Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. История развития лѐгкой атлетики
1.1. История развития лѐгкой атлетики в мире…………………..………5
1.2. История развития лѐгкой атлетики в России……………………….10
1.3. История развития лѐгкой атлетики в Белгородской
области……………………………………………………………..……..............12
Глава 2. Особенности становления и развития легкой
атлетики как адаптивного вида спорта
2.1. Особенности и периоды развития адаптивной
физической культуры и спорта…………………………………………………21
2.2. Особенности становления и развития адаптивной
лѐгкой атлетики………………………………………………………………….29
Выводы…...……………………………………………………………......45
Список литературы……………………………………………….………48
За давностью лет уже невозможно установить, кто и когда назвал
лѐгкую атлетику королевой спорта. Но любопытно, что за многие
десятилетия никто не усомнился в законности этого громкого титула. Лѐгкая
атлетика действительно правит спортивным миром, еѐ любят и почитают в
самых отдалѐнных уголках планеты. Почти все виды спорта, так или иначе,
используют упражнения из легкой атлетики для подготовки спортсменов. Во
время тренировок и соревнований проводятся научные исследования,
которые в дальнейшем помогают развиваться таким наукам, как физиология,
биомеханика, спортивная медицина, теория физической культуры и спорта и
др. Начиная с раннего возраста, легкоатлетические упражнения широко
используются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и
высших учебных заведениях. Легкоатлетические упражнения повышают
деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются
одним из действенных факторов профилактики различных заболеваний.
Легко дозируемые упражнения могут использоваться как для развития
физических качеств спортсменов высокого класса, так и для развития
подрастающего поколения, для людей с ослабленным здоровьем, пожилого
возраста, в период реабилитации после перенесенных травм и просто для
поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма.
Большая роль отведена видам легкой атлетики в физической подготовке
призывников и военнослужащих.
Актуальность выбранной темы продиктована тем, что тренер должен
обладать множеством знаний, относящимся к данному виду спорта, в том
числе, знать историю возникновения и развития лѐгкой атлетики в мире. Это
необходимо для того, чтобы преподаватель был достаточно компетентен в
своѐм предмете и мог передать имеющиеся знания своим ученикам. Цель исследования – изучить и проанализировать историю развития
лѐгкой атлетики в том числе, как адаптивного вида спорта в мире, России и
Белгородской области.
Задачи исследования:
1. Сформировать представление о возникновении лѐгкой атлетики;
2. Изучить процесс становления лѐгкой атлетики, как олимпийского
вида спорта.
3. Охарактеризовать особенности становления и развития лѐгкой
атлетики в Белгородской области.
4. Выявить особенности становления и развития лѐгкой атлетики, как
адаптивного вида спорта.
Объект исследования – история развития лѐгкой атлетики, в том
числе, как адаптивного вида спорта.
Предмет исследования – этапы и особенности развития лѐгкой
атлетики, как адаптивного вида спорта.
Методы исследования: анализ и обобщение данных литературных и
документальных материалов по проблеме исследования, опрос в виде беседы,
отбор, систематизация, сравнительно-исторический анализ теоретических и
эмпирических данных.
Новизна исследования заключается в том, что в работе в целостном
виде представлена история развития лѐгкой атлетики в мире, в России и в
Белгородской области в том числе, как адаптивного вида спорта.
Практическая значимость исследования определяется тем, что
полученные материалы могут быть использованы при разработке учебного
пособия по истории физической культуры и спорта на Белгородчине, в
образовательном процессе факультета физической культуры Национального
исследовательского университета «Белгородский государственный
университет», а также в деятельности тренеров по лѐгкой атлетике.
На основании вышеизложенного материала, представленного в
дипломной работе, и согласно поставленным задачам, были сформированы
выводы.
1. Лѐгкая атлетика – вид спорта, объединяющий естественные для
человека физические упражнения: бег, прыжки и метания.
Благодаря занятиям лѐгкой атлетики человек учится правильным
двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и
т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость,
быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений.
Лѐгкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта.
Занятия лѐгкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию еѐ видов,
огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно
заниматься повсюду и в любое время года.
2. Лѐгкая атлетика – старейший вид спорта. Ещѐ в первобытном
обществе человек уже был знаком с основополагающими упражнениями
современного легкоатлетического спорта. Бесспорно, что в те времена, речь и
не шла о спорте как таковом, но без легкоатлетических навыков,
человечество не смогло бы выжить в жестких условиях естественного
отбора. Как было указано в работе, спорт зародился гораздо позже в Древней
Греции. Первые Олимпийские игры древности, о которых сохранилась
достоверная запись, состоялись в 776 г. до н.э., которые включали в себя
соревнования лишь на одной дистанции, но Игры имели достаточную
популярность и в связи с этим с каждым годом прибавлялись новые
дисциплины.
2. Развитие современной лѐгкой атлетики началось в 30-40-е гг. 19 в.,
что тесно связано с олимпийским движением. Как было указано в работе,
розыгрыш олимпийских наград в Афинах в 1896 г. стал первым
официальным международным соревнованием по лѐгкой атлетике. Однако,
стоит отметить, что на тот момент в программу соревнований входило всего 12 видов, сейчас программа лѐгкой атлетики насчитывает 44 вида. Обращает
внимание тот факт, что в современной истории лѐгкой атлетики, женщины не
принимали участия в первых восьми Олимпиадах, появившись на
спортивной арене лишь в 1928 году на Олимпиаде в Амстердаме. Их
олимпийский дебют превзошѐл все ожидания. Во всех пяти видах программы
женщины установили мировые рекорды. С тех пор женщины –
неотъемлемые участницы Олимпийских соревнований в легкоатлетических
видах спорта.
3. Становление легкоатлетического спорта на Белгородчине тесно
связано со становлением данного вида спорта в Советском Союзе.
Послереволюционный период был охарактеризован активным привлечением
молодежи в спорт, так создаются первые легкоатлетические кружки,
открываются спортивные клубы при учреждениях, промышленных
предприятиях, проводятся профессионально-комсомольские летние кроссы,
соревнования в честь Всесоюзного дня физкультурника, а также множество
спартакиад и универсиад. Со времени освобождения Белгородской области
от фашистско-немецких захватчиков начинается процесс восстановления
легкоатлетической инфраструктуры региона, проводятся местные
традиционные соревнования. В середине 20 века в регионе стали
проводиться учебно-тренировочные сборы по лѐгкой атлетике, сотни
юношей и девушек были вовлечены в секции лѐгкой атлетики. По
массовости лѐгкая атлетика занимала ведущее место среди других видов
спорта. 1980 год стал звѐздным не только для лѐгкой атлетики, но и всего
белгородского спорта. Впервые белгородский спортсмен завоевал
олимпийскую медаль. Белгородские спортсмены современности также
блистают на пьедесталах почета современного легкоатлетического спорта,
среди них Елена Соколова, Хорошилов Руслан, Волобуев Антон, Александр
Шепляков, Денис Винокуров и Дмитрий Дребезгов.
4. Лѐгкая атлетика является базой для формирования комплекса
упражнений для адаптивного спорта. Она вошла в основу программ по привлечению людей с ограниченными возможностями еще в 19 веке, когда в
1888 году в Берлине формировался первый спортивный клуб для глухих. С
тех пор пошло активное развитие адаптивного спорта с превалированием
легкоатлетических упражнений в нем (бег на короткие и длинные дистанции,
метание и т.д.). Одной из основных задач современного общества по
отношению к инвалидам является их максимальная адаптация к
самостоятельной жизни, трудовой деятельности, овладению профессией. В
кризисные 90-е годы в России адаптивная лѐгкая атлетика претерпела
серьезные изменения в отношении общества к инвалидам. Лишь в последние
десятилетия наблюдается выход на новый уровень адаптивных видов спорта,
и связано это с повышенным вниманием государства к людям с
ограниченными возможностями. Заметно выросло число спортивномассовых мероприятий, у инвалидов появляется больше возможностей
участвовать в различных соревнованиях, а набор спортивных дисциплин с
каждым годом отличается всѐ большим разнообразием.
Таким образом, можно считать, что комплексные занятия по лѐгкой
атлетике являются одним из «механизмов» реализации целей и задач по
профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также
укреплению здоровья, поддержанию высокой работоспособности человека,
утверждению здорового образа жизни, формированию потребностей
личности в физическом и нравственном совершенствовании, развитию
волевых качеств личности.
1. Башкирова М.М. Спорт для инвалидов и олимпийское движение. В кн.: Новое мышление и олимпийское движение. - М.: Знание, 1990. - С. 203- 208.
2. Больсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого: - М: ФиС, 2007 - 232 с.
3. Вайнер, Э. Н. Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура / Э.Н. Вайнер, С.А. Кастюнин. - М.: Флинта, 2012. - 144 c.
4. Веневцев С.И., "Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта". - М.: Советский спорт, 2004.- 96 с
5. "Энциклопедия для детей" Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001.
6. Гейцин К.А. Ни дня без физкультуры: - М: Физкультура в школе, 2009 - 41 с.
7. Е.А. Малков. Подружись с «королевой спорта». Москва, «Просвещение», 1987 г.
8. Евсеев С.П., Теория и организация адаптивной физической культуры. - М., 2002.
9. Евсеев С.П. — Спортивная классификация по лёгкой атлетике для лиц с интеллектуальными нарушениями: проблемы и пути решения // Адаптивная физическая культура. - 2012. № 1. C. 5-9
10. Жилкин, А.И. Легкая атлетика / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Академия, 2003. - 464с.
11. Жилкин А.И.: Легкая атлетика. - М.: Академия, 2005
12. История развития видов спорта на Белгородчине : учебное пособие / В. Н. Ирхин, Т. А. Миронова; рец.: И.Н. Никулин, О.Э. Сердюков. - Белгород : ИД Белгород, 2013. - 243 с. : табл. - Библиогр.: с. 236-241. - ISBN 978-5-9571-0766-8 : 250-00.
13. Кузнецов В., Теннов В. Олимпийские кольца «королевы спорта». Москва, Советская Россия», 1979 г.
14. Лёгкая атлетика, под ред. Д. П. Маркова и Н. Г. Озолина, М,
1999.
15. Лёгкая атлетика / под ред. М.Е. Кобринского. - Мн.: Тесей, 2005. - 336с.
16. Лёгкая атлетика для юношей, под ред. П. Л. Лимаря, М., 1999
17. Лёгкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд., М., 2002
18. Лёгкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. О.В.Колодий, Б.М. Лутковский, В.В. Ухов. 1999.
19. Литош Н.А. Адаптивная физическая культура. - М., 2002.
20. Лыс В. На дорожках инвалиды.// Легкая атлетика. - 1990. - № 7. -
С. 35.
21. Макаров А.Н.: Легкая атлетика. - М.: Просвещение, 1990
22. Новый словарь иностранных слов.- by EdwART,2009.
23. Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Юный легкоатлет. Москва, «Физкультура и спорт», 1984 г
24. Рассел, Джесси Адаптивная физическая культура / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 427 с.
25. Учебник тренера по легкой атлетике. Л.С.Хоменкова . -2002.
26. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/ под ред. Л.В. Шапковой. - М.,2003 - с147-225
27. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры. - М.,
2001.
28. Школа легкой атлетики, под ред. А. В. Коробова, 2 изд., М., 1998
29. http://www.adaptsport.ru/
30. http://sport.tmbreg.ru/sportivno-massovaj-rabota/adaptivnyi-sport/