Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Обязательное страхование гражданской ответственности………...........5
§1. Особенности обязательного страхования гражданской ответственности…
§2. Причины введения страхования гражданской ответственности в качестве обязательного
Глава 2. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров
Глава 3. Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность проблемы, выбранной автором для исследования, объясняется тем, что обязательное страхование гражданской ответственности получило широкое распространение в РФ сравнительно недавно и на сегодняшний день является одним из самых часто встречающихся видов страхования.
Во-первых, это связано с переходом в 90-е гг. XX века от плановой экономики к рыночной и, следовательно, прекращением государственной монополии не только в страховании, но и в производстве, чему способствовал процесс приватизации, приведший к широкому распространению частной собственности. Государственное страхование в СССР осуществлялось в отношении имущества, принадлежащего гражданам, колхозам, кооперативным, профессиональным и иным общественным организациям, что касается государственной социалистической собственности, то для возмещения возможных убытков в составе государственного бюджета образовывались общегосударственные резервы. Во-вторых, стоит сказать о том, что в процессе быстро развивающегося технического прогресса возросло количество объектов, конструкция которых сильно усложнилась, что приводит, в свою очередь, к большому количеству аварий, которые наносят колоссальный имущественный вред для их владельцев. Примером данного обстоятельства может послужить авария на Саяно-Шушенской ГЭС, ставшая причиной принятия ФЗ от 27.07.2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», разработка которого велась ещё с начала 2000-х гг. В-третьих, обязательное страхование гражданской ответственности введено с целью обеспечения гарантии возмещения вреда потерпевшим и для того, чтобы предприниматели делали всё от них зависящее для минимизации риска возникновения страхового случая. Последняя цель достигается посредством установления размера страхового тарифа, при заключении нового договора обязательного страхования гражданской ответственности, в зависимости от наличия в предыдущем периоде страховых случаев у указанного страхователя.
В связи с этим, представляется важным исследовать историю возникновения обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей и вопрос о том, как соотносятся между собой его виды. Такое явление характерно в ситуации, когда возмещение по страховому случаю может быть произведено, исходя из внешних признаков, как по одному, так и по другому виду обязательного страхования. Данная ситуация часто регулируется в самом законе, однако не всегда это происходит однозначно.
Целью данной работы как раз и является исследование обязательного страхования гражданской ответственности и выявление соотношений между различными его видами с целью установления их смысла.
Данная работа состоит из трёх глав.
В первой главе речь пойдёт об исследовании обязательного страхования ответственности. Она содержит два параграфа: в первом параграфе говорится о понятии обязательного страхования и его особенностях, во второй главе затрагивается тема причин существования обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей.
Во второй и третьей главах подробно рассматриваются два вида обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей – это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. В ходе написания данной работы будут подняты вопросы причин их введения, права и обязанности субъектного состава и особенности договоров обязательного страхования, включая порядок их заключения, расторжения и изменения. В заключении каждой из этих глав речь пойдёт о соотношении описываемых видов обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей с иными существующими.
В данной работе были исследованы особенности обязательного страхования гражданской ответственности и причины его возникновения. Также детально рассмотрены два вида обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей: обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика и обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта и их соотношение с другими видами обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей.
Одной из важнейших особенностей страхования гражданской ответственности является то, что оно вводится для защиты имущественных интересов не только страхователей, но и третьих лиц – выгодоприобретателей. Защита имущественных интересов страхователей заключается в том, что убытки, вызванные произошедшим страховым случаем, покрываются страховщиком и не ложатся тяжёлым бременем на самого причинителя вреда. Имущественные же интересы выгодоприобретателей (пострадавших от наступления страхового случая) защищаются гарантированным реальным возмещением вреда их здоровью, жизни и имуществу. В случае же несоблюдения, возложенной на страхователей обязанности страхования своей гражданской ответственности, в законодательстве РФ предусмотрено как гражданско-правовая, так и административная ответственности.
Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика очень тесно пересекается с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Во-первых, на практике часто разрешается вопрос, какой из этих видов обязательного страхования подлежит применению в случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием двух транспортных средств, одно из которых осуществляет перевозку. Обращаясь к законодательному регулированию и формирующейся судебной практике, можно прийти к следующим выводам. В ситуации, когда перевозчик несёт ответственность за вред, причинённый жизни, здоровью, имуществу пассажиров, страховое возмещение указанного вреда осуществляется за счёт обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Если же за причинение вреда ответственен водитель, не осуществляющий перевозку, то при возмещении, применяется обязательное страхование его гражданской ответственности как владельца транспортного средства. Аналогично данный вид обязательного страхования подлежит применению и в ситуации, если другой водитель, ответственный за ДТП, осуществляющий перевозку, в отношении возмещения вреда, причинённого пассажирам другого транспортного средства.
Во-вторых, согласно законодательству РФ и судебной практике, отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика не является основанием возложения обязанности возмещения вреда на страховщика в рамках отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В ходе описания обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта особое внимание уделено фигуре страхователя. Ведь в законе указано, что страхователем может быть только собственник опасного объекта и ничего не сказано о перевозчике. Таким образом, в момент перевозки опасного объекта от одного собственника к другому, по мнению законодателя, этот объект теряет свою опасность, но с этим трудно согласиться, поскольку существует масса примеров чрезвычайных происшествий, произошедших с опасными объектами в момент их перемещения. Министерство транспорта РФ заметило существование данной проблемы и разработало проекты ФЗ «Об обязательном страховании ответственности при перевозках опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом» и ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда при перевозке железнодорожным транспортом опасных грузов» в 2011 и 2013 гг. соответственно. Однако до сих порни один из этих законопроектов не был направлен даже на рассмотрение депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. К тому же, остаётся неясным вопрос, почему в более позднем проекте речь стала идти об обязательном страховании гражданской ответственности только лиц, занимающихся перевозками опасных грузов железнодорожным транспортом, несмотря на то, что НССО выступал за введение обязательного страхования гражданской ответственности всех перевозчиков опасных грузов. Обращаясь к зарубежному опыту можно также увидеть, что во многих странах мира, включая некоторые государства-участники СНГ, гражданская ответственность всех перевозчиков опасных грузов является обязательной.
Анализируя соотношение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика с другими видами обязательного страхования было обращено внимание на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях. Проблема, в данной ситуации, заключается в том, что Закон № 125-ФЗ предусматривает в случае причинения вреда жизни и здоровью работника владельца опасного объекта его обеспечение по страхованию в соответствии с названным законом, несмотря на возмещение, произведённое в соответствии с Законом № 225-ФЗ. В связи с этим, в судебной практике, возникают споры по поводу того, что такой порядок порождает собой возникновение неосновательного обогащения на стороне потерпевшего. С данной точкой зрения нельзя согласиться потому что, как уже говорилось, в начале данного исследования одной из важнейших задач страхования является гарантия реального возмещения потерпевшему причинённого вреда.
В заключение нужно сказать, о том, что обязательное страхование гражданской ответственности является очень молодым институтом отечественного права, что связано с недавним переходом нашей страны к рыночной экономике, при которой страхованию вообще отводится одна из ведущих ролей. Указанное обстоятельство объясняет наличие некоторого количества положений в законодательстве РФ, которые на практике вызывают споры, также прослеживается отсутствие нормативно-правовой базы, необходимой для разрешения существующих проблем. Однако несмотря на вышесказанное необходимо сказать, что российский законодатель стоит на верном пути в развитии обязательного страхования гражданской ответственности предпринимателей.
) Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. – 2009. – 21 янв. – (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ и от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). – СПС «КонсультантПлюс».
1.1.2. Федеральные законы
2) Об организации страхового дела в Российской Федерации [Электронный ресурс] : закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. - № 2. – Ст. 56. – (в ред. от 03.07.2016) – СПС «КонсультантПлюс».
3) Об использовании атомной энергии [Электронный ресурс] :федер. закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. - № 48. – Ст. 4552. – (в ред. от 03.07.2016). – СПС «КонсультантПлюс».
4) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) [Электронный ресурс] : от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1996. - № 5. – Ст. 410. – СПС «КонсультантПлюс».
5) Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [Электронный ресурс] :федер. закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1998. - № 31. – Ст. 3803. – (в ред.от 28.12.2016) – СПС «КонсультантПлюс».
6) Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств [Электронный ресурс] :федер. закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 18. – Ст. 1720. – (в ред. от 28.03.2017) – СПС «КонсультантПлюс».
7)О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] :федер. закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 43. – Ст. 4190. – (в ред. от 03.07.2016) – СПС «КонсультантПлюс».
8) Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте[Электронный ресурс] :федер. закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. –2010. - № 31. – Ст. 4194. – (в ред. от 23.06.2016) – СПС «КонсультантПлюс».
9) Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном[Электронный ресурс] :федер. закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. - № 25. – Ст. 3257. – (в ред. от 23.06.2016) – СПС «КонсультантПлюс».
1.1.3. Указы и распоряжения Президента РФ
10) Об обязательном личном страховании пассажиров[Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 07.07.1992 г. № 750 // Собр. актов Президента и Правительства РФ – 1992. - № 2. – Ст. 35. – (утр. силу) – СПС «КонсультантПлюс».
1.1.4. Постановления и распоряжения Правительства РФ
11) Об утверждении Правил расчёта суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 15 ноября 2012 г. № 1164 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2012. - № 47. – Ст. 6512. – (в ред. от 21.02.2015) – СПС «КонсультантПлюс».
1.1.5. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных органов
12) Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт[Электронный ресурс] :приказ МЧС Рос. Федерации от 30 дек. 2011г. № 795 // Рос. газ. – 2012. – № 61. – (в ред. от 14.07.2016). – СПС «КонсультантПлюс».
1.2. Акты высших органов судебной власти Российской Федерации, имеющие нормативное содержание
1.2.1. Акты Конституционного Суда Российской Федерации
13) По делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с запросами Государственного Собрания – Эл-Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Швецова[Электронный ресурс] : постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 31.05.2005 г. № 6-П // Вестник Конституционного Суда Рос. Федерации. – 2005. - № 4. – СПС «КонсультантПлюс».
1.3. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы иностранных государств
1.3.1. Нормативно-правовые акты высших представительных органов власти иностранных государств
14) Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика опасных грузов [Электронный ресурс] : закон Кыргызской Республики от 4 августа 2008 № 188 - Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики.
2. Материалы судебной практики
2.1. Материалы судебной практики Российской Федерации
2.1.1. Акты судов общей юрисдикции Российской Федерации
15) Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.08.2015 № 33-11731/2015 – 2015. – СПС «КонсультантПлюс».
2.1.2. Акты арбитражных судов Российской Федерации
16) Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 № 17АП-11351/2015-ГК по делу № А60-16350/2015. – 2015. – СПС «КонсультантПлюс».
17) Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 № 09АП-48585/2015 по делу № А40-104633/15. – 2015. – СПС «КонсультантПлюс».
18) Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016 № 05АП-3030/2016 по делу № А51-1808/2016 – 2016. – СПС «КонсультантПлюс».
3. Специальная литература
3.1. Книги
19) Белицкая, А.В. Комментарий к Федеральному закону от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном» (постатейный) / А.В. Белицкая, А.А. Кирилловых. – М. :Юстицинформ, - 2013. – 141 с.
20) Кирилловых, А.А. Комментарий к Федеральному закону комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (постатейный)/ А.А. Кирилловых. – М. :Юстицинформ, - 2011. – 152 с.
21) Кузятин, В.Д. Возмещение за вред по Гражданскому Кодексу и социальное страхование / В.Д. Кузятин. – М. – Л., 1925. - с. 6.
22) Репенак, А.В.. Страхование рабочих от несчастных случаев в Германии / А.В. Репенак. – М., 1911. – 244 с.
23) Серебровский, В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву / В.И. Серебровский. – 2-е изд.., испр. – М. : Статут, 2003. – 558 с.
24) Теория и практика страхования : учеб. пособие / К. Е. Турбина [и др.]; под ред. К. Е. Турбиной [и др.] – М. : Анкил, 2003. – 704 с.
25) Худяков, А. И. Теория страхования / А.И. Худяков. – М. : Статут, 2010. –656 с.
3.2. Статьи
26) Гринкевич, В. Инфраструктурный коллапс: выдумка или реальность? [Электронный ресурс] / В. Гринкевич // РИА Новости. – Режим доступа :https://ria.ru/analytics/20090827/182573079.html(дата обращения : 04.05.2017).
27) Дедиков, С. В. Обязательное страхование ответственности владельца опасного объекта / С.В. Дедиков // Юридическая и правовая работа в страховании. – 2011. - № 1
28) Киселев, А. Авария подорожала [Электронный ресурс] / А. Киселев // Взгляд. – Режим доступа :https://vz.ru/economy/2009/8/19/318921.html(дата обращения : 04.05.2017).
29) Мищенко, С. Для особо опасных / С. Мищенко // Бизнес-журнал. - 2013. - № 11. – 82 с.
3.3. Интернет-ресурсы
30)Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=21887#0 (дата обращения : 04.05.2017).
31) Минтранс РФ и НССО выступают за обязательное страхование ответственности перевозчиков опасных грузов [Электронный ресурс]: URL: http://www.insur-info.ru/press/54584/ (дата обращения : 04.05.2017).
32) НССО выступает за обязательное страхование ответственности при перевозке грузов [Электронный ресурс]: URL: http://www.insur-info.ru/press/93545/ (дата обращения : 04.05.2017).
33) Проект Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда при перевозке железнодорожным транспортом опасных грузов» [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=102670#0 (дата обращения : 04.05.2017).
34) ВСС поддержал идею обязательного страхования ответственности при перевозках опасных грузов [Электронный ресурс]: URL: http://www.insur-info.ru/news/500/ (дата обращения : 04.05.2017).