Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психология: личностное и организационное консультирование

Работа №141137

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2023
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ 9
1.1.1. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ВРАЧЕЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПАЦИЕНТАМИ 9
1.1.2. СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 11
1.1.3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ 13
1.2 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ 16
1.2.1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УВРАЧЕЙ И СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ . 16
1.2.2. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 20
1.2.3. ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТРАТЕГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У ВРАЧЕЙ..23 1.3.1 МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ 26
1.3.2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ 29
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТРАТЕГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ У ВРАЧЕЙ 34
2.1.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1.2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 42
2.3. ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТЕСТ ТОМАСА-КИЛМАННА 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТУЕМЫХ ПО ФАЗАМ ЭВ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТУЕМЫХ ПО ВЫРАЖЕННОСТИ
12 СИМПТОМОВ ЭВ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПЕРВИЧНЫЕ ДАННЫЕ ПО СТРАТЕГИЯМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ 88

Актуальность. В настоящее время, в связи с повышением требований, уровня ответственности за результаты труда, профессиональной загруженностью из-за нехватки медицинских специалистов, увеличивается число врачей, у которых наблюдается развитие эмоционального выгорания. Снижение работоспособности, быстрая утомляемость, повышенная раздражительность приводят к появлению и увеличению числа конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности врачей. Так, например, в ГБУ «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского» проведено исследование 383 врачей. При подведении итогов у 67,6% врачей выявлен синдром эмоционального выгорания. Еще 10,5 % врачей находятся на стадии формирования синдрома эмоционального выгорания. Также были выявлены следующие социально-психологические потребности: недовольство отношениями с администрацией высказали 23 врача, содержание работы не нравилось 30 % врачей, 9 % недовольны отношениями с коллегами. О желании сменить место работы сообщили 35% врачей, а 16 % планируют сменить профессию [Говорин, 2012].
Поэтому особенно актуален вопрос разрешения конфликтных ситуаций, которые возникают в медицинских учреждениях между врачами и пациентами.
Эффективность коммуникации, которая тесно вплетена в контекст профессиональной деятельности врача, не может не сказываться на результатах этой деятельности. Изучение взаимоотношений между врачом и пациентом, что позволяет использовать в лечебном процессе не только лекарственные средства лечения, но и психологические методы воздействия. Оптимизация взаимоотношений между врачом и пациентом позволит повысить качество медицинской помощи.
В связи с этим важно знать, почему происходит «сбой» в отношениях пациента с врачом и как на этот процесс можно повлиять. Чтобы создать оптимальные условия для межличностных отношений, врачу необходимо иметь представление о том, какие факторы способствуют улучшению взаимопонимания, а какие препятствуют. Проблема особенностей эмоционального выгорания врачей актуальна и требует дальнейшего рассмотрения.
Актуален вопрос о создании эффективной технологии управления конфликтными ситуациями в медицинских учреждениях, включающих их прогнозирование, выявление и урегулирование путем выбора конструктивных стратегий поведения врачей с эмоциональным выгоранием. Таким образом, решением этого вопроса является необходимость обучения медицинских работников навыкам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, с целью повышения психологической культуры специалистов очень важно для успешного осуществления профессиональной деятельности и самосовершенствования медицинских работников.
Проблема: профессиональная деятельность врачей вызывает эмоциональное выгорание; и какие стратегии разрешения конфликтных ситуаций выбирают врачи с повышенным уровнем эмоционального выгорания.
В контексте нее отмечается недостаток эмпирических исследований, раскрывающих специфику поведения врачей в конфликтных ситуациях с разным уровнем эмоционального выгорания.
Объективной необходимостью становится изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Объект исследования - эмоциональное выгорание у врачей.
Предмет исследования - связь стратегий разрешения конфликтных ситуаций и эмоционального выгорания и у врачей...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ежегодно в системе здравоохранения происходит повышение требований к качеству предоставляемых услуг и уровню технической обеспеченности медучреждений. Все нововведения осуществляются в рамках Национального проекта «Здравоохранение». Однако уделяя большое внимание материально-технической базе и уровню подготовки кадров, за пределами внимания чиновников системы здравоохранения остается психологическое состояние врачебного состава. Поэтому объектом исследования в нашей работе стало эмоциональное выгорание у врачей, а предметом исследования - связь стратегий разрешения конфликтных ситуаций и эмоционального выгорания у врачей.
Как показал наш теоретический анализ, снижение работоспособности, и повышенная раздражительность врачей приводят к увеличению числа конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности. Данные выводы были сделаны в исследовании, проведенном на базе ГБУ «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского», где ЭВ были подвержены 67,6% обследуемых врачей. Однако нам не удалось обнаружить научных работ, направленных на изучение взаимосвязи эмоционального выгорания и поведения в конфликтной ситуации. Поэтому целью данной работы стало выявление связи между эмоциональным выгоранием и стратегиями разрешения конфликтных ситуаций у врачей.
В рамках исследования нами были теоретически обоснованы и вынесены на эмпирическую проверку две гипотезы:
Н 1. У врачей эмоциональное выгорание и стратегии разрешения конфликтных ситуаций связаны;
Н 2. Врачи с повышенным уровнем эмоционального выгорания выбирают неконструктивные стратегии разрешения в конфликтных ситуациях.
В первой главе мы подробно изучили отечественных и зарубежных исследования по теме эмоционального выгорания у врачей, где обозначили, что выбор неконструктивных стратегий разрешения конфликтных ситуаций часто является результатом эмоционального выгорания. Как показывают многие исследования: чем выше стадия эмоционального выгорания, тем чаще врачи выбирают неконструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Помимо этого мы обосновали методологическую основу работы и описали используемые методики для эмпирического исследования: Методику В. В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания личности» и Тест-опросник, разработанный К. Томасом и Р. Килменом «Стратегии поведения в конфликтной ситуации».
Итак, проведенный анализ научной литературы позволил нам показать, что система здравоохранения характеризуется сверхвысокими нагрузками, высокой интенсивностью межличностного общения, высокой ответственностью за результаты профессиональной деятельности, поэтому так важно изучать и минимизировать психологические риски: уровень эмоционального выгорания врачей и возможные негативные последствия.
В августе 2022г. нами было спланировано эмпирическое исследование, а в сентябрь - октябрь 2022г. был проведен онлайн опрос 45 сотрудников трех медучреждений: ГАУЗ ТО «Городская поликлиника №4» и ГАУЗ ТО «Городская поликлиника №12», «Городская поликлиника №17». После выгрузки денных из Google-form в программу Microsoft Office Excel, мы обработали ответы испытуемых согласно ключам методик и далее с применением методов математической статистики: метод ранговой корреляции Спирмена, критерия значимости различий U-тест Манна-Уитни, однофакторным дисперсионным анализом (ANOVA). Расчет производился в программе «Statistica 8.0»...


1. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. Москва: Сфера, 1993. 137 с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. Москва: ЮНИТИ, 2000. 551 с.
3. Багаева В.В. Стратегии поведения в конфликте // СТЭЖ. 2015. №1 (20). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/strategii-povedeniya-v-konflikte(дата обращения: 14.09.2022).
4. Бажович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри и межличностной конфликтностью подростков // Московский городской психолого-педагогический университет, 2017. 5-15 с.
5. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 221 с.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. Москва: Филин, 1996. 256 с.
7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. Москва: Филин, 1999. 196 с.
8. Бойко В.В. Энергия эмоций. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 474 с.
9. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. Санкт-Петербург: Речь, 1997. 286 с.
10. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. Санкт-Петербург, 1999. 105 с.
11. Болучевская В.В. Эмоциональное выгорание врачей как актуальная психологическая и медицинская проблема // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета, 2012. Вып. 2 (42). 5-13 с.
12. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт. 2-е изд. Новосибирск: Наука, 1989. 154 с.
13. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. Санкт-Петербург, 1997. 160 с.
14. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 338 с.
15. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 336 с....(64)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ