Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Место договора коммерческой концессии в системе права
Российской Федерации 7
1.1 История становления и развития коммерческой концессии 7
1.2 Понятие договора коммерческой концессии 11
1.3 Соотношение договора коммерческой концессии и договора
франчайзинга 16
Глава 2 Общая характеристика договора коммерческой концессии 20
2.1 Предмет договора коммерческой концессии 20
2.2 Стороны договора коммерческой концессии 27
2.3 Содержание договора коммерческой концессии 34
2.4 Ответственность сторон по договору коммерческой концессии . 42
Заключение 54
Список используемой литературы и используемых источников 58
Одним из наилучших средств расширения бизнеса является такая договорная конструкция, как договор коммерческой концессии, позволяющий подключать в свою систему пользователей, находящихся в полной экономической зависимости и осуществлять контроль за их деятельностью. Использование указанной договорной конструкции предоставляет преимущества в сжатые сроки создавать сети бизнеса и в том числе в международном масштабе без крупных финансовых вложений на базе комплекса объектов исключительных прав, принадлежащих какому- либо лицу. Однако, несмотря на указанные и другие выгоды, применение договора коммерческой концессии на практике не является столь распространенным в отличие от зарубежных правопорядков, где он применяется более чем в 70 отраслях экономики. Связано это с неоднозначностью правового регулирования данной договорной конструкции.
По-разному в доктрине решается вопрос о правовой природе договора коммерческой концессии и его месте в системе гражданско-правовых договоров.
Актуальной остается проблема соотношения договора коммерческой концессии, франчайзинга и франшизы. Среди цивилистов можно встретить достаточно противоречивые точки зрения. С одной стороны утверждается, что коммерческая концессия и франчайзинг являются синомичными понятиям, с другой стороны - коммерческая концессия представляется как российский аналог, используемого в зарубежных странах, договора франчайзинга. Кроме того, в доктрине можно встретить и противоположную точку зрения, согласно которой франчайзинг - родовое, а коммерческая концессия - видовое понятие. Существует позиция ученых, что исследуемые договора являются разными видами договоров.
На практике можно встретить отождествление франчайзинга и франшизы. Однако по большей части данные понятия различаются в связи с собственным значением франшизы в договоре коммерческой концессии...
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы и предложения.
Во-первых, договорной характер концессионные отношения приобретают в середине XIX в. В советский период развития концессионные соглашения являлись одной из форм привлечения инвестиций. Современное правовое регулирование договора коммерческой концессии стало формироваться с принятием ГК РФ.
Во-вторых, коммерческая концессия представляет собой партнерство сторон с целью расширения и развития бизнеса с приложением усилий обеих сторон. Характерными признаками коммерческой концессии, являются:
- способ осуществления предпринимательской деятельности;
- наличие комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю и рассматриваемых как предмет договорного регулирования;
- предоставление в пользование на определённых сторонами условиях комплекса исключительных прав;
- использование передаваемого комплекса исключительных прав в предпринимательской деятельности пользователя.
В-третьих, в части разграничения договорных конструкций коммерческой концессии и франчайзинга было отмечено, что условия рассматриваемых договоров могут полностью совпадать, а могут характеризоваться различиями. При этом договор франчайзинга распространен и широко применяется в мире, а сами договоры довольно часто носят трансграничный характер, что опосредует вывод о необходимости, помимо коммерческой концессии, закрепить в гражданском законодательстве унифицированные правила регулирования именно договора франчайзинга. Реализация данного предложения обеспечит разграничение исследованных договоров, в т.ч. и в правоприменительной практике. Однако, целесообразно внести изменения, подразумевающие равноправное применение терминов «коммерческая концессия» и «франчайзинг».
В-четвертых, существенным условием договора коммерческой концессии является его предмет. По договору коммерческой концессии правообладатель предоставляет права на средства индивидуализации. Исследуя предмет договора коммерческой концессии были выделены его элементы: средства индивидуализации товара, работ, услуг и их
производителя; объекты, которые технически и технологически обеспечивают использование средств индивидуализации; вещи и элементы организационной и информационной поддержки, без которых невозможно эффективное использование элементов первой и второй групп...
1. Апелляционное определение Московского городского суда от
18.07.2019 по делу № 33-32410/2019 [Электронный ресурс] // СПС
КонсультантПлюс.
2. Белоусов В.Н. Договор коммерческой концессии в российском праве: вопросы теории и практики // Сибирский юридический вестник. 2021. № 1 (92). С. 31-37.
3. Бобков С.А. Правовое регулирование коммерческой концессии в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 188 с.
4. Богданов А.В. Гражданско-правовое регулирование договора коммерческой концессии в Российской Федерации: дисс. ... канд. юид. наук. М., 2009. 195 с.
5. Болохов Д.В. Договор коммерческой концессии как правовой способ инвестирования при использовании чужих исключительных прав // Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 31. С. 43 - 47.
6. Бондаренко Д.П. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в российском праве: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 169 с.
7. Бородина Ж.Н. Об ответственности пользователя по договору коммерческой концессии // Научный Татарстан. 2010. № 1. С. 83-87.
8. Гогусева А.П. К вопросу об ответственности сторон по договору коммерческой концессии // Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия : сб. ст. по материалам 27-й Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2019. С. 62-66.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // СЗ РФ. 2006. № 52 (Ч. 1). Ст. 5496.
12. Гражданское право: Учебник: В 3-х т. / Под ред. А.П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2010. Т. 2. 866 с.
13. Гражданское право: Учебник: В 4 т. Т. 4 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2011. 790 с.
14. Грицаева Н.Б. Сущность и перспективы развития договора коммерческой концессии // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы VIII международной научно-практической конференции: Сборник научных трудов / Отв. ред. Г. Г Бубнов. 2013. С. 80-84.
15. Декрет СНК РСФСР от 23.11.1920 г. «Общие экономические и юридические условия концессий» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс...72