Соотношение различных видов обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей
|
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Обязательное страхование гражданской ответственности………...........5
§1. Особенности обязательного страхования гражданской ответственности…
§2. Причины введения страхования гражданской ответственности в качестве обязательного
Глава 2. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров
Глава 3. Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте
Заключение
Список использованной литературы
Глава 1. Обязательное страхование гражданской ответственности………...........5
§1. Особенности обязательного страхования гражданской ответственности…
§2. Причины введения страхования гражданской ответственности в качестве обязательного
Глава 2. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров
Глава 3. Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность проблемы, выбранной автором для исследования, объясняется тем, что обязательное страхование гражданской ответственности получило широкое распространение в РФ сравнительно недавно и на сегодняшний день является одним из самых часто встречающихся видов страхования.
Во-первых, это связано с переходом в 90-е гг. XX века от плановой экономики к рыночной и, следовательно, прекращением государственной монополии не только в страховании, но и в производстве, чему способствовал процесс приватизации, приведший к широкому распространению частной собственности. Государственное страхование в СССР осуществлялось в отношении имущества, принадлежащего гражданам, колхозам, кооперативным, профессиональным и иным общественным организациям, что касается государственной социалистической собственности, то для возмещения возможных убытков в составе государственного бюджета образовывались общегосударственные резервы. Во-вторых, стоит сказать о том, что в процессе быстро развивающегося технического прогресса возросло количество объектов, конструкция которых сильно усложнилась, что приводит, в свою очередь, к большому количеству аварий, которые наносят колоссальный имущественный вред для их владельцев. Примером данного обстоятельства может послужить авария на Саяно-Шушенской ГЭС, ставшая причиной принятия ФЗ от 27.07.2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», разработка которого велась ещё с начала 2000-х гг. В-третьих, обязательное страхование гражданской ответственности введено с целью обеспечения гарантии возмещения вреда потерпевшим и для того, чтобы предприниматели делали всё от них зависящее для минимизации риска возникновения страхового случая. Последняя цель достигается посредством установления размера страхового тарифа, при заключении нового договора обязательного страхования гражданской ответственности, в зависимости от наличия в предыдущем периоде страховых случаев у указанного страхователя.
В связи с этим, представляется важным исследовать историю возникновения обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей и вопрос о том, как соотносятся между собой его виды. Такое явление характерно в ситуации, когда возмещение по страховому случаю может быть произведено, исходя из внешних признаков, как по одному, так и по другому виду обязательного страхования. Данная ситуация часто регулируется в самом законе, однако не всегда это происходит однозначно.
Целью данной работы как раз и является исследование обязательного страхования гражданской ответственности и выявление соотношений между различными его видами с целью установления их смысла.
Данная работа состоит из трёх глав.
В первой главе речь пойдёт об исследовании обязательного страхования ответственности. Она содержит два параграфа: в первом параграфе говорится о понятии обязательного страхования и его особенностях, во второй главе затрагивается тема причин существования обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей.
Во второй и третьей главах подробно рассматриваются два вида обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей – это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. В ходе написания данной работы будут подняты вопросы причин их введения, права и обязанности субъектного состава и особенности договоров обязательного страхования, включая порядок их заключения, расторжения и изменения. В заключении каждой из этих глав речь пойдёт о соотношении описываемых видов обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей с иными существующими.
Во-первых, это связано с переходом в 90-е гг. XX века от плановой экономики к рыночной и, следовательно, прекращением государственной монополии не только в страховании, но и в производстве, чему способствовал процесс приватизации, приведший к широкому распространению частной собственности. Государственное страхование в СССР осуществлялось в отношении имущества, принадлежащего гражданам, колхозам, кооперативным, профессиональным и иным общественным организациям, что касается государственной социалистической собственности, то для возмещения возможных убытков в составе государственного бюджета образовывались общегосударственные резервы. Во-вторых, стоит сказать о том, что в процессе быстро развивающегося технического прогресса возросло количество объектов, конструкция которых сильно усложнилась, что приводит, в свою очередь, к большому количеству аварий, которые наносят колоссальный имущественный вред для их владельцев. Примером данного обстоятельства может послужить авария на Саяно-Шушенской ГЭС, ставшая причиной принятия ФЗ от 27.07.2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», разработка которого велась ещё с начала 2000-х гг. В-третьих, обязательное страхование гражданской ответственности введено с целью обеспечения гарантии возмещения вреда потерпевшим и для того, чтобы предприниматели делали всё от них зависящее для минимизации риска возникновения страхового случая. Последняя цель достигается посредством установления размера страхового тарифа, при заключении нового договора обязательного страхования гражданской ответственности, в зависимости от наличия в предыдущем периоде страховых случаев у указанного страхователя.
В связи с этим, представляется важным исследовать историю возникновения обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей и вопрос о том, как соотносятся между собой его виды. Такое явление характерно в ситуации, когда возмещение по страховому случаю может быть произведено, исходя из внешних признаков, как по одному, так и по другому виду обязательного страхования. Данная ситуация часто регулируется в самом законе, однако не всегда это происходит однозначно.
Целью данной работы как раз и является исследование обязательного страхования гражданской ответственности и выявление соотношений между различными его видами с целью установления их смысла.
Данная работа состоит из трёх глав.
В первой главе речь пойдёт об исследовании обязательного страхования ответственности. Она содержит два параграфа: в первом параграфе говорится о понятии обязательного страхования и его особенностях, во второй главе затрагивается тема причин существования обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей.
Во второй и третьей главах подробно рассматриваются два вида обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей – это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. В ходе написания данной работы будут подняты вопросы причин их введения, права и обязанности субъектного состава и особенности договоров обязательного страхования, включая порядок их заключения, расторжения и изменения. В заключении каждой из этих глав речь пойдёт о соотношении описываемых видов обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей с иными существующими.
В данной работе были исследованы особенности обязательного страхования гражданской ответственности и причины его возникновения. Также детально рассмотрены два вида обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей: обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика и обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта и их соотношение с другими видами обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей.
Одной из важнейших особенностей страхования гражданской ответственности является то, что оно вводится для защиты имущественных интересов не только страхователей, но и третьих лиц – выгодоприобретателей. Защита имущественных интересов страхователей заключается в том, что убытки, вызванные произошедшим страховым случаем, покрываются страховщиком и не ложатся тяжёлым бременем на самого причинителя вреда. Имущественные же интересы выгодоприобретателей (пострадавших от наступления страхового случая) защищаются гарантированным реальным возмещением вреда их здоровью, жизни и имуществу. В случае же несоблюдения, возложенной на страхователей обязанности страхования своей гражданской ответственности, в законодательстве РФ предусмотрено как гражданско-правовая, так и административная ответственности.
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика очень тесно пересекается с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Во-первых, на практике часто разрешается вопрос, какой из этих видов обязательного страхования подлежит применению в случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием двух транспортных средств, одно из которых осуществляет перевозку. Обращаясь к законодательному регулированию и формирующейся судебной практике, можно прийти к следующим выводам. В ситуации, когда перевозчик несёт ответственность за вред, причинённый жизни, здоровью, имуществу пассажиров, страховое возмещение указанного вреда осуществляется за счёт обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Если же за причинение вреда ответственен водитель, не осуществляющий перевозку, то при возмещении, применяется обязательное страхование его гражданской ответственности как владельца транспортного средства. Аналогично данный вид обязательного страхования подлежит применению и в ситуации, если другой водитель, ответственный за ДТП, осуществляющий перевозку, в отношении возмещения вреда, причинённого пассажирам другого транспортного средства.
Во-вторых, согласно законодательству РФ и судебной практике, отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика не является основанием возложения обязанности возмещения вреда на страховщика в рамках отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В ходе описания обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта особое внимание уделено фигуре страхователя. Ведь в законе указано, что страхователем может быть только собственник опасного объекта и ничего не сказано о перевозчике. Таким образом, в момент перевозки опасного объекта от одного собственника к другому, по мнению законодателя, этот объект теряет свою опасность, но с этим трудно согласиться, поскольку существует масса примеров чрезвычайных происшествий, произошедших с опасными объектами в момент их перемещения. Министерство транспорта РФ заметило существование данной проблемы и разработало проекты ФЗ «Об обязательном страховании ответственности при перевозках опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом» и ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда при перевозке железнодорожным транспортом опасных грузов» в 2011 и 2013 гг. соответственно. Однако до сих порни один из этих законопроектов не был направлен даже на рассмотрение депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. К тому же, остаётся неясным вопрос, почему в более позднем проекте речь стала идти об обязательном страховании гражданской ответственности только лиц, занимающихся перевозками опасных грузов железнодорожным транспортом, несмотря на то, что НССО выступал за введение обязательного страхования гражданской ответственности всех перевозчиков опасных грузов. Обращаясь к зарубежному опыту можно также увидеть, что во многих странах мира, включая некоторые государства-участники СНГ, гражданская ответственность всех перевозчиков опасных грузов является обязательной.
Анализируя соотношение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика с другими видами обязательного страхования было обращено внимание на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях. Проблема, в данной ситуации, заключается в том, что Закон № 125-ФЗ предусматривает в случае причинения вреда жизни и здоровью работника владельца опасного объекта его обеспечение по страхованию в соответствии с названным законом, несмотря на возмещение, произведённое в соответствии с Законом № 225-ФЗ. В связи с этим, в судебной практике, возникают споры по поводу того, что такой порядок порождает собой возникновение неосновательного обогащения на стороне потерпевшего. С данной точкой зрения нельзя согласиться потому что, как уже говорилось, в начале данного исследования одной из важнейших задач страхования является гарантия реального возмещения потерпевшему причинённого вреда.
В заключение нужно сказать, о том, что обязательное страхование гражданской ответственности является очень молодым институтом отечественного права, что связано с недавним переходом нашей страны к рыночной экономике, при которой страхованию вообще отводится одна из ведущих ролей. Указанное обстоятельство объясняет наличие некоторого количества положений в законодательстве РФ, которые на практике вызывают споры, также прослеживается отсутствие нормативно-правовой базы, необходимой для разрешения существующих проблем. Однако несмотря на вышесказанное необходимо сказать, что российский законодатель стоит на верном пути в развитии обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей.
Одной из важнейших особенностей страхования гражданской ответственности является то, что оно вводится для защиты имущественных интересов не только страхователей, но и третьих лиц – выгодоприобретателей. Защита имущественных интересов страхователей заключается в том, что убытки, вызванные произошедшим страховым случаем, покрываются страховщиком и не ложатся тяжёлым бременем на самого причинителя вреда. Имущественные же интересы выгодоприобретателей (пострадавших от наступления страхового случая) защищаются гарантированным реальным возмещением вреда их здоровью, жизни и имуществу. В случае же несоблюдения, возложенной на страхователей обязанности страхования своей гражданской ответственности, в законодательстве РФ предусмотрено как гражданско-правовая, так и административная ответственности.
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика очень тесно пересекается с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Во-первых, на практике часто разрешается вопрос, какой из этих видов обязательного страхования подлежит применению в случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием двух транспортных средств, одно из которых осуществляет перевозку. Обращаясь к законодательному регулированию и формирующейся судебной практике, можно прийти к следующим выводам. В ситуации, когда перевозчик несёт ответственность за вред, причинённый жизни, здоровью, имуществу пассажиров, страховое возмещение указанного вреда осуществляется за счёт обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Если же за причинение вреда ответственен водитель, не осуществляющий перевозку, то при возмещении, применяется обязательное страхование его гражданской ответственности как владельца транспортного средства. Аналогично данный вид обязательного страхования подлежит применению и в ситуации, если другой водитель, ответственный за ДТП, осуществляющий перевозку, в отношении возмещения вреда, причинённого пассажирам другого транспортного средства.
Во-вторых, согласно законодательству РФ и судебной практике, отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика не является основанием возложения обязанности возмещения вреда на страховщика в рамках отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В ходе описания обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта особое внимание уделено фигуре страхователя. Ведь в законе указано, что страхователем может быть только собственник опасного объекта и ничего не сказано о перевозчике. Таким образом, в момент перевозки опасного объекта от одного собственника к другому, по мнению законодателя, этот объект теряет свою опасность, но с этим трудно согласиться, поскольку существует масса примеров чрезвычайных происшествий, произошедших с опасными объектами в момент их перемещения. Министерство транспорта РФ заметило существование данной проблемы и разработало проекты ФЗ «Об обязательном страховании ответственности при перевозках опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом» и ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда при перевозке железнодорожным транспортом опасных грузов» в 2011 и 2013 гг. соответственно. Однако до сих порни один из этих законопроектов не был направлен даже на рассмотрение депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. К тому же, остаётся неясным вопрос, почему в более позднем проекте речь стала идти об обязательном страховании гражданской ответственности только лиц, занимающихся перевозками опасных грузов железнодорожным транспортом, несмотря на то, что НССО выступал за введение обязательного страхования гражданской ответственности всех перевозчиков опасных грузов. Обращаясь к зарубежному опыту можно также увидеть, что во многих странах мира, включая некоторые государства-участники СНГ, гражданская ответственность всех перевозчиков опасных грузов является обязательной.
Анализируя соотношение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика с другими видами обязательного страхования было обращено внимание на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях. Проблема, в данной ситуации, заключается в том, что Закон № 125-ФЗ предусматривает в случае причинения вреда жизни и здоровью работника владельца опасного объекта его обеспечение по страхованию в соответствии с названным законом, несмотря на возмещение, произведённое в соответствии с Законом № 225-ФЗ. В связи с этим, в судебной практике, возникают споры по поводу того, что такой порядок порождает собой возникновение неосновательного обогащения на стороне потерпевшего. С данной точкой зрения нельзя согласиться потому что, как уже говорилось, в начале данного исследования одной из важнейших задач страхования является гарантия реального возмещения потерпевшему причинённого вреда.
В заключение нужно сказать, о том, что обязательное страхование гражданской ответственности является очень молодым институтом отечественного права, что связано с недавним переходом нашей страны к рыночной экономике, при которой страхованию вообще отводится одна из ведущих ролей. Указанное обстоятельство объясняет наличие некоторого количества положений в законодательстве РФ, которые на практике вызывают споры, также прослеживается отсутствие нормативно-правовой базы, необходимой для разрешения существующих проблем. Однако несмотря на вышесказанное необходимо сказать, что российский законодатель стоит на верном пути в развитии обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей.
Подобные работы
- Гражданско-правовая ответственность арбитражных управляющих
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2023 - Договор имущественного страхования: понятие, содержание, особенности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Договор возмездного оказания медицинских услуг
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Договор имущественного страхования в гражданском
праве РФ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ДОГОВОР АРЕНДЫ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ИСПОЛНИТЕЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - ДОГОВОР АРЕНДЫ В СИСТЕМЕ
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (12.00.14 )
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003



