцев в разных регионах, чтобы обеспечить большее и эффективное социальное смешение и избежать формирования этнических гетто и сегрегации. Так как в настоящее время полностью прекратить поток новых просителей убежища и иммигрантов невозможно, очевидно, что необходимой мерой становится предъявление более жестких требований к вновь прибывающим в страну.
Подобные работы
- Социальное развитие Швеции в контексте политики Евросоюза (1992-2015 гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Миграционная политика европейских государств: история и современность
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - Миграционная политика европейских государств: история и современность
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОГО ФАКТОРА НА ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КОРОЛЕВСТВА НОРВЕГИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ЭВОЛЮЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕС
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



