КУБА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В XXI ВЕКЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
|
Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Политика Соединённых Штатов Америки в отношении Кубы в XXI веке (2001-2016 гг.)
1.1. Принципы, определяющие роль «кубинского вопроса» во внешней политике США
1.2. Кубинский вектор американской политики……………………………………… 14
Глава 2. Внешние факторы, влияющие на политику США в отношении Кубы в XXI веке
2.1. Китайский фактор в американо-кубинских отношениях………………………... 26
2.2. Российско-кубинское сотрудничество
Глава 3. Прогнозы и перспективы развития американо-кубинских отношений
Заключение
Библиография
Глава 1. Политика Соединённых Штатов Америки в отношении Кубы в XXI веке (2001-2016 гг.)
1.1. Принципы, определяющие роль «кубинского вопроса» во внешней политике США
1.2. Кубинский вектор американской политики……………………………………… 14
Глава 2. Внешние факторы, влияющие на политику США в отношении Кубы в XXI веке
2.1. Китайский фактор в американо-кубинских отношениях………………………... 26
2.2. Российско-кубинское сотрудничество
Глава 3. Прогнозы и перспективы развития американо-кубинских отношений
Заключение
Библиография
Актуальность темы исследования. Американо-кубинский конфликт является уникальным в своем роде. История не знает примеров столь продолжительного и стабильного противостояния между единственной сверхдержавой, коей остались Соединенные Штаты после распада СССР, и несопоставимо меньшим государством. Своими корнями конфликт уходит в 50-е гг. XX века. После победы в 1959 году кубинской революции, перехода власти к коммунистам и проведенной аграрной реформы Вашингтон взял курс на агрессивное противостояние. В ответ новым кубинским руководством 28 января 1960 года была произведена национализация иностранной собственности. Вследствие эскалации конфликта в январе 1961 года между государствами были разорваны дипломатические отношения. Шестидесятые годы ознаменовались наложением экономического эмбарго на Кубу со стороны администрации Кеннеди, а также вооруженными попытками США свержения кубинского правительства. 1970-е гг. принято считать периодом политической разрядки: в доказательство своего намерения наладить двусторонние контакты правительство Соединенных Штатов частично сняло эмбарго с Кубы. Однако ввод кубинских войск в Анголу (1975 г.) и в Эфиопию (1978 г.) с целью поддержки марксистского движения, а также победа революции в Гренаде послужили причиной «отката» в 1979 году от политики разрядки в американо-кубинских отношениях. При администрации республиканца Рейгана (1981-1989 гг.) ужесточилась политика США в Карибском регионе и в кубинском вопросе. Соединенные Штаты внесли Остров Свободы в список государств – пособников международного терроризма.
Крах биполярной системы международных отношений породил надежду на скорейшее разрешение американо-кубинского конфликта, развивающегося преимущественно в рамках идеологического противостояния Восток-Запад. Однако накопившиеся более чем за полвека противоречия и обоюдные претензии явились серьезным препятствием на пути к нормализации отношений между Кубой и Соединенными Штатами Америки. В 90-х годах XX века поводом к эскалации американо-кубинского конфликта послужило принятие в 1992 году Закона о кубинской демократии (Акта Торричелли), а затем Закона Хелмса-Бертона в 1996-ом.
Завершение «холодной войны» положило начало новому этапу в отношениях между США и Кубой, так как распространилось влияние новых политических факторов на конфликт. Так, значительно возросла степень участия мирового сообщества и активизировалась работа Генеральной Ассамблеи ООН по данному направлению. Снижению обоюдной враждебности способствовали установившееся сотрудничество по борьбе с терроризмом, первый визит Папы Иоанна Павла Второго на Кубу в 1998 году, а также налаживание американской стороной поставок продовольствия и медикаментов на остров в связи с взятым администрацией Клинтона курсом на развитие «народной дипломатии».
До настоящего времени конфликт остается неурегулированным. Данное исследование является актуальным в связи с тем фактом, что к началу 2000-х годов появились возможности для восстановления американо-кубинского диалога.
Исторические исследования отечественных и иностранных авторов по данной теме сосредоточены в основном на периоде с 1960 по 1980 гг. В отечественных трудах по иберо-американистике также недостаточно освещено современное состояние американо-кубинского конфликта.
Объектом исследования являются американо-кубинские отношения в новом тысячелетии.
Предметом исследования является внешнеполитическая активность Соединенных Штатов Америки в начале XXI века.
Целью работы является определение закономерностей выстраивания внешнеполитического курса США в отношении Кубы в новом столетии, а также освещение перспектив эволюции американо-кубинского диалога.
В связи с заявленной целью работы были установлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть политику США в отношении Кубы за рассматриваемый период;
- выявить принципы, определяющие роль «кубинского вопроса» во внешней политике США;
- исследовать современные американо-кубинские отношения;
- осветить роль мирового сообщества в урегулировании американо-кубинских отношений;
- выделить внешние факторы, влияющие на американо-кубинские отношения в XXI веке и проанализировать степень их влияния;
- определить перспективы развития двусторонних отношений в современных условиях.
Методологической основой исследования послужили ретроспективный анализ политического процесса и метод системного анализа.
Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток – 2001-2016 гг. Точкой отсчета стал приход к власти американского президента Джорджа Буша-младшего, ознаменовавший новый этап в американо-кубинских отношениях. Именно в это время произошел новый виток обострения взаимоотношений между США и Кубой.
Источниковедческую базу исследования можно разделить на несколько тематических групп. К первой группе относятся законы, подзаконные акты и официальные публикации Соединенных Штатов Америки, Кубы, Российской Федерации и Китайской Народной Республики. В частности, нормативно-правовые документы Государственного департамента США, Конгресса США, Министерства финансов США, Национальной ассамблеи народной власти Кубы, Коммунистической партии Кубы, Министерства иностранных дел РФ, Государственной Думы РФ, Министерства иностранных дел КНР, а также заявления правительств США, Кубы и России. Вышеупомянутые источники важны для изучения внешнеполитических стратегий Соединенных Штатов, Кубы, России и Китая по отдельности. Особый интерес представляют ежегодные доклады Службы по делам Кубы в составе Бюро США по делам Западного полушария и Министерства обороны США.
Вторая группа включает заявления и выступления министров иностранных дел и других официальных лиц Соединенных Штатов, Кубы, России и Китая, материалы пресс-служб государств.
Материалы Организации Объединенных Наций, включая ряд статистических сборников, и другие документы, отражающие реакцию мирового сообщества на развитие американо-кубинских отношений после окончания «холодной войны» составляют третью группу. К этому типу источников могут быть отнесены доклады неправительственных организаций и научно-исследовательских центров таких, как Совет по международным отношениям, Центр развития демократии в Америке.
Наряду с официальными документальными источниками в работе использовались материалы средств массовой информации США (Correo de Cuba, The Miami Herald, The Huffington Post, CBSNews), Кубы (Granma, Granma Internacional, Juventud Rebelde) и России (ИноСМИ, Коммерсантъ, Cuba24), которые относятся к четвертой группе источников. Их изучение позволило проанализировать широкий спектр взглядов по проблемам американо-кубинских отношений.
Степень научной разработанности проблемы. Библиографический фон исследования включает фундаментальные труды отечественных исследователей – латиноамериканистов В.М. Давыдова, Б.И. Коваля, В.Г. Ревуненкова по истории стран Латинской Америки, а также по общим проблемам ориентации внешней политики стран континента .
Следующую группу составляют работы российских экспертов, изучающих политические процессы на Кубе, – А.Н. Данненберга, М.В. Елбаевой, К.О. Лейно, Е.О. Подолько, В.П. Сударева, А.А. Сухостата и научного коллектива Института Латинской Америки РАН, посвященные изучению природы и эволюции американо-кубинского конфликта . В вышеуказанных монографиях и научных публикациях двусторонние отношения США и Кубы рассматриваются в историческом и экономическом контексте. В работах В.П. Сударева особая роль отводится исследованию принципов, послуживших основой для выстраивания внешней политики Соединенных Штатов по отношению к Острову свободы, а также её идеологического обоснования. К этой же тематической группе относятся авторефераты отечественных учёных – историков В.А. Бородаева, Б.А. Ширяева.
В монографиях отечественных исследователей С.А. Батчикова, В.А. Бородаева, С.Б. Кононученко, О.А. Панюшкиной, А.И. Сизоненко и К.А. Хачатурова освещаются российско-кубинские отношения постсоветского периода. Стоит отметить резкий спад интереса к изучению двусторонних отношений России и Кубы после распада Советского Союза. В современных исследованиях большее внимание уделяется торгово-экономическим аспектам сотрудничества стран.
Ключевые направления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Китая в латиноамериканском регионе рассмотрены в работах российских ученых Я.В. Лексютиной, О.А. Панюшкиной, П.П. Яковлева .
При написании работы активно использовалась литература американских авторов, посвященная развитию отношений между Кубой и США. Американскую историографию, в свою очередь, можно разделить по трём направлениям: консервативное, либеральное, леворадикальное.
Консервативные американские историки К. Блазье, А. Лоуэнталь признают угрозу, исходящую от кубинского социалистического режима, для достижения внешнеполитических целей США в Карибском регионе. Так как за точку отсчета принимается идея «американской исключительной роли» в системе международных отношений, то обосновывается необходимость доминирования Соединенных Штатов в двусторонних отношениях. По их мнению, следует постепенно добиваться искоренения режима Кастро при сохранении экономических барьеров. Консерваторами отмечается преемственность по кубинскому вопросу среди политических деятелей США . Умеренно-консервативное крыло американской политологии (К. Меса-Лаго, С. Парселл) поддерживает нормализацию американо-кубинских отношений в силу геополитических факторов .
Учёные, являющиеся представителями либерального направления (Д. Домингес, У. Леонгранде, А. Лопес-Леви, М. Уинтер, П. Фолк, П. Хаким, М. Шифтер), выступают за налаживание диалога с кубинским правительством на принципах взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Такого рода сотрудничество предполагает учёт как американских, так и кубинских интересов. Исследователи данного направления ратуют за отмену экономических санкций США против Кубы (экономического эмбарго) и её выход из дипломатической изоляции; критикуют политику американского правительства конца 90-х годов и силовые методы осуществления внешнеполитического курса .
Работы леворадикального направления характеризуются резкой критикой внешнеполитического курса Соединенных Штатов, проводимого по отношению к Республике Куба и в латиноамериканском регионе в целом. Подобная линия прослеживается в монографиях Д. Бенджамина, У. Смита, Н. Чомского. По их мнению, агрессивная политика США и является причиной пятидесяти лет дипломатического противостояния между государствами. Исследователи полагают, что экономические санкции противоречат нормам международного права, подрывают режим функционирования международной торговли. Политологи поддерживают право Кубы на самостоятельное развитие .
Проведение анализа существующих в американской историографии различных оценок американо-кубинского конфликта помогло сделать наиболее объективные выводы о его последствиях и возможных сценариях развития.
В ходе исследования изучались труды кубинских историков, политологов и экономистов, которые составляют отдельную тематическую группу в библиографии. Данные работы освещают проблемы развития Кубы, государственную внешнюю политику и взаимоотношения с Соединенными Штатами. Американо-кубинский конфликт занимает центральное место в кубинской историографии. Последний освещается в научных работах С. Ламрани, Х. Оропесы, Х. Родригеса, Р. Фернандеса, Р. Эрнандеса. Для подавляющего большинства из них характерна повышенная политизированность и антиамериканская традиция. Подход историков к изучению природы американо-кубинского конфликта определяется официальной позицией кубинского правительства и национальной идеологией. Отсутствует всякая критика режима Кастро, а политические процессы трактуются с точки зрения марксизма-ленинизма и, соответственно, антиимпериализма в связи с тем, что авторы имеют отношение к Коммунистической партии Кубы . Отдельной темой для исследования является проблема нелегальной иммиграции в США, которая особенно подробно описана в монографии Л. Ортеги. Вышеуказанная проблема напрямую связана с формированием в Соединенных Штатах влиятельной кубинской диаспоры – важной составляющей двустороннего противостояния.
Радикальную антиамериканскую направленность имеют работы К. Алсугарая, Р. Герры, О. Переса. Всю историю двусторонних отношений они рассматривают с позиций идеологического противостояния, непрерывающейся агрессии США и вмешательства во внутренние дела Кубы .
В кубинской историографии наиболее полно раскрываются явления и процессы «особого периода мирного времени» (период в истории Кубы с 1991 года до начала XXI века), изучение которых способствует пониманию специфики американо-кубинских отношений на данном этапе
Крах биполярной системы международных отношений породил надежду на скорейшее разрешение американо-кубинского конфликта, развивающегося преимущественно в рамках идеологического противостояния Восток-Запад. Однако накопившиеся более чем за полвека противоречия и обоюдные претензии явились серьезным препятствием на пути к нормализации отношений между Кубой и Соединенными Штатами Америки. В 90-х годах XX века поводом к эскалации американо-кубинского конфликта послужило принятие в 1992 году Закона о кубинской демократии (Акта Торричелли), а затем Закона Хелмса-Бертона в 1996-ом.
Завершение «холодной войны» положило начало новому этапу в отношениях между США и Кубой, так как распространилось влияние новых политических факторов на конфликт. Так, значительно возросла степень участия мирового сообщества и активизировалась работа Генеральной Ассамблеи ООН по данному направлению. Снижению обоюдной враждебности способствовали установившееся сотрудничество по борьбе с терроризмом, первый визит Папы Иоанна Павла Второго на Кубу в 1998 году, а также налаживание американской стороной поставок продовольствия и медикаментов на остров в связи с взятым администрацией Клинтона курсом на развитие «народной дипломатии».
До настоящего времени конфликт остается неурегулированным. Данное исследование является актуальным в связи с тем фактом, что к началу 2000-х годов появились возможности для восстановления американо-кубинского диалога.
Исторические исследования отечественных и иностранных авторов по данной теме сосредоточены в основном на периоде с 1960 по 1980 гг. В отечественных трудах по иберо-американистике также недостаточно освещено современное состояние американо-кубинского конфликта.
Объектом исследования являются американо-кубинские отношения в новом тысячелетии.
Предметом исследования является внешнеполитическая активность Соединенных Штатов Америки в начале XXI века.
Целью работы является определение закономерностей выстраивания внешнеполитического курса США в отношении Кубы в новом столетии, а также освещение перспектив эволюции американо-кубинского диалога.
В связи с заявленной целью работы были установлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть политику США в отношении Кубы за рассматриваемый период;
- выявить принципы, определяющие роль «кубинского вопроса» во внешней политике США;
- исследовать современные американо-кубинские отношения;
- осветить роль мирового сообщества в урегулировании американо-кубинских отношений;
- выделить внешние факторы, влияющие на американо-кубинские отношения в XXI веке и проанализировать степень их влияния;
- определить перспективы развития двусторонних отношений в современных условиях.
Методологической основой исследования послужили ретроспективный анализ политического процесса и метод системного анализа.
Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток – 2001-2016 гг. Точкой отсчета стал приход к власти американского президента Джорджа Буша-младшего, ознаменовавший новый этап в американо-кубинских отношениях. Именно в это время произошел новый виток обострения взаимоотношений между США и Кубой.
Источниковедческую базу исследования можно разделить на несколько тематических групп. К первой группе относятся законы, подзаконные акты и официальные публикации Соединенных Штатов Америки, Кубы, Российской Федерации и Китайской Народной Республики. В частности, нормативно-правовые документы Государственного департамента США, Конгресса США, Министерства финансов США, Национальной ассамблеи народной власти Кубы, Коммунистической партии Кубы, Министерства иностранных дел РФ, Государственной Думы РФ, Министерства иностранных дел КНР, а также заявления правительств США, Кубы и России. Вышеупомянутые источники важны для изучения внешнеполитических стратегий Соединенных Штатов, Кубы, России и Китая по отдельности. Особый интерес представляют ежегодные доклады Службы по делам Кубы в составе Бюро США по делам Западного полушария и Министерства обороны США.
Вторая группа включает заявления и выступления министров иностранных дел и других официальных лиц Соединенных Штатов, Кубы, России и Китая, материалы пресс-служб государств.
Материалы Организации Объединенных Наций, включая ряд статистических сборников, и другие документы, отражающие реакцию мирового сообщества на развитие американо-кубинских отношений после окончания «холодной войны» составляют третью группу. К этому типу источников могут быть отнесены доклады неправительственных организаций и научно-исследовательских центров таких, как Совет по международным отношениям, Центр развития демократии в Америке.
Наряду с официальными документальными источниками в работе использовались материалы средств массовой информации США (Correo de Cuba, The Miami Herald, The Huffington Post, CBSNews), Кубы (Granma, Granma Internacional, Juventud Rebelde) и России (ИноСМИ, Коммерсантъ, Cuba24), которые относятся к четвертой группе источников. Их изучение позволило проанализировать широкий спектр взглядов по проблемам американо-кубинских отношений.
Степень научной разработанности проблемы. Библиографический фон исследования включает фундаментальные труды отечественных исследователей – латиноамериканистов В.М. Давыдова, Б.И. Коваля, В.Г. Ревуненкова по истории стран Латинской Америки, а также по общим проблемам ориентации внешней политики стран континента .
Следующую группу составляют работы российских экспертов, изучающих политические процессы на Кубе, – А.Н. Данненберга, М.В. Елбаевой, К.О. Лейно, Е.О. Подолько, В.П. Сударева, А.А. Сухостата и научного коллектива Института Латинской Америки РАН, посвященные изучению природы и эволюции американо-кубинского конфликта . В вышеуказанных монографиях и научных публикациях двусторонние отношения США и Кубы рассматриваются в историческом и экономическом контексте. В работах В.П. Сударева особая роль отводится исследованию принципов, послуживших основой для выстраивания внешней политики Соединенных Штатов по отношению к Острову свободы, а также её идеологического обоснования. К этой же тематической группе относятся авторефераты отечественных учёных – историков В.А. Бородаева, Б.А. Ширяева.
В монографиях отечественных исследователей С.А. Батчикова, В.А. Бородаева, С.Б. Кононученко, О.А. Панюшкиной, А.И. Сизоненко и К.А. Хачатурова освещаются российско-кубинские отношения постсоветского периода. Стоит отметить резкий спад интереса к изучению двусторонних отношений России и Кубы после распада Советского Союза. В современных исследованиях большее внимание уделяется торгово-экономическим аспектам сотрудничества стран.
Ключевые направления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Китая в латиноамериканском регионе рассмотрены в работах российских ученых Я.В. Лексютиной, О.А. Панюшкиной, П.П. Яковлева .
При написании работы активно использовалась литература американских авторов, посвященная развитию отношений между Кубой и США. Американскую историографию, в свою очередь, можно разделить по трём направлениям: консервативное, либеральное, леворадикальное.
Консервативные американские историки К. Блазье, А. Лоуэнталь признают угрозу, исходящую от кубинского социалистического режима, для достижения внешнеполитических целей США в Карибском регионе. Так как за точку отсчета принимается идея «американской исключительной роли» в системе международных отношений, то обосновывается необходимость доминирования Соединенных Штатов в двусторонних отношениях. По их мнению, следует постепенно добиваться искоренения режима Кастро при сохранении экономических барьеров. Консерваторами отмечается преемственность по кубинскому вопросу среди политических деятелей США . Умеренно-консервативное крыло американской политологии (К. Меса-Лаго, С. Парселл) поддерживает нормализацию американо-кубинских отношений в силу геополитических факторов .
Учёные, являющиеся представителями либерального направления (Д. Домингес, У. Леонгранде, А. Лопес-Леви, М. Уинтер, П. Фолк, П. Хаким, М. Шифтер), выступают за налаживание диалога с кубинским правительством на принципах взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Такого рода сотрудничество предполагает учёт как американских, так и кубинских интересов. Исследователи данного направления ратуют за отмену экономических санкций США против Кубы (экономического эмбарго) и её выход из дипломатической изоляции; критикуют политику американского правительства конца 90-х годов и силовые методы осуществления внешнеполитического курса .
Работы леворадикального направления характеризуются резкой критикой внешнеполитического курса Соединенных Штатов, проводимого по отношению к Республике Куба и в латиноамериканском регионе в целом. Подобная линия прослеживается в монографиях Д. Бенджамина, У. Смита, Н. Чомского. По их мнению, агрессивная политика США и является причиной пятидесяти лет дипломатического противостояния между государствами. Исследователи полагают, что экономические санкции противоречат нормам международного права, подрывают режим функционирования международной торговли. Политологи поддерживают право Кубы на самостоятельное развитие .
Проведение анализа существующих в американской историографии различных оценок американо-кубинского конфликта помогло сделать наиболее объективные выводы о его последствиях и возможных сценариях развития.
В ходе исследования изучались труды кубинских историков, политологов и экономистов, которые составляют отдельную тематическую группу в библиографии. Данные работы освещают проблемы развития Кубы, государственную внешнюю политику и взаимоотношения с Соединенными Штатами. Американо-кубинский конфликт занимает центральное место в кубинской историографии. Последний освещается в научных работах С. Ламрани, Х. Оропесы, Х. Родригеса, Р. Фернандеса, Р. Эрнандеса. Для подавляющего большинства из них характерна повышенная политизированность и антиамериканская традиция. Подход историков к изучению природы американо-кубинского конфликта определяется официальной позицией кубинского правительства и национальной идеологией. Отсутствует всякая критика режима Кастро, а политические процессы трактуются с точки зрения марксизма-ленинизма и, соответственно, антиимпериализма в связи с тем, что авторы имеют отношение к Коммунистической партии Кубы . Отдельной темой для исследования является проблема нелегальной иммиграции в США, которая особенно подробно описана в монографии Л. Ортеги. Вышеуказанная проблема напрямую связана с формированием в Соединенных Штатах влиятельной кубинской диаспоры – важной составляющей двустороннего противостояния.
Радикальную антиамериканскую направленность имеют работы К. Алсугарая, Р. Герры, О. Переса. Всю историю двусторонних отношений они рассматривают с позиций идеологического противостояния, непрерывающейся агрессии США и вмешательства во внутренние дела Кубы .
В кубинской историографии наиболее полно раскрываются явления и процессы «особого периода мирного времени» (период в истории Кубы с 1991 года до начала XXI века), изучение которых способствует пониманию специфики американо-кубинских отношений на данном этапе
Американо-кубинский конфликт является уникальным явлением в международных отношениях. Данному конфликту присуща инертность: за долгий период времени США так и не смогли разработать действенный механизм урегулирования кубинского вопроса. Во-первых, двусторонний диалог зачастую выстраивался не на равных условиях. Во-вторых, стороны конфликта, имеющие накопившиеся за несколько десятилетий претензии друг к другу, использовали методы открытого вызова, что побуждало другую сторону к ответным мерам, а не к поиску компромисса.
В ходе исследования были выделены этапы реализуемой администрациями США кубинской политики начала XXI века.
Приход к власти Джорджа Буша-младшего в 2001 году открыл новую главу в американо-кубинских отношениях. Обострение отношений во время президентства Джорджа Буша было обусловлено изменением ориентиров в кубинской политике, в том числе вследствие возросшего влияния кубино-американской диаспоры. Позиция США по отношению к Острову Свободы стала выстраиваться исходя из проблем соблюдения прав человека и свободы средств массовой информации. Хотя именно в начале XXI века в американских политических кругах и среди части американской общественности стали звучать призывы к нормализации двусторонних отношений с Кубой. Однако американское правительство лишь продолжило ужесточение санкций.
Разрядка в отношениях между Соединенными Штатами и Кубой произошла с приходом к власти Барака Обамы, взявшего курс на постепенное сворачивание санкций и урегулирование отношений с Гаваной. Период президентства Обамы принято называть «затяжной оттепелью» в двусторонних отношениях. В последнее время наметилась также тенденция к проведению необходимых дипломатических консультаций, которые в перспективе могли бы способствовать нормализации американо-кубинского диалога. Представляется возможным утверждать, что кубинское правительство в целом готово к выстраиванию качественно «новых» отношений с Соединенными Штатами на взаимовыгодных началах в связи с последними заявлениями американского президента о том, что политика санкций является устаревшей и неэффективной, а также в связи с исключением Кубы из списка государств-пособников терроризма и смягчением санкций. Восстановление американо-кубинского диалога является обоюдным процессом, так как Куба и Соединенные Штаты в равной степени заинтересованы в нормализации отношений. Знаковым событием во время президентства Барака Обамы стало восстановление дипломатических отношений между Кубой и Соединенными Штатами. Но, несмотря на положительную динамику в развитии двусторонних связей, между государствами остается ряд принципиальных противоречий. Действующее экономическое эмбарго в отношении Кубы является главным камнем преткновения и рудиментом «холодной войны» в современных американо-кубинских отношениях.
Финансовая независимость и политический авторитет кубино-американской диаспоры, сложившейся на основе политической борьбы с режимом Кастро, также тормозит развитие диалога между Соединенными Штатами и Кубой.
В работе освещены внешние факторы, влияющие на современные американо-кубинские отношения, а также проанализирована степень их влияния.
С начала XXI века можно с уверенностью говорить о многовекторном расширении экономического и дипломатического присутствия Китая в латиноамериканском регионе, а также об активизации российско-кубинских отношений. Однако по мере развития китайско-кубинских отношений акцент сместился из политической сферы в торгово-экономическую. Так как основой политики Китая в отношении латиноамериканских государств является прагматичный подход к развитию внешнеэкономического сотрудничества, несмотря на политико-идеологическую направленность партнеров, и «непровоцирование» США. Российская же сторона считает приоритетными расширение политических контактов, углубление военно-технического сотрудничества и дальнейшее развитие двусторонних отношений в духе стратегического партнерства. Москва и Пекин выстраивают отношения с Кубой на равных условиях по принципу взаимной выгоды, а также последовательно выступают за урегулирование американо-кубинских отношений и отмену эмбарго, препятствующего кубинскому развитию. Столь обширное и разностороннее взаимодействие Китая и России с Кубой является чувствительным вопросом для американской стороны. Соединенные Штаты хотели бы сами иметь преимущественные права в основных секторах кубинской экономики, не сдавая позиции остальным иностранным инвесторам.
В результате исследования определены перспективы развития двусторонних отношений и приведены соответствующие прогнозы.
Важно понимать тот факт, что в американских политических кругах сильны ожидания по поводу смены лидера на Кубе. Однако доподлинно известно о наличии у нынешнего кубинского руководства официального плана преемственности власти. Прогнозирование будущего американо-кубинских отношений находится в прямой зависимости от развития внутренней политической ситуации в том, что касается смены лидерства на Острове Свободы. Однако учитывая все возможные сценарии смены лидера, а также курс Администрации Барака Обамы на нормализацию отношений с Гаваной, отрицается возможность открытого вооруженного столкновения между участниками конфликта. Предполагается, что динамика конфликта будет направлена по пути дальнейшей деэскалации, правда, на протяжении длительного периода времени.
Основными шагами последующего урегулирования американо-кубинских отношений станут регулярные консультации на высшем уровне, обоюдное признание политических просчетов, а также наличие у политических лидеров двух государств воли к поиску компромисса. Вполне вероятно, что особая роль в урегулировании отношений между США и Кубой будет принадлежать таким посредникам, как Организация Объединенных Наций, Организация американских государств, Римско-католическая церковь.
В ходе исследования были выделены этапы реализуемой администрациями США кубинской политики начала XXI века.
Приход к власти Джорджа Буша-младшего в 2001 году открыл новую главу в американо-кубинских отношениях. Обострение отношений во время президентства Джорджа Буша было обусловлено изменением ориентиров в кубинской политике, в том числе вследствие возросшего влияния кубино-американской диаспоры. Позиция США по отношению к Острову Свободы стала выстраиваться исходя из проблем соблюдения прав человека и свободы средств массовой информации. Хотя именно в начале XXI века в американских политических кругах и среди части американской общественности стали звучать призывы к нормализации двусторонних отношений с Кубой. Однако американское правительство лишь продолжило ужесточение санкций.
Разрядка в отношениях между Соединенными Штатами и Кубой произошла с приходом к власти Барака Обамы, взявшего курс на постепенное сворачивание санкций и урегулирование отношений с Гаваной. Период президентства Обамы принято называть «затяжной оттепелью» в двусторонних отношениях. В последнее время наметилась также тенденция к проведению необходимых дипломатических консультаций, которые в перспективе могли бы способствовать нормализации американо-кубинского диалога. Представляется возможным утверждать, что кубинское правительство в целом готово к выстраиванию качественно «новых» отношений с Соединенными Штатами на взаимовыгодных началах в связи с последними заявлениями американского президента о том, что политика санкций является устаревшей и неэффективной, а также в связи с исключением Кубы из списка государств-пособников терроризма и смягчением санкций. Восстановление американо-кубинского диалога является обоюдным процессом, так как Куба и Соединенные Штаты в равной степени заинтересованы в нормализации отношений. Знаковым событием во время президентства Барака Обамы стало восстановление дипломатических отношений между Кубой и Соединенными Штатами. Но, несмотря на положительную динамику в развитии двусторонних связей, между государствами остается ряд принципиальных противоречий. Действующее экономическое эмбарго в отношении Кубы является главным камнем преткновения и рудиментом «холодной войны» в современных американо-кубинских отношениях.
Финансовая независимость и политический авторитет кубино-американской диаспоры, сложившейся на основе политической борьбы с режимом Кастро, также тормозит развитие диалога между Соединенными Штатами и Кубой.
В работе освещены внешние факторы, влияющие на современные американо-кубинские отношения, а также проанализирована степень их влияния.
С начала XXI века можно с уверенностью говорить о многовекторном расширении экономического и дипломатического присутствия Китая в латиноамериканском регионе, а также об активизации российско-кубинских отношений. Однако по мере развития китайско-кубинских отношений акцент сместился из политической сферы в торгово-экономическую. Так как основой политики Китая в отношении латиноамериканских государств является прагматичный подход к развитию внешнеэкономического сотрудничества, несмотря на политико-идеологическую направленность партнеров, и «непровоцирование» США. Российская же сторона считает приоритетными расширение политических контактов, углубление военно-технического сотрудничества и дальнейшее развитие двусторонних отношений в духе стратегического партнерства. Москва и Пекин выстраивают отношения с Кубой на равных условиях по принципу взаимной выгоды, а также последовательно выступают за урегулирование американо-кубинских отношений и отмену эмбарго, препятствующего кубинскому развитию. Столь обширное и разностороннее взаимодействие Китая и России с Кубой является чувствительным вопросом для американской стороны. Соединенные Штаты хотели бы сами иметь преимущественные права в основных секторах кубинской экономики, не сдавая позиции остальным иностранным инвесторам.
В результате исследования определены перспективы развития двусторонних отношений и приведены соответствующие прогнозы.
Важно понимать тот факт, что в американских политических кругах сильны ожидания по поводу смены лидера на Кубе. Однако доподлинно известно о наличии у нынешнего кубинского руководства официального плана преемственности власти. Прогнозирование будущего американо-кубинских отношений находится в прямой зависимости от развития внутренней политической ситуации в том, что касается смены лидерства на Острове Свободы. Однако учитывая все возможные сценарии смены лидера, а также курс Администрации Барака Обамы на нормализацию отношений с Гаваной, отрицается возможность открытого вооруженного столкновения между участниками конфликта. Предполагается, что динамика конфликта будет направлена по пути дальнейшей деэскалации, правда, на протяжении длительного периода времени.
Основными шагами последующего урегулирования американо-кубинских отношений станут регулярные консультации на высшем уровне, обоюдное признание политических просчетов, а также наличие у политических лидеров двух государств воли к поиску компромисса. Вполне вероятно, что особая роль в урегулировании отношений между США и Кубой будет принадлежать таким посредникам, как Организация Объединенных Наций, Организация американских государств, Римско-католическая церковь.
Подобные работы
- КУБА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В XXI ВЕКЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
U.S.-CUBAN RELATIONS IN THE 21ST CENTURY: STATUS AND PROSPECTS
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016



