Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психология: личностное и организационное консультирование

Работа №141186

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы142
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН 10
1.1. РОЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ЗАЛОГ СТАБИЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА 10
1.1.1 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ГРАЖДАНСКУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИЯН 10
1.1.2 ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 14
1.1.3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
1.2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ ГРАЖДАН 19
1.2.1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ 19
1.2.2 ТАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ В СМИ 26
1.2.3 ПРИКЛАДНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА 29
1.3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ПРИЕМОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СМИ, НА УРОВЕНЬ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИЯН 32
1.3.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЕГО СВЯЗИ С ПОНЯТИЯМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА 32
1.3.2 ПОСТРОЕНИЕ ИНДЕКСА ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 38
1.4. ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН 42
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 46
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
МАНИПУЛЯТИВНЫХ ПРИЕМОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫМИ АГЕНТСТВАМИ, НА ИДЕНТИЧНОСТЬ ГРАЖДАН 48
2.1. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ АНКЕТИРОВАНИЯ И
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ ЛИЦ И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ 48
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 52
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-9 81

В современном мире политическое влияние отдельных стран и блоков обеспечивается не только сильной экономикой и вооруженными силами, но и за счет доминирования в информационном пространстве. Возможность навязывать свои оценки текущих и исторических событий населению стран-противников позволяет корректировать их внешнюю и внутреннюю политику, приводить к власти «нужных» политических лидеров, и даже склонять население к отказу от своей гражданской и цивилизационной идентичности, примером чего явились события на Украине в 2014 году.
18 августа 1948 г. Совет национальной безопасности США принял директиву 20/1 «Цели США в войне против России», которая фактически явилась началом информационной войны США против СССР. Директива 20/1 впервые опубликована в США в 1978 г. в сборнике «Сдерживание. Документы об американской политике и стратегии 1945-1950 гг.». Согласно ее положениям, целью США являлось подавление СССР в политической и военной сфере, постановка нашей страны в экономическую зависимость от Запада, в первую очередь за счет проведения информационных операций. В настоящее время, несмотря на распад Советского Союза, негативные действия США продолжаются уже в отношении Российской Федерации.
В данной работе рассматриваются психологические методы манипулирования информацией, используемые западными информационными агентствами. Описываются способы ведения информационной войны, направленной на ослабление гражданской идентичности российского общества, изменения его культурных ценностей путем прямой дезинформации, подмены понятий, искажения истории. Декларируемые лозунги свободы слова рассматриваются как инструмент политического влияния и управления общественным сознанием.
Актуальность выбранной темы продиктована тем обстоятельством, что в настоящее время, в условиях осложнения международной обстановки со стороны западных неправительственных некоммерческих организаций и средств массовой информации реализуются меры, направленные на изменение идентичности российских граждан, отказа от традиционных ценностей, искажение нравственных ориентиров, изменения взглядов на историю нашей страны и места Российской Федерации в мире. При этом инструментом решения указанных задач является манипулирование сознанием граждан России и других стран через тенденциозную подачу информации.
Важность данной проблемы подтвердил Президент Российской Федерации Владимир Путин 02 февраля 2021 г. во время онлайн-встречи с лауреатами конкурса «Учитель года». Президент России, в частности, отметил, что государственные медиа проигрывают борьбу за молодежь в соцсетях. Оппозиция талантливо подает свой контент, чего не хватает площадкам с менее радикальными взглядами [Дианов].
30 марта 2021 г. Президент России Владимир Путин провел заседание Совета по межнациональным отношениям, в ходе которого заявил, что «нет ничего важнее для нашей страны, чем укрепление общероссийской гражданской идентичности».
Об актуальности выбранной темы свидетельствует и подписание 9 ноября 2022 года Президентом России Владимиром Путиным указа «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором среди основных задач названа необходимость укрепления гражданского единства и общероссийской гражданской идентичности. В этом же стратегическом документе в числе угроз традиционным ценностям указано идеологическое и психологическое воздействие на граждан, направленное на насаждение разрушительной для российского общества системы идей и ценностей, в том числе отрицающей идеалы патриотизма и служения Отечеству...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы была выполнена поставленная цель: выявить и оценить манипулятивные приемы, используемые информационными агентствами, направленные на изменение идентичности граждан Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели автором проанализированы основные аспекты, формирующие гражданскую идентичность, изучена сущность понятия манипулятивного воздействия, а также рассмотрены психологические приемы воздействия на массовое сознание, используемые средствами массовой информации.
В ходе работы разработана программа исследования эффективности использования манипулятивных технологий информационными агентствами на примере ИП «Голос Америки», при помощи методики контент-анализа построен манипулятивный профиль публикаций данного информационного портал.
Проведен анализ результатов эмпирического исследования влияния, которое оказывают публикации ИП «Голос Америки» на гражданскую идентичность читателей разных половозрастных групп. В результате анализа подтверждена частная гипотеза о том, что манипулятивные приемы, используемые в материалах портала «Голос Америки», оказывают влияние на российских граждан, изначально имевших низкий уровень гражданской идентичности, а также ведут к увеличению разброса в оценках общественно-политической ситуации у лиц со средним уровнем гражданской идентичности.
Проблема негативного психологического воздействия на массовое сознание посредством информационных агентств является чрезвычайно острой в настоящее время. Развитие коммуникационных технологий на фоне снижения критичности сознания населения в условиях избытка информации может стать серьезным информационно-психологическим оружием в руках деструктивно настроенных сил. Последствиями применения манипулятивных технологий в общественно-политической сфере могут являться: несанкционированные протестные акции населения, победа на выборах политических деятелей, подконтрольных иностранным спецслужбам, дискредитация патриотически настроенных политиков и общественных деятелей, подрыв веры населения в важность сохранения самобытности и независимости нашей страны.
В связи с этим на первый план выступает необходимость повышения психологической устойчивости населения России к манипулятивному информационному воздействию, что требует совместной реализации государством и общественными организациями проектов, направленных на повышение медиа-грамотности населения, развитие осознанности граждан в области потребления информации, в первую очередь среди молодых людей. Кроме того, целесообразным представляется повышение статуса институтов саморегулирования в сфере массовой информации, в том числе расширение их функций в области этического контроля за публикуемым контентом.
При этом результаты проведенного в рамках ВКР исследования показывают, что важным фактором, без которого реализация государственной информационной политики будет недостаточно эффективной, должно являться повышение открытости российских органов власти. Следует отойти от практики замалчивания проблем в сторону их активного обсуждения и совместного поиска решений. Чем более информативными будут официальные СМИ, чем более открыто и конструктивно они смогут обсуждать имеющиеся проблемы в обществе (без их «смакования»), тем меньше возможностей для влияния на идентичность российских граждан получат западные информационные агентства, такие как ИП «Голос Америки».
Представители оппозиции зачастую называют себя патриотами, они не стремятся к разрушению страны, но имеют собственное видение того, каким должно быть российское общество. С учетом этого, коррекция государственной политики в сторону большей информационной открытости позволит сблизить гражданскую позицию «патриотов» и «оппозиции», устранить поляризацию в обществе и не допустить риска гражданской войны.


1. Акимова М.К., Персиянцева С.В. Присвоение ценностей гражданского общества в зависимости от уровня интеллектуального развития // Инновации в образовании. 2015. № 4. С. 85-91.
2. Актуганов С.Т. К проблеме исследования гражданской идентичности будущих педагогов // Материалы Регионального научно-практического семинара. Комсомольск-на-Амуре. 2016. С. 11-19.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
4. Астаркин А.С. Приемы и средства ведения информационной войны в СМИ // Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. №1. С. 71-79.
5. Багдасарян В.Э. Когнитивные матрицы манипулятивных технологий в войнах и революциях нового типа // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2020. №1. С. 8-23.
6. Баранов Е.Г. Информационно-психологическая устойчивость личности: сущность и психологическое содержание // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. №1. С. 58-64.
7. Баранов Е.Г. Информационно-психологическое воздействие: сущность и психологическое содержание // Национальный психологический журнал. 2017. № 1(25). С. 25-31.
8. Баришполец В.А. Информационно-психологическая безопасность: основные положения // РЭНСИТ. 2013. №2. С. 62-104.
9. Безгина Н.В. Психологическая структура гражданской идентичности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. № 3-1. С. 241-249.
10. Водолажская Т.В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. №5-6 (43). С. 140-142.
11. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. Москва: Когито-Центр, 2003. 222 с.
12. Дианов С. Путин показал, как власть ответит на главный козырь оппозиции // ИА URA.RU: [сайт]. URL: https://ura.news/articles/1036281869(дата обращения: 09.02.2021).
13. Довнар Н.Н. Манипулирование в СМИ как угроза информационной безопасности // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 3. С. 42-48.
14. Доценко Е.Л. Психология манипуляции : феномены, механизмы и защита. Москва: ООО «ЧеРо»: Юрайт, 2000. 342 с.
15. Дробижева Л.М., Рыжова С.В. Российская идентичность и межэтническая толерантность // Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение / Под ред. чл. -корр. РАН М.К. Горшкова. Москва: Новый хронограф, 2010. С. 116-135...(51)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ