Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования представлений о материальной культуре русского народа у детей 6-7 лет посредством музея 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования представлений о материальной культуре русского народа у
детей 6-7 лет 8
1.2 Потенциальные возможности музея в формировании представлений о материальной культуре русского народа у
детей 6-7 лет 16
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию представлений о материальной культуре русского народа у детей 6-7 лет посредством
музея 22
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о
материальной культуре русского народа у детей 6-7 лет 22
2.2 Содержание и организация работы по формированию представлений о материальной культуре русского народа у
детей 6-7 лет посредством музея 38
2.3 Динамика уровня сформированности представлений о материальной культуре русского народа у детей 6-7 лет 44
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 57
Приложение Б Сводная таблица результатов на констатирующем этапе 58
Приложение В Иллюстративный материал к игре «Русская изба» 59
Приложение Г Сводная таблица результатов на контрольном этапе 60
В основе исследования лежит примерная программа воспитания, руководствующая принципами дошкольного образования, определенными федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования [11].
«Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания об элементах культуры народов. Так, Э.К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста разные элементы (общение с представителями разных национальностей, устное народное творчество, художественная литература, игра, народная игрушка и национальная кукла, декоративно-прикладное искусство, живопись, музыка) [11].
«О.Л. Князева, М.Д. Маханева в своей программе «Приобщение детей к истокам народной культуры» рекомендуют приобщить детей к богатому культурному наследию русского народа, к его духовной культуре:
- народные обычаи, обряды, праздники;
- язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
- искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература) [1].
«Л.М. Захарова свою работу предлагает выстроить на ознакомлении с материальной культурой народа:
- основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
- одежда (национальный костюм), украшения;
- национальные кушанья;
- транспортные средства;
- орудия труда;
- труд с учетом его специфики» [11].
«В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности» [11].
«Приобщение к культуре русского народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность» [11].
«Музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний - отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний - личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды. Особенно хочется подчеркнуть тот факт, что музейные памятники не только информируют о прошлом, они событийны, позволяют зрительно через восприятие художественных образов реконструировать и пережить ту или иную эпоху. Таким образом, создание музея в дошкольном образовательном учреждении является актуальной задачей» [12].
Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о материальной культуре русского народа и недостаточным использованием потенциала музея в данном процессе [13].
...
Проведя экспериментальную работу по формированию представлений о материальной культуре русского народа у детей 6-7 лет посредством музея можно сделать ряд выводов.
«Психологические особенности детей дошкольного возраста обусловливают основные приобретения ребенка и дидактическую направленность процесса взаимодействия со взрослым.
Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом» [20].
«Материальная культура русского народа представляет возможность освоения культурного пространства русского народа; они позволяют знакомиться не только с образом жизни предков, но также раскрыть яркую самобытность русской культуры. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в материальную культуру собственного народа» [20].
На формирующем этапе эксперимента мы предположили, что формирование представлений о материальной культуре русского народа у детей 6-7 лет посредством музея возможно, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда музея «Россияночка»;
- поэтапно организована работа по формированию представлений о материальной культуре русского народа у детей 6-7 лет, включающая эмоционально-мотивационный, когнитивный и поведенческий этапы;
- разработана и включена совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах.
«По результатам изучения практики воспитания в ДОУ мы констатировали, что вопросы по ознакомлению с материальным миром русского народа не находит достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с материальным миром русского народа» [20].
«Результаты формирующего эксперимента показывают, что к концу экспериментальной работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего уровней соответственно на 3 (30%) и 3 испытуемых (30%), на низком уровне уменьшилось количество испытуемых на 6 (60%). Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности» [20].
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства : развития отношений ребенка в детской субкультуре. Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 416 с.
2. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. // Дошкольное воспитание. 2012. №5. С.5-8.
3. Артановский С. Н. Российское патриотическое сознание : кризис и возрождение// Социальный кризис и социальная катастрофа. СПб. 2002. С.15.
4. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» // Справочник старшего воспитателя. 2013. № 2. С. 32-37.
5. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду : Практическое пособие. М. : АРКТИ, 2007. 140 с.
6. Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) : Пособие для воспитателей ДОУ. М. : Издательство Скрипторий 2003, 2008. 104 с.
7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : Учебно-методическое пособие. СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019. 304 с.
8. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества : Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л.А. Кондрыкинской. М. : ТЦ Сфера, 2006. 192 с.
9. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. 2009. № 11. С. 24-29.
10. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М. : Аркти, 2005. 70с.
11. Метлов Н. Русская народная песня в ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2008. №10. С. 3-11.
12. Музейная педагогика / под редакцией А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М. : Творческий центр «Сфера». 2008.
13. Описание музейных предметов : основные элементы и образцы. Методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: ГЦМСИР, 2022. 68с.
14. Основная образовательная программа СПДС «Детский сад «Радуга» с. Нижнее Санчелеево 2022-2026 г. // Архив СПДС «детский сад «Радуга» с. Нижнее Санчелеево.
15. Пантелеева Л. В. Музей и дети. М. : Карапуз. 2000. 256 с.
...
24 источника