Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Спортивная тематика в travel-журналистике (творч.)

Работа №141174

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Особенности travel-репортажа в отечественной спортивной журналистике 6
1.1. Понятие и предметное поле спортивной журналистики 6
1.2. Синтез репортажа и очерка как основа travel-журналистики 9
1.3. Теория М.Н. Кима о художественных элементах очерка 15
1.4. Репортажи Игоря Фесуненко как первый отечественный прообраз спортивного travel 17
ГлаваII. Спортивная travel-журналистика на телевидении 25
2.1. Ранняя постсоветская система журналистики как фундамент современного спортивного ТВ 25
2.2. «Планета футбола» — первая спортивная travel-передача 27
ГлаваIII. Роль автора в создании спортивного travel-цикла 31
3.1. Концепция цикла 31
3.2. Производственный этап 39
3.2.1. Основы композиционного строя (на примере пилотных выпусков) 41
Заключение 46
Список источников 51
Приложение 54


Популяризация спорта— одно из основных направлений современной политики России. Однако, проанализировав индустрию передач, мы обнаружим, что популярный для видеопроектов формат путешествия практически не используется в контексте спортивной журналистики.
Говоря о таком гибридном формате, мы должны понимать, что речь в таком случае идет о работе на стыке сразу двух репортажных жанров – спортивном (обусловленном спецификой происходящего события) и так называемом travel-репортаже (поскольку корреспондент отправляется в чужую для себя страну, являющейся экзотической для его аудитории). И если спортивная журналистика имеет глубокую историю и устоявшиеся традиции, то направление travel-журналистики, которое пока еще очень слабо развито в России (о чем свидетельствует как небольшое количество материалов этого жанра, так и практически полное отсутствие какой-либо теоретической литературы, посвященной данной теме), появилось не так давно.
При этом сам по себе репортаж считается едва ли не самым сложным из журналистских жанров, так как требует от автора не только достоверного изложения событий, но и особого взгляда на них, а также – своеобразного, индивидуального стиля подачи материала, который смог бы заинтересовать и увлечь читателя. В этом смысле сочетание в рамках одного журналистского материала роли спортивного корреспондента и журналиста-международника (или путешественника) порождает особое восприятие происходящего, спортивная направленность которого снижается за счет новой точки зрения на место события. Кроме того, работа в двух разных жанрах способна расширить аудиторию журналиста и привлечь тот ее сегмент, который не интересуется спортивной тематикой.
Вышеизложенные факты определяют актуальность данного исследования, которая обусловлена необходимостью обобщения существующего практического опыта кино- и видеопутешествий и адаптации этого опыта в спортивной отросли журналистского производства.
Цель работы – апробировать формат спортивной travel-журналистики, выявить специфику журналистской работы над очерком/передачей/фильмом о путешествии с уклоном в спортивную тематику.
Для реализации этой цели перед нами стоят следующие задачи:
1. Дать определения основным терминам, использующимся в данном исследовании, с опорой на теоретическую литературу.
2. Выявить характерные особенности жанра на основе систематизации исторических сведений о зарождении «жанра путешествия» в России, этапов его становления.
3. Синтезировать их в специфические черты формата travel в отечественной спортивной журналистике.
4. Продемонстрировать и определить палитру основных принципов структурирования программ/передач о путешествиях и рассмотреть особенности формирования стиля цикла программ спортивной travel-журналистики на основе собственного авторского проекта «Континенталь».
Объектом исследования стали современные отечественные и зарубежные travel-фильмы, а также признанные путевые очерки советских спортивных журналистов.
Предмет исследования–вся совокупность особенностей и элементов спортивной журналистики в жанре travel-репортажей и travel-фильмов, продемонстрированная в выбранных материалах.
Эмпирическую базу исследования составили документальные телефильмы холдинга ВГТРК, «Первого канала» и «SVT1» (Швеция). Особенное внимание было уделено проекту Владимира Стогниенко «Планета футбола», а также избранному репортажу советского журналиста-международника И.С. Фесуненко.
Теоретической основой послужили работы К.А. Алексеева, С.Н. Ильченко, Д.А. Туленкова, В.В. Баранова, Т.Ю. Редькиной, М.Н. Кима, В.Ф. Познина и других отечественных и зарубежных авторов, в том числе B. Cocking , F. Hanusch , J. Wilson .
Методология исследования предполагает комплексный подход, который объединяет теоретические и эмпирические методы: историко-хронологический, описательный, сравнительный анализ, эксперимент, сопоставление, эмпирический анализ, анализ контента, системный анализ.
Новизна работы состоит в апробировании синтеза спортивной журналистики и travel-фильмов на основе проанализированных в исследовании материалов.
В соответствии с логикой движения от общего к частному была выстроена следующая структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения. Первая глава посвящена историческому опыту развития отечественных прообразов жанра travel в спортивной печати, вторая— аналогичным процессам на спортивном телевидении. В третьей главе проанализирован собственный опыт создания цикла программ в жанре спортивного travel, состоящего из 11 выпусков. В заключении подведены итоги исследования и выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Если рассматривать телепутешествия в соотнесении с современными телевизионными жанрами, то в нем мы обнаружим элементы образовательной программы, документального фильма, реалити-шоу, ток-шоу, рекламного ролика, сериала. Как правило, в каждой передаче повторяется следующая схема: ведущий в роли путешественника в каждой серии отправляется в новую страну, город или деревню (в нашем случае — в точку на карте КХЛ). Очень важно, чтобы ведущий обладал актерскими способностями, ведь он выступает в роли проводника информации и создает настроение.
Телевидение нам дает безусловность факта. Зритель доверяет экранным материалам, руководствуясь тем, что он сам видит то, что ему показывают, а значит, он не может этому не доверять. Данный факт позволяет ощущать себя очевидцами события, дает возможность «побывать» в том или ином месте, в другом, незнакомом уголке земли.
В ходе развития экранного искусства появляются новые творческие приемы, которые зрители постоянно осваивают: крупный план, параллельный монтаж, ракурс, панорамные съемки, искажение линейной перспективы нестандартной оптикой, флэшбэк, изображение, созданное с помощью компьютерных технологий, интерактивность, многовариантное построение сюжета и т.п. В отличие от других видов искусства, «творческие возможности кино, телевидения и любых мультимедийных произведений теснейшим образом связаны с развитием науки и техники, а зритель находится в процессе постоянного обучения декодирования экранной знаковой и эстетической информации» .
Телевизионная трэвел-журналистика XXI века проявляет себя как яркий гибрид жанров. С момента своего появления подобные программы прочно занимают место между документальными, научными, образовательными фильмами и путевыми очерками.
Очерк — пограничный жанр, он лежит между исследованием и повествованием, и его основой всегда выступает жизненный факт. Он построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений), облекается в художественно обобщенную форму, выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен.
Если в репортаже обнаруживается очевидная фактичность, а в, например, обозрении — проблемность, проявление авторской позиции через аналитичность, то очерк соединяет все эти качества, сочетаемые с яркой образностью в подходе к жизненному материалу и стилю его изложения. Главным предметом очерка почти всегда является человек. Даже в том случае, когда в центре очерка оказывается какое-либо событие, показ и рассказ ведутся автором с целью раскрыть на фоне событий именно характеры людей.
Неудивительно, что наиболее распространенная разновидность такого жанра — это портретный очерк, в котором автор прослеживает обстоятельства жизни своего героя, обнаруживает мотивы поступков, стараясь вскрыть глубинные личностные свойства (психологию, характер), а также социальный смысл деятельности. Здесь могут использоваться самые различные методы и приемы: длительное наблюдение, портретное интервью, «скрытая камера», архивные кадры.
Путевому же очерку характерна смена объектов, нередко обостренная динамика повествования. Путевой очерк использует репортажный метод съемки, однако с его помощью решаются иные, чем в репортаже, задачи: события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора. Текст строится на образных сравнениях, насыщен познавательными элементами, содержит индивидуальные оценки, ведущие к глубоким обобщениям. Сам автор оказывается тем центром, вокруг которого группируются факты, предметы, события.
Все вышеизложенное можно полноправно считать базисной основой для любого телевизионного трэвел-формата. Что касается конкретно спортивной тематики в телевизионной travel-журналистике, то, ввиду полного отсутствия исследований на данную тему, мы, опираясь на опыт, полученный в ходе насыщенной практической части данной работы, самолично выведены характерные черты. Этим мы подытожим главную цель искомой исследовательской работы — апробирование синтеза спортивной тематики и формата журналистского путешествия. Посему рискнем предположить, что при дальнейших исследованиях смежным тем данные выводы могут представлять собой определенную научно-прикладную ценность.
Так, на практике было подтверждено суждение, что такое телевизионное течение как travel-журналистика является совокупностью двух классических телевизионных жанров — репортажа и очерка. В формате журналистского путешествия органично сочетаются элементы и свойства обоих жанров и чем сильнее это сочетание сбалансировано, тем более высококачественный продукт на выходе получит творческий коллектив. Данное заключение при желании можно считать негласной основной при проектировании любого цикла или передачи в соответствующем формате.
Несмотря на открыто заявленную спортивную тематику программы, спорт является только фоном, на котором развивается совершенно иная драматургия, полная обособленных историй, которые вне контекста повествования никаким образом со спортивной тематикой оказались бы не связаны. При производстве спортивной передачи в формате путешествия перед журналистом стоит одна фундаментальная задача: лаконично и не притянуто соединить тему спорта с совершенно неспортивными тематиками, дабы показать «да, это программа о спорте, но спорт здесь — это лишь повод рассказать о нечто большем, чем просто спорт» .
Если у того же Владимира Стогниенко, чей труд в данной исследовательской работе мы приняли за единственный ориентир для дальнейшего углубления, повествование о колорите все-таки оставалось вторично и шло вдогонку к теме футбола, то в случае «Континентали» спортивная тематика стала лишь поводом для того, чтобы рассказать людям о том или ином социокультурном процессе или явлении.
Спорт в жанре спортивной travel-журналистики — это лишь проводник, который посредством ведущего приглашает целевую аудиторию погрузиться в нечто более широкое, но при этом не противоречащее ее основному интересу. Такая философия оказалась актуальной, поскольку дальнейшее производство показало, что даже в чисто спортивных выпусках (в концепции нашего цикла — вторых частях) смысловой эпицентр непринужденно уходит в околоспортивное тематическое пространство. На первый план выходят люди, процессы, жизнь людей сквозь эти процессы, поэтому переплёт спорта и нечто большего, чем спорт, необходимо продолжать поддерживать на протяжении всего изготавливаемого цикла.
Непосредственно «спортивный» travelестественным путем стремится к форме документального фильма с элементами классического телесериала. Здесь обнаруживается их главное общее сходство по ряду параметров — регулярность выхода, наличие в каждом следующем эпизоде новой истории для повествования, которая, однако, развивается на фоне единого основного стержня, закрепленным в сценарном замысле, и так или иначе присутствующая логическая причинно-следственная связь между последовательно идущими эпизодами. Дабы не допустить трансформации travel-цикла в избитый и сильно расширенный репортаж или очерк, автор или творческий коллектив будут вынуждены придавать своей программе очертания документалистики.
Именно этими принципами руководствовался автор данной работы в изучении и производстве цикла спортивных программ, вписанных в формат путешествия. Автор, он же ведущий и идейный вдохновитель творческого проекта, постарался учесть результаты анализа теоретических исследований и эмпирического материала, который был произведен в процессе работы над исследовательской частью. Учитывались положения о структурообразующей роли автора, о тенденциях в тематических направлениях, о системе выразительных средств, но главной, хоть и ненаучной задачей, оставалось одно — сделать все от себя зависящее, чтобы процесс апробирования спортивной тематики в принципиально новой форме оставил в эмпирической памяти свою толику ценности.



1. Акинфиев С. Н. Жанровая структура Российского развлекательного телевидения :автореф. дис. канд. филол. наук. – М., 2008.
2. Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Спортивная журналистика. – М., 2015
3. Ампилов В.А. Современный газетный очерк. Минск, 1972
4. Аникина М.Е. Куда идет ТВ: от журналистики к развлечению//СМИ в меняющейся России. - М., 2010.
5. Баранов В.В. Спортивная печать Российской Федерации. Формирование новой системы (90-е годы)
6. Белянинов С.А. Документальный видеофильм: Этап становления. – М.; Искусство, 1982
7. Большая советская энциклопедия. М., 1955, т. 31
8. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики: Учеб. пособие / Т.В. Васильева и др; под ред. С.Ю. Агапитовой и Е.П. Почкай . – СПб.: Специальная Литература, 2004.
9. Ильченко С.Н., Познин В.Ф., Почкай Е.П. Технология СМИ. Творческие профессии на ТВ и радио. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.
10. Истрате П. Лингвостилистические и риторические особенности спортивного репортажа как жанра СМИ: На материале футбольного репортажа: М., 2006
11. Колосов Г.В. Поэтика очерка: Учеб.-метод, пособие. М., 1977
12. Панцерев К. А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб.: С-Петерб. гос. ун-т,2004.
13. Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения / Учебное пособие, СПб., 2015.
14. Практическая журналистика: [электронный ресурс] учебное пособие / Колесниченко А.В. – издательство Московского университета, 2008
15. Спасский О. За кого болеют журналисты. М., ФиС, 1986
16. Станиславлева В.Н. Советский очерк о зарубежных странах в 50 – 70 годы. Изд-во Соск. ун-та, 1979.
17. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб.пособие для студентов вузов / А.А. Тертычный. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006.
18. Технология создания журналистского произведения: [электронный ресурс] / Ким М.Н. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001
19. Туленков Д.А. Спортивная публицистика и спортивная журналистика: особенности специализированного направления // Журналистика. Молодые исследователи: Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. Вып. 3. СПб., 2004
20. Феллер М.Д. Структура произведения. – М.: изд-во «Книга», 1981
21. Шкляр В.И. Публицистика и художественная литература: продуктивно-творческая интеграция: Автореф. докт. дис. Киев, 1989
22. Шомова С.А. Виды условности в публицистике: Автореф. канд. дис. М., 1990
23. Austin E. All Expenses Paid: exploring the ethical swamp of travel writing // The Washington Monthly. 31(7/8). 1999.
24. Cocking B. Travel Journalism // Journalism Studies, 2009.
25. Greenman J.F. Introduction to Travel Journalism.On the Road with Serious Intent. —New York, Peter Lang Publishing Inc., 2012.
26. Hanusch F. The Dimensions of Travel Journalism / Journalism Studies, P.- 2010.
27. Jansson A. Spatial Phantasmagoria: The Mediatization of Tourism Experience // European Journal of Communication. — 2002. — Vol. 17. — № 4.
28. McDowell E. Jumping on America's hospitality bandwagon: Foreign students choose U.S. for studying tourism // The New York Times. 1998.
29. Santos C.A. Perception and Interpretation of Leisure Travel Articles / Leisure Sciences: An Interdisciplinary Journal. Volume 26. Issue 4. USA: UniversityofIllinoisatUrbana-Champaign. 2004.
30. Wilson J. The Best American Travel Writing. — Boston: Houghton Mifflin Company, 2006.
31. Zinsser W. They Went: The Art and Craft of Travel Writing (The Writer's Craft). — Boston, Houghton Mifflin; First Printing edition, 1991.
32. «Континенталь». Эпизод 1. Нижний Новгород. Часть 1
33. «Континенталь». Эпизод 2. Нижний Новгород. Часть 2
34. «Континенталь». Эпизод 3. Ярославль. Часть 1
35. «Континенталь». Эпизод 4. Ярославль. Часть 2
36. «Континенталь». Эпизод 5. Хельсинки. Часть 1
37. «Континенталь». Эпизод 6. Хельсинки. Часть 2
38. «Континенталь». Эпизод 7. Петербург: Армагеддон настал
39. «Континенталь». Эпизод 8. Петербург: Глядя в душу ВХЛ
40. «Континенталь». Эпизод 9.1. Прибалтика: Таллин
41. «Континенталь». Эпизод 9.2. Прибалтика: Рига
42. «Континенталь». Эпизод 10. Уфимские каникулы
43. «Континенталь». Финал сезона. Татарстан


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ