Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №14114

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
984
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ВЗРОСЛОГО 7
1.1. Теоретические аспекты формирования учебного сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
1.3. Методы диагностики элементов сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ВЗРОСЛОГО В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1. Диагностика учебного сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования. 25
2.2. Формирование учебного сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования в процессе совместной творческой деятельности 31
2.3. Эффективность проделанной работы по формированию элементов учебного сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ 57
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 62


В настоящее время много говориться о возрождении традиций и повышения самосознания нации, патриотизме.
Самыми сильными и жизнестойкими нациями являются те, у которых более всего развита культура родственных связей, уважение к предкам и сохранение традиций. Воспитание памяти о своем роде, своей семье, о себе самом - начало воспитания человека понимающего, как тесно соприкасаются события семейной истории с жизнью своего народа, страны.
Одними из главных составляющих развития общества является народная культура и сохранение традиций народного творчества. Народная культура - это многовековой собирательный опыт народа, проявляющийся в предметах искусства, труда и быта. К нему относят традиции, верования, обряды, обычаи. Мировоззрение, нравственные и эстетические ценности определяют лицо нации, ее уникальность, самобытность, духовную и социальную особенность.
На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе, любовь к Родине, все это закладывалось и воспитывалось с момента рождения всем укладом жизни, нормами поведения, идеологией и культурой.
Культура - выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества.
Актуальность данной работы определяется тем, что процесс безвозвратной потери духовного наследия и предметов материальной культуры продолжается и в наши дни. Проблема сохранения традиции народной культуры приобретает важнейший характер, и решать её нужно с младших классов. Необходимо приобщать детей к народной культуре, так как именно в младшем школьном возрасте идёт формирование и развитие личности, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.
Педагогическая теория и практика работы в современном образовании демонстрируют то, что дети в силу своей высокой эмоциональной отзывчивости на непосредственные впечатления являются достаточно восприимчивыми в приобщении к общечеловеческим ценностям и идеалам. Главную роль здесь играет этнокультурный материал, вбирающий в себя огромный исторический, нравственный и духовный опыт, представления народа о мире и человеке, способствующий глубокому пониманию развивающейся личностью собственных корней, осмыслению своего места и предназначения в окружающем социокультурном пространстве. Знакомство с текстильной славянской куклой открывает детям новые грани и развивает их духовное начало и творческие способности.
Выделенная проблема позволила сформулировать тему исследовательской работы: формирование учебного сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования в процессе совместной творческой деятельности.
Предмет исследования - процесс формирования учебного сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования в процессе совместной творческой деятельности.
Объект исследования - методы формирования учебного сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования в процессе совместной творческой деятельности.
Актуальность обозначенной темы позволяет сформулировать цель выпускной квалификационной работы: поиск эффективных методов формирования учебного сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования в процессе совместной творческой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1. Изучить теоретические аспекты по формированию сотрудничества младшего школьника и педагога.
2. Организовать практическую работу по формированию учебного сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования в процессе совместной творческой деятельности.
3. Выявить эффективность элементов по формированию учебного сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования в процессе совместной творческой деятельности и предложить методические рекомендации по повышению уровня взаимодействия учебного сотрудничества на основе сохранения народных традиций в процессе изготовления славянской текстильной куклы.
Гипотеза: формирование учебного сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования будет эффективнее в процессе совместной творческой деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме; наблюдение за образовательной деятельностью младших школьников; беседы с обучающимися о славянских текстильных куклах и связанных с ними народными традициями; анкетирование; педагогическое моделирование ситуации; анализ собственной педагогической деятельности; изучение динамики проведенной работы.
Методологической базой исследования явились исследования следующих авторов: Д.В. Григорьева, Э.И. Медведь, М.А. Мишина, Е.Н. Семёнова, П.В. Степанов.
Практическая база исследования. Практической базой исследования было выбрано «Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» в городе Старый Оскол. В исследовании приняло участие 20 учащихся 4 класса.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы по три параграфа в каждой, выводы по каждой главе заключение, список литературы, приложения в общем количестве 4. Список литературы состоит из 56 источников. Квалификационная работа включает в себя 78 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование, в данной работе, служит попыткой решением проблемы, стоящей перед преподавателем дополнительного образования - формирование учебного сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования в процессе совместной творческой деятельности.
Полученные данные проведенного исследования показывают, что интерес, успеваемость и мотивация к достижению успеха при изготовлении славянской текстильной куклы, напрямую зависит от формирования уровня учебного сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования в процессе совместной творческой деятельности.
Итоги исследования заключаются в следующем:
1. Изучены теоретические исследования в области учебного сотрудничества младших школьников и педагога дополнительного образования, развития познавательного интереса к сохранению традиций народного творчества при изготовлении славянской текстильной куклы. Проведены наблюдения по критериям и показателям оценки уровней успеваемости и познавательного интереса (низкий, средний, хороший) и диагностика наблюдений младших школьников в процессе совместной творческой деятельности, изготовление славянской текстильной куклы.
2. Установлено, что для формирования учебного сотрудничества и развития, поддержки и сохранения познавательного интереса к изготовлению славянской текстильной куклы необходимы специальные формы организации занятий и условия для максимальной реализации каждой личности в разнообразной эстетической деятельности: учебно-теоретической, практической, поисково-исследовательской и художественно-творческой.
3. Предложены методические рекомендации по формированию учебного сотрудничества младших школьников и педагога дополнительного образования в процессе совместной творческой деятельности и развитию познавательного интереса к изготовлению славянской текстильной куклы у младших школьников.
На основании результатов исследования подтверждаются, что любой успех учебной деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (интересом и стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека приоритетов достижения цели, а также усвоением необходимых умений и навыков.
Экспериментально доказана эффективность элементов формирования учебного сотрудничества младших школьников и педагога дополнительного образования и развития познавательного интереса при изготовлении славянской текстильной куклы для младших школьников на занятиях. Она подтверждается следующими результатами:
- важным результатом работы является зафиксированное улучшение успеваемости на 25% младших школьников экспериментального 4 класса при использовании элементов формирования учебного сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования в процессе совместной творческой деятельности;
- «высокий» уровень познавательного интереса детей по итогам контрольного наблюдения 20%, «средний» уровень снизился на 15% за счет перехода детей в категорию высокого уровня, «низкий» сократился на 5%.
- в ходе эксперимента увеличилось количество желающих младших школьников, принять участие в выставках и конкурсах разного уровня.
Результатами исследования полностью подтверждена гипотеза и поставленные задачи решены.
Рекомендации:
Изготовление славянских текстильных кукол доступно всем.
Данная технология относится к игровой, она нравится детям, способствует формированию учебного сотрудничества младшего школьника и педагога дополнительного образования в процессе совместной творческой деятельности.
1. В каждой школе и даже в каждом классе можно организовать кружок по изготовлению славянских текстильных кукол.
2. При составлении плана работы кружка и изготовление славянских текстильных кукол согласовываться с календарем кукол. Так,например, кукла «Спиридон-солнцеворот» - делается ко дню зимнего солнцестояния 25 декабря, кукла «Масленица» - в дни масленичных гуляний (православный календарь), Кукла «Радость» - в дни весеннего равноденствия - 20-22 марта, «пасхальная кукла» - перед христианским праздником Пасхи и т.д.
3. При изготовлении славянских текстильных кукол необходимо заранее заготовить инструменты, необходимые в работе, и расходные материалы. Необходимые инструменты: швейные ручные иглы разных размеров, наперстки разных размеров, ножницы - 2-х видов, с учетом детей с ведущей левой рукой. Расходные материалы: ткани, наполнитель (вата, сантехнический лен), нитки, пряжа, тесьма, кружево - должны быть чистыми и безопасными в использовании. Пополнение расходных материалов возможно при сотрудничестве с ателье (лоскутки, обрезки тканей) и магазинами тканей, которые с большим удовольствием избавляются от остатков тканей, тканей с незначительным дефектом (непрокрас, механическое повреждение), а так же лоскутки тканей и остатки пряжи всегда можно найти дома.
4. По итогам работы кружка можно организовывать и проводить персональные или коллективные выставки, как в школе, так и за её пределами.
5. Эмоциональная включенность является одной из особенностей учебной деятельности младшего школьника. Поэтому крайне важно создавать для него эмоционально-комфортные условия обучения, придавать урокам положительную - эмоциональную окраску



1. Андриевская, В.В. и др. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников/ В.В.Андриевская // Вопросы психологии. - 1985. - №5, - С. 38-46.
2. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно- прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
- 107-146 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни / Ш.А.Амонашвили. - М.: 2002. - с. 85.
4. Богуславская, И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов/ И.Я.Богуславская// Творческие проблемы современных народных художественных промыслов: Сборник статей. Издательство Художник РСФСР - Ленинград, 1981. - С 15-21.
5. Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками. /Пер. с фр. В.А.Мукосеевой. - М.: ООО «Мир книги», 2007. - 96 с.
6. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е.Бурно. - М.: Медицина, 1989. - 304 с.
7. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения/ А.А.Бодалев. М.: Институт практической психологии, 1996. - 156 с.
8. Веренкина, И.М. Преодоление возможных конкретных ситуаций между учителем и учениками на уроке/ И.М.Веренкина // Вопросы психологии. - 1986. - №3. - С 71-78.
9. Волина, В.В. Учимся играя / В.В.Волина. - М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология // Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 84 с.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Под ред. В.В.Давыдова. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
12. Григорьева, Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В.Григорьева, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 102 с.
13 . Горожанина, С.В. Русский народный свадебный костюм / Горожанкина С.В., Л.М.Зайцева. - изд.: Культура и традиции, 2003. - 128 с.
14. Давидовски Марион. Весёлые куклы / Марион Давидовски. - М.: Внешсигма, 1998. - 64 с.
15. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с. - (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР)
16. Дайн, Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Л.Г.Дайн, М.Б.Дайн. - Изд.: Культура и традиции, 2007. - 120 с.
17. Дайн, Г.Л. Игрушечных дел мастера: Кн. Для учащихся - М.: Просвещение, 1994.
18. Дайн, Г.Л. Лоскутные мячики из Хотькова / Г.Л.Дайн. - Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2008. - 96 с.
19. Дусавицкий, А. К. Формула интереса / А.К.Дусавицкий. - М.: Педагогика, 1989. - 176 с. - (Познай себя. Психология школьнику).
20. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: книга для учителя / В.К.Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
21. Зайцев, С.В. Что мы хотим исследовать в ребенке (или о взрослом «эгоцентризме»)/ С.В.Зайцев // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. С. 19 - 29.
22. Занков, Л.В. Беседы с учителями. (Вопросы общения в начальных классах) / Л.В.Занков. - М.: Просвещение, 1970. 334-339 с.
23. Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ / Ф.Н.Зименкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 192с.
24. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. - М.: Просвещение, 1998. - 360 с.
25. История костюма. /Серия «Учебники 21 века»/ Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 416с.
26. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Е.А.Коссаковской - М.: Просвещение, издание 3-е, перераб., 2000.- 64 с.
27. Коменский, Я.Л. Избранные педагогические сочинения В 2 т. Т. 1. / Я.Л.Коменский. М.: Педагогика, 1982. С. 316, 328.
28. Коменский, Я.Л. Указатель изданий С. 332, 361.
29. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А.Коменский. Избр. пед. сочинения. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. - 329 с.
30. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н.Котова, А.С.Котова. - СПб.: Паритет, 2005. - 240 с.
31. Латынин, Л.А. Основные сюжеты русского народного искусства / Л.А.Латынин. - М.: Глас, 2006. - 144 с.
32. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие / Д.И.Латышина. — М.: Гардарики, 2005. — 603 с.
33. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И.Лисина, М.: Педагогика, 1986. - 136 с.
34. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками/ М.И.Лисина // Вопросы психологии. 1982. - № 4. - С. 128-146.
35. Лопатина, А. Начала мудрости.50 уроков о добрых качествах / А.Лопатина, - М.: Амрита-Русь, 2007. - 304 с.
36. Львов, М.Р. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / М.Р.Львов. - М.: Педагогика 1983. - 415 с.
37. Мишина, М.А. Формы бытования традиционной куклы в культурном пространстве постиндустриального общества России: Дис. канд. культурологи. - СПб, 2011. - 153с.
38. Мухина, В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. - С.123 - 128.
39. Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие / Э.И.Медведь. — М.: Центр гуманитарной литературы Рон, 2002. - 48 с.
40. Обухова, Л.Ф. Концепция М.И. Лисиной и современная психология: перекличка идей/ Л.Ф.Обухова, М.К. Павлова // Культурно¬историческая психология. - 2009. - № 2. С. 119-124.
41. Педагогика сотрудничества. Формы учебного сотрудничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0- 3815
41. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн./ И.П.Подласый. - М.: Гуманитарное издательство центр Владос, 1999. - Кн. I: Общие основы. Процесс обучения. - 102 - 276 с.
42. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjoumals.ru/kip/2009/n2/23660_full.shtml [Концепция М. И. Лисиной и современная психология: перекличка идей - Культурно-историческая психология - 2009. № 2].
43. Разумный, В.А. Драматизм бытия или обретение смысла Философско-педагогические очерки. Научный редактор Ю.П. Матюхин / В.А.Разумный. - М.: Элатив, 1997. 35 с.
44. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х томах / Под ред. Г.Н.Джибладзе, М.: Педагогика, 1981. - 656 с.
45. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко // Школьные технологии. - 1999. - №6. - С. 24 - 28.
46. Семёнова, Е.Н. Проблемы в понимании различных видов тряпичной куклы [Электронный ресурс] // http://www.rukukla.ru/article/masterwork/ semenova/trapi4naa_kukla_i_ee_vidy.htm
47. Семёнова, М. Мы - славяне!: Популярная энциклопедия /М.Семенова. - СПб.: Издательский Дом Азбука-классика, 2007. - 306 - 323 с.
48. Урунтаева, Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд. /Г.А.Урунтаева, М.: Академия, 1997. - 287 с.
49. Уткин, П.И., Народные художественные промыслы/ П.И.Уткин., Н.С. Королева. - М., Высшая Школа, 1992. - 159 с.
50. Федорова, Н.Н. Традиционная игрушка севера: куклы, олени. Синкретичный характер игрушки; типология. (По материалам коллекции ТМИИ). Сборник научных трудов Тюменского областного музея изобразительных искусств/ Тюменский музей изобразительных искусств. Тюмень.: РГ «Проспект, 2006. - № 4. - С. 20.
51. Формирование интереса к учению у школьников. / Под ред. Л. К. Марковой. - М.: Просвещение, 1986.
52. Хрестоматия Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В.В.Давыдова. - М, 1990. -С. 12-27.
53. Цукерман, Г.А. Обучение учебному сотрудничеству / Г.А.Цукерман // Вопросы психологии. - 1993. - №3. - С. 268 - 273.
54. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А.Цукерман, А.Л. Венгер. М.: Оиро, 2010. - 432 с.
55. Я познаю мир: История ремесел. Энциклопедия /Пономарева Е., Пономарева Т. - М.: Изд-во АСТ, 2004. - 413с.
56. Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин - М.: Изд-во АСТ, 2007. - 383с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ