Сотрудничество Турции со странами Африки: региональные особенности
|
Введение 3
1. Особенности развития Турции и стран Африки 19 – нач. 21 вв. 11
1.1. Эволюция политико-экономических отношений Турции со странами Африки 19 – нач. 21 вв. 11
1.2. Политико-экономические особенности развития стран Африки 19 – нач. 21 вв. 24
1.3. Турция и страны Африки в 20 – 21 вв. на мировой экономической арене. 34
2. Торгово-экономическое сотрудничество Турции со странами различных регионов Африки 55
2.1. Северная Африка 55
2.2. Западная Африка 66
2.3 Восточная Африка 81
2.4 Центральная Африка 97
2.5 Южная Африка 106
3. Перспективы развития сотрудничества Турции со странами Африки в 21 в.: важнейшие направления и проблемы 112
3.1. Основные сферы и проблемы сотрудничества Турции со странами Африки в 21 в. 112
3.2. Перспективы и прогнозы развития сотрудничества Турции со странами Африки в 21 в. 122
Заключение 127
Список использованных материалов 130
Приложение 150
1. Особенности развития Турции и стран Африки 19 – нач. 21 вв. 11
1.1. Эволюция политико-экономических отношений Турции со странами Африки 19 – нач. 21 вв. 11
1.2. Политико-экономические особенности развития стран Африки 19 – нач. 21 вв. 24
1.3. Турция и страны Африки в 20 – 21 вв. на мировой экономической арене. 34
2. Торгово-экономическое сотрудничество Турции со странами различных регионов Африки 55
2.1. Северная Африка 55
2.2. Западная Африка 66
2.3 Восточная Африка 81
2.4 Центральная Африка 97
2.5 Южная Африка 106
3. Перспективы развития сотрудничества Турции со странами Африки в 21 в.: важнейшие направления и проблемы 112
3.1. Основные сферы и проблемы сотрудничества Турции со странами Африки в 21 в. 112
3.2. Перспективы и прогнозы развития сотрудничества Турции со странами Африки в 21 в. 122
Заключение 127
Список использованных материалов 130
Приложение 150
В 21 веке африканский континент становится одной из самых важных экономических мировых площадок, и не похоже, что это изменится, по крайней мере, в ближайшем будущем. Турция, осознавая это, стремится занять главенствующие позиции на данной территории, став основным партнером и инвестором в странах Африки. Африканские страны, которые в основном имеют малые и средние экономики, нуждаются в партнерстве для достижения экономических преобразований: по данным МВФ на январь 2021 года спад реального ВВП Южной Африки составил 7,5%, рост реального ВВП Египта – 3,6, однако в 2021 году прогнозируется спад до 2,8%. Согласно рейтингу МВФ лишь Египет и Нигерия занимают 22 и 23 место соответственно в рейтинге стран по величине валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности, а большинство остальных стран африканского континента по данному показателю не входят в первую сотню. В рейтинге по размеру номинального ВВП схожая ситуация: 38 африканских стран (70%) не входят в первую сотню. В этом контексте можно сказать, что даже наиболее развитые страны континента, например ЮАР, имеют низкие показатели по миру.
Экономически-торговые отношения Турции со странами Африки развиваются неравномерно: в 2020 году экспорт Турции в страны Северной Африки составляет более 68% всего экспорта на континент (9,5 млрд. долларов), а в остальные страны Африки – 4,1 млрд. То же самое касается импорта: объем из Северной Африки составляет 4,8 млрд., а из других стран всего 2,4 млрд. Самые большие эти же показатели приходятся всего на несколько стран: самые главные страны для экспорта Турции на континенте – Египет (3,1 млрд. долл.), Марокко (2 млрд.) и Ливия (1,6 млрд.) а страны, откуда Турция больше всего вывозит продукции – это Египет (1,7 млрд.), Ливия (1,6 млрд.) и ЮАР (887,7 млн.). Данные показатели обуславливаются рядом причин: отдаленность регионов южнее Сахары от Турции, тесное историческое сотрудничество со странами Северной Африки, а также спектр интересов Турции на африканском континенте, обусловленный наличием природных ресурсов. Основные ресурсы, ввозимые в Турцию из Африки – это сжиженные углеводородные газы (16,3% от всего импорта Турции), сырая нефть (11%), золото (7,08%) и полипропилены (4,16%). В 2019 году почти весь объем ВВП стран к югу от Сахары приходится на Нигерию (25,36%), ЮАР (19,89%), Эфиопию (5,43%), Кению (5,4%), Анголу (5,03%).
Турция – страна с быстроразвивающейся экономикой. Согласно данным МВФ за октябрь 2020 г., страна занимает 16 место в мире по размеру номинального ВВП и находится на 13 месте в мире по величине валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности. Рост реального ВВП в 2020 году составил 1,2%, а в 2021 и 2022 гг. прогнозируется рост до 6,0% и 3,5% соответственно. Данные показатели являются одними из самых высоких среди развивающихся стран, а также экономика Турции одна из сильнейших в регионе. Для дальнейшего экономического роста стране необходимо продолжать наращивать свой потенциал, искать новые рынки сбыта и места привлечения собственных ресурсов. Именно поэтому перед Турцией открываются широкие возможности в развитии взаимовыгодных отношений со странами Африки: многие страны к югу от Сахары являются для Турции относительно новыми партнерами. Плюс ко всему, в отличие от других партнеров континента Турция предпочитает действовать в рамках «мягкой силы» и установлении прочных экономических связей.
Актуальность темы продиктована ее экономической значимостью, так как изучение экономических отношений Турции со странами различных регионов Африки обусловлена возможными экономическими, политическими и социальными взаимовыгодами. На сегодняшний день Турция, а также ее положение в мировой экономике стремительно меняются, Республика старается позиционировать себя во многих направлениях, в том числе в сфере влияния на африканский континент. Прогнозирование, производимое в нашей работы с целью выявить перспективы и возможности дальнейшего развития отношений между данными регионами, позволяет более точно и конкретно охарактеризовать экономико-политический мир на последующие десятилетия.
Объект исследования – система экономических отношений между странами Африки и Турции.
Предмет исследования – особенности формирования и развития экономических отношений стран Африки и Турции.
Новизна обусловлена тем, что до начала 2000-х годов отношения Турции со странами африканского континента были недостаточно развиты, потому Турция не имела ни последовательной африканской политики, ни намерения развивать свои экономические, а также политические интересы на территории Африки. Первые конкретные шаги в сторону выстраивания всеобъемлющей политики развития отношений с африканским континентом были предприняты Турцией лишь в 1998 году, что выразилось через утверждение «Плана действий в отношении Африки», начало которому положил министр иностранных дел Турции Исмаил Джем. Новизна также обусловлена подходом автора, который заключается в сравнительном анализе мнений по рассматриваемой проблеме турецких, европейских и российских авторов и общественных деятелей. Малая степень разработанности проблемы (см. ниже) подтверждает наличие научной новизны. Следовательно, данный вопрос на сегодняшний момент не имеет исчерпывающих решений.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей формирования и развития экономических отношений стран различных регионов Африки и Турции в 20 – 21 вв.
Задачи, необходимые для достижения цели:
1. Выявить исторические предпосылки политико-экономического развития отношений Турции и стран Африки 19 – нач. 21 вв.
2. Проанализировать какие факторы стали основополагающими в развитии экономических отношений Турции со странами Африки
3. Охарактеризовать политико-экономические особенности развития стран Африки 19 – нач. 21 вв.
4. Рассмотреть основные аспекты развития экономики на африканском континенте
5. Определить место Турции и Африки в современном мире
6. Изучить основные положения, обуславливающие позицию Турции и Африки на мировой арене
7. Выявить и проанализировать проблемы, перспективы и особенности экономических отношений Турции с различными регионами Африки.
8. Структурировать и изучить экономические данные, раскрывающие особенности экономических отношений Турции с различными регионами африканского континента
9. Определить наиболее перспективные и целесообразные сферы сотрудничества Турции с различными регионами Африки.
10. Обозначить основные проблемы, препятствующие развитию экономических отношений Турции со странами континента.
11. Сформировать ряд шагов, которые необходимо принять Турецкой Республике и странам Африки для развития партнерских отношений.
12. Представить прогноз развития Турции, стран Африки и их экономического сотрудничества в будущем.
Теоретическая значимость представляет собой вклад в изучение теоретических основ в исследованиях взаимоотношений Турции и стран Африки.
Практическая значимость состоит в возможности использования работы в качестве материала для отдельных спецкурсов по экономике и культурологии.
Теоретико-методологической базой служат работы на турецком, английском и русском языках. Турецкие источники позволили составить основу для статистического анализа в исследовательской работе. К ним относятся данные с сайтов Министерства иностранных дел Турции , Турецко-азиатского центра стратегических исследований (TASAM) , Турецкого агентства по сотрудничеству и развитию (ТИКА) , Турецкого агентства статистики , Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA) , а также материалы периодических изданий «AnadoluAgency» , «KastamonuİlkHaber» и «NTV Haber» .Также для работы были использованы учебники по истории Турции Новичева А.Д. , и Н. Стоуна и трехтомное пособие «Турецкая внешняя политика» под редакцией БаскынаОрана. Статистическая основа исследования – данные МВФ , информация, сводные таблицы, предоставленные на сайте ЮНКТАД , статистические данные Всемирного Банка и данные с сайта Международного Торгового Центра . Методы исследования: сравнительно-сопоставительный, метод анализа, диалектический, хронологический, исторический методы, метод концептуального анализа.
Степень разработанности проблемы: Данный аспект внешней политики Турции долгие годы не изучался как в Турции, так и в других странах. Лишь в последние годы проблеме начали уделять внимание. В значительной части вышеупомянутые исследования охватывают только общие характеристики, хронологию событий в отношениях Турции и стран Африки, а также приводят статистические данные, не учитывая прогнозы и аналитическую информацию. Наибольший интерес среди научных работ на русском языке составляют статьи Костелянца С.В., посвященные исследованию сотрудничества Турции со странами Африки, а именно «Политика Турции на африканском направлении: новые тенденции в выборе партнеров» и «Турция и Африка: сотрудничество развивается». В данных работах автор рассматривает союз Африки и Турции с политической и социально-экономической точки зрения. Также стоит отметить работы Колесниковой М. А. «Турция и страны Тропической Африки в эпоху глобализации» , «Африка в контексте глобализации: турецкая модель как альтернативный план развития континента» и Ягьи В.С. (совместно с Колесниковой М.А.) «“Три кита” турецкой политики в Африке» . Совместная работа Ягьи В.С и Колесниковой М.А. посвящена рассмотрению трех основных направлений сотрудничества – политических усилий с целью упрочнения отношений, экономически-торговых связях, культурных и гуманитарных взаимодействиях. Колесникова М.А. в своих работах дает характеристику отношений Турции со странами к югу от Сахары, положительные и негативные аспекты, а также краткую хронологию «политики открытости» Турции для Африки. Важным исследователем вопроса сотрудничества Турции и Африки является Мосаки Н.З. Его работа «Турция и Африка» анализирует развитие турецко-африканских отношений с последнего десятилетия 20 в. до 2009 года, а также рассматриваются основные страны-партнеры Турции и основные сферы сотрудничества.
Среди работ, опубликованных за рубежом стоит выделить публикации Э. Тепеджиклыоглу, которая подробно занимается вопросом турецко-африканского сотрудничества, преимущественно экономической сфере отношений и политике «мягкой силы» Турции иУ. Тепебаша .Данный автор акцентирует свое внимание на роли Африки на мировой арене и турецком влиянии на развитие континента. Такие исследователи как С. Карагюль в сотрудничестве с И. Арсланом в работе «Политика турецкой инициативы в отношении Африки: историческая справка, стратегическое партнерство и будущее» прогнозируют развитие отношений Турции и Африки, особенно уделяя внимание политическим и социальным сферам сотрудничества, а также совместной деятельности на мировой арене. А. Бозташ проводит в своем исследовании «Теоретический анализ активной политики Турции в отношениях с Африкой: конструктивистская теория, критическая теория и теория международного сообщества» рассмотрение сотрудничества Турции с континентом в трех различных плоскостях, что позволяет определить характер и возможности этого экономического союза.
Хронологические рамки: середина XX в. по сегодняшний день.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования.
Экономически-торговые отношения Турции со странами Африки развиваются неравномерно: в 2020 году экспорт Турции в страны Северной Африки составляет более 68% всего экспорта на континент (9,5 млрд. долларов), а в остальные страны Африки – 4,1 млрд. То же самое касается импорта: объем из Северной Африки составляет 4,8 млрд., а из других стран всего 2,4 млрд. Самые большие эти же показатели приходятся всего на несколько стран: самые главные страны для экспорта Турции на континенте – Египет (3,1 млрд. долл.), Марокко (2 млрд.) и Ливия (1,6 млрд.) а страны, откуда Турция больше всего вывозит продукции – это Египет (1,7 млрд.), Ливия (1,6 млрд.) и ЮАР (887,7 млн.). Данные показатели обуславливаются рядом причин: отдаленность регионов южнее Сахары от Турции, тесное историческое сотрудничество со странами Северной Африки, а также спектр интересов Турции на африканском континенте, обусловленный наличием природных ресурсов. Основные ресурсы, ввозимые в Турцию из Африки – это сжиженные углеводородные газы (16,3% от всего импорта Турции), сырая нефть (11%), золото (7,08%) и полипропилены (4,16%). В 2019 году почти весь объем ВВП стран к югу от Сахары приходится на Нигерию (25,36%), ЮАР (19,89%), Эфиопию (5,43%), Кению (5,4%), Анголу (5,03%).
Турция – страна с быстроразвивающейся экономикой. Согласно данным МВФ за октябрь 2020 г., страна занимает 16 место в мире по размеру номинального ВВП и находится на 13 месте в мире по величине валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности. Рост реального ВВП в 2020 году составил 1,2%, а в 2021 и 2022 гг. прогнозируется рост до 6,0% и 3,5% соответственно. Данные показатели являются одними из самых высоких среди развивающихся стран, а также экономика Турции одна из сильнейших в регионе. Для дальнейшего экономического роста стране необходимо продолжать наращивать свой потенциал, искать новые рынки сбыта и места привлечения собственных ресурсов. Именно поэтому перед Турцией открываются широкие возможности в развитии взаимовыгодных отношений со странами Африки: многие страны к югу от Сахары являются для Турции относительно новыми партнерами. Плюс ко всему, в отличие от других партнеров континента Турция предпочитает действовать в рамках «мягкой силы» и установлении прочных экономических связей.
Актуальность темы продиктована ее экономической значимостью, так как изучение экономических отношений Турции со странами различных регионов Африки обусловлена возможными экономическими, политическими и социальными взаимовыгодами. На сегодняшний день Турция, а также ее положение в мировой экономике стремительно меняются, Республика старается позиционировать себя во многих направлениях, в том числе в сфере влияния на африканский континент. Прогнозирование, производимое в нашей работы с целью выявить перспективы и возможности дальнейшего развития отношений между данными регионами, позволяет более точно и конкретно охарактеризовать экономико-политический мир на последующие десятилетия.
Объект исследования – система экономических отношений между странами Африки и Турции.
Предмет исследования – особенности формирования и развития экономических отношений стран Африки и Турции.
Новизна обусловлена тем, что до начала 2000-х годов отношения Турции со странами африканского континента были недостаточно развиты, потому Турция не имела ни последовательной африканской политики, ни намерения развивать свои экономические, а также политические интересы на территории Африки. Первые конкретные шаги в сторону выстраивания всеобъемлющей политики развития отношений с африканским континентом были предприняты Турцией лишь в 1998 году, что выразилось через утверждение «Плана действий в отношении Африки», начало которому положил министр иностранных дел Турции Исмаил Джем. Новизна также обусловлена подходом автора, который заключается в сравнительном анализе мнений по рассматриваемой проблеме турецких, европейских и российских авторов и общественных деятелей. Малая степень разработанности проблемы (см. ниже) подтверждает наличие научной новизны. Следовательно, данный вопрос на сегодняшний момент не имеет исчерпывающих решений.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей формирования и развития экономических отношений стран различных регионов Африки и Турции в 20 – 21 вв.
Задачи, необходимые для достижения цели:
1. Выявить исторические предпосылки политико-экономического развития отношений Турции и стран Африки 19 – нач. 21 вв.
2. Проанализировать какие факторы стали основополагающими в развитии экономических отношений Турции со странами Африки
3. Охарактеризовать политико-экономические особенности развития стран Африки 19 – нач. 21 вв.
4. Рассмотреть основные аспекты развития экономики на африканском континенте
5. Определить место Турции и Африки в современном мире
6. Изучить основные положения, обуславливающие позицию Турции и Африки на мировой арене
7. Выявить и проанализировать проблемы, перспективы и особенности экономических отношений Турции с различными регионами Африки.
8. Структурировать и изучить экономические данные, раскрывающие особенности экономических отношений Турции с различными регионами африканского континента
9. Определить наиболее перспективные и целесообразные сферы сотрудничества Турции с различными регионами Африки.
10. Обозначить основные проблемы, препятствующие развитию экономических отношений Турции со странами континента.
11. Сформировать ряд шагов, которые необходимо принять Турецкой Республике и странам Африки для развития партнерских отношений.
12. Представить прогноз развития Турции, стран Африки и их экономического сотрудничества в будущем.
Теоретическая значимость представляет собой вклад в изучение теоретических основ в исследованиях взаимоотношений Турции и стран Африки.
Практическая значимость состоит в возможности использования работы в качестве материала для отдельных спецкурсов по экономике и культурологии.
Теоретико-методологической базой служат работы на турецком, английском и русском языках. Турецкие источники позволили составить основу для статистического анализа в исследовательской работе. К ним относятся данные с сайтов Министерства иностранных дел Турции , Турецко-азиатского центра стратегических исследований (TASAM) , Турецкого агентства по сотрудничеству и развитию (ТИКА) , Турецкого агентства статистики , Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA) , а также материалы периодических изданий «AnadoluAgency» , «KastamonuİlkHaber» и «NTV Haber» .Также для работы были использованы учебники по истории Турции Новичева А.Д. , и Н. Стоуна и трехтомное пособие «Турецкая внешняя политика» под редакцией БаскынаОрана. Статистическая основа исследования – данные МВФ , информация, сводные таблицы, предоставленные на сайте ЮНКТАД , статистические данные Всемирного Банка и данные с сайта Международного Торгового Центра . Методы исследования: сравнительно-сопоставительный, метод анализа, диалектический, хронологический, исторический методы, метод концептуального анализа.
Степень разработанности проблемы: Данный аспект внешней политики Турции долгие годы не изучался как в Турции, так и в других странах. Лишь в последние годы проблеме начали уделять внимание. В значительной части вышеупомянутые исследования охватывают только общие характеристики, хронологию событий в отношениях Турции и стран Африки, а также приводят статистические данные, не учитывая прогнозы и аналитическую информацию. Наибольший интерес среди научных работ на русском языке составляют статьи Костелянца С.В., посвященные исследованию сотрудничества Турции со странами Африки, а именно «Политика Турции на африканском направлении: новые тенденции в выборе партнеров» и «Турция и Африка: сотрудничество развивается». В данных работах автор рассматривает союз Африки и Турции с политической и социально-экономической точки зрения. Также стоит отметить работы Колесниковой М. А. «Турция и страны Тропической Африки в эпоху глобализации» , «Африка в контексте глобализации: турецкая модель как альтернативный план развития континента» и Ягьи В.С. (совместно с Колесниковой М.А.) «“Три кита” турецкой политики в Африке» . Совместная работа Ягьи В.С и Колесниковой М.А. посвящена рассмотрению трех основных направлений сотрудничества – политических усилий с целью упрочнения отношений, экономически-торговых связях, культурных и гуманитарных взаимодействиях. Колесникова М.А. в своих работах дает характеристику отношений Турции со странами к югу от Сахары, положительные и негативные аспекты, а также краткую хронологию «политики открытости» Турции для Африки. Важным исследователем вопроса сотрудничества Турции и Африки является Мосаки Н.З. Его работа «Турция и Африка» анализирует развитие турецко-африканских отношений с последнего десятилетия 20 в. до 2009 года, а также рассматриваются основные страны-партнеры Турции и основные сферы сотрудничества.
Среди работ, опубликованных за рубежом стоит выделить публикации Э. Тепеджиклыоглу, которая подробно занимается вопросом турецко-африканского сотрудничества, преимущественно экономической сфере отношений и политике «мягкой силы» Турции иУ. Тепебаша .Данный автор акцентирует свое внимание на роли Африки на мировой арене и турецком влиянии на развитие континента. Такие исследователи как С. Карагюль в сотрудничестве с И. Арсланом в работе «Политика турецкой инициативы в отношении Африки: историческая справка, стратегическое партнерство и будущее» прогнозируют развитие отношений Турции и Африки, особенно уделяя внимание политическим и социальным сферам сотрудничества, а также совместной деятельности на мировой арене. А. Бозташ проводит в своем исследовании «Теоретический анализ активной политики Турции в отношениях с Африкой: конструктивистская теория, критическая теория и теория международного сообщества» рассмотрение сотрудничества Турции с континентом в трех различных плоскостях, что позволяет определить характер и возможности этого экономического союза.
Хронологические рамки: середина XX в. по сегодняшний день.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования.
Сотрудничество Турции и стран Африки, активизировалось в последние 40 лет и охарактеризовано изменением внешнеполитического курса Турецкой Республики. Настоящее исследование, как нам представляется, стало первой попыткой комплексно осветить экономические отношения Турции со странами Африки. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Основными историческими предпосылками политико-экономического развития отношений Турции и Африки 19 – нач. 21 вв. являются: длительность исторических отношений Турции с отдельными странами и регионами Африки и основы панисламизма.
2. Факторы, ставшие основополагающими в развитии экономических отношений Турции со странами Африки – развитие торгово-экономических отношений Турции и стран Африки с целью максимизации прибыли, желание Турции стать державой-лидером движения панисламизма, стремление расширить рынок сбыта турецких товаров и поиски поддержки со стороны континента на международной арене, что позволит закрепить за Турцией статус ведущего лидера среди исламского мира и развивающихся стран.
3. Политико-экономические особенности развития стран Африки 19 – нач. 21 вв.: нестабильная политическая обстановка на континенте и тот факт, что все страны, кроме Эфиопии и Либерии получили независимость лишь в 20 веке
4. Основными аспектами развития экономики стран Африки 19 – нач. 21 вв. являются: колониализм и рабство в Африке, ряд негативных факторов, затормаживающих развитие африканских стран: и многообразие природных ресурсов.
5. Особенности экономических отношений Турции с различными регионами Африки: экономическая заинтересованность Турции в Африке, за счет ее минерально-сырьевых ресурсов; общее историческое и культурное прошлое со странами Северной Африки; количество мусульман, проживающих на континенте.
6. Проблемы в экономических отношениях Турции со странами Африки: низкие показатели производства стран Африки, в особенности в сфере добывающей промышленности, рост инфляции в Турции, обусловленный недавними событиями, связанными с COVID-19, падение темпов роста торговли между Турцией и странами Африки, медленный темп развития политических и экономических отношений стран Африки и Турецкой Республики.
7. Фактически, Северная Африка – самый мощный партнер из остальных регионов: на него приходится более 68% общего объема торговли Турции с Африкой;
8. Отношения Турции и стран Восточной Африки находятся в стадии первичного развития и требуют планомерной и всеобъемлющей проработки: показатели торговли довольно низкие, даже учитывая общий показатель по региону, отношения на высшем уровне обусловлены лишь первичными документами и соглашениями о сотрудничестве.
9. Западная Африка для Турции – перспективный регион, хотя здесь и существует ряд препятствий на пути к всеобъемлющему сотрудничеству. Однако используя различные рычаги воздействия на экономические взаимоотношения, и регион и Турецкая Республика могут добиться выгодного сотрудничества.
10. Однако самый неперспективный для экономики Турции – Центральная Африка. Благодаря сопоставительному анализу выяснилось, что у стран данного региона самый малый объем торгового оборота с Турцией.
11. Что касается экономических отношений Турции и Южной Африки, они находятся на низком уровне. Единственная страна в данной части континента, чьи отношения с Турцией можно охарактеризовать, как перспективные – это ЮАР. Общий объем торговли этих двух стран составляет 98% от общего объема торговли региона с Турцией.
12. Наиболее перспективные и целесообразные направления экономического сотрудничества Турции с различными регионами Африки: сотрудничество, основанное на принципах мирового разделения труда, топливно-энергетическая сфера, торговля пищевыми продуктами, инвестиции Турции в развитие африканского континента.
13. Действия Турции по отношению к африканским странам можно охарактеризовать как планомерная стратегия, достигаемая за счет последовательных шагов в политической, дипломатической, торгово-экономической и гуманитарной сферах.
14. Сегодня отношения Турции и стран Африки в большей степени обусловлены политической и гуманитарной сферами, в то время как экономическая составляющая является весьма слабой, особенно в странах к югу от Сахары. Однако, несмотря на озвученные проблемы, можно с достаточной долей уверенности резюмировать, что Турция по-прежнему остается одним из наиболее перспективных игроков на континенте и правильно выверенные инициативы по развитию экономического сотрудничества позволят и Турецкой Республике, и Африке достичь взаимовыгод.
1. Основными историческими предпосылками политико-экономического развития отношений Турции и Африки 19 – нач. 21 вв. являются: длительность исторических отношений Турции с отдельными странами и регионами Африки и основы панисламизма.
2. Факторы, ставшие основополагающими в развитии экономических отношений Турции со странами Африки – развитие торгово-экономических отношений Турции и стран Африки с целью максимизации прибыли, желание Турции стать державой-лидером движения панисламизма, стремление расширить рынок сбыта турецких товаров и поиски поддержки со стороны континента на международной арене, что позволит закрепить за Турцией статус ведущего лидера среди исламского мира и развивающихся стран.
3. Политико-экономические особенности развития стран Африки 19 – нач. 21 вв.: нестабильная политическая обстановка на континенте и тот факт, что все страны, кроме Эфиопии и Либерии получили независимость лишь в 20 веке
4. Основными аспектами развития экономики стран Африки 19 – нач. 21 вв. являются: колониализм и рабство в Африке, ряд негативных факторов, затормаживающих развитие африканских стран: и многообразие природных ресурсов.
5. Особенности экономических отношений Турции с различными регионами Африки: экономическая заинтересованность Турции в Африке, за счет ее минерально-сырьевых ресурсов; общее историческое и культурное прошлое со странами Северной Африки; количество мусульман, проживающих на континенте.
6. Проблемы в экономических отношениях Турции со странами Африки: низкие показатели производства стран Африки, в особенности в сфере добывающей промышленности, рост инфляции в Турции, обусловленный недавними событиями, связанными с COVID-19, падение темпов роста торговли между Турцией и странами Африки, медленный темп развития политических и экономических отношений стран Африки и Турецкой Республики.
7. Фактически, Северная Африка – самый мощный партнер из остальных регионов: на него приходится более 68% общего объема торговли Турции с Африкой;
8. Отношения Турции и стран Восточной Африки находятся в стадии первичного развития и требуют планомерной и всеобъемлющей проработки: показатели торговли довольно низкие, даже учитывая общий показатель по региону, отношения на высшем уровне обусловлены лишь первичными документами и соглашениями о сотрудничестве.
9. Западная Африка для Турции – перспективный регион, хотя здесь и существует ряд препятствий на пути к всеобъемлющему сотрудничеству. Однако используя различные рычаги воздействия на экономические взаимоотношения, и регион и Турецкая Республика могут добиться выгодного сотрудничества.
10. Однако самый неперспективный для экономики Турции – Центральная Африка. Благодаря сопоставительному анализу выяснилось, что у стран данного региона самый малый объем торгового оборота с Турцией.
11. Что касается экономических отношений Турции и Южной Африки, они находятся на низком уровне. Единственная страна в данной части континента, чьи отношения с Турцией можно охарактеризовать, как перспективные – это ЮАР. Общий объем торговли этих двух стран составляет 98% от общего объема торговли региона с Турцией.
12. Наиболее перспективные и целесообразные направления экономического сотрудничества Турции с различными регионами Африки: сотрудничество, основанное на принципах мирового разделения труда, топливно-энергетическая сфера, торговля пищевыми продуктами, инвестиции Турции в развитие африканского континента.
13. Действия Турции по отношению к африканским странам можно охарактеризовать как планомерная стратегия, достигаемая за счет последовательных шагов в политической, дипломатической, торгово-экономической и гуманитарной сферах.
14. Сегодня отношения Турции и стран Африки в большей степени обусловлены политической и гуманитарной сферами, в то время как экономическая составляющая является весьма слабой, особенно в странах к югу от Сахары. Однако, несмотря на озвученные проблемы, можно с достаточной долей уверенности резюмировать, что Турция по-прежнему остается одним из наиболее перспективных игроков на континенте и правильно выверенные инициативы по развитию экономического сотрудничества позволят и Турецкой Республике, и Африке достичь взаимовыгод.
Подобные работы
- ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ АФРИКАНСКОГО ВЕКТОРА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ (1998-2016)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы деятельности дипломатических и культурных представительств РФ в Африканском регионе и пути их решения
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Африканское направление внешней политики Франции в период президентства Э. Макрона (2017-2022гг.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Отношения Японии со странами Африки южнее Сахары на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - Эволюция политики развития ЕС в отношении стран Африки в период 1957-2020 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Отношения России со странами Западной Африки в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ СТРАН АФРИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Исследование правовых основ сотрудничества в сфере образования со странами Ближневосточного региона
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Военно-техническое сотрудничество, как фактор повышения эффективности экономических связей России с Зарубежными странами
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



