Введение 3
1. Теоретико-методологические основания исследования феномена этнической идентичности и этнической толерантности 9
1.1. Этническая идентичность 9
1.1.1. Понятие идентичности 9
1.1.2. Этничность и этническая идентичность 10
1.1.3. Этническая идентичность и этническое самосознание 12
1.1.4. Проблема национальной идентичности 15
1.2. Межэтнические отношения 17
1.2.1. Межгрупповые отношения 17
1.2.2. Определение и типология межэтнических отношений 18
1.2.3. Модели межэтнических отношений 20
1.2.4. Тенденции развития межэтнических отношений 21
1.3. Этническая толерантность 25
1.3.1. Истоки возникновения толерантности 25
1.3.2. Этническая толерантность 29
1.3.3. Взаимосвязь этнической толерантности и этнической идентичности 30
1.3.4. Виды этнической толерантности. Интолерантность 31
2. Исследование уровня и смысла этнической толерантности в современном российском обществе 34
2.1. Программа эмпирического исследования 34
2.2. Результаты эмпирического исследования 41
2.2.1. Описание выборки 41
2.2.2. Выраженность и признаки этнической идентичности 44
2.2.3. Ценностное содержание этнической идентичности 52
2.2.4. Уровень этнической толерантности и важность собственной этнической принадлежности 54
2.2.4.1. Акцентуация собственной этнической идентичности 55
2.2.4.2. Уровень толерантности 57
2.2.4.3. Дистанцированность от “других” (национальностей) 60
2.2.4.4. Неприязнь к определенным национальностям и причины её возникновения61
2.2.5. Выявление уровня этноцентризма и этноконфессиональных предубеждений66
2.3. Основные выводы 71
Заключение 76
Список использованной литературы 79
Приложения 83
Приложение 1. Анкета 83
Приложение 2. Кодировка неоконченных предложений
16 ноября 1995 года на XXVIII ассамблее ЮНЕСКО странами-участницами была принята Декларация принципов терпимости, где сформулировано понятие “терпимость” и раскрываются принципы, которые должны поощряться во всех странах для политического, экономического и культурного развития. Терпимость в Декларации определяется как уважение, принятие и признание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов быть людьми [Records of the General Conference, 1995, 75]. 26 лет спустя этот термин и его смысл не теряют своей актуальности, а скорее наоборот: в современном мире выражение толерантности - одно из обязательных условий существования человека в социуме, его коммуникации с представителями других культур, религиозных конфессий и т.д. Актуализации проблемы толерантности также активно способствует глобализация, благодаря которой сталкиваются различные культуры. Такое взаимопроникновение несомненно влияет на осмысление национальных, этнических, религиозных и других идентичностей, размытие границ между ними и, как следствие, - усиление вестернизации культуры. Толерантность позволяет справиться с проблемой взаимодействия с “другими” (этническими, национальными и т.п.), выступая одной из возможных парадигм коммуникации.
Растущее этническое многообразие в западных странах, обусловленное прежде всего большими миграционными потоками, способствует развитию разных социальных, политических и экономических дискурсов в обществе, и обуславливает возникновение двух стратегий адаптации общества к идеям мультикультурализма. Увеличение миграционных потоков приводит к росту напряжения между местным населением и мигрантами, что негативно отражается на общей этнополитической ситуации в регионе или стране. С одной стороны, существует необходимость в поощрении принятия и уважения людей с различным культурным происхождением, то есть этнической терпимости. С другой стороны, власти с настороженностью относятся к мультикультуральному дискурсу в том числе и в плане законодательных инициатив, поскольку такая политика может способствовать разрушению социальной сплоченности населения. Поэтому на данный момент страны выступают за укрепление общей национальной идентичности посредством разных государственных программ в качестве средства нейтрализации этого предполагаемого эффекта. То есть гражданин в демократической стране должен быть одновременно этнически терпимым, готовым способствовать включению этнических меньшинств в общественно-политическую жизнь государства, но также оставаться патриотом своей страны, то есть отождествлять себя на политическом уровне таким же гражданином, как и представитель другой этнической группы. Такое взаимодействие в теории позволяет избежать этнических конфликтов, потому что в стране все этнические группы объединены государственной принадлежностью, однако на самом деле выражение принадлежности к стране проживания не может быть полностью соотносимо с толерантной позицией по отношению к другим этническим группам и собственной этнической идентичностью. Существование подобного разделения можно рассматривать как важный дискурс, определяющий иммиграционную, интеграционную политику страны, а также политику натурализации граждан [Шлягина, Ениколопов, 2011].
Распад СССР в конце XX века в числе прочих привел к обострению национальных проблем и этнической самоидентификации народов, входивших в его состав. В период, когда в стране царит политическая и гражданская неопределенность, этническая принадлежность становится неким компенсаторным механизмом, поскольку является более устойчивой характеристикой, по сравнению с гражданской идентичностью. Человеку необходимо чувствовать себя частью какой-то группы, быть включенным в какую-то общность людей. Этнос, как межпоколенная группа с устойчивым составом, из которой практически невозможно “исключить” члена группы, как раз является той опорой, которую человек ищет в кризисной ситуации. Поэтому такой поиск ориентиров и стабильности в обществе, которое раздирают политические, социальные и экономические проблемы, подталкивает на переосмысление своей этнической идентичности и, как следствие, повышение её значимости в обществе [Кагермазова, Абакумова, 2015].
Сейчас Российская Федерация характеризуется этническим и культурным разнообразием. Здесь многие годы на одной территории сосуществуют представители множества народов. Однако межэтнические отношения в стране до сих пор остаются напряженными, постоянно усугубляемые вспыхивающими этническими конфликтами. Вооруженные конфликты, террористические акты и насилие подпитывают враждебность, которая формируется и проявляется не только во внешней отчужденности, но и в сознании людей. Вдобавок, межэтнические отношения часто политизируются самой властью и адаптируются в корыстных целях. Развитие межэтнической толерантности является важнейшей задачей, которая необходима не столько для развития, но и просто для выживания народов в стране. Мирное межэтническое взаимодействие и сотрудничество может быть создано только на основе взаимного уважения, признания независимости и достоинства других народов, а также согласования парадигм, ориентаций и жизненных мотивов различных этнических групп. Для этого государству требуется способствовать формированию установок толерантного поведения.
Изучением этнической толерантности, как одного из методов регулирования межэтнических отношений, занимаются представители многих наук. Проблема толерантности в общем рассматривается в политологии, философии, социальной психологии, антропологии и других науках. Поскольку межэтнические отношения – это сложная система отношений (межкультурных, межнациональных, межличностных и т.д.), которая основывается на этнической идентичности и самосознании отдельного индивида и группы в целом, важно определить то, как могут взаимодействовать представители различных этнических групп как внутри своей группы между собой, так и с этническими «другими» и почему они выбирают ту или иную стратегию для коммуникации.
Объект исследования: практики межэтнической коммуникации в культурно смешанной среде среди молодёжи русской национальности
Предметом исследования является этническая толерантность в сознании молодёжи русской национальности
Цель данной работы:
1) Определение существующего уровня толерантности, возникающего в процессе межэтнического взаимодействия
Достижение цели требует следующих задач:
1) Дать определения понятиям «этническая идентичность» и «этническая толерантность», а также описать влияние, которое они оказывают друг на друга.
2) Выделить и описать категорию «межэтнические отношения», в процессе которых актуализируется этническая идентичность и появляется основания для возникновения этнической толерантности.
3) Сформулировать и описать теоретическое осмысление проблемы толерантности.
4) Выявить и описать факторы, влияющие на уровень толерантности.
5) Разработать программу эмпирического исследования для определения особенностей формирования этнической толерантности в сознании молодёжи русской национальности.
6) Описать основные результаты эмпирического исследования и сделать соответствующие выводы.
Гипотезы исследования:
1) Акцентуация этнической идентичности будет препятствовать развитию уровня этнической толерантности: этноцентризм, возникающий при доминировании этнической идентичности над другими идентичностями в сознании человека приводит к интолерантным установкам и поведению.
2) У молодёжи в структуре этнической идентичности предположительно преобладают консервативные установки, которые, в свою очередь, обусловливают низкий уровень этнической толерантности.
3) На уровень этнической толерантности влияет социальная дистанция: чем ближе расположен представитель другой национальности в социальном плане (проживание в одном городе, доме, семье или общая работа), тем ниже уровень толерантности по отношению к нему
В условиях глобализации актуальность исследования проблемного поля, связанного с этнической толерантностью, постоянно возрастает в связи с непрерывной экономической, социальной, культурной интеграцией этнических групп. При соприкосновении двух или нескольких этнических групп (или их представителей) зачастую высвечиваются проблемы, связанные с коммуникацией, признанием, уважением другой этнической группы, а также выставлением этнических границ. Необходимо исследовать стратегии такого взаимодействия, которые позволят этническим группам мирно сосуществовать вместе.
Выборка исследования:
Молодёжь русской национальности в возрасте от 18 до 25 лет, проживающая в разных городах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.). Выборка является репрезентативной, соответствующей генеральной совокупности по соотношению полов. Всего в анкете приняло участие 143 человека.
Обзор литературы. При написании данной работы была использована различная научная литература, а также статьи в периодических изданиях. В работе были рассмотрены концепции и подходы зарубежных и отечественных исследователей в области социологии, антропологии и психологии по теме этническая толерантность, межэтнические взаимоотношения и этническая идентичность.
Вопросы о сущности этнической идентичности поднимаются в работах социологов, этнологов, историков: Ю.В. Арутюнян Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, З.В. Сикевич, Н.Г. Скворцов, А.А. Сусоколов и этнических и кросс-культурных психологов Т.Г. Стефаненко, Л.Г. Почебут, В.Ю. Хотинец и др. В истории мировой научной мысли вопрос о веротерпимости, уважении и толерантности поднимался в трудах Вольтера, Г. Гегеля, Т. Гоббса, Дж. Локка, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо. Социально-психологический аспект межэтнической толерантности, факторы, динамику и условия ее формирования рассматривали Дж. Берри, Г. Оллпорт, Л. Г. Почебут, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, З.В. Сикевич и другие исследователи.
Эмпирическую базу исследования составляют результаты эмпирического исследования этнической толерантности в современном российском обществе. В качестве методологии исследования был выбран количественный метод: анкетный онлайн-опрос. Анкета состояла из 30 вопросов (см. Приложение 1).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава включает в себя три раздела и раскрывает теоретико-методологические основания работы, позволяющие дать определение этнической идентичности, её акцентуации во время межэтнического взаимодействия, а также её непосредственного влияния на этническую толерантность. Первые два параграфа, посвященные этнической идентичности и межгрупповым отношениям закладывают основу для очерчивания понятия этническая толерантность, её видов и способов формирования.
Вторая глава посвящена эмпирической части работы. В ней представлены основные результаты исследования этнической толерантности. Данная глава включает в себя два параграфа: программу исследования и основные результаты проведенного исследования. В заключении формулируются основные теоретические и эмпирические выводы работы. В приложениях представлены: анкета и кодировочные таблицы.
Проблемы этнической ксенофобии и нетерпимости являются крайне важными для нашей многонациональной и поликонфессиональной страны. Мировое научное и правовое сообщество определило толерантность в качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностными, этническими, политическими, религиозными ориентирами может быть достигнуто только на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.
В выпускной квалификационной работе этническая толерантность была рассмотрена с точки зрения социологических и психологических подходов к изучению данной категории. В данной работе мы исходим, в первую очередь, из социологического понимания понятия, в связи с чем толерантность определяется как средство социального взаимодействия между субъектом и объектом, характеризующееся определенной дистанцией в их отношениях.
До сих пор остаётся малоизученным характер связи между этнической толерантностью и этнической идентичностью: влияет ли повышение “позитивности” этнической идентичности на более толерантное отношение личности к этническим “другим” или нет остаётся вопросом, поскольку толерантность является многомерной категорией, формирующейся не только за счёт индивидуальных установок и ценностей, но и с помощью социализации, влияния окружающей среды на человека. Однако абсолютно ясно одно - этническая характеристика личности невозможна без подробного изучения структуры этнической идентичности, уровня этнической толерантности, а также сущности межэтнических взаимодействий в принципе.
В данной работе основной исследовательский интерес состоял в рассмотрении межэтнических отношений как процесса, во время которого актуализируется этническая идентичность и выявляется на определенном уровне этническая толерантность, а также изучения факторов, которые могут в той или иной степени влиять на изменение уровня этого феномена.
Этническую толерантность следует рассматривать в соотношении с толерантностью в целом, как один из ее структурных элементов. Существует множество трактовок толерантности и толерантного (терпимого) поведения. Нет единогласия и среди отечественных ученых. В связи с обширной терминологией и отсутствием единого представления о том, что является толерантным поведением, было принято решение изучить наличие уровня толерантности среди молодёжи, выявить факторы, влияющие на этот уровень, а также непосредственно определить настроения молодёжи по отношению к представителям других национальностей.
Для определения уровня толерантности было проведено эмпирическое исследование. В качестве методологии исследования был использован количественный метод - анкетный онлайн-опрос. Анкета состояла из 30 вопросов, включая закрытые, открытые вопросы, шкалы и неоконченные предложения. Данные были собраны в период с 17.04 по 21.04 и проанализированы в статистической программе SPSS. В эмпирическом исследовании (онлайн-опросе) приняли участие 143 человека, в возрасте от 18 до 25 лет.
Выяснилось, что уровень этнической толерантности разнится в зависимости от методики опроса - прямого (рефлексивного) или косвенного (нерефлексивного). Респонденты самостоятельно не могут определить, какие конкретно действия, нормы морали и поведения должны относится к толерантному поведению, а какие относится. Однозначной связи между установками в структуре этнической идентичности и уровнем этнической толерантности выявить не удалось, среди других факторов, выраженность этнической идентичности также нельзя однозначно связать с уровнем этнической толерантности, поскольку исследование показало лишь среднюю выраженность идентичности и повышенный уровень толерантности.
Социальная дистанция между человеком и представителем другой национальности в действительности не всегда влияет на уровень толерантности: родственниками и коллегами по работе готовы видеть представителей другой национальности такое же количество респондентов, какое и жителей города. Только на уровне близкого соседства уровень толерантности снижается - возможно это связано с тем, что соседи в наши дни - это незнакомые люди, поведение которых сложно предугадать, в то время как родственники и коллеги - это люди, с которыми человек в той или ино степени знаком.
На примере изученного феномена этнической толерантности в контексте межэтнических отношений можно сказать о том, что межэтническая напряженность, существующая между представителями различных национальностей присутствует и в современном мире. Напряженность проявляется как на бытовом уровне повседневного взаимодействия, так и подкрепляется материалами СМИ, высказываниями представителей политических элит и т.д. Толерантность должна являться механизмом сглаживания межэтнических отношений, однако сложность структурной составляющей толерантности, отсутствие определенности в понятийной составляющей порождает зыбкость существования категории в принципе. Поэтому государственная национальная политика должна быть направлена не только (и не столько) на формирование этнической толерантности в обществе, а в первую очередь на достижение однозначной трактовки понятия, которое сможет принять общество.
1. Ананьина В. Т. Толерантность: социологическая концептуализация понятия// Казанская наука. – 2014. – № 8. – С. 155-162.
2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 271 с.
3. Анциферова Н.Г. Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития: дисс. ...канд. соц. наук, Москва, 2007
4. Баева Л.В. Толерантность: идея, образы, персоналии [Текст] : монография / Л.В. Баева. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 217 с.
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995. — 323 с.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
7. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России.- М.Ж Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - 376 с.
8. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В. Этническая толерантность как основа взаимодействия культур // Наследие веков. 2015. №4. С. 98-101
9. Казаченко О. В. Субъективное значение ценности "толерантность" как заимствованной мировоззренческой категории // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. – 2021. – № 3(43). – С. 60-70.
10. Кочетков В.В. Национальная и этническая идентичность в современном мире. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, (2), С. 144-162.
11. Лебедева Н.М. Социально¬психологический аспект межэтнических отношений//Националъное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90¬х гг/Отв. ред ЛМ Дробижева. ¬М., 1994, С. 91.
12. Логинов А. В. Толерантность: «За» и «Против». Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 2013, (1 (13)), 44-49.
13. Магомедова М. З. Идентичность и толерантность как условие стабильности северокавказского социума // Исламоведение. 2011. №4.)
14. Мацковский М. Толерантность как объект социологического исследования, 2001, 3-4. http://www.tolerance.ru/VT-3-4-toler-kak.php?PrPage=VT
15. Петров В.Н. Этнические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерантности // Социологические исследования. - 2003. 87 с.
16. Полонский А.В. Интолерантность и ее виды в дискурсе современных российских СМИ. Przegląd Rusycystyczny, 169(1).
17. Почебут Л. Г Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012. — 336 с.
18. РоманенкоН.М. Составляющие компоненты межэтнической коммуникации // Человеческий капитал. – 2016. – № 9(93). – С. 41-45.
19. Саакян О.С. Проблема этнической толерантности у студентов современных вузов // Российский психологический журнал, Т. 10, №5, 2013, С. 78-85.
20. Садохин А. П. Этнология. М., 2006. 287 с.
21. Сикевич З.В. Социальная психология этнических отношений (курс лекций). СПб.: Изд-во АНО “ИПП”, 2008.
22. Сикевич З.В. Этнические парадоксы и культурные конфликты в российском обществе. СПб., изд-во СПбГУ, 2012. 205 с.
23. Сикевич З.В. Этнические предубеждения как основа проявления интолерантности // Гуманитарий Юга России. 2018. Том 7. № 2. С. 36-53
24. Сикевич З.В. Опыт применения процедуры неоконченных предложений в социологическом исследовании // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2019. – Т. 12. – № 4. – С. 317-328.
25. Сикевич З. В., Скворцов Н.Г. Соотношение национальной и этнической идентичности молодежи (на примере Санкт-Петербурга) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2020. – Т. 20. – № 2. – С. 277-291.
26. Скворцов Н. Г. Формирование национальной идентичности в современной России // Гуманитарий Юга России. – 2016. – Т. 20. – № 4. – С. 53-60.
27. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998, 389 с.
28. СолынинН.Э. Соотношение понятий этническое самосознание, этническая идентичность, этническая толерантность // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции, Ярославль, 03–04 марта 2016 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2016. – С. 396-402
29. Социология межэтнической толерантности/ Отв. ред. Л.М. Дробижева. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. — 222 с.
30. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос // Соч. Т. 2. М., 1946.
31. СтефаненкоТ.Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999, с. 202
32. Фельдман Д.М. Закономерности и тенденции в развитии международных отношений // Введение в социологию международных отношений: Учебное пособие. М., 1992, С. 67-68
33. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка (отрывки из книги) // Pro et Contra. – 1997. – Т.2. №2.
34. Хомяков М.В., Полякова И.Г. Философия толерантности: история и современность, Том 1, 2007, 180 с.
35. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социс. – 1999. – № 9. – С.67-74
36. ШлягинаЕ. И., Ениколопов, С. Н. Исследования этнической толерантности личности. Национальный психологический журнал, 2011, (2), С. 80-89.
37. Шнирельман В.А. Порог толерантности: Идеология и практика нового расизма. — М.: НЛО, 2011. Т. 1. 552 с.
38. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис., М., Воронеж, 1996
39. Ananina V., Danilov D., Ethnic Tolerance Formation Among Students of Russian Universities: Current State, Problems, and Perspectives, Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 214, 2015, Р. 487-496
40. Bastos J., Ibarrola-Armendariz A., Sardinha J., Westin Ch., Will G. Identity, Representation, Interethnic Relations and Discrimination. The Dynamics of Migration and Settlement in Europe: A State of the Art, Amsterdam University Press. P. 201-232
41. Corneo G., Jeanne O. A theory of tolerance, Journal of Public Economics, 2009, vol. 93, issue 5-6, P. 691-702
42. Janmaat J.G., Mons N. Promoting Ethnic Tolerance and Patriotism: The Role of Education System Characteristics. Comparative Education Review Vol. 55, No. 1 (February 2011), P. 056-081
43. Kohn H. The idea of nationalism: a study in its origins and background. Macmillan, 1944. 735 p.
44. Koriakina A. A. The Problem of Ethnic Tolerance Development among Students. Educational Process: International Journal, 8(1), 2019. P. 85-90.
45. Records of the General Conference, 28th session, Paris, 25 October to 16 November 1995, v. 1: Resolutions, 153 p.
46. Shapiro I. & Kymlicka W. (eds.) Ethnicity and Group Rights. New York: New York University Press. 1997.
47. Wimmer A. (ed.) Facing Ethnic Conflict. Toward a new Realism. Lanham, MD.: Rowman & Littlefield Publishers. 2004
48. https://www.kommersant.ru/doc/2452622
49. https://www.levada.ru/2022/01/24/ksenofobiya-i-migranty/