Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет 9
1.1 Теоретический анализ исследований по проблеме формирования навыков межличностного общения у детей
старшего дошкольного возраста 9
1.2 Характеристика педагогических условий формирования
навыков межличностного общения у детей 6-7 лет 17
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации педагогических условий формирования навыков межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста 32
2.1 Выявление уровней сформированности навыков
межличностного общения у детей 6-7 лет 32
2.2 Содержание работы по реализации педагогических условий
формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет... 42
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности навыков
межличностного общения у детей 6-7 лет 57
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложение А Уровни сформированности навыков межличностного общения у детей 6-7 лет на констатирующем этапе 70
Приложение Б Уровни сформированности навыков межличностного общения у детей 6-7 лет 71
Приложение В Сценарии коррекционных игр 73
Приложение Г Уровни сформированности навыков межличностного общения у детей 6-7 лет на контрольном этапе 79
Язык - это весь спектр человеческих средств общения посредством обмена идеями, а также правила использования этих средств; язык как сущность воплощается в речи. Речь - это реализация существующих языковых средств и законов в самом человеческом общении, и поэтому может быть определена как функция языка.
Язык и речь тесно связаны: если бы не было речи, не было бы и языка, поскольку язык - это установленное средство коммуникации; речь - это установленное воплощение и реализация языка, посредством которого достигается его собственная коммуникативная функция.
Сущность языка подчеркивается в его двойной функции: он является одновременно инструментом мышления и средством человеческого общения. Язык также сохраняет внутреннее социальное значение и функционирует как система социального и культурного наследования.
Одним из важнейших признаков развития коммуникативной компетенции считаются отличительные особенности восприятия и понимания другого.
Дошкольный возраст - это время, когда дети активно овладевают разговорной речью, устанавливая и развивая все аспекты языка - фонематический, лексический и грамматический. Полное овладение родным языком до школьного возраста является необходимым условием для решения задач психологического, эстетического и нравственного развития ребенка в самый чувствительный период развития. Чем раньше начнется обучение родному языку, тем свободнее ребенок сможет использовать его в будущем.
Формирование навыков межличностного общения является важным этапом развития ребенка в возрасте 6-7 лет. В этом возрасте дети начинают учиться читать и писать, а также активно развивают свою речь. Правильное формирование понимания роли языка помогает ребенку лучше понимать окружающий мир, общаться с другими людьми и успешно учиться в школе.
Однако, не все дети имеют равные возможности для развития своей речи и понимания роли языка. Некоторые дети могут столкнуться с проблемами в речевом развитии, что может привести к трудностям в обучении и социальной адаптации.
Поэтому, актуальность формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет заключается в необходимости обеспечения равных возможностей для всех детей на успешное обучение и социальную адаптацию. Развитие речи и понимания языка является ключевым фактором в этом процессе.
Проблема формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет является одной из актуальных в педагогической науке. Многие исследователи занимались данной проблемой, и их фамилии широко известны в научном сообществе (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Л.В. Занков, О.В. Коновалова, А.Р. Лурия, М.А. Радугина, Н.Ф. Талызина и другие).
Теоретический анализ проблемы исследования позволил выявить противоречие между социальным заказом образованию на выполнение функций, связанных с коммуникативным развитием детей 6-7 лет, их способностью полноценно взаимодействовать с окружающей средой и активно преобразовывать ее, и отсутствием адекватных педагогических условий для реализации этого заказа.
Актуальность темы и выявленные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования навыков
межличностного общения у детей 6-7 лет?
Обозначенная актуальность исследования и противоречия определили тему исследования «Педагогические условия формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет».
Объект исследования: процесс формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
навыков межличностного общения у детей 6-7 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования навыков
межличностного общения у детей 6-7 лет.
...
Речь - это величайшее достижение человечества после прямохождения. Язык является основным средством человеческого общения и поэтому всегда существовал в обществе. Процесс развития языка сводится к постепенному исчезновению одних явлений и появлению новых; процесс возникновения новых языковых явлений (инноваций) происходит без ведома говорящих и пишущих;
Формирование у детей навыков межличностного общения - это процесс, направленный на формирование языковой культуры дошкольников, их чуткости, деликатности в общении со взрослыми и сверстниками, умения использовать приемлемые языковые средства для выражения этих качеств в той или иной языковой ситуации.
Целью данной работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования навыков межличностного общения у детей 6-7 лет. Исходя из этого, нами была проведена опытно-экспериментальная работа. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной к школе группы в возрасте 6-7 лет (8 мальчиков и 12 девочек).
По результатам первичной диагностики было выявлено, что 5 (25 %) детей 6-7 лет имеют высокий уровень; 12 (60 %) детей имеют средний уровень и 3 (15 %) детей имеют низкий уровень сформированности навыков межличностного общения. Анализ результатов диагностики, позволил сделать вывод, что уровень навыков межличностного общения у детей 6-7 лет сформирован недостаточно, что потребовало дальнейшей работы в данном направлении.
Мы предположили, что формирование навыков межличностного общения у детей 6-7 лет будет возможно при следующих педагогических условиях:
- разработано и реализовано поэтапное содержание работы в соответствии с показателями навыков межличностного общения и возрастными особенностями детей;
- составлены беседы, проблемные ситуации с применением малых фольклорных форм, направленные на осознание значимости человеческого общения;
- подобраны дидактические игры и упражнения, игры с правилами для развития эмпатии, умений вести совместную деятельность со сверстниками.
В ходе формирующей части работы основной акцент был сделан на разработку и реализацию программы «Формирование навыков межличностного общения», ориентированную на использование словесных (беседа, проблемная ситуация, художественное слово), практических (дидактические игры и упражнения, игра-драматизация, игры с правилами и другие) и наглядных методов (рассматривание иллюстраций, картинок) при реализации содержания данной программы.
С целью выявления динамики в уровне навыков межличностного общения у детей 6-7 лет был проведен контрольный этап. На контрольном этапе у 40 % детей зафиксирован высокий уровень, что на 20 % выше, чем на констатирующем, а у 12 (60 %) детей - средний уровень сформированности навыков межличностного общения, что на 10 % выше, чем на
констатирующем этапе. Детей с низким уровнем выявлено не было, в то время как на констатирующем таких детей было 30 %.
Таким образом, был сделан вывод, что предложенные педагогические условия сделали возможным формирование у детей 6-7 лет навыков межличностного общения. Гипотеза исследования нашла своё подтверждение, задачи исследования решены, цель - достигнута.
1. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. 546 с.
2. Баранникова Л. И. Основные сведения о языке : Пособие для учителей. Москва : Просвещение, 1982. 112 с.
3. Белобрыкина О. А. Речь и общение : попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Акад. развития : Академия К°, 1998. 239 с.
4. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/257035/(дата обращения: 01.02.2023)
5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Учим общаться детей 3-7 лет. Методическое пособие. Москва : ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь: сборник; [предисл., сост. : Е. Красная]. Москва : АСТ : Хранитель, 2008. 668 с.
7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. Москва : Детство- Пресс, 2007. 321 с.
8. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений; под ред. И. В. Дубровиной. 2. изд., стер. Москва : Academia, 2001. 460 с.
9. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации; [предисл. Р. Г. Котова, А. И. Новикова]. Москва : Наука, 1982. 159 с.
10. Занков Л. В. Избранные педагогические труды; АПН СССР. Москва : Педагогика, 1990. 418 с.
11. Коломинский Я. Л. Психология общения. Москва : Знание, 1974. 96 с.
12. Лалаева Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 224 с.
13. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. Москва : Ленанд, 2014. 211 с.
14. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. Москва : Педагогика, 1986. 143 с.
15. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Психологии». 8-е изд., стер. Москва : Академия, 2013. 380 с.
...
33 источника