ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВЕЛОПЕРСКОЙ КОМПАНИИ 8
СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА ДЕВЕЛОПЕРСКОЙ
КОМПАНИИ 8
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА В ДЕВЕЛОПМЕНТЕ 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
РОССИЙСКИХ ДЕВЕЛОПЕРСКИХ КОМПАНИЙ 24
ОБЗОР РОССИЙСКИХ ДЕВЕЛОПЕРСКИХ КОМПАНИЙ И
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИХ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .... 24
РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВЕЛОПЕРСКОЙ КОМПАНИИ В ПОСТ -
ПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД 51
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВЕЛОПЕРСКОЙ КОМПАНИИ .... 65
РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО АДАПТАЦИИ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВЕЛОПЕРСКОЙ КОМПАНИИ .... 65
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПТИМИЗИРОВАННОЙ
МАРКЕТИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 СРАВНЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ КФУ ОТРАСЛИ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СКАНДИЯ» И ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ОЦЕНКА СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН,
УГРОЗ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ДИАГРАММА ГАНТТА РЕАЛИЗАЦИИ
НОВОЙ СТРАТЕГИИ ООО «СКАНДИЯ» 92
Девелоперский бизнес обладает рядом отличительных особенностей, а маркетинговая деятельность в этой сфере обладает определенными уникальными характеристиками. Особенность маркетинговой деятельности в рамках девелоперского бизнеса, в первую очередь, заключается в постоянном лавировании между экономической ситуацией в стране и потребительским спросом. Состояние данной отрасли характеризует эффективность и стабильность развития общества. Она является локомотивом экономики и способна оказывать значительный мультипликативный эффект, как на развитие сопутствующих строительству производств, так и на все другие стороны жизнедеятельности общества, в том числе и социальные. Особенно остро проблемы развития сферы девелопмента стали обсуждаться в связи с последними событиями: санкционное давление на экономику и рост геополитической напряженности.
Все вышеперечисленные факторы негативно отразились на строительной отрасли ввиду повышения уровня себестоимости строительных материалов, производимых в основном за рубежом, неразвитости новых строительных технологий, а также оттока квалифицированных кадров из отрасли. Обострение геополитической напряженности, а также проведение частичной мобилизации повысила риски и снизило спрос на рынке девелоперских проектов.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в изменяющейся внешней и внутренней среде, а особенно в условиях высокой отраслевой конкуренции, маркетинговая деятельность девелоперских компаний должна постоянно совершенствоваться. При резком изменении факторов внешнего окружения в последние годы (пандемия COVID-19, обострение санкционного давления и геополитических рисков) стратегия маркетинга в девелопменте должна оперативно корректироваться в целях адаптации и снижения возникающих рисков, а также использования возможностями, которые открываются.
Итак, практическая значимость и актуальность выше обозначенной проблемы определили выбор темы, структуру и логику исследования.
Объектом в выпускной квалификационной работе магистра является девелоперские компании России.
Предметом исследования выступают являются маркетинговые отношения, управленческий механизм и организационные процессы маркетинга, позволяющие достичь устойчивого развития девелоперских компаний.
Цель исследования заключается в определении особенностей маркетинговой деятельности российской девелоперской компании и разработке направлений её совершенствования в постпандемийный период.
В соответствии с обозначенной целью в выпускной квалификационной работы магистра поставлены следующие задачи:
выявить основные теоретические аспекты маркетинговой деятельности девелоперской компании;
провести исследование маркетинговой деятельности российских девелоперских компаний в постпандемийный период;
определить риски и возможности развития маркетинговой
деятельности девелоперской компании в постпандемийный период;
разработать рекомендации совершенствования маркетинговой деятельности девелоперской компании в постпандемийный период;
провести оценку эффективности оптимизированной маркетинговой программы.
Теоретической и методологической основой исследования являлись труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по вопросам маркетинга в строительной сфере и в сфере реализации девелоперских проектов, а также аналитические исследования рынка девелопмента в России .
Исследованию основных направлений маркетинговой деятельности в строительной отрасли посвящены работы Д.А. Агазали, Р. С. Гайрбековой, Н. К. Куричевой, О. С. Ковалевской и др....
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования был сделан ряд выводов по результатам анализа.
На основе выявления основных теоретических аспектов маркетинговой деятельности девелоперской компании можно сделать вывод о том, что в текущей экономической ситуации компании - участники рынка должны стремиться к укреплению позиций и разработке конкурентных стратегий, способных адаптировать деятельность к новым реалиям.
Проведенное исследование маркетинговой деятельности российских девелоперских компаний в постпандемийный период показало, что стратегии развития девелоперских компаний России отвечала факторам внешней среды в докризисный период - период строительно-девелоперского бума, однако, оказалась не настолько успешной в другой экономической ситуации и в долгосрочной перспективе.
Выявлен ряд ключевых результатов, последовательно отражающих логику стратегического анализа, реализованного в данной работе:
ООО «Скандия», осуществляя строительство высотных жилых комплексов, работает в отрасли девелопмента, в подотрасли жилищногражданского строительства, находящейся на стыке совершенной конкуренции и олигополии.
Анализ эволюции отрасли девелопмента показал, что строительство высотных жилых комплексов как премиум , так и эконом класса приближается к стадии зрелости. То же можно сказать и о строительстве городской коммерческой недвижимости. В начале роста находятся сегменты загородной коммерческой недвижимости и малоэтажного жилищного строительства эконом-класса.
Анализ факторов внешнего макроокружения показал, что в данный момент для отрасли девелопмента настал благоприятный момент для развития: поддержка правительством РФ как отрасли в целом, так и малоэтажного
строительства в частности; рост доходов населения; снижение ставок по ипотечным кредитам, рост их доступности; наличие накоплений у граждан и пр.
Наибольшей силой воздействия на отрасль жилищного строительства в Тюмени обладают конкуренция между участниками ранка, рыночная власть поставщиков и потребителей и угроза появления заменителей.
Анализ стратегического пространства показал, что для компаний 1 -й группы, к которой относится и ООО «Скандия», существует возможность участия в строительных программах федерального масштаба.
Анализ способностей и ресурсов позволил выявить ключевую компетентность компании - качественное выполнение полного цикла строительных работ.
ООО «Скандия» обладает достаточно высоким уровнем конкурентоспособности на рынке, однако, проигрывает некоторым конкурентам, так как имеет слабую поддержку власти, недостаточно развивает бренд.
ООО «Скандия» и основные конкуренты компании применяют стратегию лидерства по затратам. Некоторые компании-конкуренты применяют дополнительно еще и стратегию дифференциации. В корпоративной стратегии компания, как и основные конкуренты, следовала стратегии проникновения на рынок, так как стремилась увеличить свою долю рынка за счет увеличения объемов продаж освоенных товаров имеющимся потребителям.
ООО «Скандия» имеет возможность раньше конкурентов переключиться на новые стратегические пространства - малоэтажное жилищное строительство и строительство загородной, коммерческой недвижимости, так как конкуренты в настоящее время не нацелены на данные сегменты.
Анализ заинтересованных сторон ООО «Скандия» показал, что концептуальной властью обладают: акционеры, ТОП-менеджеры, органы государственной власти, банковские институты; операционной властью обладают: акционеры, ТОП-менеджеры, персонал, поставщики, потребители. квалифицированных кадров, необходимых мощностей и производства строительных материалов, а также способность выполнять полный цикл работ дает возможность выхода на неосвоенные сегменты: малоэтажное строительство и загородная коммерческая недвижимость, тем самым устраняя угрозу слабых перспектив развития в сегменте строительства высотных жилых комплексов....
Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И. Ансофф. - СПб. : Питер, 2019. - 344 с.
Агазали Д.А. Потенциал участия девелоперской компании в повышении привлекательности территории / Д.А. Агазали // Молодой ученый. - 2020. - № 20 (310). - С. 393-394.
Андронов Д. А. Управление стратегической
конкурентоспособностью компании / А. А. Андронов // Экономика, предпринимательство и право. 2021. - № 5. - C. 16-21
Архипова Л. С. Конкуренция как основа экономики: концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции / Л. С. Архипова, Г. Ю. Гагарина, А. М. Архипов. - М. : ИНФРА-М, 2021. - 102 с
Бутко Г. П. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе маркетингового подхода / Г. П. Бутко, Я. А. Матвеев, К. А. Машков, П. П. Корсунов // Фундаментальные исследования. 2021. - № 5. - С. 180-184.
Балдин К. В. Инвестиционное проектирование : учеб. / К. В. Балдин, А. В. Рукосуев, И. И. Передеряев, Р. С. Голов - М. : Дашков и К, 2020. - 366 с.
Гличев А. В. Современное представление о механизме управления качеством продукции / А. В. Гличев // Скандияы и качество. -2021. - №3. - С.18.
Гайрбекова Р. С. Особенности современного девелопмента в России / Р. С. Гайрбекова, Р. С. Э. Юшаева // ФГУ Science. - 2022. - № 4(28). - С. 33-38.
Горбашко Е. А. Управление конкурентоспособностью. Теория и практика: учебник для магистров / Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. - М. : Юрайт, 2020. - 447 с.
Жилина Е. В. Параметры оценки конкурентоспособности строительной отрасли / Е. В. Жилина. - Пермь : Меркурий, 2020. - 48 с.
Квалиметрия в измерении конкурентоспособности / под ред. Г. Г. Азгальдова, А. В. Костина. - М. : Консалтинг, 2020. - 125 с.
Коротков Э. М. Конкурентные позиции бизнеса / Э. М. Коротков. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 261с.
Конкурентное право России : учеб. / под ред. Д. А. Алешина. - М. : Высшая школа, 2020. - 493 с.
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - СПб. : Питер, 2020. - 816 с.
Куричев Н. К. Региональная дифференциация активности покупателей на первичном рынке жилья московской агломерации / Н. К. Куричев, Е. К. Куричева // Региональные исследования. - 2018. - № 1(59)....57