Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУБА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В XXI ВЕКЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Работа №141224

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы51
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Политика Соединённых Штатов Америки в отношении Кубы в XXI веке (2001-2016 гг.)
1.1. Принципы, определяющие роль «кубинского вопроса» во внешней политике США
1.2. Кубинский вектор американской политики……………………………………… 14
Глава 2. Внешние факторы, влияющие на политику США в отношении Кубы в XXI веке
2.1. Китайский фактор в американо-кубинских отношениях………………………... 26
2.2. Российско-кубинское сотрудничество
Глава 3. Прогнозы и перспективы развития американо-кубинских отношений
Заключение
Библиография


Актуальность темы исследования. Американо-кубинский конфликт является уникальным в своем роде. История не знает примеров столь продолжительного и стабильного противостояния между единственной сверхдержавой, коей остались Соединенные Штаты после распада СССР, и несопоставимо меньшим государством. Своими корнями конфликт уходит в 50-е гг. XX века. После победы в 1959 году кубинской революции, перехода власти к коммунистам и проведенной аграрной реформы Вашингтон взял курс на агрессивное противостояние. В ответ новым кубинским руководством 28 января 1960 года была произведена национализация иностранной собственности. Вследствие эскалации конфликта в январе 1961 года между государствами были разорваны дипломатические отношения. Шестидесятые годы ознаменовались наложением экономического эмбарго на Кубу со стороны администрации Кеннеди, а также вооруженными попытками США свержения кубинского правительства. 1970-е гг. принято считать периодом политической разрядки: в доказательство своего намерения наладить двусторонние контакты правительство Соединенных Штатов частично сняло эмбарго с Кубы. Однако ввод кубинских войск в Анголу (1975 г.) и в Эфиопию (1978 г.) с целью поддержки марксистского движения, а также победа революции в Гренаде послужили причиной «отката» в 1979 году от политики разрядки в американо-кубинских отношениях. При администрации республиканца Рейгана (1981-1989 гг.) ужесточилась политика США в Карибском регионе и в кубинском вопросе. Соединенные Штаты внесли Остров Свободы в список государств – пособников международного терроризма.
Крах биполярной системы международных отношений породил надежду на скорейшее разрешение американо-кубинского конфликта, развивающегося преимущественно в рамках идеологического противостояния Восток-Запад. Однако накопившиеся более чем за полвека противоречия и обоюдные претензии явились серьезным препятствием на пути к нормализации отношений между Кубой и Соединенными Штатами Америки. В 90-х годах XX века поводом к эскалации американо-кубинского конфликта послужило принятие в 1992 году Закона о кубинской демократии (Акта Торричелли), а затем Закона Хелмса-Бертона в 1996-ом.
Завершение «холодной войны» положило начало новому этапу в отношениях между США и Кубой, так как распространилось влияние новых политических факторов на конфликт. Так, значительно возросла степень участия мирового сообщества и активизировалась работа Генеральной Ассамблеи ООН по данному направлению. Снижению обоюдной враждебности способствовали установившееся сотрудничество по борьбе с терроризмом, первый визит Папы Иоанна Павла Второго на Кубу в 1998 году, а также налаживание американской стороной поставок продовольствия и медикаментов на остров в связи с взятым администрацией Клинтона курсом на развитие «народной дипломатии».
До настоящего времени конфликт остается неурегулированным. Данное исследование является актуальным в связи с тем фактом, что к началу 2000-х годов появились возможности для восстановления американо-кубинского диалога.
Исторические исследования отечественных и иностранных авторов по данной теме сосредоточены в основном на периоде с 1960 по 1980 гг. В отечественных трудах по иберо-американистике также недостаточно освещено современное состояние американо-кубинского конфликта.
Объектом исследования являются американо-кубинские отношения в новом тысячелетии.
Предметом исследования является внешнеполитическая активность Соединенных Штатов Америки в начале XXI века.
Целью работы является определение закономерностей выстраивания внешнеполитического курса США в отношении Кубы в новом столетии, а также освещение перспектив эволюции американо-кубинского диалога.
В связи с заявленной целью работы были установлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть политику США в отношении Кубы за рассматриваемый период;
- выявить принципы, определяющие роль «кубинского вопроса» во внешней политике США;
- исследовать современные американо-кубинские отношения;
- осветить роль мирового сообщества в урегулировании американо-кубинских отношений;
- выделить внешние факторы, влияющие на американо-кубинские отношения в XXI веке и проанализировать степень их влияния;
- определить перспективы развития двусторонних отношений в современных условиях.
Методологической основой исследования послужили ретроспективный анализ политического процесса и метод системного анализа.
Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток – 2001-2016 гг. Точкой отсчета стал приход к власти американского президента Джорджа Буша-младшего, ознаменовавший новый этап в американо-кубинских отношениях. Именно в это время произошел новый виток обострения взаимоотношений между США и Кубой.
Источниковедческую базу исследования можно разделить на несколько тематических групп. К первой группе относятся законы, подзаконные акты и официальные публикации Соединенных Штатов Америки, Кубы, Российской Федерации и Китайской Народной Республики. В частности, нормативно-правовые документы Государственного департамента США, Конгресса США, Министерства финансов США, Национальной ассамблеи народной власти Кубы, Коммунистической партии Кубы, Министерства иностранных дел РФ, Государственной Думы РФ, Министерства иностранных дел КНР, а также заявления правительств США, Кубы и России. Вышеупомянутые источники важны для изучения внешнеполитических стратегий Соединенных Штатов, Кубы, России и Китая по отдельности. Особый интерес представляют ежегодные доклады Службы по делам Кубы в составе Бюро США по делам Западного полушария и Министерства обороны США.
Вторая группа включает заявления и выступления министров иностранных дел и других официальных лиц Соединенных Штатов, Кубы, России и Китая, материалы пресс-служб государств.
Материалы Организации Объединенных Наций, включая ряд статистических сборников, и другие документы, отражающие реакцию мирового сообщества на развитие американо-кубинских отношений после окончания «холодной войны» составляют третью группу. К этому типу источников могут быть отнесены доклады неправительственных организаций и научно-исследовательских центров таких, как Совет по международным отношениям, Центр развития демократии в Америке.
Наряду с официальными документальными источниками в работе использовались материалы средств массовой информации США (Correo de Cuba, The Miami Herald, The Huffington Post, CBSNews), Кубы (Granma, Granma Internacional, Juventud Rebelde) и России (ИноСМИ, Коммерсантъ, Cuba24), которые относятся к четвертой группе источников. Их изучение позволило проанализировать широкий спектр взглядов по проблемам американо-кубинских отношений.
Степень научной разработанности проблемы. Библиографический фон исследования включает фундаментальные труды отечественных исследователей – латиноамериканистов В.М. Давыдова, Б.И. Коваля, В.Г. Ревуненкова по истории стран Латинской Америки, а также по общим проблемам ориентации внешней политики стран континента .
Следующую группу составляют работы российских экспертов, изучающих политические процессы на Кубе, – А.Н. Данненберга, М.В. Елбаевой, К.О. Лейно, Е.О. Подолько, В.П. Сударева, А.А. Сухостата и научного коллектива Института Латинской Америки РАН, посвященные изучению природы и эволюции американо-кубинского конфликта . В вышеуказанных монографиях и научных публикациях двусторонние отношения США и Кубы рассматриваются в историческом и экономическом контексте. В работах В.П. Сударева особая роль отводится исследованию принципов, послуживших основой для выстраивания внешней политики Соединенных Штатов по отношению к Острову свободы, а также её идеологического обоснования. К этой же тематической группе относятся авторефераты отечественных учёных – историков В.А. Бородаева, Б.А. Ширяева.
В монографиях отечественных исследователей С.А. Батчикова, В.А. Бородаева, С.Б. Кононученко, О.А. Панюшкиной, А.И. Сизоненко и К.А. Хачатурова освещаются российско-кубинские отношения постсоветского периода. Стоит отметить резкий спад интереса к изучению двусторонних отношений России и Кубы после распада Советского Союза. В современных исследованиях большее внимание уделяется торгово-экономическим аспектам сотрудничества стран.
Ключевые направления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Китая в латиноамериканском регионе рассмотрены в работах российских ученых Я.В. Лексютиной, О.А. Панюшкиной, П.П. Яковлева .
При написании работы активно использовалась литература американских авторов, посвященная развитию отношений между Кубой и США. Американскую историографию, в свою очередь, можно разделить по трём направлениям: консервативное, либеральное, леворадикальное.
Консервативные американские историки К. Блазье, А. Лоуэнталь признают угрозу, исходящую от кубинского социалистического режима, для достижения внешнеполитических целей США в Карибском регионе. Так как за точку отсчета принимается идея «американской исключительной роли» в системе международных отношений, то обосновывается необходимость доминирования Соединенных Штатов в двусторонних отношениях. По их мнению, следует постепенно добиваться искоренения режима Кастро при сохранении экономических барьеров. Консерваторами отмечается преемственность по кубинскому вопросу среди политических деятелей США . Умеренно-консервативное крыло американской политологии (К. Меса-Лаго, С. Парселл) поддерживает нормализацию американо-кубинских отношений в силу геополитических факторов .
Учёные, являющиеся представителями либерального направления (Д. Домингес, У. Леонгранде, А. Лопес-Леви, М. Уинтер, П. Фолк, П. Хаким, М. Шифтер), выступают за налаживание диалога с кубинским правительством на принципах взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Такого рода сотрудничество предполагает учёт как американских, так и кубинских интересов. Исследователи данного направления ратуют за отмену экономических санкций США против Кубы (экономического эмбарго) и её выход из дипломатической изоляции; критикуют политику американского правительства конца 90-х годов и силовые методы осуществления внешнеполитического курса .
Работы леворадикального направления характеризуются резкой критикой внешнеполитического курса Соединенных Штатов, проводимого по отношению к Республике Куба и в латиноамериканском регионе в целом. Подобная линия прослеживается в монографиях Д. Бенджамина, У. Смита, Н. Чомского. По их мнению, агрессивная политика США и является причиной пятидесяти лет дипломатического противостояния между государствами. Исследователи полагают, что экономические санкции противоречат нормам международного права, подрывают режим функционирования международной торговли. Политологи поддерживают право Кубы на самостоятельное развитие .
Проведение анализа существующих в американской историографии различных оценок американо-кубинского конфликта помогло сделать наиболее объективные выводы о его последствиях и возможных сценариях развития.
В ходе исследования изучались труды кубинских историков, политологов и экономистов, которые составляют отдельную тематическую группу в библиографии. Данные работы освещают проблемы развития Кубы, государственную внешнюю политику и взаимоотношения с Соединенными Штатами. Американо-кубинский конфликт занимает центральное место в кубинской историографии. Последний освещается в научных работах С. Ламрани, Х. Оропесы, Х. Родригеса, Р. Фернандеса, Р. Эрнандеса. Для подавляющего большинства из них характерна повышенная политизированность и антиамериканская традиция. Подход историков к изучению природы американо-кубинского конфликта определяется официальной позицией кубинского правительства и национальной идеологией. Отсутствует всякая критика режима Кастро, а политические процессы трактуются с точки зрения марксизма-ленинизма и, соответственно, антиимпериализма в связи с тем, что авторы имеют отношение к Коммунистической партии Кубы . Отдельной темой для исследования является проблема нелегальной иммиграции в США, которая особенно подробно описана в монографии Л. Ортеги. Вышеуказанная проблема напрямую связана с формированием в Соединенных Штатах влиятельной кубинской диаспоры – важной составляющей двустороннего противостояния.
Радикальную антиамериканскую направленность имеют работы К. Алсугарая, Р. Герры, О. Переса. Всю историю двусторонних отношений они рассматривают с позиций идеологического противостояния, непрерывающейся агрессии США и вмешательства во внутренние дела Кубы .
В кубинской историографии наиболее полно раскрываются явления и процессы «особого периода мирного времени» (период в истории Кубы с 1991 года до начала XXI века), изучение которых способствует пониманию специфики американо-кубинских отношений на данном этапе


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Американо-кубинский конфликт является уникальным явлением в международных отношениях. Данному конфликту присуща инертность: за долгий период времени США так и не смогли разработать действенный механизм урегулирования кубинского вопроса. Во-первых, двусторонний диалог зачастую выстраивался не на равных условиях. Во-вторых, стороны конфликта, имеющие накопившиеся за несколько десятилетий претензии друг к другу, использовали методы открытого вызова, что побуждало другую сторону к ответным мерам, а не к поиску компромисса.
В ходе исследования были выделены этапы реализуемой администрациями США кубинской политики начала XXI века.
Приход к власти Джорджа Буша-младшего в 2001 году открыл новую главу в американо-кубинских отношениях. Обострение отношений во время президентства Джорджа Буша было обусловлено изменением ориентиров в кубинской политике, в том числе вследствие возросшего влияния кубино-американской диаспоры. Позиция США по отношению к Острову Свободы стала выстраиваться исходя из проблем соблюдения прав человека и свободы средств массовой информации. Хотя именно в начале XXI века в американских политических кругах и среди части американской общественности стали звучать призывы к нормализации двусторонних отношений с Кубой. Однако американское правительство лишь продолжило ужесточение санкций.
Разрядка в отношениях между Соединенными Штатами и Кубой произошла с приходом к власти Барака Обамы, взявшего курс на постепенное сворачивание санкций и урегулирование отношений с Гаваной. Период президентства Обамы принято называть «затяжной оттепелью» в двусторонних отношениях. В последнее время наметилась также тенденция к проведению необходимых дипломатических консультаций, которые в перспективе могли бы способствовать нормализации американо-кубинского диалога. Представляется возможным утверждать, что кубинское правительство в целом готово к выстраиванию качественно «новых» отношений с Соединенными Штатами на взаимовыгодных началах в связи с последними заявлениями американского президента о том, что политика санкций является устаревшей и неэффективной, а также в связи с исключением Кубы из списка государств-пособников терроризма и смягчением санкций. Восстановление американо-кубинского диалога является обоюдным процессом, так как Куба и Соединенные Штаты в равной степени заинтересованы в нормализации отношений. Знаковым событием во время президентства Барака Обамы стало восстановление дипломатических отношений между Кубой и Соединенными Штатами. Но, несмотря на положительную динамику в развитии двусторонних связей, между государствами остается ряд принципиальных противоречий. Действующее экономическое эмбарго в отношении Кубы является главным камнем преткновения и рудиментом «холодной войны» в современных американо-кубинских отношениях.
Финансовая независимость и политический авторитет кубино-американской диаспоры, сложившейся на основе политической борьбы с режимом Кастро, также тормозит развитие диалога между Соединенными Штатами и Кубой.
В работе освещены внешние факторы, влияющие на современные американо-кубинские отношения, а также проанализирована степень их влияния.
С начала XXI века можно с уверенностью говорить о многовекторном расширении экономического и дипломатического присутствия Китая в латиноамериканском регионе, а также об активизации российско-кубинских отношений. Однако по мере развития китайско-кубинских отношений акцент сместился из политической сферы в торгово-экономическую. Так как основой политики Китая в отношении латиноамериканских государств является прагматичный подход к развитию внешнеэкономического сотрудничества, несмотря на политико-идеологическую направленность партнеров, и «непровоцирование» США. Российская же сторона считает приоритетными расширение политических контактов, углубление военно-технического сотрудничества и дальнейшее развитие двусторонних отношений в духе стратегического партнерства. Москва и Пекин выстраивают отношения с Кубой на равных условиях по принципу взаимной выгоды, а также последовательно выступают за урегулирование американо-кубинских отношений и отмену эмбарго, препятствующего кубинскому развитию. Столь обширное и разностороннее взаимодействие Китая и России с Кубой является чувствительным вопросом для американской стороны. Соединенные Штаты хотели бы сами иметь преимущественные права в основных секторах кубинской экономики, не сдавая позиции остальным иностранным инвесторам.
В результате исследования определены перспективы развития двусторонних отношений и приведены соответствующие прогнозы.
Важно понимать тот факт, что в американских политических кругах сильны ожидания по поводу смены лидера на Кубе. Однако доподлинно известно о наличии у нынешнего кубинского руководства официального плана преемственности власти. Прогнозирование будущего американо-кубинских отношений находится в прямой зависимости от развития внутренней политической ситуации в том, что касается смены лидерства на Острове Свободы. Однако учитывая все возможные сценарии смены лидера, а также курс Администрации Барака Обамы на нормализацию отношений с Гаваной, отрицается возможность открытого вооруженного столкновения между участниками конфликта. Предполагается, что динамика конфликта будет направлена по пути дальнейшей деэскалации, правда, на протяжении длительного периода времени.
Основными шагами последующего урегулирования американо-кубинских отношений станут регулярные консультации на высшем уровне, обоюдное признание политических просчетов, а также наличие у политических лидеров двух государств воли к поиску компромисса. Вполне вероятно, что особая роль в урегулировании отношений между США и Кубой будет принадлежать таким посредникам, как Организация Объединенных Наций, Организация американских государств, Римско-католическая церковь.



1. Выступление Генерала армии Рауля Кастро Руса, Первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Кубы и Председателя Государственного совета и Совета Министров, на закрытии IV очередной сессии VIII учредительного созыва Национальной ассамблеи Народной власти во Дворце Съездов. 20.12.2014 // URL: http://www.cuba.cu/gobierno/rauldiscursos/2014/rus/r201214r.html (дата обращения: 28.03.2016).
2. Выступление Президента Республики Куба Главнокомандующего Фиделя Кастро Руса перед началом многолюдного Марша боевого народа столицы против терроризма. 17.05.2005 // URL: http://www.cuba.cu/gobierno/discursos/2005/rus/f170505r.html (дата обращения: 19.03.2016).
3. Выступление Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса по кубинскому телевидению, посвященное нынешней международной обстановке, экономическому и мировому кризису и тому, как он может сказаться на Кубе. 02.11.2001 // URL: http://www.cuba.cu/gobierno/discursos/2001/rus/f021101r.html (дата обращения: 19.03.2016).
4. Декрет-закон №88 «О защите национальной независимости и экономики Кубы». 16.02.1999 // URL: http://www.cuba.cu (дата обращения: 11.04.2016).
5. Доклад Генерального секретаря о необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы, введенной Соединенными Штатами Америки. Резолюция 62/3 Генеральной Ассамблеи, пункт 4. A/63/93. 10.11.2008 // Организация Объединенных Наций // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/454/05/PDF/N0845405.pdf?OpenElement (дата обращения: 28.03.2016).
6. Заявление Правительства Кубы национальному и международному общественному мнению от 11.01.2002 // URL: http://www.cuba.cu (дата обращения: 04.04.2016).
7. Комментарий: США должны пересмотреть политику в отношении Кубы в момент, когда Си Цзиньпин ищет более тесные связи с Гаваной. 23.07.2014 / Источник: Агентство Синьхуа // URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2014-07/23/content_33025910.htm (дата обращения: 04.04.2016).
8. Куба, наряду с другими латиноамериканскими странами, осуждает Соединенные Штаты Америки // Cuba24. 07 декабря 2010 г. // URL: http://cuba24.ru/politic/1053-kuba-naryadu-s-drugimi-latinoamerikanskimi.html (дата обращения: 04.04.2016).
9. Нота МИД Российской Федерации посольству Республики Куба в Российской Федерации от 19 февраля 1992 г. // Россия – Куба. 1902-2002. Документы и Материалы. Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство иностранных дел Республики Куба. М.: Международные отношения, 2004. С.448.
10. Официальное заявление Кубинского правительства 16.06.2009 // URL: http://www.cubaminrex.cu/PrisionerosImperio/Articulos/Solidaridad/2010/2010-04-29-COnsideran.html (дата обращения: 29.03.2016).
11. Речь Фиделя Кастро «Другое поведение». 20.05.2005 // URL: www.cuba.cu/gobierno/discursos/index.html (дата обращения: 28.03.2016).
12. Речь Фиделя Кастро «Моим товарищам по Федерации университетских студентов». 26.01.2015 // URL: http://www.cuba.cu/gobierno/reflexiones/2015/rus/f260115r.html (дата обращения: 29.03.2016).
13. Статистический ежегодник Китая, 2000, 2011 // URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2010/indexeh.htm (дата обращения: 12.03.2016).
14. Яковлев П.П. Латинская Америка в глобальной стратегии Пекина // URL: http://www.perspectivy.ru (дата обращения: 12.03.2016).
15. Alocución del Presidente cubano // La Habana. 17.12.2014 // URL: http://www.cuba.cu/gobierno/rauldiscursos/2014/esp/r171214e.html (date of access: 16.03.2016).
16. Articulo de Fidel «Lo que no podrá olvidarse nunca». 13.10.2014 // URL: http://www.cuba.cu/gobierno/reflexiones/2014/esp/f141013e.html (date of access: 19.03.2016).
17. Barshefsky C., Hill J., O`Neil S. U.S.-Latin America Relations: A New Direction for a New Reality // Independent Task Force Report. 2008. № 60 // URL: http://www.cfr.org/content/publications/attachments/LatinAmerica_TF.pdf (date of access: 04.03.2016).
18. Bernard A., William R. U.S.-Cuban Relations In The 21st Century (Independent Task Force of the Council on Foreign Relations Co-Chairs` Report). 1999. November 19 // Council on Foreign Relations // URL: http://www.cfr.org/content/publications/attachments/Cuba_TaskForce.pdf (date of access: 19.03.2016).
19. CEPAL. La República Popular China y América Latina y el Caribe: hacia una relación estratégica. Santiago de Chile, mayo de 2010, P. 14.
20. Cotayo N.L. Lying as a profession (Washington's policy toward Cuba). 1997 // Granma Organo Oficial del Comité Central del Partido Comunista de Cuba // URL: http://www.granma.cu/ingles/index.html (date of access: 02.03.2016).
21. Cuba 2013 International Religious Freedom Report. 2014. July 28 // Bureau of Democracy, Human Rights and Labor // URL: http://www.state.gov/documents/organization/222583.pdf (date of access: 19.03.2016).
22. Cuban Democracy Act of 1992. 1992 // U.S. Department of the Treasury // URL: http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Documents/cda.pdf (date of access: 02.03.2016).
23. Cuban Liberty and Democratic Solidarity (Libertad) Act of 1996. Public Law 104-114. 1996. March 12 // U.S. Department of the Treasury // URL: http://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Documents/libertad.pdf (date of access: 03.03.2016).
24. Eizenstat S. Growing Consensus On Promoting Change In Cuba Remarks Under Secretary for Economic, Agricultural, and Business Affairs. Presented at a conference sponsored by the North American Committee of the National Policy Association. 1998. January 7 // United States Department of State // URL: http://www.state.gov/r/pa/ei/rls/dos/221.htm (date of access: 27.02.2016).
25. El chino Xi suscribe 29 acuerdos con Castro en la visita a Cuba. 23.07.2014 // URL: http://internacional.elpais.com/internacional/2014/07/22/actualidad/1406060074_468362.html (date of access: 30.03.2016).
26. Laverty C. Cuba’s New Resolve: Economic Reform and its Implications for U.S. Policy. 2011 // Center for Democracy in the Americas // URL: http://www.democracyinamericas.org/ (date of access: 03.03.2016).
27. Lopez-Levy A. Change In Post-Fidel Cuba: Political Liberalization, Economic Reform and Lessons for U.S. Policy // New America Foundation. 2011. P.5-19.
28. Lopez-Levy A. President Obama: In Search of a Creative Policy Towards Cuba // The Huffington Post. 11.10.2013 // URL: http://www.huffingtonpost.com/arturo-lopez-levy/president-obama-cuba_b_4248667.html (date of access: 16.03.2016).
29. Memorandum for the Secretary of State. Subject: Promoting Democracy and Human Rights in Cuba. 13.04.2009 // URL: http://www.whitehouse.gov/the_press_office/Memorandum-Promoting-Democracy-and-Human-Rights-in-Cuba/ (date of access: 01.03.2016).
30. Pérez O.E. La inversión extranjera directa en Cuba: evolución y perspectivas. La Habana, 2002 // URL: http://lasa.international.pitt.edu/Lasa2001/PerezVillanuevaOmar.pdf (date of access: 16.02.2016).
31. Powell C. Report to the President Commission for Assistance to a Free Cuba. May 2004 // URL: http://pdf.usaid.gov/pdf_docs/PCAAB192.pdf (date of access: 14.02.2016).
32. Proclamation 3447-Embargo on all trade with Cuba. 1962. February 3 // The U.S. National Archives and Records Administration // URL: http://www.archives.gov/federal-register/codification/proclamations/03447.html (date of access: 01.03.2016).
33. Ranneberger M. Testimony on U.S. Policy towards Cuba Statement to the House International Relations Committee. 1999. March 24 // Subcommittee on Western Hemisphere// URL: http://www.state.gov/r/pa/ei/speeches/index.htm (date of access: 13.02.2016).
34. Rodríguez J. L. Las relaciones económicas entre Cuba y Rusia en una nueva etapa // URL: http://www.cubadebate.cu/opinion/2014/10/01/las-relaciones-economicas-entre-cuba-y-rusia-en-una-nueva-etapa/ (date of access: 16.03.2016).
35. Statement by the President on Cuba Policy Changes. 17.12.2014 // URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/12/17/statement-president-cuba-policy-changes (date of access: 05.03.2016).
36. Statement from director of U.S. relations for Cuban Ministry of Foreign Affairs. 2013. December 3 // Granma Organo Oficial del Comité Central del Partido Comunista de Cuba // URL: http://www.granma.cu/ingles/cuba-i/4diciembre-declaracion.html (date of access: 18.02.2016).
37. The Economic Relationship Between the United States and Cuba After Castro: Hearing before the Sub¬committee on the Western Hemisphere of the Committee on International Relations, House of Representa¬tives. 1995. June 30 // Bureau of Western Hemisphere Affairs // URL: http://1997-2001.state.gov/www/regions/wha/index.html (date of access: 20.03.2016).
38. Vries L. Powell Asks OAS For Cuba Help // CBSNews. June 9, 2003 // URL: http://www.cbsnews.com/news/powell-asks-oas-for-cuba-help/ (date of access: 19.02.2016).
39. Yearbook of Immigration Statistics. Office of Immigration Statistics. 2002 // U. S. Department of Homeland Security // URL: http://www.dhs.gov/immigration-statistics (date of access: 08.02.2016).



Авторефераты:
40. Бородаев В.А. История формирования и развития новой политической системы на Кубе (1953-2008 гг.): Автореф. дис. … д-ра ист. наук / Московский городской педагогический университет. М., 2009. 40 с.
41. Ширяев Б.А. Политика США в отношении Кубинской революции (1959-1962 гг.): Автореф. дис. … канд. ист. наук / Ленинградский государственный университет. Л., 1967. 18 с.

Монографии, учебная литература:

42. Давыдов В.М. Латиноамериканская периферия мирового капитализма. М.: Наука, 1991. 240 с.
43. Коваль Б.И. Латинская Америка: революция и современность. М.: Наука, 1981. 198 с.
44. Лейно К.О. Куба - возможности делового партнерства. М.: ИЛА РАН, 1997. 99 с.
45. Нитобург Э.Л. Политика американского империализма на Кубе. 1918-1939. М.: Наука, 1965. C. 73.
46. Ревуненков В.Г. История стран Латинской Америки в новейшее время. М.: Высшая школа, 1963. 458 с.
47. Сизоненко А.И. Россия: на латиноамериканском направлении. М.: БФРГТЗ “СЛОВО”, 2002. С.68-85.
48. Современная Куба: вопросы экономической адаптации и переориентация внешних связей / Отв. ред. В.М. Давыдов. М.: Наука, 2002. 328 с.
49. Сударев В.П. Две Америки после окончания «холодной войны». М.: Наука, 2004. 205 с.
50. Сухостат А.А. Куба – США: усиление конфронтации. М.: ИЛА, 1990. 20 с.
51. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: ООО "Издательство ACT": ООО "Транзиткнига", 2004. 635 с.
52. Хачатуров К. А. Латиноамериканские уроки для России. М.: Международные отношения, 1999. 394 с.
53. Benjamin J. The United States and the origins of the Cuban revolution: An Empire of Liberty in an age of National Liberation. Princeton: Princeton University Press. 1992. 248 p.
54. Blasier C. The end of the Soviet-Cuban Partnership (Cuba after the Cold War). Pittsburgh: University of Pittsburgh, 1993. P.59-91.
55. Chomsky N., Lamrani S. Superpower Principles: U.S. Terrorism Against Cuba. Monroe, Maine: Common Courage Press, 2005. 205 p.
56. Cuba after the Cold War / Edit. by C. Mesa-Lago. Pittsburgh: University of Pittsburgh, 1993. 383 p.
57. Fernandez R.D. United States vs the Cuban Five. Havana: Editorial Capitan San Luis. 2006. 214 p.
58. Guerra R. La expansión territorial de los Estados Unidos a expensas de España y de los paises hispanoamericanos. La Habana: Ed. nacional de Cuba, 1964. P.300-349.
59. Hernández R. Mirar a Cuba: Ensayos Sobre Cultura Y Sociedad Civil. La Habana: Fondo de Cultura Económica, 2002. 197 p.
60. Lamrani S. Terrorismo de Estados Unidos contra Cuba. El caso de los Cinco. La Habana: Editorial José Martí, 2005. 210 p.
61. Leongrande W. The Cuba reader: The making of a revolutionary society. N.Y.: Grove Press. 1989. 564 p.
62. Long P. United States Foreign Policy Towards Cuba and Prospects for Democratisation: M.A. thesis. Canada: McGill University, 1995. 113 p.
63. Lowenthal A. Partners in Conflict: the USA and Latin America in the 1990s. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1990. P.53-70.
64. McGillion C., Morley M. Unfinished Business: America and Cuba after the Cold War, 1989 – 2001. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 264 p.
65. Oropesa J. Historiologia Cubana. Miami: Ediciones Universal, 1993. P. 18-69.
66. Ortega L. Cubanos en Miami. La Habana: Editorial de Ciencias Sociales, 1999. 169 p.
67. Rodríguez J.L. Estrategia del Desarrollo Económico en Cuba. La Habana: Editorial Ciencias Sociales, 1990.
68. Smith W. The Closest of Enemies: A Personal and Diplomatic History of the Castro Years. N.Y.: WW Norton & Co, 1988. 308 p.
69. Winter M. Cuba for the Misinformed: Facts from the Forbidden Island. Napa: Westsong Publishing, 2013. 268 p.


Статьи периодической печати:

70. Батчиков С.А., Кононученко С.Б. Еще раз об эволюции российско-кубинских отношений // Российский экономический журнал. 1997. № 4.
71. Бородаев В.А. Политика США на Кубе // Международная жизнь. 2001. № 6.
72. Бородаев В.А. Сохраняется крупный геополитический потенциал в отношениях с Кубой // Международная жизнь. 2001. № 6.
73. Горовцов Д.Е. Российско-кубинские отношения и закон Хелмса-Бертона // Международные отношения. 1996. № 8 (15).
74. Данненберг А.Н. Куба – конфессиональный аспект // Мир и политика. 2013. № 02 (77).
75. Елбаева М.В. Права человека на Кубе: мифы и реальность // Латинская Америка. 2008. № 12.
76. Лексютина Я.В. Китай – активный игрок на просторах Латинской Америки // Латинская Америка. 2012. № 8.
77. Леонов Н.С. Кубинская революция и ее лидер // Латинская Америка. 1999. № 4. С.17-21.
78. Новые партнеры Латинской Америки - Китай, Южная Корея, Индия, ЮАР // Кузьмин В.В., Нутенко Л.Я., Симонова Л.Н., Панюшкина О.А., Николаева Л.Б., Тайар В.М. М.: ИЛА РАН, Аналитические тетради, 2005. Выпуск 18.
79. Панюшкина O.A. Забытый остров Куба// Бизнес и политика. 1998. № 2, 5.
80. Подолько Е.О. Кубино-американские отношения на пороге перемен // Геополитика. 2004. № 5.
81. Сударев В.П. США и «левый поворот» в Латинской Америке // Латинская Америка. 2007. № 5. С.4-17.
82. Alzugaray C. Las (inexistentes) relaciones Cuba-Estados Unidos en tiempos de cambio // Nueva Sociedad. 2012. № 242. P.140-148.
83. Appleby J. Recovering America’s Historic Diversity: Beyond Exceptionalism // Journal of American History. 1992. V. 79. P. 419-431.
84. Domingues G. Secrets of Castro`s staying power // Foreign affairs. 1993. Spring. P.104.
85. Falk P. Eyes on Cuba. U.S. Business and the Embargo // Foreign affairs. 1996. March/April.
86. Gaetan V. How the Catholic Church Is Preparing for a Post-Castro Cuba: Religion and Rebuilding on the Island // Foreign Affairs. 2012. Vol. 91. № 1.
87. Hakim P., Shifter M. United States-Latin American Relations: To the summit and beyond // Current history. 1995. February. Vol.94. P.53.
88. Portes A. The Cuban-American Political Machine: Reflections on its Origins and Perpetuation // Woodrow Wilson Center Reports on the Americas. 2005. № 15. P.187-205.
89. Pursell S. The Cuban illusion (Keeping the Heat on Castro) // Foreign Аffairs. 1996. № 3.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ