СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК
СУБЪЕКТОВ ПРАВА 9
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ 9
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ 16
ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 21
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРАВООТНОШЕНИЯХ 34
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 34
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
Актуальность темы настоящей работы представляется достаточно высокой. Современная Россия на протяжении последних нескольких десятков лет претерпела мировоззренческий перелом, когда в сравнительно небольшой период времени на государственном уровне произошел отход от господствовавшего длительное время атеизма и возрождение религиозности. Смена парадигмы привела к появлению многочисленных религиозных организаций, относящихся к различным вероисповеданиям и культам. В интересах государства и общества было установление правил поведения в этой сфере, что могло обеспечить надлежащий уровень правовой определенности в положении членов таких организаций и при необходимости защиту их прав и законных интересов.
Другим немаловажным аспектом, обуславливающим дальнейшее развитие и совершенствование законодательства в сфере религиозных организаций, стало появление различного рода деструктивных культов и сект, представляющих опасность не только для материальной сферы граждан, но и для их психического и даже физического здоровья. В то же время, несмотря на повышенную степень важности нормативной проработки отмеченных вопросов, исследователями указанная проблематика разрабатывалась недостаточно.
Достаточно острым для российского общества является вопрос о равенстве в правовом статусе различных религиозных организаций. Формально в нашей стране ни одна религия или идеология не могут признаваться господствующими и общеобязательными. В то же время фактически государство оказывает предпочтение Русской Православной Церкви, что вызывает вопросы с точки зрения законности.
Кроме того, не до конца в современном законодательстве и научной литературе ограничены и определены допустимые рамки вовлечения религиозных организаций, в первую очередь Русской Православной Церкви, в образовательную деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях с учетом конституционного принципа отделения государства и церкви и в целом сохранении светского характера образования.
В действующем законодательстве имеются пробелы и противоречия, а по некоторым вопросам в правоприменительной практике не выработаны какие- либо единые подходы относительно их разрешения. Вследствие всего вышесказанного требуется проведение научных исследований, направленных на отыскание и предложение путей решения правовых проблем, касающихся нормативного регулирования положения религиозных организаций.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым регулированием прав и обязанностей, а также деятельности религиозных организаций в России.
Предметом исследования будут являться теоретические вопросы, касающиеся правового положения религиозных организаций в России.
Целью исследования является общая характеристика правового положения религиозных организаций в соответствии с законодательством России. Достижение указанной цели обусловлено решением следующих задач:
проанализировать историю возникновения и развития религиозных организаций в России;
рассмотреть понятие, виды и особенности правового регулирования религиозных организаций в соответствии с российским законодательством;
охарактеризовать правовой статус религиозных организаций в России;
проанализировать современное состояние деятельности религиозных организаций в России;
раскрыть проблемы правового положения религиозных организаций в России.
Методологическую основу в настоящей работе составляют общенаучные методы, например, анализ и синтез, метод классификации, метод описания, исторический метод и др., и частно-научные методы, к которым относятся формально-юридический метод, метод правового прогнозирования и др.
Теоретической основой настоящей работы являются монографии и научные статьи отечественных правоведов, разрабатывающих теоретические основы правового регулирования деятельности религиозных организаций в России, а именно: О.В. Боброва, В.В. Меркурьев, Ю.В. Гросул, М.С. Дойников, О.А. Матвейчев, Е.Е. Никитина, А.Е. Помазанский, Ю.А. Розенбаум и др....
В ходе диссертационного исследования проанализированы нормативно- правовые акты, акты национального законодательства в сфере правового регулирования религиозных организаций.
Исторический анализ, проведенный в работе, отразил, что религиозные организации нашего государства, претерпевали значительные изменения, определяемые отношением общества и государства к религии. Российское законодательство, сквозь время, способствует развитию отношений взаимопонимания, терпимости граждан и взаимному уважению по вопросам религиозной принадлежности. В законодательстве сформулированы базовые принципы, согласно которым в России гарантирована свобода совести и свобода вероисповедания.
Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
По результатам проведенного исследования следует предложить определение религиозной организации. Религиозной организацией является объединение граждан, которые образовали союз для общего отправления религиозных церемоний и обрядов, распространения своего вероучения среди других людей, и которые зарегистрировали организацию в установленном законом порядке. Обязательными признаками религиозной организации являются наличие материального выражения деятельности ее членов, наличие основной цели в виде удовлетворения потребностей верующих в религиозном веровании.
Религиозные организации являются некоммерческими
юридическими лицами. Следовательно, на них в полной мере распространяется российское законодательство. Помимо всего прочего, деятельность религиозных организаций подчиняется нормам их внутренних установлений. Религиозная организация может быть отнесена к числу работодателей, но в качестве особой их формы. Если рассматривать религиозные организации в качестве работодателей, то они характеризуются рядом специфических особенностей. В частности, религиозные организации имеют особую процедуру регистрации, особенное значение внутренних установлений организации для регулирования трудовых взаимоотношений, использование в качестве источников регулирования данных отношений церковных актов;
В современных условиях сложно дать правдивую и верную оценку деятельности религиозных организаций в нашей стране. Это связано с тем, что необходимая статистика не ведется, а получение достоверных эмпирических данных достаточно затруднено. Полагаем, что исследование поставленного вопроса не может быть ограничено только изучением распределения граждан по тем или иным конфессиям, а также по общему уровню религиозности общества. Для получения полной и достоверной картины состояния религиозных организаций в России требуется определить, какие существуют основные направления их взаимодействия с государством и обществом, какими способами осуществляется названное взаимодействие, каким образом деятельность религиозных организаций оценивается различными слоями общества. В официальной статистике отображается не вся картина. Зачастую имеющиеся статистические данные используют политики для своих целей. Наиболее распространенные церкви в силу своего масштаба активно вовлечены в политическую борьбу, из-за чего не замечают появления на территории России различных деструктивных культов и сект, что при бесконтрольном процессе может привести к политической дестабилизации;
В настоящее время российские религиозные организации могут заниматься коммерческой деятельностью, как прямо, так и косвенно. В последнем случае торговая деятельность будет вестись созданными религиозными организациями коммерческими юридическими лицами. Существуют очевидные преимущества ведения косвенной коммерческой деятельности религиозными организациями. Они выражаются, например, в предоставлении законодательством возможности льготного налогообложения соответствующей деятельности, несении субъектами хозяйственной деятельности ограниченной имущественной ответственности и т.д. В то же время существующее правовое регулирование не лишено недостатков....
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 01 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 06.01.2023).
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. - 2020. - № 55.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ по состоянию на 25 февраля 2022 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета - 31.12.2001. - № 256.
О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2014. № 33. - Ст. 2304.
О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 153-154.
О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.
О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54- ФЗ // Российская газета. - 2003. - № 99.
О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон
от 26.09.1997 № 125-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 10.01.2023).
Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313 // Собрание законодательства РФ - 2004. - № 42. - Ст. 4108.
Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 г. № 252 // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 19. - Ст. 2536.
О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»): Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 4. - Ст. 504.
Об утверждении перечня предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, реализация (передача для собственных нужд) которых не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость: Постановление Правительства РФ от 31.03.2001 г. № 251 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 15. - Ст. 1495.
О торговом сборе: Закон г. Москвы от 17.12.2014 г. № 62 // Ведомости Московской городской Думы. - 2015. - № 1. - Ст. 385.
Зарубежные нормативные правовые акты
Закон Республики Дагестан от 16.01.1998 г. № 5 // Дагестанская правда. -1998. - № 12....40