ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
1.2. ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 9
1.3. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ ПОКОЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 18
2.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ 18
2.2. ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И МИРЕ 23
2.3. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПИЧНЫЙ ПОРТРЕТ РОССИЙСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ РЫНКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ 30
2.4. ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ 41
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН-ПРОДУКТОВ 45
3.1. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН-ПРОДУКТОВ ДЛЯ ОСНОВНЫХ ИГРОКОВ РАССМАТРИВАЕМОГО РЫНКА 45
3.2. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЭФФЕКТА ОТ ВНЕДРЕНИЯ РАЗРАБОТАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СТАТИСТИКА РЫНКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ В 2022 ГОДУ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ АНКЕТЫ ОНЛАЙН-ОПРОСА 61
Рынок онлайн-образования в мировом масштабе стремительно увеличивается. Согласно отчету MarketsandMarkets, его объем в 2020 году достиг 144 млрд долларов [Отчет MarketsandMarkets, URL], по данным отчета eLearning Industry, объем рынка онлайн-образования в 2022 году вырос до 260 млрд долларов США, и ожидается, что к 2025 году он увеличится до 445 млрд долларов [Отчет eLearning Industry, URL]. Представленные данные демонстрируют не только значительный рост спроса на онлайн-образование, но и подтверждают, что такой формат обучения стал одним из наиболее востребованных сервисов во всем мире. В ближайшие годы, судя по прогнозам экспертов, ожидается его продолжающийся рост. Спрос на онлайн-образование аргументируется рядом таких преимуществ, как удобство, доступность, большое количество предложений, экономия времени и ресурсов, гибкость и международные возможности, а также актуальность материалов. Онлайн формат обуславливает особенности потребительского поведения на рынке образования данного направления, основные из которых заключаются в высокой конкуренции среди игроков рынка, доступности онлайн-образования для людей с низким доходом, гибкости учебного процесса, большем взаимодействии между студентами и учителями, требовании высокого уровня самодисциплины, технической грамотности студентов и др.
Таким образом, тема исследования является актуальной и важной, поскольку, раскрывая особенности потребительского поведения на рынке онлайн образования, помогает сформулировать маркетинговые тактики компаний в данной сфере, для повышения их конкурентоспособности на рынке.
Цель исследования заключается в разработке предложений по формированию стратегии создания и продвижения образовательных онлайн - продуктов на основе результатов анализа особенностей потребительского поведения...
По результатам разработки предложений по формированию стратегии создания и продвижения образовательных онлайн-продуктов на основе результатов анализа особенностей потребительского поведения, цель работы достигнута, задачи исследования решены. По результатам их достижения, автором сделаны следующие выводы.
В процессе рассмотрения теоретических основ потребительского поведения, были проанализированы предмет и задачи изучения потребительского поведения, а также рассмотрены теории потребительского поведения, которые помогают объяснить причины поведения потребителей и предсказать их действия. Большое внимание уделено анализу поведения потребителей с точки зрения теории поколений в условиях цифровизации, что выступает достаточно актуальным, так как современные поколения имеют новые потребности и особенности поведения, которые связаны с технологическими изменениями и изменением социальных ценностей. Потребительское поведение представляет собой процесс, в рамках которого люди выбирают, покупают, используют и оценивают товары и услуги с целью удовлетворения своих потребностей и желаний. Оно включает в себя различные этапы, начиная от распознавания потребности и заканчивая оценкой качества приобретенного товара или услуги. Предметом потребительского поведения являются потребители и их поведение, что включает в себя изучение процессов, которые происходят у потребителей при принятии решений о покупке товаров и услуг, а также взаимодействия между потребителями и производителями.
Изучение различных теорий потребительского поведения помогает маркетинговым специалистам лучше понимать, как потребители принимают решения о покупке и как они реагируют на маркетинговые кампании. Теории, которые рассматривались в работе, включают в себя теорию личности Каннингема, теорию мотивации и иерархии потребностей Маслоу, теорию принятия решений о покупке Энгла, теорию импульсных покупок Стерна и теорию покупательского поведения. Каждая из этих теорий помогает лучше понять, как потребители принимают решения о покупке и как маркетинговые кампании могут быть адаптированы, чтобы привлекать потребителей.
Анализ теории поколений и их потребительского поведения показал, что поколения Y и Z являются важными группами потребителей, которые испытывают значительное влияние социальных сетей на принятие решений о покупке в большинстве категорий товаров. Поколение Y обращает внимание на рекомендации окружающих и предпочитает покупки товаров онлайн, а представители поколения Z, называемого «цифровыми людьми», не представляют своей жизни без современных средств связи и источников информации. Они быстро приспосабливаются к новым технологическим трендам и социальные сети становятся важнейшим каналом коммуникации для них. Представители поколений Y и Z будут одними из основных групп потребителей в ближайшие годы, что требует от маркетинговых специалистов наличия умений эффективно используя новые технологии и знания о потребительском поведении разных поколений. Одним из следствий этого является переход привычных форматов экономики в цифровые, включая образование, позволяя быстро и качественно адаптироваться к новым условиям рынка и ответить на изменения спроса потребителей.
Онлайн-образование является новым и быстро развивающимся сектором. Оно предоставляет доступность, интерактивность и большие возможности для широкого круга студентов. Онлайн -образование становится все более популярным и может быть более эффективным, чем традиционное образование, благодаря своей гибкости и удобству. Хотя онлайн-образование в России еще не также популярно, как в некоторых других странах, его востребованность продолжает расти, и, несмотря на ряд проблем, онлайн-образование в стране имеет большой потенциал для развития в будущем. Рост спроса на онлайн- образование в России, можно аргументировать динамикой выручки лидеров рынка...
1. Байбардина Т. Н. Поведение потребителей. Практикум: пособие / Т. Н. Байбардина, Л. М.Титкова, Г. Н. Кожухова] - Минск. : Новое знание, 2022. - 123 с.
2. Батаев А. В. Анализ мирового рынка дистанционного образования // Молодой ученый. - 2021. - № 20 (100). - С. 205-208. - URL: https://moluch.ru/arehive/100/22587 (дата обращения: 15.05.2022).
3. Белоус В.В. Мобильные учебные приложения в современном
образовании. Просветительский дискурс. 2018. № 1-2 (20-21). ISSN Online: 2312-5829. - URL: https://od.kubg.edu.ua/index.php/journal/article/
download/511/431/1353 (дата обращения: 17.05.2022).
4. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей. 10-е изд. / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2018. - 944 с.
5. Будник М.Н. Управление поведением потребителей предприятий розничной торговли / М.Н. Будник, Л.В. Двалишивили. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-povedeniem-potrebiteley-predpriyatiy- roznichnoy-torgovli (дата обращения: 04.03.2023).
6. Геворкян К. Тренды в онлайн-обучении. URL:
https://vc.ru/future/48437-trendy-v-onlayn-obuchenii-tuhlye-i-nastoyashchie (дата обращения: 13.05.2023).
7. ГОСТ Р 52653-2006 «Дистанционные образовательные технологии ДОТ - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». - URL: http://spbrkk.ru/sites/default/files/docs (дата обращения: 07.11.2022).
8. Государственное регулирование в сфере онлай-образования в России [Электронный ресурс]. - URL: https://dzen.ru/media/id (дата обращения: 07.11.2022).
9. Гриневич Л.М. Образование после пандемии. Часть 2. Тренды
будущего школьного образования. НУШ. - URL: https://nus. org.
ua/view/osvitapislya-pandemiyi-chastyna-2-trendy-majbutnogoshkilnoyi - osvity (дата обращения: 26.03.2022).
10. Дегтярева Я.В. Теоретические аспекты потребительского поведения
в условиях ценностно-рациональной ориентации // Инновационная наука. - 2022.- № 11-1. - С. 40-43. - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_49701568_49576547.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
11. Ерохина Е. Какие тренды онлайн-образования выявило большое исследование [Электронный ресурс]. - URL: https://skillbox.ru/media (дата обращения: 10.11.2022).
12. Ерохина Е. Число пользователей Coursera превысило 100 млн. -
URL: https://skillbox.ru/media/education/chislo-polzovateley-coursera-prevysilo-
100-mln (дата обращения: 14.05.2023).
13. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите
прав потребителей». - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 305 (дата обращения:
18.03.2023).
14. Зозулев А. В. Поведение потребителей: учебное пособие для высших учебных заведений / А. В. Зозулев. - К. : «Знания», 2020. - 357 с.
15. Ильин И. В чем разница между дистанционным и онлайн- обучением. - URL: https://uprav.ru/blog/v-chem-raznitsa-mezhdu-distantsionnym-i- onlayn-obucheniem (дата обращения: 21.05.2022)...43