Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ

Работа №14116

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2291
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОУ 8
1.1. Предметно- развивающая среда в ДОУ 8
1.2. Условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников 15
1.3. Характеристика сюжетно-ролевой игры старших дошкольников 22
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ В ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Мониторинг игровых навыков у старших дошкольников в предметно-развивающей среде ДОУ 33
2.2. Формирование игровых навыков у детей старшей группы 41
2.3. Методические рекомендации по формированию игровых навыков старших дошкольников в предметно-развивающей среде ДОУ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60

Актуальность. Игра является ведущим видом деятельности ребенка- дошкольника, так как ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Дети старшего дошкольного возраста, как правило, умеют организовывать игру, распределять роли, придумывать правила, выполнять последовательность, подводить итог, следовательно, особое место в их деятельности занимают игры, которые создаются самими детьми, - их, называют творческими, или сюжетно¬ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, и педагогов Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой.
Психологи и педагоги Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. показывают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимо игровое пространство, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Игровое пространство характеризуется нами на основе теории Л.С. Выготского о воображении, как основе творчества. Под игровым пространством мы понимаем не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры.
В связи с введением ФГОС ДО утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, направленной на: духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества; охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфорт по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.
Благодаря идущей в настоящее время реформе дошкольного образования, в детских садах исчезло такое явление как нехватка свободного времени на игру. Но остались еще некоторые проблемы, одна из которых - организация предметно-развивающей среды в разных возрастных группах в условиях детского сада. Как показывает изучение практики, многие педагоги считают, что главным в группе детского сада является создание так называемой «визуальной красоты и наполняемости». При таком подходе к организации среды группы полностью нивелируется ее содержательная сторона и такой принцип как обеспечение развивающего влияния среды на ребенка- дошкольника. Данный вопрос и определял актуальность нашего исследования.
В нашем исследовании мы будем рассматривать более узкую часть предметно-развивающей среды - среда предметно-игровая.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между требованиями ФГОС ДО по формированию игровых навыков старших дошкольников в предметно-развивающей среде и недостаточным материально-техническим и методическим оснащением ДОО.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление особенностей организации предметно-развивающей среды в ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
Цель исследования - рассмотреть формирование игровых навыков старших дошкольников в предметно-развивающей среде ДОУ и составление методических рекомендаций для педагогов ДОУ.
Объект исследования - процесс формирования игровых навыков старших дошкольников в условиях предметно-развивающей среды ДОУ.
Предмет исследования - игровые навыки старших дошкольников в условиях предметно-развивающей среды ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Описать предметно-развивающую среду ДОУ.
2. Определить условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
3. Дать характеристику сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.
4. Провести мониторинг игровых навыков у старших дошкольников в предметно-развивающей среде ДОУ.
5. Организовать работу по формированию игровых навыков у детей старшей группы.
6. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по формированию игровых навыков старших дошкольников в предметно-развивающей среде ДОУ.
Гипотеза исследования - формирование игровых навыков старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре будет успешным при следующих условиях:
- предметного наполнения содержания образовательного процесса (учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);
- пространственной организации группового помещения (распределения группового пространства на центры);
- изменения предметно-развивающей среды группы в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)
Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:
- теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования методические и научные исследования предметно-игровой среды Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, и других, концептуальные положения организации детских игр Б.Б. Ананьева, А. Валлона, А.Н. Леонтьева, Д.В. Менджерицко, Н.Н. Подъякова, Е.Ф. Рыбалко, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и других;
- педагогический эксперимент, наблюдение за процессом сюжетно¬ролевой игры дошкольников, беседы, диагностирование, методы количественной обработки данных.
База исследования - МБДОУ ДС № 68 «Ромашка» города Старый Оскол. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек, воспитатель Фомина О.А.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 35 источников, приложений. Общий объем работы 60 страниц компьютерного текста.
Во введении определены цель, проблема, противоречие, объект, предмет, задачи исследования, гипотеза. Определены методы исследования, этапы работы.
В первой главе «Теоретические основы организации предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевой игры в ДОУ» рассматриваются теоретические вопросы по проблеме исследования.
Во второй главе «Практические основы формирования игровых навыков в предметно-развивающей среде ДОУ для организации сюжетно¬ролевой игры старших дошкольников» проведен мониторинг игровых навыков у старших дошкольников в предметно-развивающей среде ДОУ; организована работа по формированию игровых навыков у детей старшей группы; разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ по формированию игровых навыков старших дошкольников в предметно¬развивающей среде ДОУ.
В заключении сформулированы выводы по всей выпускной квалификационной работе.
В приложении представлены материалы, используемые в опытно-экспериментальной работе по формированию игровых навыков в предметно-развивающей среде ДОУ для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования игровых навыков старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре в условиях предметно- развивающей среды ДОУ, мы дали определение понятию «предметно- развивающая среда». Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой: «Предметно - развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка».
Также нами приведено описание предметно- развивающей среды ДОУ. В каждой образовательной организации предметно- развивающая среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Далее мы рассмотрели принципы построения предметно- развивающей среды, определили условия организации предметно- развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
Характеризуя сюжетно-ролевые игры старших дошкольников мы пришли к выводу:
-сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;
-основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;
-одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;
-в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.
Проанализировав полученные в ходе экспериментального исследования данные, мы пришли к выводу о том, что уровень сформированности игровых умений старших дошкольников характеризуются средним уровнем развития; сюжетно-ролевые игры в группе планируются и проводятся регулярно, но они бедны по содержанию и тематике; у воспитателей нет перспективного плана сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников
Нами был проведен формирующий эксперимент, в процессе которого система работы по формированию игровых навыков строилась по 2 направлениям:
1. Собственно-игровая деятельность детей, которая реализовывалась через следующие формы проведения:
• Организованная игра совместно с педагогом:
• Свободная игровая деятельность детей.
2. Работа по обогащению игровой деятельности детей. Формы проведения:
• Познавательные занятия.
• Тематические сюжетно-ролевые игры.
• Информационно-коммуникативные технологии.
Формирование игровых умений детей дошкольного возраста проводилась в несколько этапов:
1 этап: предварительная работа, где использовались различные методы и приёмы (метод наглядности, словесные методы, информационно-коммуникативные технологии).
2 этап: создание необходимой игровой среды: внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов-заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок, обучение игровым действиям с ними.
3 этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
4 этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры. Здесь мы придерживались нескольких условий:
- создание эмоционального - благополучнных условий для проведения игры;
- удержание позиции невмешательства в детскую игру; отсутствие прямого руководства, вербальных и невербальных оценок, отказ от роли советчика;
- предоставление ребёнку свободы выбора места игры и способов его организации, сюжета, атрибутов, партнёров по игре, игровых действий, соответствующие интересам ребёнка;
- признание права ребёнка на отказ от игры;
- проявление уважительного отношения к играющим детям;
- организация наблюдения за игрой и фиксирование целей, над которыми необходимо работать с последующим планированием.
С целью определения порядка, последовательности проведения сюжетно-ролевых игр нами были разработаны: перспективный план сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста, конспекты сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников на современную тематику.
Контрольный эксперимент показал, что систематическое организованное поэтапное руководство сюжетно - ролевой игрой дошкольников способствовует формированию игровых умений старших дошкольников.
На заключительном этапе работы нами были разработаны методические рекомендации для педагогов по формированию игровых навыков старших дошкольников в предметно - развивающей среде ДОУ.
Таким образом, проведенное исследование всё ещё остаётся актуальным, однако в плане формирования игровых навыков старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре в условиях предметно-развивающей среды ДОУ позволяет подтвердить гипотезу, выдвинутую в начале работы.
формирование игровых навыков старших дошкольников в сюжетно¬ролевой игре будет успешным при следующих условиях:
- предметного наполнения содержания образовательного процесса (учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);
- пространственной организации группового помещения (распределения группового пространства на центры);
- изменения предметно-развивающей среды группы в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)
Таким образом, тема работы раскрыта, цель достигнута, задачи решены, однако исследование не претендует на глубину и завершенность и может быть продолжена в других аспектах.



1. Абузярова, Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ / Л.А.Абузярова. // Ребенок в детском саду.-2012. - №6.
2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. / В.Ф.Анурин. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
3. Бабаева, Т.И. «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе. - «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г. - 342 с.
4. Венгер, Л. А. Гуманизация дошкольного воспитания. / Л.А.Венгер, А.В.Запорожец. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С.5-7
5. Виноградова, Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников». / Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова. - М: Айрис-пресс, 2009. - 125 с.
6. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. - 2006. - №6.
7. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? / Г. Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. - 2008. - №2. - С.107-112.
8. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно¬практической конференции) /Н.Т.Гринявичене. - М.: Педагогика, 2006. - 311 с.
9. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н.Ф.Губанова. - М: Мозаика-Синтез, 2016. - 79 с.
10. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. / Р.Р.Калинина.— СПб.: Речь, 2013. - 144 с.
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 286 с.
12. Колунтаева, Л.И. Организация предметной среды детского сада //Воспитатель ДОУ 2009 №5.
13. Комарова, Н.Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду», / Н.Ф.Комарова.- «Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 259 с.
14. Коменик, Н.П. Самовоспитание детей старшего в творческой сюжетно-ролевой игре / автореф. дис. на соиск. учен. степ. конд. психол. наук. М.: МПГУ, 2000. - 18 с.
15. Короткова, Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду № 2,3,4 -2006.
16. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. - Ростов - на - Дону, 2007. - 126 с.
17. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. / Е.А.Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
18. Маханева, М.Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - С.4-6
19. Менджерицкая, Д. Детские игры/журнал «Дошкольное воспитание» 2009 № 5, С.10.
20. Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В., Толстикова, С.Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие / Н.В.Микляева, Ю.В. Микляева, С.Н.Толстикова / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с.
21. Нищева, Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.
22. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. / С.Л. Новоселова.- М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
23. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история,
современность / С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2007.- №6.- С. 43-48.
24. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. / В.А.Петровский.- М.: Просвещение, 1993. - 216 с.
25. Полякова, М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2004. №1. С. 6-10.
26. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. / Сост. Н. В. Нищева. СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2007. - 128 с., ил.
27. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Воспитание дошкольников, 2008. - 208 с.
28. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.-64с.
29. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). / Н.А.Рыжова.- М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.
30. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : Учебное пособие / А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с.
31. Савицкая, Н.М., Сафонова Л.О., Лаврентьева О.И. Маркеры игрового пространства в предметно-развивающей среды ДОУ //Дошкольная педагогика. 2013 №2.
32. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
33. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - №53 (ч. 1). - Ст. 7598.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=142304&fld= 134&dst= 1000000001,0&rnd=0.5653423182923036#0
(дата обращения: 25.05.2017).
35. Эльконин, Д.Б. Психология игры. 2-е изд. / Д.Б.Эльконин. - М.: Владос, 1999. 358 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ