Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование мотивов учебной деятельности у младших школьников средствами игровых технологий на уроках «Окружающий мир»

Работа №141229

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования мотивов учебной деятельности у младших школьников 8
1.1 Анализ понятия «мотивы учебной деятельности» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Игровые технологии как средство формирования мотивов учебной деятельности на уроках «Окружающий
мир» 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивов учебной деятельности 30
2.1 Констатирующий этап эксперимента 30
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по
формированию мотивов учебной деятельности на уроках «Окружающий мир» 43
2.3 Контрольный этап эксперимента 51
Заключение 60
Список используемой литературы 62


Актуальность темы «Формирование мотивов учебной деятельности у младших школьников средствами игровых технологий на уроках «Окружающий мир» обусловлена необходимостью применения инновационных методов и технологий в образовательном процессе для формирования интереса и мотивации у младших школьников к учебной деятельности. Сегодняшний ученик уже родился и вырос в цифровую эпоху, поэтому обучение должно быть максимально эффективным и интересным, чтобы школьник получал удовольствие от учебных занятий.
Окружающий мир - это один из самых популярных предметов в начальной школе. Он объединяет в себя все, что окружает нас в обыденной жизни: природу, животных, географию и другие важные для
жизнедеятельности знания. В то же время, многие дети не проявляют достаточный интерес к учебе, так как они не видят практической пользы в получаемых ими знаниях. Именно поэтому использование игровых технологий на уроках «Окружающий мир» может помочь повысить мотивацию и интерес учеников, что приведет к увеличению их успеваемости и общей активности на уроках.
Актуальность данной темы подтверждается также нормативно-правовыми документами в области образования. Так, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] указывает, что основная цель образования заключается в развитии личности, формировании у нее знаний, умений и навыков, а также в воспитании моральных и духовных ценностей. Одним из направлений образовательного процесса является развитие мотивов учебной деятельности у учащихся.
Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [2], утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 года № 1897, определяет основные требования к программам
начального общего образования, включая предмет «Окружающий мир». Одним из требований является не только формирование знаний о мире, но и развитие мотивации учебной деятельности у учащихся.
Необходимо подчеркнуть, что основная деятельность по формированию мотивов учебной деятельности у младших школьников на уроках «Окружающий мир» осуществляется учителем начальных классов, исходя из его обязанностей, которые заключаются в эффективно организованной деятельности, в структурировании учебного процесса, который бы обеспечивал участие всех детей в обучении, дальнейшее развитие их личности и духовности.
Данная проблема актуальна также и для родителей, как еще одного участника образовательного процесса, так как успех ребенка зависит от того, как учитель и родители смогут организовать совместную деятельность, способствующую мотивировать учебную деятельность ученика на успешный результат обучения, развития и воспитания.
Немаловажную роль в изучении и развитии учебной мотивации являются доброжелательные и доверительные отношения между участниками учебного процесса. Для учащихся начальной школы это очень важно, так как именно уважение, доброжелательность, отзывчивость являются основой становления положительных мотивов в обучении.
В психолого-педагогической литературе вопросы и поиск средств формирования мотивов учебной деятельности в системе школьного образования всегда оставались наиболее актуальными. Ведущей деятельностью в начальной школе является учебная, поэтому с первых дней обучения необходимо использовать средства, способствующие формированию учебной мотивации.
В отечественной психологии мотив рассматривается как многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения и деятельности.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что формирование мотивов учебной деятельности у младших школьников, в том числе на уроках «Окружающий мир», является одной из важных задач психолого-педагогической науки.
Анализ теоретических источников по изучаемой теме позволил заключить, что мотив - это психологический стимул, побуждающий человека к определенному действию или поведению. Он может иметь как внутреннее, так и внешнее происхождение и служить как механизм для достижения целей и удовлетворения потребностей.
Мотив учебной деятельности представляет собой мотив, связанный с обучением и активной учебной деятельностью. Он является важным фактором, влияющим на качество и результативность учебного процесса.
Формирование мотивов учебной деятельности у младших школьников - это процесс поощрения и стимулирования учеников к учебе и развитию интереса к знаниям в целом. Для этого применяется широкий спектр методов, в том числе и игровых технологий, которые обеспечиваются возрастными особенностями младших школьников, а также оказывают положительное влияние на развитие у детей интереса к учению.
Кроме того, в теоретической части исследования были выделены следующие педагогические условия по эффективности формирования мотивов учебной деятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»:
- применение занимательного материала познавательного характера посредством внедрения в ту или иную часть урока дидактических игровых технологий;
- целенаправленное обучение младших школьников умению совместно с учителем создавать игры или игровые элементы;
- возможность учащегося самостоятельно выбирать и решать творческие задания.
Деятельность по формированию мотивов учебной деятельности у младших школьников на уроках «Окружающий мир» представлена как технология, включающая комплекс мероприятий. Ключевым этапом данной технологии является применение мероприятий, включающих совокупность игровых технологий. Данные мероприятия призваны устранить проблемы, выявленные на констатирующем этапе эксперимента: повысить уровень учебной мотивации, познавательного интереса у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Исследование «Формирование мотивов учебной деятельности у младших школьников средствами игровых технологий на уроках "Окружающий мир"» позволило выявить эффективность использования игровых технологий для формирования мотивации к учению у младших школьников, путем сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов. Результаты исследования показали, что игровые технологии позволяют создать интересную и увлекательную учебную среду, которая способствует активному участию детей в учебном процессе и побуждает их к самостоятельной работе.
Оказалось, что игры на уроках «Окружающего мира» могут стать мощным инструментом, позволяющим формировать у младших школьников позитивный взгляд на учебу и развивать интерес к определенным наукам, темам и задачам.
Таким образом, использование игровых технологий на уроках «Окружающего мира» может стать одним из способов повышения мотивов учебной деятельности у младших школьников.



1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] / СПС Компания «Консультант-». URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 22.02 2023).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.) [Электронный ресурс] / СПС Компания «Гарант». URL: https://base.garant.ru/197127/53 (дата обращения: 22.02 2023).
3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Просвещение, 1976. 157 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Педагогика, 1968. 236 с.
5. Василенко В.Г. Игровые методы проведения учебных занятий в высшей школе // Вестник РМАТ. 2014. № 1 (10). С. 84-93.
6. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1999. 71с.
7. Выготский Л. С. Психология. М., 2000. 43 с.
8. Глуханюк Н. С. Психодиагностика. М. : Академический проект; Екатеринбург, 2005. 272 с.
9. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Программа интегрированного курса «Окружающий мир». М., 2011. 50 с.
10. Зайцева М. В. Мотивация и некоторые пути её повышения // Первое сентября. 2003.№ 1. С. 2-4.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие.
Ростов - на - Дону: Феникс, 1997. 296 с.
12. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. : Педагогика, 1972. 298с.
13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2006.507с.
14. 15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Просвещение, 1982. 186 с.
15. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. М., 1990. 212 с.
...
28 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ