ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯВЛЕНИЙ ГЕНДЕРА И ГЕНДРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ 10
1.1. ПОСТАНОВКА НАЧАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1.1. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 13
1.1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ 16
1.1.3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
1.1.4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 23
1.2. РАССМОТРЕНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ОБЛАСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ 26
1.2.1. ИЗУЧЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛЕ 26
1.2.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО СТЕРЕОТИПА В ДЕТСТВЕ ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 27
1.2.3. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ КУЛЬТУР НА ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ 30
1.2.4. ГЕНДЕР И ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА 34
1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ИССЛЕДОВАНИЯ 38
1.3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ 38
1.3.2. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 43
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХСТЕРЕОТИПОВ РАБОТНИКОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЫ И ИХ СВЯЗЬ С УРОВНЕМ СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ 45
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 48
2.2.1. СОДЕРЖАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ИНЖЕНЕРНОЙ СРЕДЕ 48
2.2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТИЛЕЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ИНЖЕНЕРНОЙ СРЕДЕ 52
2.2.3. УРОВЕНЬ СТРЕССА В ИНЖЕНЕРНОЙ СРЕДЕ 54
2.2.4. ХАРАКТЕР ВЗАИМОСВЯЗИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ И УРОВНЯ СТРЕССА В ИНЖЕНЕРНОЙ СРЕДЕ 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ ГРУППЫ МУЖЧИН - ИНЖЕНЕРОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ ГРУППЫ ЖЕНЩИН - ИНЖЕНЕРОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
РЕЗУЛЬТАТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО СРАВНЕНИЯ ПО КРИТЕРИЮ МАННА УИТНИ 72
КОРРЕЛЯЦИИ ПО ВСЕЙ ВЫБОРКЕ ИНЖЕНЕРОВ 74
Сегодня актуален вопрос формирования и структурирования профессионально-трудовых отношений. Гендерная перспектива в изучении этого социального явления в настоящее время активно применяется на практике. Знание механизма построения отношений внутри компании является одной из наиболее эффективных мотиваций для максимальной производительности работающего персонала, что в конечном итоге влияет на финансовый успех организации.
Исследование гендерных стереотипов в профессиональной деятельности - актуальная тема для современной России [Созинова], поскольку она включает дополнительные ресурсы для экономического развития страны. Современная рыночная экономика должна опираться на исследования по гендерным вопросам, чтобы понять, как различия на уровне гендера влияют на работу компаний [Егорова]. Интерес в данном случае представляет вопрос: «почему в нашей стране инженерно-технические профессии в основном представлены мужчинами?».
Монополизация инженерного дела мужчинами идет с давних времен. Образовался своеобразный «джентльменский клуб инженеров», который существует и в современном обществе, отметили социальные психологи Высшей школы экономики в интервью [Абрамов].
В нашей стране, согласно исследованиям Росстата, соотношение среди выпускников физико-математических факультетов составляет 1 к 4 не в пользу девушек [Российский статистический ежегодник].
Какова роль гендерной стреопизации в технической деловой среде? Пути и этапы их формирования? Есть ли физиологическая между маскулинностью и предрасположенностью к точным наукам? Есть ли понятие «мужское» и «женское» мышление? Существуют ли стереотипные взгляды на должное поведение мужчины и женщины - инженера? Почему при условно равных социальных правах женщин-руководителей в инженерной среде на порядок меньше, чем мужчин? Как культура и ее исторические показатели, повлияли на формирование гендерных стереотипов? И наконец, как это влияет на психоэмоциональное состояние в смешанных коллективах?
Полоразделяющие стереотипы вводят женщин в психологический стресс, что в конфликтологии приводит к обороняющей и отступательной позиции [Воронина].
В данной работе рассматриваются психологические аспекты взаимодействия по гендерному типу в инженерной среде, в среде, социально предопределенной как мужской.
Многими исследователями подчеркивается актуальность темы изучения гендерных стереотипов, хотя большинство стран признают гендерное равенство на государственном уровне, реальность противоположна: гендерное неравенство является следствием проявления гендерных стереотипов [Нестерова, Баранов].
Существуют устоявшие, закостенелые гендерные стереотипы о не состоятельности женщин в инженерных специальностях, что связывают с физиологическими и психологическими потребностями женской психики [ Карапетян].
В современном социуме считается, что наибольший профессиональный успех и карьерный рост женщины могут добиться в таких отраслях промышленности как: торговля, сфера общественного питания,
здравоохранении, культура, образовании. Работа в данных отраслях соответствует традиционным занятиям женщин на протяжении столетий - накормить, одеть, воспитать [Штрикова]. Практически во всех рассмотренных отраслях работу женщин можно охарактеризовать как «служение людям», «предоставление помощи», «воспитание» [Штрикова].
Гендерная эгалитарность именно в инженерной, условно мужской среде ставиться под вопросом. Актуальность темы выражается в разрушении мифов в понимании «мужская» и «женская» специальность...
Инженерная деятельность играет важную роль в развитии общества. Именно в процессе инженерной деятельности происходит проектирование, создание и эксплуатация технических средств познания и преобразования объективного мира, а так же и современные технологические процессы. Деятельность инженера обеспечивает качество и надежность производства, что, в свою очередь является залогом безаварийности производства и высокого качества техники.
В связи с этим существует актуальность изучения факторов, которые способны снизить уровень стресса в инженерно-технической среде, а значит повысить эффективность данной деятельности. В данной работе такими факторами рассматриваются гендерные стереотипы.
Целью исследования было выявить и описать гендерные стереотипы лиц, работающих на промышленном предприятии в области машиностроения и их связь с уровнем стресса в смешанных коллективах.
В результате исследования получены следующие результаты:
1. В отношении гендерных стереотипов в инженерной среде большую информативность показали проективные методики. В представлениях инженеров - мужчин успешный инженер - всегда мужчина. В этом в первую очередь проявляется гендерная стереотипизация в инженерной среде. Второй особенностью представлений мужчин - инженеров об успешном инженере является ведущая роль профессиональных компетенций и способностей.
В представлениях женщин - инженеров именно личные качества являются преимущественными в описании успешного инженера. Данная особенность является спецификой представлений женщин-инженеров об успешном инженере. Можно предположить, что в представлении женщин- инженеров наличие способностей является недостаточным, чтобы достичь успеха, необходимо довольно большое число личностных характеристик. Данную ситуацию можно косвенно интерпретировать как отражение необходимости противостоять гендерным стереотипам в инженерной среде. Успешный инженер представлен как человек без прямого указания на пол, при этом косвенно женщины проявляют значимость возможности видеть успешной женщину инженера.
Мужчины-инженеры и женщины - инженеры актуализируют стереотипы о прирожденном таланте мужчин с инженерной среде и редкости женщин в данной профессии.
2. В инженерно-технической среде присутствуют стрессогенные факторы, которые в разной степени воздействуют на мужчин и женщин инженеров: мужчины и женщины различаются по уровню профессионального стресса, для женщин - инженеров стресс представляет безусловную проблему, у мужчин - инженеров выявлен умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Важно понимать, что стресс выше именно в той группе, в отношении которой в большей степени проявляется стереотипизация - в отношении женщин.
3. Корреляционный анализ показал, что взаимосвязь гендерных стереотипов и уровня профессионального стресса подтверждается. Выявленные взаимосвязи показывают, что включение во взаимодействие в профессиональной среде инженеров любых явных гендерных стилей (как маскулинного, так и феминного), повышают уровень профессионального стресса. Стереотип инженера скорее гендерно - нейтрален.
Результаты данного исследования демонстрируют важность работы с гендерными стереотипами в инженерно-технической среде. Для этого необходимы специальные меры, нацеленные на вовлечение женщин с
инженерно-техническую среду. Возможна организация семинаров, научных мероприятий с привлечением женщин, которые добились успеха в точных науках и могут выступать ролевой моделью, демонстрируя свои достижения что способствует повышению привлекательности инженерных, математических и естественнонаучных направлений в вузах для женщин и формированию позитивного восприятия женщин в инженерной среде со стороны мужчин. Таким образом, разработка интервенций для борьбы с гендерными стереотипами позволит снизить уровень профессионального стресса в инженерно-технической среде.
1. Lippman W. Public Opinion. N.Y.: Harvard University Press, 1922.
132 p.
2. McKee L.E. Women in American energy: Defeminizing poverty in the oil and gas industries // Journal of International Women's Studies. 2014. Vol. 15 (1). Р. 167-178.
3. Mckee J.P., Sheriffs A.C. The Differential Evaluation of Males and Females // Journal of Pers. 1957. N 25.P.312
4. Miller G.E. Frontier masculinity in the oil industry: The experience of women engineers // Gender Work and Organization. 2004. Vol. 11 (1). Р. 47-73.
5. Visser D. Sex Differences in Adolescent Mathematics Behavior // South Afr. J. of Psychol. 1987.Vol. 17.P. 36
6. Vance C.M., Paik Y. Managing a global workforce: Challenges and opportunities in international human resource management: Third edition, 2015. 325p.
7. Абрамов Р. Н. Профессиональная культура российских инженерно-технических специалистов. Универсальные элементы // Вестник РУДН. 2016. № 9. С. 96-104.
8. Агафонова Е.Е. Динамика представлений о женской самоидентификации. От модернизма к постмодернистскому феминизму // Вестник РУДН. 2009. №3. С. 13-19.
9. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. Самара: «Бахрах-М», 2002. 291 с.
10. Адлер А. Взаимодействие полов. Москва: Альма-Матер, 2022. 177 с.
11. Ажгихина Н.И. Г ендерные стереотипы в современных масс -медия// Гендерные исследования. 2000. №5. С. 261-273.
12. Айвазова С.Г. Гендерное измерение власти в современной России. // Политическая Наука. 2004. №1. С. 160-182.
13. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82.
14. Алмазова О.В., Дзукаева В.П., Садовникова Т.Ю. Использование метода семантического дифференциала в исследовании представлений юношей и девушек о семье // Знание. Понимание. Умение. 2015. №2. С. 277-288.
15. Анкер Р. Теория профессиональной сегрегации по признаку пола. Аналитический обзор // Русская панорама. 2002. С. 299-328....(87)