Введение 3
Глава 1. Сообщество курдов в Соединённых Штатах Америки 6
§1. Курды как этническая общность 6
§2. Курдская иммиграция в США 7
§3. Курдская диаспора Нэшвилла 10
Глава 2. Сообщество карпатских русинов в Соединённых Штатах Америки 16
§1. Русины как этническая общность 16
§2. Русинская иммиграция в США 17
§3. Характеристика механизмов адаптации карпатских русинов в США 22
Глава 3. Сообщество турок-месхетинцев в Соединённых Штатах Америки 31
§1. Турки-месхетинцы как этническая общность 31
§2. Иммиграция турок-месхетинцев в США 33
§3. Адаптация турок-месхетинцев в США 35
Заключение 40
Список использованных источников и литературы
Непредставленный народ (народ, не имеющий представительства) – этническая общность, не имеющая собственного государства и компактно проживающая на территории одной или нескольких стран в статусе национального меньшинства. Дж. Минахан, составитель «Энциклопедии наций без государства», выделяет в мире более 300 этнических и национальных групп, лишённых на современном этапе института собственной государственности . Актуальность и практический аспект изучения непредставленных народов в современном мире связаны с тем, что проблема существования непредставленных народов отражается в их естественном стремлении наращивать своё политическое влияние, вплоть до попыток создать собственное государство. Некоторые, но далеко не все, непредставленные народы стремятся реализовать и защитить собственные интересы через Организацию наций и народов, не имеющих представительства (Unrepresented Nations and Peoples Organization, UNPO), международную неправительственную организацию, существующую с 1991 года.
Ряд непредставленных народов проживает и на территории Соединённых Штатов Америки. Это пуэрториканцы, а также многочисленные представители коренных американских народов: алеуты, эскимосы, гавайцы, навахо, хайда, ирокезы, сиу, чероки и другие. Политический статус Пуэрто-Рико, а также проблема коренных народов Северной Америки достаточно хорошо изучены, в то время как в научной литературе гораздо меньшее внимание уделяется сообществам иммигрантов в США, происходящих из одного из непредставленных народов. Исходя из этого, объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются иммигрантские сообщества именно таких народов в США. Очевидно, что формат данной работы не позволяет сделать всеобъемлющий обзор всех диаспор непредставленных народов в США, поэтому целесообразным представляется выделить несколько отдельных этнических групп, чей опыт наиболее интересен и показателен по мнению автора. В качестве таких этнических групп были выбраны курды, карпатские русины и турки-месхетинцы.
Курды – ираноязычный народ, населяющий Курдистан, этногеографическую область в Передней Азии. Карпатские русины – группа восточнославянского населения, исторической территорией расселения которой является регион Карпатской Руси (на южных и северных склонах Карпат). Турки-месхетинцы – тюркский народ, субэтническая группа турок, происходящая из Месхетии – историко-культурной области Юго-Запада Грузии. В результате иммиграционных процессов значительная доля представителей этих этнических групп переехала на постоянное место жительства в Соединённые Штаты Америки, тем самым образовав диаспоры в стране. Как и в случае с любым национальным меньшинством, перед данными группами иммигрантов стояла и наверняка продолжает сохранять своё значение двойственная задача: интегрироваться в американское общество, но при этом сохранить национальную идентичность. Следовательно, сложный процесс адаптации, осложнённый проблемой ассимиляции, американских курдов, карпатских русинов и турок-месхетинцев является предметом исследования выпускной квалификационной работы.
Цель исследования заключается во вскрытии специфических характеристик американских курдов, карпатских русинов и турок-месхетинцев на современном этапе, в определении закономерностей, связанных с проблемами их ассимиляции и адаптации.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи исследования:
• проследить процесс формирования диаспор из представителей данных этнических общностей в Соединённых Штатах;
• выявить причины иммиграции представителей данных этнических групп с исторической территории их расселения;
• оценить степень ассимиляции выходцев из данных этнических групп в американском обществе;
• охарактеризовать основные институты (общественные, политические, религиозные и т. д.), созданные представителями исследуемых диаспор для оценки уровня их адаптации к жизни американского общества;
• определить общие и особенные черты для выбранных этнических групп;
• выявить, насколько данным этническим группам удаётся сохранять национальную идентичность.
В работе использована совокупность исторических и политических методов ис-следования, а также общенаучных, особое место среди которых занимает сравнительный метод.
Источниковую базу исследования составили документы, связанные с иммиграционным законодательством, среди которых: иммиграционные акты, отчёты Государственного департамента США, Центрального разведывательного управления, программы рас-селения беженцев; отчёты официальных уполномоченных органов, прежде всего Бюро переписи населения США, а также ряда международных организаций, таких как Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН, Международная организация по миграции, Организация наций и народов, не имеющих представительства, Kurdish Human Rights Watch; программы определённых общественных и духовных организаций, представляющих диаспоры курдов, русинов и турок-месхетинцев в США (например, Центра Салах ад-Дина, Карпато-Русского исследовательского центра в Пенсильвании, Турецко-Американского Общественного Центра Ахыска) .
Исследовательскую базу составили труды Д. Хуберы, Х. Карими, П. Р. Магочия, А. Аккаи, С. Свердлова, М. С. Лазарева, Г. Ю. Миронова , а также ряд репортажей и аналитических статей в средствах массовой информации. Стоит отметить, что тема диаспор исследуемых непредставленных народов в США практически не освещена в отечествен-ной научной литературе и недостаточно объёмно представлена в зарубежной, что позволяет заявлять о наличии новизны исследования в данной работе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, разделённых на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Исследовав диаспоры курдов, карпатских русинов и турок-месхетинцев в США, вскрыв специфические характеристики данных групп на современном этапе, можно опре-делить следующие закономерности, связанные с проблемами ассимиляции и адаптации исследуемых этнических групп:
• Диаспоры исследуемых этнических групп в США были сформированы в различные исторических периоды под действием отличных факторов. Ядро русинской диаспоры было образовано в результате крупной волны иммиграции в конце XIX – нач. XX вв., и данная иммиграция была главным образом обусловлена социально-экономическими причинами; после чего последовал ряд иммиграционных волн XX в., значительно уступавших предыдущей волне по численности и имевших таким образом вспомогательную роль в формировании русинской общины. Курдская диаспора в США сформировалась в результате нескольких волн преимущественно в 1970–1990-е гг. Данная иммиграция носила ярко выраженный политический характер, так как все иммигранты имели статус политических беженцев. Диаспора турок-месхетинцев в Соединённых Штатах была образована уже на современном этапе, в результате специально организованной и контролируемой программы по переселению турок-месхетинцев из одного региона, Краснодарского края, в США в 2004–2007 гг., чему способствовал комплекс политических и экономических обстоятельств. Интересно, что для данных трёх этнических групп наблюдается прямая зависимость современной численности представительства в США от времени начала иммиграционного процесса: чем раньше началась иммиграция, тем более крупная община была сформирована в стране.
• Степень ассимиляции в американском обществе на современном этапе диаспор, представляющих мусульманские народы, – курдов и турок-месхетинцев – находится на крайне низком уровне и отчётливо выражается лишь в расширении традиционных представлений о роли женщины в обществе. В случае с курдами, можно говорить об элементах ассимиляции в вопросе поведения молодёжи, а для турок-месхетинцев справедливым может считаться заявление о практически полном отсутствии воздействия ассимиляционных процессов. Русинская диаспора в Соединённых Штатах столкнулась с проблемой ассимиляции не столько в собственно американское общество, сколько в уже существующие диаспоры американских русских и украинцев. Хотя определённая часть русинского сообщества была ей подвергнута, по большей части, русинское сообщество остаётся самобытным, а русинофильские тенденции внутри данной диаспоры на современном этапе преобладают над русофильскими и украинофильскими.
• Американские диаспоры курдов, карпатских русинов и турок-месхетинцев, в целом, справляются с задачей интеграции собственных социальных, политических, религиозных и других институтов в североамериканское общество (что в большей степени свойственно русинам, относительно характерно для курдов и отчасти присутствует среди турок-месхетинцев), при этом сохраняя ключевые элементы национальной идентичности.
• Современный уровень адаптации к жизни американского общества данных этнических групп в рамках основных общественных, политических и религиозных институтов различен при наличии неких общих закономерностей, которые можно принять за свойственные данным группам именно ввиду их статуса отсутствия государственного представительства.
В сфере профессиональной деятельности, все три исследуемых группы находятся преимущественно на позициях неквалифицированных и малоквалифицированных работников начального уровня, но если для русинов характерна экономическая уязвимость работников затухающих отраслей промышленности, курды и турки-месхетинцы более приспособлены к данной ситуации ввиду распространён-ной модели трудовой дисциплины (для курдов) и изначально низким ожиданиям от института профессиональной занятости (для турок-месхетинцев).
Диаспоре американских русинов в процессе адаптации содействуют способность создавать многочисленные, эффективные общественные организации и высокий уровень социальной самоорганизации. Тем не менее, им свойственна исторически обусловленная религиозная разобщённость. В процессе адаптации американских курдов главное значение имеют организации, занимающиеся организованной помощью беженцам, Центр Салах ад-Дина, занимающийся активной религиозной и социальной деятельностью, а также фактор единой и сплочённой курдской общины как таковой. Процесс адаптации турок-месхетинцев проходил в рамках реализации специальной программы, и можно говорить о том, что данный процесс ещё не завершён, о чём говорит, в частности, отсутствие крупных собственных религиозных учреждений. К тому же, данная община ввиду формата реализации программы иммиграции является разрозненной.
Диаспора русинов успешно занимается развитием собственных средств массовой информации в США, в то время как этнические группы курдов и турок-месхетинцев не достигли в этой области заметного успеха.
Все три исследуемые группы, в сфере политического участия, характеризуются крайне пассивным уровнем заинтересованности в политической жизни внутри страны и активным интересом к судьбе собственного непредставленного народа. Также для всех трёх групп справедливо, что среди них активным образом поддерживается связь с регионом, откуда произошла иммиграция в США. Заявлять о каких-либо значительных ресурсах, которые могли бы позволить лоббировать собственные политические интересы на федеральном уровне, не приходится, тем не менее, представители от диаспор данных непредставленных народов регулярно публично высказываются по вопросам, связанным с международной политической ситуаций, имеющей отношение к их этнической группе.
Таким образом, к закономерностям развития сообществ непредставленных народов в Соединённых Штатах Америки на современном этапе можно отнести в основном мало-квалифицированный вид профессиональной деятельности, сложный и крайне важный для адаптации процесс формирования общественных, социальных и религиозных институтов, низкий уровень участия во внутриполитической жизни страны и широкий интерес к международной политической обстановке, имеющей прямой отношение непосредственно к их этнической группе.
1. Заключительные замечания Комитета по ликвидации расовой дискриминации. Украина (п. 20) // Рассмотрение докладов, представляемых государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции. 19 October 2006. CERD/C/UKR/CO/18.
2. Краткая Русская Правда // Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. . Дата обращения: 15.03.2015.
3. Патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Канаде. Информация // Право-славная Канада: Патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Канаде. . Дата обращения: 15.03.2015.
4. Повесть временных лет. СПб.: Наука, 2007. 670 с.
5. Турки-месхетинцы в США и в России: Интервью с представителем диаспоры в Америке и экспертом Московской Хельсинкской группы // Голос Америки. . Дата обращения: 29.02.2016.
6. About the OCA // Orthodox Church in America. . Date of access: 15.03.2015.
7. About Us // Kurdish Human Rights Watch. . Date of access: 29.02.2016.
8. Archeparchy of Pittsburgh Resources/About // Byzantine Catholic Archeparchy of Pitts-burgh. . Date of access: 15.03.2015.
9. Carpatho-Rusyn Research Center // Rusyn International Media Center. . Date of access: 15.03.2015.
10. Carpatho-Rusyn Society. . Date of access: 15.03.2015.
11. Catholic Charities of Tennessee // Catholic Charities of Tennessee. . Date of access: 29.02.2016.
12. Diocesan Life // American Carpatho-Russian Orthodox Diocese of the USA. . Date of access: 15.03.2015.
13. History SCN // Salahadeen Center of Nashville. . Date of access: 29.02.2016.
14. The Immigration Act of 1924 // Portland State College of Urban & Public Affairs.
www.upa.pdx.edu/IMS/currentprojects/TAHv3/Content/PDFs/Immigration_Act_1924.pdf >. Date of access: 15.03.2015.
15. Kurdish. Total population. 2006-2010 American Community Survey Selected Population Tables // United States Census Bureau.
jsf/pages/productview.xhtml?pid=ACS_10_SF4_B01003>. Date of access: 29.02.2016.
16. Kurdish Diaspora // The Kurdish Project. . Date of access: 29.02.2016.
17. Migration and Health // IOM Moscow.
migrationhealth.html>. Date of access: 29.02.2016.
18. Next Door Neighbors: Little Kurdistan USA // Nashville Public Television. Next Door Neighbours. . Date of access: 29.02.2016.
19. New Americans in Tennessee // Immigration Policy Center.
org/just-facts/new-americans-tennessee>. Date of access: 29.02.2016.
20. Our Organization // ATACC of Dayton. . Date of access: 29.02.2016.
21. The Patriarchal Parishes in the USA. . Date of access: 15.03.2015.
22. Press Release. ATAA and ATA-SC Visit Ahiska Turks in Los Angeles // Assembly of Tur-kish American Associations. . Date of access: 29.02.2016.
23. The Reception and Placement Program // U.S. Department of State.
prm/ra/receptionplacement/index.htm>. Date of access: 29.02.2016.
24. Rusyn: Status Remains Undetermined // Unrepresented Nations and Peoples Organization. . Date of access: 15.03.2015.
25. Treaty of Peace with Turkey. Signed at Sèvres. August 10, 1920. Art. 62–64 // UK Treaties Online. . Date of access: 29.02.2016.
26. Treaty of Peace with Turkey, and other instruments. Signed at Lausanne. July 24, 1923 // UK Treaties Online. . Date of access: 29.02.2016.
27. UNPO: Members // UNPO: Unrepresented Nations and Peoples Organization.
org/members.php>. Date of access: 29.02.2015.
28. The US Resettlement Program in Tennessee // Refugee Council USA.
org/uploads/pdfs/WRD-2014/Tennessee.pdf>. Date of access: 29.02.2016.
29. The World Factbook // CIA – Central Intelligence Agency.
library/publications/resources/the-world-factbook/>. Date of access: 29.02.2015.
Монографии
30. История Курдистана / Лазарев М. С., Мгои Ш. Х., Васильева Е. И. и др. М.: Институт востоковедения, 1999. 519 с.
31. Магочій П. Р. Народ нивыдкы. Ілустрована історія карпаторусинов. Ужгород: Выд-во В. Падяка, 2007. 120 с.
32. Magocsi P. R. Our People: Carpatho-Rusyns and Their Descendants in North America. To-ronto: Multicultural History Society of Ontario, 2004. 268 p.
33. Meskhetian Turks: An Introduction to their History, Culture, and Resettlement Experiences / Aydıngün A., Harding Ç. B., Hoover M. et al. Washington, DC: Center for Applied Linguistics, 2006. 37 p.
34. Minahan J. Encyclopedia of the Stateless Nations: Ethnic and National Groups Around the World: 4 vols. Westport: Greenwood Press, 2002.
Статьи
35. Итоги конференции «Первая мировая война: карпаторусизм и политическое украинство» // Западная Русь. . Дата обращения: 15.03.2015.
36. Епископ Иов (Смакоуз). История западнорусских церковных уний с Римом в медалях (американская медаль 1916 г. в память воссоединения карпаторусинoв-униатов с Рус-ской Православной церковью) // Русин. 2011. № 2. С. 27–36.
37. Лазарев М. С. Курды и курдский вопрос // Энциклопедия Кругосвет. . Дата обращения: 29.02.2016.
38. Миронов Г. Ю. Русинская Американская Русь. Часть I // Русская народная линия. . Дата обращения: 15.03.2015.
39. Миронов Г. Ю. Русинская Американская Русь. Часть II // Русская народная линия. . Дата обращения: 15.03.2015.
40. Нитобург Э. Л. Русские в Америке – интеграция или ассимиляция? // Этнографическое обозрение. 2001. № 6. С. 82–104.
41. Сипко Й. Русины: политические и этнокультурные особенности // Политическая лингвистика. 2011. № 4. С. 57–62.
42. Скворцов В. Русины и Запад: qui prodest? // Русская народная линия.
ru/monitoring_smi/2009/04/17/rusiny_i_zapad_qui_prodest>. Дата обращения: 15.03.2015.
43. Медєши Л. Америцки руснаци през свою пресу // Русин. 2007. № 2.
С. 156–182.
44. Akkaya A. Ahiska/Meskhetian Turks’ diaspora, sense of belonging, and identity // Turkish Review. . Date of access: 29.02.2016.
45. Campbell M. Touring a Kurdish capital in the US // BBC.
magazine-28891241>. Date of access: 29.02.2016
46. Cavaliere V. The Rise and Fall of Kurdish Gangs in Nashville // Vocativ.
vocativ.com/underworld/crime/rise-fall-kurdish-gangs-nashville>. Date of access: 29.02.2016.
47. Four Waves of Resettlement. Little Kurdistan, USA // Nashville Public Television. Next Door Neighbors. . Date of access: 29.02.2016.
48. Jubera D. Nashville proud to be home of Little Kurdistan // Ekurd Daily News. Independent from Kurdistan. . Date of access: 29.02.2016.
49. Karimi H. The Kurdish Immigrant Experience and a Growing American Community // Kur-dish Herald. . Date of ac-cess: 29.02.2016.
50. Magocsi P. R. Carpatho-Rusyn Americans. Overview // Countries and Their Cultures. . Date of access: 15.03.2015.
51. Osipov A. Recent Developments Concerning the Meskhetian Turks in Krasnodar Krai. 2006-2007 // Мемориал.
HTML>. Date of access: 29.02.2016.
52. Swerdlow S. Understanding Post-Soviet Ethnic Discrimination and the Effective Use of U.S. Refugee Resettlement: The Case of the Meskhetian Turks of Krasnodar Krai // California Law Review. 2006. Vol. 94. Iss. 6. P. 1827–1878.
Сообщения информационных агентств
53. Американская мечта репрессированного народа // BBC Русская служба. . Дата обращения: 29.02.2016.
54. История турок-месхетинцев // Грозный Информ. Новости Чеченской Республики. . Дата обращения: 29.02.2016.
55. От расизма – в Америку: Турки-месхетинцы бегут из России в США // РБК. . Дата обращения: 29.02.2016.
56. Русины Закарпатья требуют признания своей национальности и автономии края через диалог // ТАСС. 14.03.2015. . Дата обращения: 15.03.2015.
57. Русины Украины пытаются добиться официального признания своего
народа // Первый канал. 15.03.2015. . Дата об-ращения: 15.03.2015.
58. Турки-месхетинцы провели пикет у здания посольства Грузии в США // РИА Новости. . Дата обращения: 29.02.2016.
59. Турция примет три тысячи месхетинцев с Донбасса // Korrespondent.net. . Дата обращения: 29.02.2016.
60. Verfolgte Minderheit in Russland: Obama will 80.000 Türken in die USA holen // Deutsch Türkische Nachrichten.
verfolgte-minderheit-in-russland-obama-will-80-000-tuerken-in-die-usa-holen/>. Zugriffs-datum: 29.02.2016.