ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 8
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ: СУЩНОСТЬ И
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ 8
СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ
МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ 17
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ 28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ КОФЕЕН 40
АНАЛИЗ РЫНКА КОФЕЕН КАК СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 40
АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОФЕЙНИ 54
КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОФЕЙНИ 61
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ КАК ИНСТРУМЕНТА
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОФЕЙНИ 64
АЛГОРИТМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ
КАК ИНСТРУМЕНТА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЫНКЕ КОФЕЕН 64
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОФЕЙНИ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОФЕЙНИ «ВСТРЕЧА» 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. SWOT-АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ КОФЕЙНИ «ВСТРЕЧА» 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ЭКСПЕРТНАЯ ГРУППА ДЛЯ ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮ 97
Любая организация, функционирующая на современном рынке, сталкивается с конкурентной борьбой. Существует огромное множество различных видов стратегий, методов и инструментов конкурентной борьбы. Одним из инструментов, повышающим конкурентные преимущества организации, является грамотно сформулированная и реализованная маркетинговая стратегия. Таким образом, маркетинговая стратегия - это важнейшая стадия процесса стратегического планирования организации и необходимый компонент для получения наилучших коммерческих результатов.
Современное состояние рынка кофеен характеризуется высокой степенью динамизма. В таких условиях одним из ключевых факторов повышения результативности их деятельности на российском рынке является использование маркетингового подхода.
Современный темп изменения и увеличения интереса потребителей к кофейням является настолько динамичным, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей организаций, функционирующих на данном рынке. Рынок потребления кофе с собой и экспресс - кофеен еще не полностью сформирован и продолжается его активный рост, несмотря на конкуренцию на рынке общественного питания и негативные факторы внешней среды. Это можно утверждать, анализируя результаты множества маркетинговых исследований, которые в последние годы проводят специализированные компании, банки, периодические издания.
В данных условиях стратегическое планирование обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок, основу для принятия решения, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий, способствует снижению риска при принятии решения. Разработка маркетинговой стратегии позволяет своевременно реагировать на изменения рыночной ситуации. Все это обуславливает актуальность данной темы.
Целью работы является теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности организации на рынке кофеен на основе использования маркетинговой стратегии.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
Систематизировать теоретические аспекты маркетинговой стратегии как инструмента повышения конкурентоспособности организации.
Выявить особенности рынка кофеен как сферы применения маркетинговых стратегий повышения конкурентоспособности.
Проанализировать практику использования маркетинговых инструментов повышения конкурентоспособности на рынке кофеен.
Обосновать алгоритм использования маркетинговой стратегии для повышения конкурентоспособности организации на рынке кофеен.
Разработать рекомендации по формированию маркетинговой стратегии повышения конкурентоспособности кофейни.
Объектом диссертационного исследования является кофейня «Встреча» (ИП Загваздин С. С.)
Предметом исследования - использование маркетинговой стратегии как инструмента повышения конкурентоспособности организации.
Гипотеза магистерской диссертации: разработка и реализация
маркетинговой стратегии способствуют повышению конкурентоспособности организации на рынке кофеен.
Научная новизна диссертационного исследования:
Систематизированы подходы к пониманию конкурентоспособности зарубежными и отечественными учеными. Обобщены основные признаки категории «конкурентоспособность».
Уточнено определение термина «конкурентоспособность организации».
Проведено исследование потребителей кофейни методом опроса с целью изучения особенностей целевого сегмента, в результате сформирован портрет целевого потребителя кофейни....
Современное состояние рынка кофеен исследуется множеством маркетинговых агентств, специализированных маркетинговых компаний, банками, а так же периодическими изданиями. Основываясь на данных аналитиков, можно сделать выводы, что рынок кофеен с настоящее время демонстрирует следующие тенденции:
рынок потребления кофе еще не полностью сформирован и продолжается его активный рост, несмотря на конкуренцию на рынке общественного питания и негативные факторы внешней среды.
ежегодный прирост по количеству кофеен всех типов в России составляет в среднем 3%, особо отмечается активное развитие небольших авторских сети кофеен и кофе-баров.
Согласно обзору РБК «Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2021» за период с сентября 2020 года по сентябрь 2021 года количество сетевых кофеен и кафе-кондитерских в России выросло на 812 точек и составило 10947
около половины экономически активного населения регулярно покупает кофе, причем 25% совершают покупку ежедневно.
В таких условиях стратегическое планирование представляется единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей кофеен, обеспечивает высшему руководству и собственникам средство создания плана на длительный срок, основу для принятия решения, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий, способствует снижению риска при принятии решения.
Реализация маркетинговой стратегии способствуют повышению конкурентоспособности организации на рынке кофеен.
Подтверждают данную гипотезу следующие выводы, которые можно сформулировать по результатам данного диссертационного исследования:
Подходы к пониманию конкурентоспособности у зарубежных и отечественных ученых сводятся к мысли о том, что это свойство любых экономических объектов, а категория «качество» может быть тождественной категории «конкурентоспособность». Потому для решения проблемы конкурентоспособности могут привлекаться традиционные методы решения экономических задач, связанных с проблематикой качества и эффективности.
Изучение понятия позволило сформулировать признаки категории «конкурентоспособность»:
конкурентоспособность можно рассматривать как свойство объекта рыночных отношений и как свойство субъекта;
конкурентоспособность явление динамичное, так как зависит от изменений внешней среды.
Проведенный анализ понятий конкурентоспособности позволил уточнить и сформулировать собственное определение конкурентоспособности предприятия - это динамично изменяющаяся рыночная величина, способность предприятия сохранять, развивать существующие или создавать новые конкурентные преимущества, способствующие более полному удовлетворения конкретной потребительской потребности при фактическом или планируемом увеличении реального дохода.
Исследование маркетинговой активности кофейня «Встреча» обусловило необходимость проведения исследования потребителей с целью формирования стратегии кофейни с существенной ориентацией на специфические характеристики целевого сегмента. В результате проведенного опроса был сформулирован портрет целевого потребителя кофейни «Встреча», основой которого стал поведенческий и психографический признак сегментации.
В исследовании рынка кофеен определена важная специфика данной сферы - кофейня становится социокультурным явлением, которое существует и развивается на фоне развитой культуры потребления напитков. В настоящее время кофейня уже не воспринимается бизнесом и потребителями просто как предприятие общественного питания, а становится ключевым элементом городской культуры, отражает образ современного горожанина. Потому для формирования эффективной стратегии маркетинга социальная позиция или социальная концепция кофейни становится ключевым элементом, влияющим на остальные составляющие алгоритма разработки стратегии....
Алексеев Д. С. Крепкие сети ресторанного дела // Ресторанные ведомости. - №8 - 2017 - с.11 - 16.
Алексунин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / В.А. Алексунин - М.: 2017. - 516 с.
Андряшина Н.С., Романовская Е.В., Ражова Н.А., Сергеева Д.С. Развитие производственного потенциала промышленного предприятия // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). с. 917-922.
Асмолова Е. В., Мануковская М. В. Ресторан как производственномаркетинговая система // Вестник Воронежской государственной технологической академии. - №4 - 2016 - с.11 - 14
Бакулина Н.А., Шабаров А.А., Кузнецов В.П. Сущность организации производства // В сборнике: Промышленное развитие России: проблемы, перспективы. сборник статей по материалам XVIII Международной научнопрактической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов: в 2-х томах. Мининский университет. 2021. с. 12-15.
Балюра Е. С. Маркетинг услуг. - М.: Высшая школа - 2014 - 312с.
Барлоу Дж. Сервис, ориентированный на бренд: новое конкурентное преимущество / пер. с англ. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика - 2014 - 712с.
Бекетов Н. В., Федоров В. Г. Формирование маркетинговой стратегии фирмы с учетом требований процессов логистики // Экономический анализ: теория и практика - №12 - 2014 - с. 31 - 32
Богомолова Е. С., Некрасова С. О. Тактические вопросы размещения предприятий общественного питания региона // Проблемы современной экономики. - №2 - 2013 - с. 31 - 37
Божук, с. Г. Маркетинговые исследования : учебник для вузов / с. Г. Божук. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 304 с.
Бунеева Р. И. Организация и управление коммерческой деятельностью предприятий в оптовой торговле - М.: Изд-во МГГУ - 2014 - 237с.
Буровцева Н. С. Оптимизация каналов распределения как часть маркетинга оптовой торговой фирмы / Маркетинг и маркетинговые исследования - №2 - 2016 - С. 56-59
Бурцев В. В. Оптимизация формальных процедур сбыта в коммерческой организации // Экономический анализ: теория и практика. - №8 - 2015...64