Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования у младших школьников ценностного отношения к национальной культуре во внеурочной деятельности 11
1.1 Сущность и содержание понятия «ценностное отношение к
национальной культуре» 11
1.2 Особенности организации внеурочной деятельности в младших
классах 23
Глава 2 Организация экспериментальной работы по развитию у младшихшкольников ценностного отношения к национальной культуре во внеурочнойдеятельности ГБУ Москвы «Школа № 630 имени дважды Героя СоветскогоСоюза Г.П. Кравченко» 29
2.1 Организация и методы исследования начального уровня развития
ценностного отношения к национальной культуре у младших школьников 29
2.2 Формирующий эксперимент развитие у младших школьников
ценностного отношения к национальной культуре во внеурочной деятельности в ГБУ Москвы «Школа № 630 имени дважды Героя Советского Союза Г.П. Кравченко» 46
2.3 Результаты контрольного эксперимента 52
Заключение 61
Список используемой литературы 65
Приложение А Анкета для младших школьников «Диагностика национально-культурной идентичности 69
Приложение Б Инструменты измерения показателей по критерию: «Знания о ценностном отношении к национальной культуре» у младших школьников» 70
Приложение В Опрос № 1 71
Приложение Г Опрос № 2 722
Приложение Д Инструменты измерения показателей по критерию: «Желание
проявить ценностное отношение к национальной культуре среди младших школьников» 73
Приложение Е Инструменты измерения показателя по критерию «Проявление ценностного отношения к национальной культуре в реальной деятельности 75
Современное состояние сложных динамических отношений в обществе требует смены приоритетов, переосмысления задач образования - от образованного человека к человеку культуры. Становление личности как высшей ценности предопределяет необходимость формирования ее ценностной сферы. Актуальность проблемы подтверждается положениями законодательной образовательной базы общества, где воспитание рассматривается, как процесс вовлечения личности в усвоение ценностей, выработанных человечеством, создание благоприятных условий для ее реализации, их природный потенциал и творческое отношение к жизни. Ввиду этого необходимо сформировать ценностное отношение к национальной культуре со школы.
В законе РФ «Об образовании в РФ» [30], в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» и в федеральной целевой программе «Культура России» подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Эти задачи решаются в системе начального образования посредством реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
ФГОС НОО [31] направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик младшего школьника: любящий свой народ, свой край и свою Родину.
Значимость национальной культуры рассматривается в исследованиях учёных-педагогов многопланово: как процесс передачи ценностей культуры следующим поколениям (приведено в работах [1], [4], [11]): как одно из направлений гуманитаризации образования, направленное к целостной картине мира [13]: как критерий формирования и развития личности в теории и практике воспитания приведено в работах [2], [35].
Однако вопрос об эффективности педагогических условий формирования и развития у младших школьников непосредственно ценностного отношения к национальной культуре в педагогической науке до сих пор рассматривался на недостаточном уровне.
В связи с этим на сегодняшний день в отечественной педагогике отмечается тенденция, направленная на повышение заинтересованности младших школьников к национальной культуре.
Воспитание ценностного отношения к русским народным традициям, является одной из самых дискуссионных и актуальных тем педагогики. В отечественной педагогической науке оно рассматривалось как патриотическое воспитание и являлось частью идейно-патриотического [7], [9], [34], [21].
Ориентация на ценностное отношение является краеугольным камнем в развитии культурологических моделей образования, тесно связанного с формированием нравственных качеств, эстетической, умственной и другими сторонами воспитания. В ходе развития этих моделей школьная программа расширяется за счет новых культурологических и эстетически направленных дисциплин. Кожурова А. А. отмечает, что при этом отечественная культура рассматривается как образовательное пространство, где национальный духовный опыт есть составляющая мировой культуры, где развивается поликультурный продуцирующий диалог народов и этносов [17].
Специфика сложившейся национально-культурной ситуации в современной России, когда развитию языка и культуры каждого этноса придается огромное значение, определяет актуальность указанной проблемы.
...
В данном исследовании осуществляется теоретическое обоснование и практическое решение актуальной проблемы воспитания ценностного отношения к национальной культуре у младших школьников во внеурочной деятельности. Результаты исследования показали эффективность достижения цели, решения поставленных задач и подтвердили гипотезу, что стало основой для формулирования следующих выводов:
- Посредством теоретического анализа уточнена сущность понятий: «ценностное отношение к национальной культуре», «воспитание ценностного отношения к национальной культуре», «воспитание ценностного отношения к национальной культуре у младших школьников».
- Ценностное отношение к национальной культуре рассматривается как личностное явление, определяющее значение Родины в жизни младшего школьника, определяемое национальным самосознанием и национально-культурной идентичностью, которое поощряет соответствующее нравственное поведение и проявляется в любви к Родина, бескорыстная забота и чувство собственного достоинства.
- Воспитание ценностного отношения к национальной культуре конкретизируется нами как многоуровневая система, которая в определенной последовательности взаимосвязанных компонентов обеспечивает воспитание национальной идентичности, личностных и психологических явлений национально-культурной идентичности, обеспечивая развитие эмоционально-волевых установок личности на национальные идеалы, любовь к Родине, бескорыстная забота и чувство собственного достоинства, основанные на этнологическом потенциале России.
- Воспитание ценностного отношения к национальной культуре у младших школьников является результатом целостного воспитательного воздействия на младших школьников средствами педагогики во внеурочной деятельности, направленной на расширение круга знаний и представлений детей о национальной культуре, которые реализуются через гуманистические переживания и мотивы в их поведении.
- На основе теоретического анализа были обоснованы базовые
ценности (любовь к Родине, бескорыстная забота, самооценка) и психологические механизмы (национально-культурная идентичность и национальная идентичность); функции (аксиологические, образовательные, активно-преобразующие, самообразовательные, нормативные,
гуманистические, идеологические), которые активно вовлекаются в процесс воспитания ценностного отношения к Родине средствами педагогики. Определены структурные компоненты воспитания ценностного отношения к Родине, а именно: когнитивные, эмоционально-ценностные, поведенческие.
- Определены критерии воспитания ценностного отношения к национальной культуре с соответствующими показателями, охарактеризованы уровни воспитания ценностного отношения к Родине среди младших школьников.
- Критерием когнитивного компонента является «знание о ценностном отношении к национальной культуре» (знания, идеи, осознание культурного наследия русского народа; знание традиций педагогики; знания о таких ценностях, как любовь к Родине, бескорыстная забота, чувство собственного достоинства).
- Критерием эмоционально-ценностной составляющей является «стремление проявить ценностное отношение к национальной культуре» (восприятие культурного наследия русского народа, традиций педагогики; стремление проявить такие ценности, как любовь к Родине, самоотверженная забота, чувство собственного достоинства).
- Критерием поведенческой составляющей является «проявление ценностного отношения к национальной культуре в реальной деятельности» (умение соблюдать народный этикет, обычаи, традиции, умение проявлять любовь к Родине, бескорыстная забота, самооценка в поведении).
- На основе определенных критериев и показателей характеризуются уровни воспитания ценностного отношения к национальной культуре среди младших школьников (высокий, достаточный, средний, низкий).
- Разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия воспитания ценностного отношения к национальной культуре у младших школьников с помощью внеурочной деятельности, а именно: создание образовательной среды учреждения общего среднего образования в части воспитания ценностного отношения к национальной культуре у младших школьников на основе педагогического опыта; подготовка педагогов к работе по воспитанию ценностного отношения к национальной культуре у младших школьников на основе педагогики; внедрение проектной технологии воспитания ценностного отношения к национальной культуре у младших школьников средствами педагогики.
...
1. Арзуманян Л ., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории // Дошкольное воспитание. 2021. №11. С.87.
2. Бабаков В. Г., Семенов В. М. Национальное сознание и
национальная культура (методологические проблемы). М.: Просвещение. 1996. 292 с.
3. Бабынина Т Ф. Традиции национальных культур. Казань: РИЦ «Школа». 2018. 188 с.
4. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство". Дополнительное образование и воспитание. 2018. № 4. С. 10-16.
5. Бессчетнова О. В. Культура и образование: формы и методы взаимодействия. Саратов: Научная книга. 2019. 136 с.
6. Винокурова У А., Ефимова Е .В. Этнопсихология. Уч. пособие для студ. гуманитарных вузов. Якутск. 2018. 128 с.
7. Воспитание младших школьников в поликультурной среде: учебное пособие Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Амосова, Педагогический институт. Якутск: Изд. дом СВФУ, 2018. 207 с.
8. Горелов А. А. История русской культуры. Люберцы: Юрайт. 2018. 387 с.
9. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение. 2020. 223 с.
10. Даурова М. Р Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса как условие эффективности инклюзивного образования. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016:8(5/3): С. 169-173.
11. Жарикова Л. И. Тенденции формирования ценностного отношения субъектов образовательного процесса к непрерывному образованию. Высшее образование сегодня. 2019. №6. С. 58-61.
12. Жукова О. В., Киргуева Ф. Х. Межэтническая толерантность как
условие формирования поликультурной личности подростков
//Полилингвальное образование как основа сохранения языкового и культурного разнообразия человечества. 2018. №7. С. 90-94.
13. Ищенко Е. Д. Диагностика уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о бытовой культуре русского народа. Молодой ученый.
2017. №32. С. 90-92.
14. Капица Ф. С. Русский детский фольклор. М.: Просвещение. 2020. С. 15-17.
15. Капшук О. Н. Русские праздники и обряды. Ростов-на-Дону:
Издательство Феникс. 2018. 294 с.
...
35 источников