Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы активизации познавательных интересов младших школьников 8
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес» и специфика
его активизации у младших школьников 8
1.2 Особенности организации уроков окружающего мира у
младших школьников на основе дидактических 12
игр
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательных интересов младших школьников посредством дидактических игр 20
2.1 Диагностика начального уровня сформированности
познавательных интересов младших школьников 20
2.2 Разработка дидактических игр для активизации
познавательных интересов младших школьников и их реализация на уроках окружающего мира 25
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 30
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Приложение А Протокол №1 42
Приложение Б Протокол №2 43
Приложение В Протокол №3 44
Приложение Г Протокол №4 45
Приложение Д Протокол №5 46
Приложение Е Протокол №6 47
Приложение Ж Фрагмент технологической карты урока №1 48
Приложение И Дидактические игры формирующего этапа эксперимента 49
Актуальность исследования заключается в том, что в условиях современного образования рассмотрение и исследование активизации познавательного интереса младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как одно из факторов успешного обучения. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования одним из базовых требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию [25, с.6].
К вопросу активизации познавательного интереса обращались такие педагогии и психологи как Я.А. Коменский [10], В.А. Сухомлинский [24], Г.И. Щукина [29] и другие.
«Формирование познавательного интереса возможно на любом уроке, но именно на уроках окружающего мира, через прочтение художественной и научной литературы, энциклопедий, выполнения творческих заданий и проведения опытов можно сформировать стойкий интерес не только к предмету, но и к познанию самого мира» [13, с.100].
Современный урок в начальной школе может быть радостным и интересным. Он способен активизировать творческие и познавательные силы ученика, давать не только знания, расширяя кругозор учащихся, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения. Достичь всего этого можно активизацией познавательного интереса младших школьников с помощью использования дидактических игр на уроках окружающего мира. Разработкой проблемы игровой деятельности в педагогике и психологии занимались Ю.К. Бабанский [1], Д.Б. Эльконин [30], Д. Холл [27] и другие.
В.А. Сухомлинский утверждал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития» [24, с.70].
Несмотря на наличие научных работ по проблеме, существует необходимость поиска новых эффективных способов организации обучения младших школьников. Возникает противоречие между необходимостью применения новых методов и форм работы и отсутствием актуальных методических рекомендаций для организации работы с использованием дидактических игр, способствующей активизации познавательных интересов младших школьников.
Проблема исследования заключается в том, что ФГОС НОО определяет результаты познавательных интересов младшего школьника, однако их активизация на уроках окружающего мира средствами дидактических игр разработаны в недостаточной степени.
В связи с этим выбрана следующая тема исследования: «Дидактические игры как средство активизации познавательных интересов младших школьников».
Цель исследования - активизация познавательных интересов у младших школьников на уроках окружающего мира средствами дидактической игры.
Объектом исследования является процесс активизации познавательных интересов у младших школьников на уроках окружающего мира.
Предметом исследования являются дидактические игры на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития познавательного интереса у младших школьников будет более успешным если соблюдать следующие условия:
- выявить специфику активизации познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира;
- определить особенности применения дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе;
- использовать на уроках окружающего мира различные дидактические игры, соблюдая единую логику построения урока, четко определять его цели и задачи.
...
Анализ научной литературы подтвердил актуальность
сформированности познавательных интересов младших школьников, которые являются базой успешности обучения в школе и высших учебных заведениях. Познавательные интересы младших школьников тесно взаимосвязаны с их эмоциями.
Исследователи не предлагают единой трактовки понятия «познавательных интерес» младшего школьника, однако можно заключить, что большинство из них вкладывают в данный термин значение мотивацию, внутреннюю движущую силу, побуждающую к получению знаний. В структуру познавательного интереса младшего школьника входит интеллектуальная активность школьника, познавательная деятельность и регулятивные процессы.
Одним из эффективных инструментов активизации познавательных интересов младших школьников являются дидактические игры, а особым потенциалом для их применения обладает предмет «окружающий мир», так как на нем возможно задействовать эмоциональность учащихся, позволив им совершать открытия и узнавать новые увлекательные факты о мире вокруг них.
Для того, чтобы познавательный интерес формировался эффективно, необходимо применять как игры с предметами, так и словесные игры. Также учителю необходимо выдерживать единую логику построения урока, четко определять его цели и задачи, адекватно и рационально подбирать методы и приемы педагогического воздействия, учитывая индивидуальные потребности младших школьников, их эмоциональность и возрастные особенности.
С целью активизации познавательных интересов младших школьников был проведен лонгитюдный педагогический эксперимент, включающий исследование уровней интеллектуальной активности, познавательной деятельности и регулятивных процессов младшего школьника. Их сформированность определялась в способности учащегося в расширении и углублении знаний по предмету, устанавливать взаимосвязь и закономерности изучаемых явлений; проявлять на уроках удивление, интерес к познанию, интеллектуальную радость; удержание внимания на выполняемом задании в процессе его подготовки, отвлекаемость на внешние раздражители, навыки самостоятельной работы и выполнение заданий повышенной сложности.
Констатирующий этап показал, что 45 % испытуемых находятся на низком уровне сформированности познавательных интересов, чуть меньше - 41 % учеников, отнесены к среднему уровню. На высоком обнаружено всего 14 % учащихся, что говорит о необходимости повышения уровня
сформированности познавательных интересов.
С целью организации целенаправленной работы по повышению уровня сформированности познавательных интересов младших школьников был разработан и апробирован комплекс дидактических игр для использования на уроках окружающего мира. Игры были ориентированы на формирование представлений о животных, насекомых, птиц и растений; знаний и понимая дней недели; различных животных, растений, насекомых, которые обитают в лесу и так далее. Предложенные игры задействовали умственные, визуальные способности и познавательные интересы учащихся.
На констатирующем этапе была выявлена положительная динамика сформированности познавательного интереса младших школьников: на высоком уровне стало на 41 % больше учащихся, в то время как на низком количество учеников уменьшилось на 33 %, а на среднем - на 4 %.
Полученные данные позволяют заключить, что проведенные дидактические игры на формирующем этапе исследования способствовали активизации познавательных интересов младших школьников.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Бабанский Ю. К. Педагогика. Просвещение, 2007. 185 с.
2. Баданина Л. П. Диагностика и развитие познавательных процессов. М.: Флинта, 2015. 300 с.
3. Башарин В. Ф. Место и роль интереса в познавательной деятельности учащихся. М.: Просвещение, 2016. 41 с.
4. Белоусова Г. В. Использование активных методов обучения на уроке окружающего мира // Начальная школа, 2017. № 7. С. 39-43.
5. Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у младших школьников. М.: Сфера, 2017. 128 c.
6. Ведёхина Т. Г. Основы технологического подхода к обучению [Электронный ресурс] // Технологические подходы в образовании, 2019. URL: http://qps.ru/zTZYF(дата обращения: 31.01.2023).
7. Волкова Д. С. Санитарно-эпидемиологические требования в общеобразовательных учреждениях : пособие для учителей. М.: Феникс, 2017. 64 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, Астрель, 2016. 672 с.
9. Коджаспарова Г. М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2018. 176 с.
10. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 576 с.
11. Копосова Л. А. Современные образовательные технологии на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] // Современный педагог, 2020. URL:https://goo.su/15Rs(дата обращения: 31.01.2023).
12. Краснова А. П. Критерии и уровни развития познавательного интереса младших школьников [Электронный ресурс] // Педагогический вестник, 2019. URL:https://goo.su/1boi(дата обращения: 31.01.2023).
13. Леонтьев В. Г. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся. Новосибирск: НГПИ, 2016. 118 с.
14. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. М.: Педагогика, 2016. С. 132-133.
15. Миленький А. Я. Формирование у школьников интереса к учению. Минск, 2016. 73 с.
...
31 источник