Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Проблема формирования самостоятельности в дошкольном возрасте в психолого-педагогических исследованиях 9
1.1 Сущность понятия «самостоятельность», пути и средства ее
формирования 9
1.2 Характеристика элементарной трудовой деятельности детей
старшего дошкольного возраста 17
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования самостоятельности у детей 5-6 лет в процессе элементарной трудовой деятельности 28
2.1 Изучение уровня сформированности самостоятельности
у детей 5-6 лет 28
2.2 Содержание работы по формированию самостоятельности у
детей 5-6 лет в процессе элементарной трудовой деятельности.. 53
2.3 Динамика уровня сформированности самостоятельности
у детей 5-6 лет 70
Заключение 79
Список используемой литературы 81
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 83
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 84
Приложение В Конспекты совместной деятельности детей и педагога, способствующей формированию самостоятельности у детей 5-6 лет 87
Процесс формирования самостоятельности ребенка в условиях общественного дошкольного воспитания давно является предметом изучения в психолого-педагогических исследованиях.
Проблема самостоятельности «дошкольника нашла отражение в трудах выдающихся психологов и педагогов (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьяков, Т.И. Бабаева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова), но единства в признании сущности самостоятельности и подходов к ее изучению ученые еще не достигли. Поиск путей формирования самостоятельности у дошкольников является одной из актуальных проблем отечественной педагогики и психологии» [3].
Самостоятельность как личностное качество способствует развитию самооценки, самовоспитанию, саморегуляции поведения.
«Самостоятельность позволяет человеку устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого не возможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно оценивать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива.
Результаты обследования детей показали, что в свободное от занятий время, деятельность большинства старших дошкольников отмечалась бедностью содержания и малой результативностью. Активность детей часто выражалась в отдельных бесцельных действиях (беспорядочный бег по группе, хаотические удары по металлофону и прочее). Подражая друг другу, или реагируя на шум, крики, дети легко «отходили» от первоначальной цели, переключались на другие виды деятельности, не завершая начатое» [7]. Все это указывает на актуальность проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Какими же качествами характеризуется самостоятельность? Б. Первомайский считает, что это, прежде всего, «способность совершать той или иной степени сложности действия без посторонней помощи» [17]. Самостоятельный человек без боязни принимает твердое решение и выполняет его; он не поддается необоснованному влиянию, он настойчив, уверенно ведет личные и служебные дела, устойчив в постановке цели; развивает деятельную активность, успешно преодолевает возникающие трудности.
В «большинстве случаев исследователи рассматривали формирование самостоятельности в тесной связи с тем видом деятельности, в процессе которого это качество изучалось» [3]: игровая деятельность (Р.Н. Жуковская, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михайленко); познавательно-исследовательская деятельность (О.А. Анищенко, Р.С. Буре, Т.В. Земцова, П.И. Пидкасистый); художественная деятельность (Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова); конструирование (Ф.В. Изотова, 3.В. Лиштван);
самообслуживание и труд (Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова).
Многие педагоги считают, что одним из основных условий формирования самостоятельности у детей является трудовое воспитание (Р.С. Буре, Г.Н. Година, Т.А. Маркова, Т.Г. Гуськова).
«Значение трудового воспитания как одного из важнейших воспитательных средств общепризнанно. В.И. Логинова, Е.Н. Герасимова, М.В. Крулехт утверждают, что чем выше уровень освоения трудовой деятельности, тем более благоприятны условия для развития детской личности. Проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста активно исследовались и исследуются в настоящее время (Е.И. Радина, Л.В. Загик, Я.З. Неверович, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова» [3].
В исследованиях Б.Г. Ананьева, А.В. Веденова, В.Н. Горбачевой было показано, что чувство ответственности и самостоятельности у детей развивается при овладении трудовыми умениями и навыками в процессе дежурства. Они указывают, какими умениями и навыками должны обладать дети в разных возрастных группах.
А.Н. Голодницкая, К.П. Смирнова, Е.П. Хромовских считают, что посильный труд детей является средством формирования самостоятельности, что те навыки, которые получают дети в трудовых процессах, позволяют им проявлять самостоятельность в самообслуживании, в хозяйственно-бытовом труде. Совершенствование умений и навыков позволит ребенку обходиться без помощи взрослого, то есть быть самостоятельными.
...
Проблема самостоятельности дошкольника нашла отражение в трудах таких выдающихся психологов и педагогов, как А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Т.И. Бабаева, Н.Г. Година, Т.В. Гуськова, но на сегодняшний день одной из актуальных проблем отечественной педагогики и психологии является поиск путей и способов формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Многие педагоги считают, что одним из основных условий формирования самостоятельности у детей является организация их трудовой деятельности (Р.С. Буре, Г.Н. Година, Т.А. Маркова, М.А. Васильева, Г.В. Гуськова).
В.И. Логинова, Е.Н. Герасимова, М.В. Крулехт утверждают, что чем выше уровень освоения трудовой деятельности, тем более благоприятны условия для развития детской личности. Проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста активно исследовались и исследуются в настоящее время (Е.И. Радина, Л.В. Загик, Я.З. Неверович, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова, Д.О. Дзинтаре, И. Лаунер).
Мы предположили, что формирование самостоятельности у детей 5-6 лет в процессе элементарной трудовой деятельности возможно, если:
- организуется работа по последовательному освоению ребенком целостного трудового процесса в ходе постоянного обогащения арсенала умений, способов действий и знаний детей в ходе бесед и совместной деятельности;
- дети привлекаются к участию в элементарной трудовой деятельности с целью формирования у них умения контролировать результаты своего труда и оценивать зависимость получаемого результата от условий, средств и способов деятельности;
- целенаправленно используются различные формы работы с
родителями, способствующие формированию у детей
самостоятельности.
Данные констатирующего эксперимента позволили нам выделить три основные группы детей 5-6 лет и условно отнести всех детей к одному из уровней сформированности самостоятельности в процессе трудовой деятельности.
К высокому уровню сформированности самостоятельности в процессе трудовой деятельности мы условно отнесли 3 ребенка, что составило 15 %; к среднему уровню - 6 детей, что составило 30 %; к низкому уровню мы условно отнесли 11 детей, что составило 55 %.
Таким образом, после проведения констатирующей работы, мы сделали следующие выводы: формирование самостоятельности у детей 5-6 лет будет протекать наиболее эффективно в процессе элементарной трудовой деятельности; необходимо организовать специальную работу для того, чтобы этот процесс протекал успешно.
Программа формирующего эксперимента содержала организацию работы по формированию самостоятельности у детей 5-6 лет в процессе элементарной трудовой деятельности.
В результате формирующей работы у детей повысился уровень сознательности по отношению к трудовым поручениям, умение качественно их выполнять, доводить начатое дело до конца, появился устойчивый интерес к различным видам трудовой деятельности, дети испытывают положительные эмоции от процесса труда, от достигнутого результата.
Это подтвердили результаты проведенного нами контрольного этапа, которые позволили выявить динамику уровня сформированности самостоятельности у детей 5-6 лет: показатель высокого уровня увеличился на 35 %, показатель среднего уровня увеличился на 5 %, а показатель низкого уровня соответственно снизился на 40 %.
Сопоставляя результаты контрольного исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Бабаева Т. И. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе // Воспитываем дошкольников самостоятельными : Сборник статей. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. С. 34.
2. Воспитание дошкольника в труде / Под. ред. В.Г. Нечаевой. М. : Просвещение, 1974. 216 с.
3. Воспитываем дошкольников самостоятельными : Сборник статей // Российский государственный педагогический университет им. А. И Герцена. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. 184с.
4. Высотина Л. А. Воспитание самостоятельности в поведении у младших школьников // Воспитание и развитие детей в процессе начального обучения : Сб. науч. тр. М. : Просвещение, 2009. С. 67.
5. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. С. 31.
6. Година Г. Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений // Нравственное воспитание дошкольника : Сб. науч. тр. СПб. : Питер, 2005. С. 84.
7. Гуськова Т. В. Можно ли ребенка воспитать самостоятельным? // Дошкольное воспитание. 2005. № 8. С. 65-69.
8. Гуськова Т. Н. Что такое самостоятельный ребенок. //Дошкольное воспитание, 2006. № 11. С. 45.
9. Климова К. О самоорганизации детей в самостоятельной деятельности // Дошкольное воспитание. 2022. № 12. С. 39.
10 Кононова И., Ежкова. Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности // Дошкольное воспитание. 1996. № 1. С. 15-17.
11. Крулехт М. В. Обучение детей навыкам хозяйственно-бытового труда // Дошкольное воспитание. 1988. № 12. С. 45-47.
12. Крулехт М. В. Проблема целостного развития реб енка- дошкольника как субъекта трудовой деятельности : Учебное пособие. СПб. : «Акцидент», 1995. 80 с.
13. Крулехт М. В. Самостоятельность как интегральное качество личности в целостном развитии дошкольника // Воспитываем дошкольников самостоятельными : Сб. статей. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. С. 56.
14. Лаврентьева Л. О руководстве трудовым воспитанием дошкольников // Дошкольное воспитание. 2013. № 4. С. 22.
15. Логинова В. И. Взаимосвязь средств трудового воспитания //Дошкольное воспитание. 2013. № 3. С. 34-39.
...
25 источников