ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА С МОЛОДЕЖНЫМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
РАЗДЕЛ III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С МОЛОДЕЖНЫМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования.
Исторически сложилось позиционирование молодежи как одного из основных субъектов инновационного развития, а также активного агента гражданского общества. Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.
Разделы, посвященные молодежной политике, включены сегодня в основные стратегические документы всех уровней власти . Появляются также специальные программы и проекты, посвященные молодежной политике, реализуемой на уровне региона или муниципального образования .
Муниципальная молодежная политика является составной частью государственной молодежной политики, реализуется на территории муниципального образования. Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационно-го, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.16) содержит нормы, относящие организацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью к вопросам местного значения . Но именно на этом уровне сегодня накопился комплекс проблем, связанных с реализацией молодежной политики. К наиболее значимым из них следует отнести: несовершенство нормативно-правовой основы, неадекватность социальных ресурсов целям и задачам молодежной политики; организационные и кадровые проблемы; отсутствие глубоких теоретических разработок технологии осуществления молодежной политики на муниципальном уровне, недостаточно выстроенную систему взаимодействия органов местного самоуправления и гражданского общества, в том числе молодежных объединений.
Степень разработанности темы исследования. Большое внимание вопросам реализации молодежной политики и формированию ее основных аспектов уделяли в своих исследованиях такие ученые, как Ю.А. Зубок,A. Д. Плотников, А.П. Скробов, В.И. Чупров и др. . В своих работах авторы рассматривали методологические подходы и принципы развития молодежной политики, большинство из которых основывались на том, что успешное реформирование социально-экономической и политической жизни государства возможно только при активном участии молодежи и разработке новых методов осуществления молодежной политики.
Нами были изучены также публикации Э.Д. Власовой, И.Н. Кусковой, B. А. Лукова, Е.В. Сайгановой, Н.А. Самохвалова, А.Ю. Ховрина и др. в периодических изданиях и сборниках научных трудов, посвященные актуальным проблемам выстраивания работы с молодежью на разных уровнях управления .
Проблема исследования обусловлена противоречием между потребностью в целостной, последовательной муниципальной политике в отношении общественных объединений молодежи и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию механизмов взаимодействия местной власти с молодежью.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что недостаточная эффективность муниципальной молодежной политики в Старооскольском городском округе Белгородской области обусловлена отсутствием инновационных механизмов развития деятельности молодежных общественных объединений в условиях постиндустриального, демократического общества.
Объект исследования - муниципальная молодежная политика, реализуемая органами местного самоуправления Старооскольского городского округа.
Предмет исследования - система и механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с молодежными объединениями.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать практические рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов муниципального управления с молодежными объединениями.
В соответствии с поставленной целью задачами являются:
1) изучить организационно-правовые основы взаимодействия органов муниципального управления с молодежными общественными объединениями;
2) проанализировать систему взаимодействия органов муниципального управления Старооскольского городского округа Белгородской области с молодежными объединениями;
3) разработать направления совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления с молодежными общественными объединениями.
Теоретико-методологической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых, представляющих различные подходы к молодежной политике в государственном и муниципальном управлении, определившие концептуальные положения системного подхода к взаимодействию местных органов власти с молодежными общественными объединениями (В.П. Бабинцев, И.М. Ильинский, В.Т. Лисовский, В.А. Луков, В.И. Патрушев, Н.А. Самохвалов, Ю.П. Сурмин, А.Ю. Ховрин).
В процессе работы над использовались различные методы исследования, необходимые для решения поставленных задач: метод сравнения, метод аналогии, метод систематизации, структурно¬функциональный анализ, обобщение и интерпретация социологических и социально-экономических материалов.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые и локальные документы и материалы администрации Старооскольского городского округа и Управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.
Сегодня для России принципиально важным становится выстраивание эффективной долгосрочной ориентированной системы управления будущим человеческих капиталом страны. Именно поэтому в центр внимания государства, гражданских институтов и самого молодежного сообщества сейчас выходит цели формирования комплексных общенациональных механизмов развития и реализации социального, духовного, культурного, профессионального, инновационного и экономического потенциала молодежи.
Государственная и муниципальная молодежная политика находится в постоянном развитии. Ее цели и задачи базируются, с одной стороны, на необходимости обобщения накопленного опыта и потенциала в эффективном решении молодежных проблем города, а с другой - на объективном условии скорейшей включенности молодых людей в реализацию общенациональных проектов. Стратегия деятельности управления молодежной политики ориентирована на создание и совершенствование правовых, экономических, организационных условий и механизмов, обеспечивающих достижение лучшего качества жизни молодых жителей города.
Нынешнее положение немалой части молодых россиян вызывает тревогу. Продолжающееся социальное расслоение в молодежной среде, трудности с трудоустройством и получением достойной и хорошо оплачиваемой работы, утеря равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, возрастающее различие взглядов среди молодежи по мировоззренческим, политическим и культурным вопросам, рост преступности, распространение наркомании ведут к духовному и экономическому обнищанию подрастающего поколения, его нравственной и физической деградации. Такая ситуация требует формирования и реализации эффективной молодежной политики, направленной на решение проблем молодежи, обеспечение активного участия молодых граждан в социально-экономическом развитии России.
Исполнение молодежной политики на территории Старооскольского городского округа является приоритетным направлением деятельности органов местного самоуправления. Данное направление реализуется Управлением по делам молодежи, которое взаимодействует с другими структурными подразделениями администрации, Советом депутатов Старооскольского городского округа, государственными и муниципальными органами и учреждениями округа и области, молодежными и общественными организациями и объединениями, иными субъектами гражданского общества.
В последние годы в России возросло внимание общественности к проблемам молодежи, проводятся мероприятия по оказанию молодежи практической помощи в социализации. Однако пока не создано условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера.
Результаты анализа деятельности органов местного самоуправления Старооскольского городского округа и молодежных общественных объединений позволяют утверждать, что необходимо разработать и реализовать программу «Социальная работа с молодежью в деятельности молодежных общественных объединений», главной целью которой станет механизм перевода молодежи в активный субъект социально-экономических отношений, максимального развития потенциала молодежи в собственных интересах и интересах городского сообщества, обеспечения должного уровня вовлеченности молодых граждан в решение социальных проблем.
Взаимодействие между молодежными объединениями и организациями и муниципальной властью должно основываться на взаимодоверии, учете интересов довольно широкого слоя общества - молодежи. В то же время формализованные нормативными уставными документами молодежные общественные объединения, сотрудничающие с органами местного самоуправления, не должны быть «суррогатными» структурами, которые объединяют молодежь, не заинтересованную в деятельности этих организаций.
Только реально работающие механизмы взаимодействия между молодежными объединениями и органами местного самоуправления позволяет эффективно проводить государственную молодежную политику, которая является составной частью государственной политики в области социально-экономического и культурного развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в развитии России.
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Москва, 2012. - 63 с.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Москва: Проспект, 2012. - 96 с.
3. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года [Текст]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (ред. от 16.07.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 (ч. III). - ст. 5622.
4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009 г.) // Информационно-правовой портал «Гарант» [сайт] - Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90546/
5. Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] // Министерство спорта, туризма и молодежной политики: [сайт] / Департамент молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.depmolpol.ru/ .
6. Федеральное агентство по делам молодежи: официальный сайт [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.fadm.gov.ru.
7. Проект Федерального закона о государственной молодежной политике в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. Автоматизированная
система обеспечения законодательной деятельности // Государственная Дума Российской Федерации [сайт] - Режим доступа: asozd2.duma.gov.ru.
8. Об утверждении Федерального реестра молодёжных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой [Электронный ресурс]: Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 7 июня 2013 г. № 154 // Информационно-правовой портал «Гарант» [сайт] - Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70308334/
9. Национальный Совет молодёжных и детских объединений России [Электронный ресурс] : официальный портал. - Режим доступа: http://www.youthrussia.ru/
10. Интернет-портал интеллектуальной молодежи [Электронный ресурс]: официальный портал. - Режим доступа: http://ipim.ru.
11.Общероссийская общественная организация «Российский союз молодых ученых» [Электронный ресурс]: официальный портал. - Режим доступа: http://rosmu.ru/
12. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Белгородской области [Электронный ресурс]: закон Белгородской области от 07.07.1997 № 123 (ред. от 04.06.2009) //
официальный сайт Белгородской областной Думы. - Режим доступа: www.belduma.ru
13. Управление молодёжной политики Белгородской области: [Электронный ресурс]: // Администрация Белгородской области: официальный сайт. - Режим доступа: belregion.ru
14. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Постановление правительства Белгородской области от 25 января 2012 г. № 27-пп // Администрация Белгородской области: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.belregion.ru.
15. О стратегии государственной молодежной политики в Белгородской области [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Белгородской области от 7 февраля 2007 г. №15-рп // Информационный портал «Законы РФ» [сайт]. - Режим доступа: http://zakon- region.ru/belgorodskaya-oblast/
16. Стратегия социально-экономического развития Старооскольского городского округа на долгосрочный период до 2025 года, включая среднесрочную программу до 2014 года [Электронный ресурс]: решение Совета депутатов Старооскольского городского округа от 19 декабря 2008 года №224 // Администрация Старооскольского городского округа: официальный сайт. - Режим доступа: www.oskolregion.ru.
17. Управление по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moloskol.ru/
18. Положение об Управлении по делам молодежи [Электронный ресурс]: решение Совета депутатов Старооскольского городского округа от 23 мая 2008 г. №82 // Администрация Старооскольского городского округа: официальный сайт. - Режим доступа: // http: www. oskolregion.ru.
19. О развитии волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи Старооскольского городского округа [Электронный ресурс]: постановление главы администрации городского округа №1959 от 08.06.12 г. // Администрация Старооскольского городского округа: официальный сайт. - Режим доступа: www.oskolregion.ru.
20. Отчет о деятельности управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа за 2016 год [Текст] // Управление по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа. - Старый Оскол: [б.и.], 2017.- 28 с.
21. Бабинцев, В.П. Государственная молодежная политика [Текст] / В.П. Бабинцев // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 1. - С. 63-68.
22. Бабочкин, П. И. Молодежь в структуре современного российского общества [Текст] / П.И. Бабочкин. - М.: Ниц при институте молодежи, 2008. - 204 с.
23. Байков, Н.М. Государственная молодежная политика: социологический аспект [Текст] / Н.М. Байков // Вопросы социологии. - 2010. - № 4. - С. 8-11.
24. Батов, А.А. О некоторых направлениях повышения эффективности государственного и муниципального управления [Текст] / А.А.Батов // Проблемы государственного и муниципального управления и их кадрового обеспечения: региональный аспект. - Воронеж: ВГУ, 2012. - С. 92-97.
25. Белов, А.А. Отчуждение молодежи и власти как фактор маргинализации сознания сельской молодежи Белгородской области [Текст] / А.А. Белов // Проблемы государственного и муниципального управления и их кадрового обеспечения: региональный аспект. - Воронеж: ВГУ, 2012. - С.131-134.
26. Боряз, В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования [Текст] / В.Н. Боряз. - М.: Наука, 2010. - 155 с.
27. Власова, Э.Д. К вопросу об эффективности молодежной политики в России [Текст] / Э.Д. Власова // Инновационная наука. - 2015. - № 4. - С. 19-22.
28. Воронов, В.А. Социальный портрет городской молодежи [Текст] / В.А. Воронов, Н.В. Стариков // Молодежь и общество. - 2009. - № 4. - С. 88¬95.
29. Данилин, П. Новая молодежная политика 2011-2015 [Текст] / П. Данилин. - М.: Европа, 2011. - 340 с.
30. Запесоцкий, А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции [Текст] /
А.С. Запесоцкий. - СПб: ИГУП, 2010. - 350 с.
31. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии. Опыт исследования молодежи [Текст] /Ю.А. Зубок. - М. Мысль, 2007. - 267 с.
32. Ильинский, И.М. Государственная молодёжная политика в России: философия преемственности и смены поколений [Текст] / И.М. Ильинский, В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 4. - С. 56-70.
33. Константиновский, Д.Л. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998-2008 годы [Текст] / Д.Л. Константиновский и др. - М.: Ин-т социологии РАН, 2011. - 451 с.
34. Кускова, И.Н. Формирование молодежной политики на муниципальном уровне [Текст] / И.Н. Кускова // Журнал научных публикаций. - 2012. - №1. - С.34-41.
35. Лисовский, В.Т. Опыт сравнительных социальных исследований молодежи [Текст] / В.Т. Лисовский // Социологические исследования. -2011. - №7. - С. 38-42.
36. Луков, В.А. Особенности молодежных субкультур в России [Текст]/В.А. Луков // СОЦИС. - 2012. - № 10. - С.79-87.
37. Луков, В.А. О сущности молодежной политики и ее базовых положениях [Текст] / В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 5. - С. 33-45.
38. Лукс, Г.А. Социальное инновационное проектирование в молодежной политике [Текст] / Г.А. Лукс. - Н.Новгород, 2009. - 46 с.
39. Маршак, А.В. Особенности социальных связей социально-дезориентированной молодежи [Текст] / А.В. Маршак //
Социологические исследования. - 2010. - №12. - С.79-83.
40. Матвиенко, И. А. Волонтёрство - перспективное направление [Текст] / И.А. Матвиенко // Социология. - 2009. - № 1. - С. 26-31
41. Морозова, Т.И. Молодежные организации в регионе: уровень доверия и представительство [Текст] / Т.И.Морозова // Молодежь и общество. - 2009. - №4. - С. 110-119.
42. Нежина, Т.Г. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении [Текст] / Т.Г. Нежина // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - №3. - С.47-71.
43. Нигматуллина, Т.А. Государственная молодежная политика в федеративной России: инновационные парадигмы [Текст]/Т.А. Нигматуллина. - Уфа : Изд-во БИСТ (ф-ла) ОУП ВПО«АТиСО»,2012. - 188 с.
44. Плотников, А.Д. Региональная молодежная политика: анализ, проблемы, перспективы [Текст] / А.Д. Плотников. - М.: Компания «Дмитрейд График Групп», 2012. - 239 с.
45. Погорский, Э.К. Молодежная политика как средство конструирования и развития инновационности молодежи [Текст] / Э.К. Погорский // Youth World Politic. - 2013. - №1. - C. 37-49.
46. Пономарев, В.Д. Институт волонтерства в деятельности молодежных объединений [Текст] / В.Д. Пономарев, М.И. Васильковская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 29-1. - С. 141-148.
47. Реутов Е.В. Молодежь: адаптация к экономическому кризису [Текст] / Е.В. Реутов // Молодежь и общество. - 2009. - № 4. - С. 81-87.
48. Ручкин, Б.А. Молодежь и становление новой России [Текст] / Б.А. Ручкин // Социс. - 2010. - №5. - С. 90-95.
49. Ручкин, Б.Н. Молодежь как стратегический ресурс развития общества [Текст] / Б.Н. Ручкин, В.А. Родионов, А.В. Печников // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - №1. - С.155-160.
50. Сайганова, Е.В. Трансформация роли молодежи в современном обществе [Текст] / Е.В. Сайганова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2015. - Выпуск№ 1. Том 15. - С. 174-177.
51. Самохвалов, Н.А. Государственная молодежная политика России в условиях трансформации мирового политического, геоэкономического и геокультурного ландшафта в XXI столетии [Текст] / Н.А. Самохвалов // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. - 2015. - №2. -С. 155-160.
52. Самохвалов, Н.А. Сравнительный анализ практик реализации государственной молодежной политики в современном мире [Текст] / Н.А. Самохвалов // Сравнительная политика. - 2016. - № 4. - С. 143-149.
53. Скробов, А.П. Молодежь России: тенденции социального развития в условиях кризиса [Текст] / А.П. Скробов. - СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского университета, 2012. - 120 с.
54. Скробов, А.П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ [Текст] / А.П. Скробов // Социально- политический журнал. - 2008. - № 3. - С. 22-29.
55. Скурятин, В.И. Формирование кадрового потенциала региональной молодежной политики [Текст] / В.И. Скурятин // Проблемы государственного и муниципального управления и их кадрового обеспечения: региональный аспект. - Воронеж: ВГУ,2012. - С.290-294.
56. Топилина, Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России [Текст] / Е.С. Топилина // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - №3. - С.140-144.
57. Феклистова, И.С. Тенденции и приоритетные направления региональной молодежной политики [Текст] / И.С. Феклистова // Вестник государственного и муниципального управления. - 2015. - № 2 . С. 56¬61.
58. Ховрин, А.Ю. Социальное партнерство в сфере реализации общественной молодежной политики [Текст] / А.Ю. Ховрин // Социально-гуманитарное знание. - 2012. - №5. - С.179-186.
59.Чупров, В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве [Текст] / В.И. Чупров // СОЦИС.- 2011. - №3. - С.93-106.
60.Чупров, В.И. Социология молодежи [Текст] / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. - М. : Норма, ИНФРА-М, 2013.