Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОСОЗНАННОСТИ И ВНИМАТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ СРЕДСТВАМИ МЕДИТАЦИИ

Работа №141027

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы149
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ МЕДИТАЦИИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА 11
1.1.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ У ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ 11
1.1.2. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ МЕДИТАТИВНЫХ ПРАКТИК В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 13
1.1.3. ТРУДНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА В РАБОТЕ С МЕДИТАТИВНЫМИ ПРАКТИКАМИ 16
1.2. ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 18
1.2.1. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 19
1.2.2. ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ МЕДИТАЦИИ НА
КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ 25
1.2.3. ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ 29
1.3. ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА 34
1.3.1. ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ВАЖНОЕ
КАЧЕСТВО ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 34
1.3.2. КОМПОНЕНТЫ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ, МОДЕЛЬ 37
1.3.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИТАЦИИ В ТРЕНИНГАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 48
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕДИТАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И ОСОЗНАННОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 50
2.1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 51
2.1.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 51
2.1.2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ ЗАВИСИМОЙ ПЕРЕМЕННОЙ 53
2.1.3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 58
2.1.4. ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ 59
2.1.5. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 63
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 64
2.2.1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ГРУППЫ, ПРОШЕДШЕЙ ТОЛЬКО ТРЕНИНГ МЕДИТАЦИИ 64
2.2.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ГРУППЫ, ПРОШЕДШЕЙ ТОЛЬКО ТРЕНИНГ ТЕХНИК НА ВНИМАНИЕ 68
2.2.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ГРУППЫ, ПРОШЕДШЕЙ ИНТЕГРАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ 71
2.2.4. ОЦЕНКА РАЗЛИЧИЙ В РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗНЫХ ГРУПП 75
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 - 6 96


Актуальность. Сегодня медитация стала настолько популярной, что ее практикуют от 200 до 500 миллионов человек по всему миру [How many people meditate...]. Это привело к тому, что в 2020 году центр по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) заявил о том, что медитация стала самой быстрорастущей тенденцией в области здравоохранения. Аналитическое агентство Data Bridge research прогнозирует рост рынка медитации на 10,40% с 2020 по 2027 гг., что приведет к достижению объема в 9 млрд долларов США [Meditation market. ].
Медитация также получила широкое распространение в образовательной среде. Многие школы в Англии, США и Австралии ввели уроки медитации для школьников, чтобы помочь им лучше концентрироваться на уроках и снизить уровень стресса. По статистике за 2017 год регулярно в школах США медитируют 7% учащихся [The Washington Times.].
Научная среда также проявляет интерес к медитации. За последние два десятилетия количество опубликованных научных статей по теме медитации превысило 5 000 публикаций [Future directions.]. Методы интервенций на основе осознанности и медитации имеют доказанную пользу в увеличении позитивного эмоционального ответа, уменьшении тревоги, снижении уровня стресса, улучшения способности контролировать эмоции и др.
Методики с использованием медитации позволяют достигать целей организационной психологии и педагогики, включая развитие концентрации внимания, улучшение памяти и способности к нестандартному, креативному мышлению, формирование просоциального поведения. Во многих странах, таких как Норвегия, Швеция, Г олландия, Франция, Ирландия, Г ермания, Южная Африка, Швейцария и Италия, существуют институты и национальные ассоциации, занимающиеся тренингами и подготовкой преподавателей медитации осознанности (mindfulness), а также такие тренинги включены в программы от дошкольного до высшего образования.
Однако на русском языке количество публикаций, посвященных подходам, основанным на медитации/осознанности, остается невысоким. За все время было опубликовано немногим более тридцати работ на эту тему...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было разработать интегративный тренинг на развитие внимательности и осознанности у психологов-консультантов и оценить его возможности. Был проведен анализ литературы по теме применения техник медитации и техник концентрации внимания; изучены и описаны существующие свойства и компоненты внимания, на основе которых представлена возможная модель внимательности как многокомпонентного процесса; рассмотрены возможности медитации и техник на развитие внимания в тренингах; сформирован интегративный тренинг повышения внимания психологов- консультантов; спланировано исследование с учетом особенностей выборки и проведен формирующий эксперимент; оценена степень влияния практик медитации и интегративного тренинга на развитие внимательности и осознанности у психологов-консультантов; оценена степень влияния психотехнических техник на развитие внимания у психологов -консультантов.
В результате достижения задач и цели были выдвинуты следующие гипотезы:
1) Интегративный тренинг развивает внимание психологов-консультантов эффективнее, нежели отдельные практики медитации.
2) Осознанность (как когнитивный контроль) будет эффективнее формироваться с помощью медитации, чем упражнениями/техниками на внимание.
Гипотеза 1 о том, что интегративный тренинг развивает внимание психологов-консультантов эффективнее, нежели отдельные практики медитации подтверждена частично. Интегративный тренинг показал себя на равных по эффективности с медитациями в развитии продуктивности внимания у психологов-консультантов.
Выявлены статистически значимые различия между медитировавшими (1 группа) и проходившими интегративный тренинг (3 группа) на уровне p<0.00 между показателями «осознанности»: описание, осознанность действий и безоценочность.
Показатель «описание» в обеих выборках вырос, но нужно отметить, что в случае медитации данный показатель сформировался быстрее. Показатель «осознанность действий» качественно вырос в группе медитации, тогда как в группе интегративного тренинга он снизился. Показатель «безоценочность действий» в группах отличался и повел себя аналогично показателю «осознанность действий»: в группе медитировавших повысился, а в группе интегративного тренинга - снизился...


1. Andersson G., Titov N. Advantages and limitations of internet-based interventions for common mental disorders // World Psychiatry. 2014. Vol. 13. № 1. P. 4-8.
2. Baer R. A., Smith G. T., Hopkins J., Krietemeyer J., Toney L. Using self
report assessment methods to explore facets of mindfulness // Assessment. 2006. Vol. 13. № 1. P. 27-45.
3. Baer R. A., Smith G. T., Lykins E., Button D., Krietemeyer J., Toney L., Sauer S., Walsh E., Duggan D., Williams J. M. Construct validity of the fivefacet mindfulness questionnaire in meditating and nonmeditating samples // Assessment.
2008. Vol. 15. № 3. P. 329-342.
4. Brefczynski-Lewis J. A., Lutz A., Schaefer H. S., Levinson D. B., Davidson R. J. Neural correlates of attentional expertise in long-term meditation practitioners // Proceedings of the national Academy of Sciences. 2007. № 104 (27). P. 11483-11488.
5. Buchholz E. The Most Popular Yoga and Mindfulness Apps [website]. URL: https://www.statista.com/chart/22059/most-popular-yoga-and-meditationapps/ (дата обращения: 01.04.2022).
6. Cahn B. R., Polich J. Meditation states and traits: EEG, ERP, and neuroimaging studies // Psychological Bulletin. 2006. № 132 (2). P. 180-211.
7. Carter O. L., Presti D. E., Callistemon C., Ungerer Y., Liu G. B., Pettigrew J. D. Meditation alters perceptual rivalry in Tibetan Buddhist monks // Current Biology. 2005. № 15 (11). P. 412-413.
8. Chambon C., Herrera C., Romaiguere P., Paban V., Alescio-Lautier B. Benefits of computer-based memory and attention training in healthy older adults // Psychology and Aging. 2014. № 29 (3). P. 731-743.
9. Chan D., Woollacott M. Effects of level of meditation experience on attentional focus: is the efficiency of executive or orientation networks improved? // The Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2007. № 13 (6). P. 651-658.
10. Chiesa A. Serretti A. Mindfulness-based stress reduction for stress management in healthy people: a review and meta-analysis // Altern Complement Med.
2009. Vol. 15. Issue 5. P. 593-600.
11. Chiesa A. The Difficulty of Defining Mindfulness: Current Thought and Critical Issues // Mindfulness. 2013. Vol. 4. Issue 3. P. 255-268.
12. Christopher J., Maris J. A. Integrating mindfulness as self-care into counselling and psychotherapy training // Counselling and Psychotherapy Research.
2010. Vol. 10. Issue 2. P. 114-125.
13. Desbordes G., Gard T., Hoge E. A., Holzel B. K., Kerr C., Lazar S. W., Olendzki A., Vago D. R. Moving beyond mindfulness: defining equanimity as an outcome measure in meditation and contemplative research // Mindfulness. 2014. Issue 1. P. 356-372.
14. Dijksterhuis A., Nordgren L. F. A theory of unconscious thought // Perspectives on Psychological Science. 2006. № 1. P. 95-109.
15. Falkinger J. Limited Attention as a Scarce Resource in Information-Rich Economies // The Economic Journal. 2018. № 118 (532). P. 1596-1620...81


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ