Торгово-экономические отношения между Китайской Народной Республикой и Федеративной Республикой Германия (1992 – 2021 гг.)
|
Введение 3
Глава 1. Особенности современных китайско-германских отношений 8
1.1 Роль и место ЕС в китайской внешней политике и внешнеэкономической стратегии 8
1.2 Основные этапы развития китайско-германских отношений: факторы, ограничители и интересы 17
Глава 2. Торгово-экономическое сотрудничество Китайской Народной Республики и Федеративной Республики Германия с 1992 по 2013 гг. 29
2.1. Торгово-экономические связи и формы взаимодействия КНР и ФРГ 29
2.2. Восприятие Китая в Германии как фактор, влияющий на их партнерство 51
Глава 3. Сотрудничество КНР и ФРГ в торгово-экономической сфере с 2014 по 2021 гг. 54
3.1. Направления развития Китая и Германии в торгово-экономической области 54
3.2. Оценка политики КНР в Германии как фактор, влияющий на развитие их партнерства 74
Заключение 85
Список источников и литературы 88
Глава 1. Особенности современных китайско-германских отношений 8
1.1 Роль и место ЕС в китайской внешней политике и внешнеэкономической стратегии 8
1.2 Основные этапы развития китайско-германских отношений: факторы, ограничители и интересы 17
Глава 2. Торгово-экономическое сотрудничество Китайской Народной Республики и Федеративной Республики Германия с 1992 по 2013 гг. 29
2.1. Торгово-экономические связи и формы взаимодействия КНР и ФРГ 29
2.2. Восприятие Китая в Германии как фактор, влияющий на их партнерство 51
Глава 3. Сотрудничество КНР и ФРГ в торгово-экономической сфере с 2014 по 2021 гг. 54
3.1. Направления развития Китая и Германии в торгово-экономической области 54
3.2. Оценка политики КНР в Германии как фактор, влияющий на развитие их партнерства 74
Заключение 85
Список источников и литературы 88
Актуальность исследования. Китай и Германия являются одними из самых крупных мировых экспортеров, а также странами с влиятельными экономиками. Для Китая Германия – это крупнейший торговый партнер в Европе, одновременно с этим страна, оказывающая серьезное влияние на налаживание стратегии Европейского союза к Китайской Народной Республике. В 2013 г. Китай инициировал создание Шелкового пути, где европейский вектор внешнеэкономической политики КНР выходит на один из первых планов. В связи с этим Германия имеет огромное значение для Китая в силу следующих причин:
государство является одним из основных торговых партнеров;
китайская сторона заинтересована в получение немецких технологий;
одна из наиболее важных партнеров стран в ЕС.
В последние два года происходит переоценка европейской политики в отношении Китая и, возможно, Германии. Это актуализует необходимость уточнения современного состояния торгово-экономических отношений Китая и Германии, определения перспектив, выделения степени взаимозависимости и связанности двух экономик.
Таким образом, можно сделать вывод, что существует несколько достаточно значимых причин для проведения исследования особенностей торгово-экономических отношений между Китайской Народной Республикой и Федеративной Республикой Германия в период с 1992 – 2021 гг.
Объектом исследования выступают отношения между Китаем и Германией.
Предметом исследования являются торгово-экономические отношения между КНР и ФРГ в период с 1992 – 2021 гг.
Цель исследования состоит в выделении особенностей развития торгово-экономических отношений между КНР и ФРГ в период с 1992 – 2021 гг.
Задачи работы включают:
1. Выделить роль и место Европейского союза в китайской внешней политике и внешнеэкономической стратегии;
2. Рассмотреть основные этапы развития китайско-германских отношений через факторы, ограничители и интересы сторон;
3. Выявить особенности торгово-экономических связей и форм взаимодействия КНР и ФРГ;
4. Исследовать восприятие Китая в Германии;
5. Изучить направления развития в торгово-экономической области Китая и Германии;
6. Провести оценку политики Китайской Народной Республики к Федеративной Республике Германия.
Хронологические рамки исследования выделены с 1992по2021 гг., с разделением работы на две части: 1992 – 2013 гг. и 2014 – 2021 гг. Что связано с сроками представительства и политикой Председателей КНР: Цзан Цземинь, Ху Цзиньтао и Си Цзиньпин.
Методологической основой исследования послужили исторический метод, системный анализ, анализ статистики, анализ иностранных источников, контент-анализ, метод дедукции, метод индукции, обобщение, метод отборки.
Источниковая база исследования достаточно обширна, были представлены источники как на английском, русском, китайском и немецком языках. В состав источников входят: нормативно-правовые, публицистические и статистические документы.
К группе нормативно-правовых источников следует отнести международно-правовые документы, как Конституция Китайской Народной Республики, что необходимо для исследования нормативно-правовых основ политики Китая. Deutscher Bundestag, Bulletin, 51-я сессия ГА ООН, где изложены нормативно-правовое регулирование отношений между странами.
К публицистическим источникам относится печатный документ Бундестага Германии от 11 октября 2011 г., Резолюция Бундестага Германии от 1996 г. об «улучшении ситуации с правами человека в Тибете», что носило рекомендательный характер и повлияло на становление политических отношений между КНР и ФРГ. Соглашение между КНР и ФРГ о культурном сотрудничестве от 2002 г. для рассмотрения восприятия Китая в Германии. Wahlperiode, – изложение официального мнения представителей стран. Доклад ХуЦзиньтаона 17-мсъездеКПК.
Статические источники: Министерство обороны ФРГ, Министерство иностранных дел ФРГ, Всемирный банк , Министерство национальной обороны КНР, Евростат, Министерство иностранных дел КНР. 51-я сессия ГА ООН, GermanFederalGovernment, GermanFederalForeignOffice, Berlinh. Представлена статистическая информация, которая была накоплена в результате сотрудничества двух стран.
Степень научной разработанности темы. Отношения КНР и ФРГ активно начала изучаться с советского периода отечественными учеными. С 1960-70-е гг. ученый А.И. Степанов приступил к рассмотрению проблематики, направленной на политику Германии к Китаю.
В исследовании рассматривались работы М.Л. Титаренко, российского ученого по международным отношениям в Северо-Восточной Азии в том числе по Китайской Народной Республике. Проводился анализ таких изданий, как «Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии» (2008 г.) , где описан полноценный анализ факторов, обеспечивающих стабильность и развитие цивилизации Китая. «Китай – Россия 2050. Стратегия соразвития (2003 г.)» . Крупный вклад в исследование проблем создания и развития политики Пекина внес российский ученый С.Г. Лузянин .
К важным источникам исследования можно отнести: монографии, доклады научных конференций по проблематике политического развития КНР, ее значение на международной арене: «Китай в мировой и региональной политике (История и современность)» (2015 г.) под редакцией Е.И. Сафроновой; Китай в мировой политике (ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский, 2001 г.); Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН «Новые аспекты социально-политического развития КНР» (2015 г.); Тезисы докладов ХХ Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (2013 г.) и др., а также Доклады ИДВ РАН и др.
В работе рассматривалось исследование Н.В. Павлов, изучавшего внутреннюю и внешнюю политику ФРГ в таких работах, как «История внешней политики Германии. От Бисмарка до Меркель» (2012 г.), «Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире» (2005 г.) и проч. С помощью его трудов было проанализировано развитие политики Федеративной Республики Германия.
Современная внешнеполитическая деятельность и проблематика экономических и политических сфер Германии и была изучена с помощью монографии А.К. Никитина «Современная внешнеполитическая стратегия ФРГ» (2008 г.) .
Новизна исследования состоит в том, что было проведено комплексное исследование торгово-экономических отношений между КНР и ФРГ в период с 1992 по 2021 гг. Был выявлен потенциал развития отношений. Определены принципы зарождения внешней политики Китая и Германии. Проведен исторический анализ отношений между двумя странами.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
государство является одним из основных торговых партнеров;
китайская сторона заинтересована в получение немецких технологий;
одна из наиболее важных партнеров стран в ЕС.
В последние два года происходит переоценка европейской политики в отношении Китая и, возможно, Германии. Это актуализует необходимость уточнения современного состояния торгово-экономических отношений Китая и Германии, определения перспектив, выделения степени взаимозависимости и связанности двух экономик.
Таким образом, можно сделать вывод, что существует несколько достаточно значимых причин для проведения исследования особенностей торгово-экономических отношений между Китайской Народной Республикой и Федеративной Республикой Германия в период с 1992 – 2021 гг.
Объектом исследования выступают отношения между Китаем и Германией.
Предметом исследования являются торгово-экономические отношения между КНР и ФРГ в период с 1992 – 2021 гг.
Цель исследования состоит в выделении особенностей развития торгово-экономических отношений между КНР и ФРГ в период с 1992 – 2021 гг.
Задачи работы включают:
1. Выделить роль и место Европейского союза в китайской внешней политике и внешнеэкономической стратегии;
2. Рассмотреть основные этапы развития китайско-германских отношений через факторы, ограничители и интересы сторон;
3. Выявить особенности торгово-экономических связей и форм взаимодействия КНР и ФРГ;
4. Исследовать восприятие Китая в Германии;
5. Изучить направления развития в торгово-экономической области Китая и Германии;
6. Провести оценку политики Китайской Народной Республики к Федеративной Республике Германия.
Хронологические рамки исследования выделены с 1992по2021 гг., с разделением работы на две части: 1992 – 2013 гг. и 2014 – 2021 гг. Что связано с сроками представительства и политикой Председателей КНР: Цзан Цземинь, Ху Цзиньтао и Си Цзиньпин.
Методологической основой исследования послужили исторический метод, системный анализ, анализ статистики, анализ иностранных источников, контент-анализ, метод дедукции, метод индукции, обобщение, метод отборки.
Источниковая база исследования достаточно обширна, были представлены источники как на английском, русском, китайском и немецком языках. В состав источников входят: нормативно-правовые, публицистические и статистические документы.
К группе нормативно-правовых источников следует отнести международно-правовые документы, как Конституция Китайской Народной Республики, что необходимо для исследования нормативно-правовых основ политики Китая. Deutscher Bundestag, Bulletin, 51-я сессия ГА ООН, где изложены нормативно-правовое регулирование отношений между странами.
К публицистическим источникам относится печатный документ Бундестага Германии от 11 октября 2011 г., Резолюция Бундестага Германии от 1996 г. об «улучшении ситуации с правами человека в Тибете», что носило рекомендательный характер и повлияло на становление политических отношений между КНР и ФРГ. Соглашение между КНР и ФРГ о культурном сотрудничестве от 2002 г. для рассмотрения восприятия Китая в Германии. Wahlperiode, – изложение официального мнения представителей стран. Доклад ХуЦзиньтаона 17-мсъездеКПК.
Статические источники: Министерство обороны ФРГ, Министерство иностранных дел ФРГ, Всемирный банк , Министерство национальной обороны КНР, Евростат, Министерство иностранных дел КНР. 51-я сессия ГА ООН, GermanFederalGovernment, GermanFederalForeignOffice, Berlinh. Представлена статистическая информация, которая была накоплена в результате сотрудничества двух стран.
Степень научной разработанности темы. Отношения КНР и ФРГ активно начала изучаться с советского периода отечественными учеными. С 1960-70-е гг. ученый А.И. Степанов приступил к рассмотрению проблематики, направленной на политику Германии к Китаю.
В исследовании рассматривались работы М.Л. Титаренко, российского ученого по международным отношениям в Северо-Восточной Азии в том числе по Китайской Народной Республике. Проводился анализ таких изданий, как «Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии» (2008 г.) , где описан полноценный анализ факторов, обеспечивающих стабильность и развитие цивилизации Китая. «Китай – Россия 2050. Стратегия соразвития (2003 г.)» . Крупный вклад в исследование проблем создания и развития политики Пекина внес российский ученый С.Г. Лузянин .
К важным источникам исследования можно отнести: монографии, доклады научных конференций по проблематике политического развития КНР, ее значение на международной арене: «Китай в мировой и региональной политике (История и современность)» (2015 г.) под редакцией Е.И. Сафроновой; Китай в мировой политике (ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский, 2001 г.); Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН «Новые аспекты социально-политического развития КНР» (2015 г.); Тезисы докладов ХХ Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (2013 г.) и др., а также Доклады ИДВ РАН и др.
В работе рассматривалось исследование Н.В. Павлов, изучавшего внутреннюю и внешнюю политику ФРГ в таких работах, как «История внешней политики Германии. От Бисмарка до Меркель» (2012 г.), «Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире» (2005 г.) и проч. С помощью его трудов было проанализировано развитие политики Федеративной Республики Германия.
Современная внешнеполитическая деятельность и проблематика экономических и политических сфер Германии и была изучена с помощью монографии А.К. Никитина «Современная внешнеполитическая стратегия ФРГ» (2008 г.) .
Новизна исследования состоит в том, что было проведено комплексное исследование торгово-экономических отношений между КНР и ФРГ в период с 1992 по 2021 гг. Был выявлен потенциал развития отношений. Определены принципы зарождения внешней политики Китая и Германии. Проведен исторический анализ отношений между двумя странами.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
В заключение следует выделить несколько выводов. Китай активно развивает отношения с Европейским союзом. Несмотря на негативные факторы и кризисы Брюссель стремится укреплять партнерский союз с Пекином. В основе внешней политики Китая находится несколько особенностей: национальный менталитет, что говорит о философии и видении политики; реализация конкретных шагов правительства страны, что показывает какие цели преследует Китай. Помимо данных направлений в политике Китая также значимыми являются: космическое, военное, экономическое, освоение океана, сотрудничество в разработке новых технологий, инновациях, демографическая экспансия.
Исследуя становления отношений между Китаем и Германией, можно отметить следующее: после того как Германия воссоединилась, то страны стали налаживать отношения между собой. В 1998 г. отношения между странами только улучшались, при этом у стран много схожих позиций по поводу внешней политики. Соглашение, подписанное между странами в 2010 г., стало основой для повышения и укрепления отношений на политическом уровне, что стало прекрасной базой для дальнейшего укрепления связей между странами на других уровнях. На уровне правительств были приняты важные документы по развитию экономических и торговых отношений. Страны вели активно развитие отношений, однако, несмотря на наличие общего знаменателя и выгоды. Германия со времен только ухудшила отношения с Китаем, что связано с тесным сотрудничеством с США.
Взаимоотношения между КНР и ФРГ в современный период основываются на торговле товарами при превышении экспорта над импортом продукции из Китая. Во-вторых, партнерство в экономической сфере развивается за счет новых форм сотрудничества. Например таких, как: инвестиции, научно-техническая сфера через множество проектов. Осуществлялось активное экспортирование технологий из Германии в Китай, когда как обратного не происходило. В качестве форм и направлений сотрудничества между странами можно выделить следующие: торговля; инвестиции; сотрудничество среднего и малого бизнеса; помощь в развитии; льготное кредитование. В экономических отношениях между странами происходит активное взаимодействие, что способствует их укреплению. Торговля между акторами активно развивается, однако кризисные явления в мире отрицательно сказываются на их развитии, при этом отмечается большая зависимость Германии от Китая. В 2013 г. в Китай экспортировались оборудование, машины, электротехника, продукция химической промышленности, что говорит о востребованности и потребности в новых технологиях.
Правительство Германии считает, что Китай в будущем будет одним из самых крупных торговых партнеров страны, который поможет развивать экономику. Однако наличие сотрудничества с США осложняет отношения, поскольку правительство США полагает, что Китай необходимо остановить в развитие, попытаться всячески его сдержать. Основным направлением является интенсивно развивающиеся экономические связи.
Китай остается одним из основных торговых партнеров ФРГ, как для страны с экспортоориентированной экономикой. В том числе Пекин главный рынок сбыта и инвестиций. Население Германии положительно относится к Китаю.
Анализ развития в торгово-экономическом спектре Китая и Германия показал, что на протяжении 2014 по 2021 гг. В 2014 г. на уровне правительств было принято решение о стратегическом партнерстве стран, в следующих сферах: политическая сфера; инвестиционная сфера; гуманитарная сфера; научно-техническая сфера; торгово-экономическая сфера. В 2017 г. объем прямых иностранных инвестиций из Германии в Китай составил 34,3 млрд. евро. В качестве причин данной ситуации можно назвать: усиления протекционизма со стороны правительства; наличия привилегий у китайских компаний на рынке страны. На территории Германии работает 17 филиалов банков представителями КНР. В 2014 г., когда глава правительства Китая посетил Германию, то было подписано соглашение о создании расчетно-клирингового центра, который позволял осуществлять торговые сделки в национальной валюте Китая. Наличие постоянного и высокого уровня сотрудничества между странами в торговой и экономической сфере оказывает влияние на политику и дипломатические отношения между странами.
Наличие постоянного и высокого уровня сотрудничества между странами в торговой и экономической сфере оказывает влияние на политику и дипломатические отношения между странами. Главы правительств регулярно проводят встречи в рамках бизнес-сотрудничества.
Страны активно продолжают сотрудничать в рамках туризма, образования, культуры. Одновременно с этим Китай и Германии стали развивать отношения в рамках проекта «Один пояс, один путь», в свою очередь именно страны Европейского союза – конечные пункты транспортных маршрутов.
Несмотря на такое сотрудничество, в Европе все чаще стало появляться мнение, что Китай проводит агрессивную экономическую политику и пытается разделить Европейский союз. Несмотря на опасения со стороны правительства Германия, оно заинтересовано в сотрудничестве с Китаем. В последующие месяцы 2022 г. будет разработана новая стратегия ФРГ по отношению к КНР, которая затронет сферы инвестиций, суверенитета, международного права, терроризма и территориальной неприкосновенности.
Исследуя становления отношений между Китаем и Германией, можно отметить следующее: после того как Германия воссоединилась, то страны стали налаживать отношения между собой. В 1998 г. отношения между странами только улучшались, при этом у стран много схожих позиций по поводу внешней политики. Соглашение, подписанное между странами в 2010 г., стало основой для повышения и укрепления отношений на политическом уровне, что стало прекрасной базой для дальнейшего укрепления связей между странами на других уровнях. На уровне правительств были приняты важные документы по развитию экономических и торговых отношений. Страны вели активно развитие отношений, однако, несмотря на наличие общего знаменателя и выгоды. Германия со времен только ухудшила отношения с Китаем, что связано с тесным сотрудничеством с США.
Взаимоотношения между КНР и ФРГ в современный период основываются на торговле товарами при превышении экспорта над импортом продукции из Китая. Во-вторых, партнерство в экономической сфере развивается за счет новых форм сотрудничества. Например таких, как: инвестиции, научно-техническая сфера через множество проектов. Осуществлялось активное экспортирование технологий из Германии в Китай, когда как обратного не происходило. В качестве форм и направлений сотрудничества между странами можно выделить следующие: торговля; инвестиции; сотрудничество среднего и малого бизнеса; помощь в развитии; льготное кредитование. В экономических отношениях между странами происходит активное взаимодействие, что способствует их укреплению. Торговля между акторами активно развивается, однако кризисные явления в мире отрицательно сказываются на их развитии, при этом отмечается большая зависимость Германии от Китая. В 2013 г. в Китай экспортировались оборудование, машины, электротехника, продукция химической промышленности, что говорит о востребованности и потребности в новых технологиях.
Правительство Германии считает, что Китай в будущем будет одним из самых крупных торговых партнеров страны, который поможет развивать экономику. Однако наличие сотрудничества с США осложняет отношения, поскольку правительство США полагает, что Китай необходимо остановить в развитие, попытаться всячески его сдержать. Основным направлением является интенсивно развивающиеся экономические связи.
Китай остается одним из основных торговых партнеров ФРГ, как для страны с экспортоориентированной экономикой. В том числе Пекин главный рынок сбыта и инвестиций. Население Германии положительно относится к Китаю.
Анализ развития в торгово-экономическом спектре Китая и Германия показал, что на протяжении 2014 по 2021 гг. В 2014 г. на уровне правительств было принято решение о стратегическом партнерстве стран, в следующих сферах: политическая сфера; инвестиционная сфера; гуманитарная сфера; научно-техническая сфера; торгово-экономическая сфера. В 2017 г. объем прямых иностранных инвестиций из Германии в Китай составил 34,3 млрд. евро. В качестве причин данной ситуации можно назвать: усиления протекционизма со стороны правительства; наличия привилегий у китайских компаний на рынке страны. На территории Германии работает 17 филиалов банков представителями КНР. В 2014 г., когда глава правительства Китая посетил Германию, то было подписано соглашение о создании расчетно-клирингового центра, который позволял осуществлять торговые сделки в национальной валюте Китая. Наличие постоянного и высокого уровня сотрудничества между странами в торговой и экономической сфере оказывает влияние на политику и дипломатические отношения между странами.
Наличие постоянного и высокого уровня сотрудничества между странами в торговой и экономической сфере оказывает влияние на политику и дипломатические отношения между странами. Главы правительств регулярно проводят встречи в рамках бизнес-сотрудничества.
Страны активно продолжают сотрудничать в рамках туризма, образования, культуры. Одновременно с этим Китай и Германии стали развивать отношения в рамках проекта «Один пояс, один путь», в свою очередь именно страны Европейского союза – конечные пункты транспортных маршрутов.
Несмотря на такое сотрудничество, в Европе все чаще стало появляться мнение, что Китай проводит агрессивную экономическую политику и пытается разделить Европейский союз. Несмотря на опасения со стороны правительства Германия, оно заинтересовано в сотрудничестве с Китаем. В последующие месяцы 2022 г. будет разработана новая стратегия ФРГ по отношению к КНР, которая затронет сферы инвестиций, суверенитета, международного права, терроризма и территориальной неприкосновенности.
Подобные работы
- Стратегическое партнерство и союзнические отношения Российской Федерации и Республики Таджикистан
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022



