Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психология: личностное и организационное консультирование

Работа №141134

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы165
Год сдачи2023
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УДЕРЖИВАТЬ ПРЕДМЕТ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ БЕСЕДЫ 12
1.1 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 12
1.1.1 ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ УДЕРЖИВАТЬ ПРЕДМЕТ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ БЕСЕДЫ 12
1.1.2 ЗНАЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ УДЕРЖИВАТЬ ПРДМЕТ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ БЕСЕДЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 21
1.1.3 ТРУДНОСТИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
1.1.4 ПРОБЛЕМАТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ТЕМЕ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТИ УДЕРЖИВАТЬ ПРЕДМЕТ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ БЕСЕДЫ 31
1.2 ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ..38
1.2.1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КРИТИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 38
1.2.2 РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 43
1.2.3 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИХ
БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ 47
1.3 ПРИОРИТЕТЫ В РАЗВИТИИ КРИТИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 59
1.3.1 ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ВОПРОСЫ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ УДЕРЖИВАТЬ ПРЕДМЕТ МЫШЛЕНИЯ 59
1.3.2 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ФОРМИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ УДЕРЖИВАТЬ ПРЕДМЕТ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ БЕСЕДЫ 64
1.3.3 ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКОМ, РОДИТЕЛЯМИ, СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 69
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 73
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СПОСОБНОСТИ УДЕРЖИВАТЬ ПРЕДМЕТ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ БЕСЕДЫ 75
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 75
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СПОСОБНОСТИ УДЕРЖИВАТЬ ПРЕДМЕТ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ БЕСЕДЫ 78
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 87
2.3.1 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ «НЕЛЕПИЦЫ» Р.С. НЕМОВА 87
2.3.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ КОСА 87
2.4. ПРОЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ УДЕРЖИВАТЬ ПРЕДМЕТ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ БЕСЕДЫ 94
2.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ 109
2.5.1 РЕЗУЛЬТАТЫ ПО МЕТОДИКЕ «НЕЛЕПИЦЫ» - НЕМОВ Р.С 110
2.5.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ «КУБИКИ КОСА» 115
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 123
ПРИЛОЖЕНИЯ 124

Актуальность исследования. Проблема исследования мышления на протяжении последних десятилетий остается одной из наиболее актуальных, значимых в психолого - педагогической литературе. Выдвижение новых требований к уровню подготовки специалиста, компетентностной модели выпускника школы требует переосмысления задач, содержания дошкольной подготовки таким образом, чтобы она отвечала цели общего личностного развития, формирования всех личностных качеств, свойств, которые обеспечат успешное выполнение личностью академической, социальной, профессиональной деятельности, что, в свою очередь, невозможно без должного уровня развития мышления и навыков коммуникации, умений сосредотачиваться на предмете беседы.
Именно в дошкольном возрасте важно развивать у детей мышление и коммуникативные умения. В этом возрасте осуществляется интенсивное развитие способности мыслить логически, а также подготовка ребенка к школе, успешное обучение в которой невозможно без необходимых навыков сосредоточения на предмете мышления и беседы.
В отечественной и зарубежной литературе накоплен внушительный корпус работ, раскрывающих особенности мышления детей дошкольного возраста (В.А. Борисова, Т.А. Власова, А.П. Гозова, Т.А. Григорьева, И.И. Мамайчук, Т.В. Розанова, Н.В. Яшкова, Ханс-Вернер Гессманн, Э. Гопник, Д. Битти и др.). Несмотря на то, что в современной научной литературе подвергаются детальному изучению самые различные аспекты особенностей развития мышления детей, отсутствуют научные работы, посвященные консультированию педагогов, родителей, а также самих детей по теме диагностики и развития способности удерживать в сознании предмет мышления и беседы. Самые близкие по данной проблематике работы: И.И. Мамайчук «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии» (в работе раскрываются особенности психологического консультирования, его возможности в вопросах развития личностных качеств, мышления, внимания, памяти, речевых умений и навыков и т. д. детей и подростков); А.Л. Венгер «Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство» (книга предназначена для детских психологов, рассматриваются вопросы диагностики развития познавательных процессов и особенностей личностного развития детей и подростков, изучаются особенности психологического консультирования детей, родителей, педагогов); Г.Б. Монина «Психологическое консультирование детей и подростков» (книга посвящена детальному изучению особенностей психологического консультирования, современными методами консультирования дошкольников, школьников, детей подросткового возраста; исследование основывается на основных положениях возрастно - психологического подхода, что позволяет организовывать процесс консультирования в соответствии с учетом возрастных особенностей развития детей, их познавательных процессов).
В указанных работах рассматриваются особенности консультирования, работы с дошкольниками, родителями, педагогами, вопросы общего личностного развития, развития мышления, однако свойство сосредотачивать внимание на предмете коммуникации самостоятельным объектом изучения не выступает.
Другими словами, формируется противоречие между:
С одной стороны: провозглашением курса на повышение эффективности, результативности образовательно - воспитательного процесса, развития мышления и коммуникативных навыков, умений выстраивать собственное коммуникативное поведение в соответствии с целями и задачами коммуникации, невозможных без соответствующих умений сосредотачиваться на предмете беседы...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленными задачами были проанализированы современные теоретические подходы к изучению целеустремлённости мышления как качества, свойства, характеристики мышления, которая позволяет личности сосредотачиваться на реализации той или иной мыслительной операции, удерживании внимания на предмете беседы. На основе проведенного самостоятельного анализа и анализа профессиональной литературы было выявлено следующее:
Низкий уровень сформированности целеустремленности мышления приводит к снижению эффективности коммуникации, делает речь человека невнятной, непонятной, путанной или насыщенной ненужными, маловажными деталями.
Несмотря на признание высокой актуальности, значимости развития целеустремленности внимания, на сегодняшний день единство в понимании возможностей развития указанного качества в дошкольном возрасте отсутствует, разработанные и апробированные технологии, системы развития указанного качества находятся на этапе своего обоснования и развития.
В процессе разработки педагогических технологий должны быть в полной мере учтены возрастные особенности дошкольника: низкий уровень сформированности произвольности мыслительных процессов, отсутствие рефлексии, саморефлексии, особенности игровой деятельности как ведущего вида деятельности дошкольника. Помимо учета возрастных особенностей, в процессе разработки педагогической технологии развития основ логического, критического мышления дошкольника должны быть учтены общедидактические, психологические принципы.
Исследование было проведено в группе ДОУ «Мега Детки» г. Тюмень. Выборка исследования состояла из 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Проведенное исследование выявило следующие результаты: с высоким уровнем говорили по теме, ими в этом случае предмет беседы удерживался, у них хорошо развиты мыслительные процессы, они логически рассуждают, и грамматически правильно выражают свои мысли. Результаты исследования после проведения программы были следующие: дети стали удерживать предмет мышления в процессе беседы, они начали лучше воспроизводить ситуацию на картинке, нашли все нелепицы, у них улучшилось мышление, они стали лучше рассуждать, объяснять почему на рисунке неправильно.
Обоснованно создан проект программы, которая помогает детям удерживать предмет мышления в процессе беседы, она нашла свое отражение тем результатам, полученным благодаря этому эксперименту, в результате у детей наблюдаются способности удерживать предмет мышления в процессе беседы, у них улучшились мыслительные процессы, они стали логически рассуждать, думать, объяснять. Проверку эффективности программы следует выполнить в отдельном исследовании на нескольких группах детей.


1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва, 2009. 448 с.
2. Акулова Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2008. № 8. С. 65-69.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2000. 256 с.
4. Анищенко Э.А., Белокопытова С.А., Ковалева И.В. Развитие аналитического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2019, с. 321-323
5. Афонькина Ю., Белотелова Т., Борисова О.: Учим детей правильно мыслить и говорить // Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 44-46.
6. Березина, Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования // Alma Mater : Вестник высшей школы. 2009. № 7. С. 19-25.
7. Богданова Т.Г. Сравнительное исследование интеллектуального развития старшеклассников с сохранным и нарушенным слухом // Специальное образование. 2013. № 1. С. 15-23.
8. Богданова Т.Г. Исследование мышления лиц с нарушениями слуха : проблемы и перспективы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 1(35). С. 167-171.
9. Болотина Л.Р., Комарова, С.П. Баранов Теоретические основы дошкольного образования : учеб. пособие для СПО 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2018. 218 с.
10. Быков А.В., Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. Москва: Изд-во УРАО, 1999. 168 с.
11. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. Москва: МГУ. Год: 1990. C. 134
12. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва : Мозаика-Синтез, 2010, с. 266
13. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста : Учебное пособие / Москва : Форум, 2016. 96 с.
14. Венгер А.Л., Психологическое консультирование и диагностика : практическое руководство. Часть 1,2 / Москва : Генезис, 2001. 160 с.
15. Вышинская Е.Г. Психодиагностика Новополоцк: Изд-во «Полоцкий государственный университет», 2014. 247 с...(97)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ