Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования сплоченности ученического коллектива младших школьников посредством тренинговой работы 9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований
по проблеме сплоченности ученического коллектива младших школьников 9
1.2 Условия формирования сплоченности ученического коллектива младших школьников посредством тренинговой
работы 15
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования сплоченности ученического коллектива младших школьников посредством тренинговой работы 22
2.1 Выявление уровня сформированности сплоченности
ученического коллектива младших школьников 22
2.2 Содержание и организация работы по формированию
сплоченности ученического коллектива младших школьников посредством тренинговой работы 30
2.3 Оценка динамики уровня сформированности сплоченности
ученического коллектива младших школьников 36
Заключение 42
Список используемой литературы 43
Приложение А Социально-психологическая зрелость группы 46
Приложение Б Социометрическое изучение по Дж. Морено 47
Приложение В Цветодиагностика эмоциональных состояний 48
Приложение Г Определение индекса групповой сплоченности 49
Приложение Д «Капитан корабля» Т. Аккузина 51
Актуальность темы исследования. Одна из основных задач начальной школы - это социализация детей. Социализация подразумевает коммуникацию с людьми разных возрастов, рас, профессий, социального статуса. Социализация - это усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества. В начальной школе социализация строится через выполнение учебных обязанностей, изучению обязательных школьных умений и навыков. Параллельно этим обязанностям происходит и построение не менее значимого процесса - межличностных взаимоотношений.
Исследованием вопроса формирования сплоченности ученического коллектива младших школьников занимались такие выдающиеся педагоги как Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Д.Б. Эльконин и другие.
Проблемы в воспитании современного поколения детей заставляют повышать эффективность в воспитательные работы современной образовательной системе. Создание новых воспитательных систем в общеобразовательных школах является одной из основных задач, поставленных Программой развития воспитания в системе образования, утвержденной Министерством образования Российской Федерации [29].
Одним из главных требований Федерального государственного образовательного стандарта является создание и развитие школьного ученического коллектива. При изучении основных документов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, можно увидеть такое понятие, как универсальные учебные действия. В данном разделе четко прописаны виды, функции и характеристики действий, которые ребенок должен освоить. Одно из таких направлений - коммуникативное. В данном направлении четко прописаны задачи, которые ребенок должен освоить. Например, уметь взаимодействовать ребенку в коллективе, развивать навыки взаимодействия ребенка с другими людьми, учить ребенка вливаться в социальную среду [28, с 22].
Сплочение ученического коллектива младших школьников необходимо начинать с первого дня их обучения. Если педагог упустит этот момент в начале воспитательного пути, то далее детям будет сложно самостоятельно выстроить доброжелательные взаимоотношения в младшем школьном коллективе.
Роль педагога в формировании сплоченности ученического коллектива младших школьников достаточно велика. Большую роль играют различного рода парные, групповые занятия во время учебной деятельности. Ребенок учится совместной познавательной, трудовой, творческой деятельности; осваивает различные способы взаимопомощи, осознает необходимость доброго, уважительного отношения между людьми. Большую роль в становлении этих качеств играет тренинговая работа. О влиянии тренинговой работы на детей младшего школьного возраста писали И.В. Вачков, Ю.Н. Емельянов, Р.С. Немов.
У детей младшего школьного возраста по ходу взросления постоянно изменяются критерии выбора друзей. Например, для первых - вторых классов свойственен выбор друзей по интересам, а также по тому, кто помогает, кто отзывается на просьбы.
По мере взросления выбор начинает меняться. На первый план выходит эмоциональная составляющая. Именно эмоции выступают вершиной взаимоотношений в период начальной школы. Те дети, которых выбирают большинство одноклассников, исходя из социометрического опроса, имеют ряд качеств, за которые их выбирают: ровный характер, общительность, имеют различные умения, от них исходит инициативность и богатая фантазия. Также стоит отметить, что одноклассники отмечают и выбирают себе в друзья тех, кто получают хорошие оценки, а также имеют привлекательную внешность. Часто это касается девочек.
Кроме этого, «дети младшего школьного возраста могут обладать различными видами самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Отмечается, что вместе с переходом школьника в последующий класс, его самооценка имеет тенденцию изменяться.
...
Изучив теоретический материал по теме «Формирование сплоченности ученического коллектива младших школьников посредством тренинговой работы», мы пришли к выводу, что данная проблема актуальна всегда. Многие года российские и зарубежные ученые работают над данной проблемой. Найти единственный верный вариант решения невозможно, так как с развитием мира, появлением новых технологий меняемся мы сами, меняются дети. В работе мы изучили, что такое «коллектив», что такое «сплоченность». Эти знания помогли нам составить тот алгоритм работы, который был актуален в настоящее время. И, исходя из результатов, задачи, которые были поставлены перед нами в начале нашего исследования, мы выполнили в полной мере.
Формирование коллектива важно проводить с первого дня обучения детей. То, как ребенок научиться строить взаимоотношения, как он это будет реализовывать, в полной мере отразиться на нем в будущем. Школа - это место, в котором учат. Обучение социализации - это одна из важнейших задач педагога. В век новых технологий педагог имеет широкий спектр методов, которые ему в этом помогут. В нашей работе мы показали вариант использования тренинга. Тренинговая работа возможна не только путем проведения отдельных занятий. В педагогической литературе представлены различные варианты упражнений, которые возможно использовать во время обучающего процесса, либо во время перерывов. Это могут быть короткие, простые упражнения, которые, при регулярном проведении, станут традицией. Проходя этап взросления, дети будут корректировать эти традиции, менять, восполнять чем-то новым. Задача педагога - наблюдать за этим, помогать, направлять, но не осуждать. Если с самого первого дня внушать детям, что они неправы и ни на что не способны, они в это поверят. И обучение социализации станет невозможным. Что пагубно скажется и на ребенке, и на его окружении в целом.
1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М. : Просвещение, 2020, 78 с.
2. Белопашенцева А. С., Лосинская Е. О., Сумина Т. Г. Теория коллектива А.С.Макаренко в работе современных воспитательных систем // Социальная педагогика. 2019. № 2. С. 35-39.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2018, 398 с.
4. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб. : Питер, 2011, 301 с.
5. Бучковська Б. В. Сухомлинский о влиянии детского коллектива на личность // Педагогика и психология. 2019. №4. С.142-149.
6. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М. : Ось-89, 2019, 176 с.
7. Винникова И. В. Игры на развитие психических процессов // Начальная школа. 2022. №3. С. 25-28.
8. Гликман И. З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Школьные технологии, 2018. 176 с.
9. Гришанова И. А. Механизмы формирования коммуникативной успешности младших школьников в коррекционной школе // Ярославский педагогический вестник. 2018. №4. С. 44-47.
10. Захарова Т. И. Начальная школа как составная часть воспитательной системы // Воспитание школьников. 2013. №8. С. 6-8.
11. Караковского В. А. Воспитательная система [Электронный ресурс] : Коллектив и его формирование в начальной школе. URL: https://ppt- online.org/164961(дата обращения: 09.03.2023).
12. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие / Педагогический поиск ; под редакцией Е.Н. Степанова. М.: Центр, 2013. 160 с.
13. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. М. : Новая школа, 2020.159 с.
14. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. М. : Народная асвета, 2014. 60 с.
15. Комарова А. В., Слотина Т. В. Современный взгляд на идеи А.С. Макаренко и И.П. Иванова о взаимосвязи личности и коллектива // Российский гуманитарный журнал. 2014. Том 3. № 2. С. 122-129.
...
30 источников