Введение 3
Глава 1. Особенности современных китайско-германских отношений 8
1.1 Роль и место ЕС в китайской внешней политике и внешнеэкономической стратегии 8
1.2 Основные этапы развития китайско-германских отношений: факторы, ограничители и интересы 17
Глава 2. Торгово-экономическое сотрудничество Китайской Народной Республики и Федеративной Республики Германия с 1992 по 2013 гг. 29
2.1. Торгово-экономические связи и формы взаимодействия КНР и ФРГ 29
2.2. Восприятие Китая в Германии как фактор, влияющий на их партнерство 51
Глава 3. Сотрудничество КНР и ФРГ в торгово-экономической сфере с 2014 по 2021 гг. 54
3.1. Направления развития Китая и Германии в торгово-экономической области 54
3.2. Оценка политики КНР в Германии как фактор, влияющий на развитие их партнерства 74
Заключение 85
Список источников и литературы 88
Актуальность исследования. Китай и Германия являются одними из самых крупных мировых экспортеров, а также странами с влиятельными экономиками. Для Китая Германия – это крупнейший торговый партнер в Европе, одновременно с этим страна, оказывающая серьезное влияние на налаживание стратегии Европейского союза к Китайской Народной Республике. В 2013 г. Китай инициировал создание Шелкового пути, где европейский вектор внешнеэкономической политики КНР выходит на один из первых планов. В связи с этим Германия имеет огромное значение для Китая в силу следующих причин:
государство является одним из основных торговых партнеров;
китайская сторона заинтересована в получение немецких технологий;
одна из наиболее важных партнеров стран в ЕС.
В последние два года происходит переоценка европейской политики в отношении Китая и, возможно, Германии. Это актуализует необходимость уточнения современного состояния торгово-экономических отношений Китая и Германии, определения перспектив, выделения степени взаимозависимости и связанности двух экономик.
Таким образом, можно сделать вывод, что существует несколько достаточно значимых причин для проведения исследования особенностей торгово-экономических отношений между Китайской Народной Республикой и Федеративной Республикой Германия в период с 1992 – 2021 гг.
Объектом исследования выступают отношения между Китаем и Германией.
Предметом исследования являются торгово-экономические отношения между КНР и ФРГ в период с 1992 – 2021 гг.
Цель исследования состоит в выделении особенностей развития торгово-экономических отношений между КНР и ФРГ в период с 1992 – 2021 гг.
Задачи работы включают:
1. Выделить роль и место Европейского союза в китайской внешней политике и внешнеэкономической стратегии;
2. Рассмотреть основные этапы развития китайско-германских отношений через факторы, ограничители и интересы сторон;
3. Выявить особенности торгово-экономических связей и форм взаимодействия КНР и ФРГ;
4. Исследовать восприятие Китая в Германии;
5. Изучить направления развития в торгово-экономической области Китая и Германии;
6. Провести оценку политики Китайской Народной Республики к Федеративной Республике Германия.
Хронологические рамки исследования выделены с 1992по2021 гг., с разделением работы на две части: 1992 – 2013 гг. и 2014 – 2021 гг. Что связано с сроками представительства и политикой Председателей КНР: Цзан Цземинь, Ху Цзиньтао и Си Цзиньпин.
Методологической основой исследования послужили исторический метод, системный анализ, анализ статистики, анализ иностранных источников, контент-анализ, метод дедукции, метод индукции, обобщение, метод отборки.
Источниковая база исследования достаточно обширна, были представлены источники как на английском, русском, китайском и немецком языках. В состав источников входят: нормативно-правовые, публицистические и статистические документы.
К группе нормативно-правовых источников следует отнести международно-правовые документы, как Конституция Китайской Народной Республики, что необходимо для исследования нормативно-правовых основ политики Китая. Deutscher Bundestag, Bulletin, 51-я сессия ГА ООН, где изложены нормативно-правовое регулирование отношений между странами.
К публицистическим источникам относится печатный документ Бундестага Германии от 11 октября 2011 г., Резолюция Бундестага Германии от 1996 г. об «улучшении ситуации с правами человека в Тибете», что носило рекомендательный характер и повлияло на становление политических отношений между КНР и ФРГ. Соглашение между КНР и ФРГ о культурном сотрудничестве от 2002 г. для рассмотрения восприятия Китая в Германии. Wahlperiode, – изложение официального мнения представителей стран. Доклад ХуЦзиньтаона 17-мсъездеКПК.
Статические источники: Министерство обороны ФРГ, Министерство иностранных дел ФРГ, Всемирный банк , Министерство национальной обороны КНР, Евростат, Министерство иностранных дел КНР. 51-я сессия ГА ООН, GermanFederalGovernment, GermanFederalForeignOffice, Berlinh. Представлена статистическая информация, которая была накоплена в результате сотрудничества двух стран.
Степень научной разработанности темы. Отношения КНР и ФРГ активно начала изучаться с советского периода отечественными учеными. С 1960-70-е гг. ученый А.И. Степанов приступил к рассмотрению проблематики, направленной на политику Германии к Китаю.
В исследовании рассматривались работы М.Л. Титаренко, российского ученого по международным отношениям в Северо-Восточной Азии в том числе по Китайской Народной Республике. Проводился анализ таких изданий, как «Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии» (2008 г.) , где описан полноценный анализ факторов, обеспечивающих стабильность и развитие цивилизации Китая. «Китай – Россия 2050. Стратегия соразвития (2003 г.)» . Крупный вклад в исследование проблем создания и развития политики Пекина внес российский ученый С.Г. Лузянин .
К важным источникам исследования можно отнести: монографии, доклады научных конференций по проблематике политического развития КНР, ее значение на международной арене: «Китай в мировой и региональной политике (История и современность)» (2015 г.) под редакцией Е.И. Сафроновой; Китай в мировой политике (ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский, 2001 г.); Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН «Новые аспекты социально-политического развития КНР» (2015 г.); Тезисы докладов ХХ Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы» (2013 г.) и др., а также Доклады ИДВ РАН и др.
В работе рассматривалось исследование Н.В. Павлов, изучавшего внутреннюю и внешнюю политику ФРГ в таких работах, как «История внешней политики Германии. От Бисмарка до Меркель» (2012 г.), «Внешняя политика ФРГ в постбиполярном мире» (2005 г.) и проч. С помощью его трудов было проанализировано развитие политики Федеративной Республики Германия.
Современная внешнеполитическая деятельность и проблематика экономических и политических сфер Германии и была изучена с помощью монографии А.К. Никитина «Современная внешнеполитическая стратегия ФРГ» (2008 г.) .
Новизна исследования состоит в том, что было проведено комплексное исследование торгово-экономических отношений между КНР и ФРГ в период с 1992 по 2021 гг. Был выявлен потенциал развития отношений. Определены принципы зарождения внешней политики Китая и Германии. Проведен исторический анализ отношений между двумя странами.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
В заключение следует выделить несколько выводов. Китай активно развивает отношения с Европейским союзом. Несмотря на негативные факторы и кризисы Брюссель стремится укреплять партнерский союз с Пекином. В основе внешней политики Китая находится несколько особенностей: национальный менталитет, что говорит о философии и видении политики; реализация конкретных шагов правительства страны, что показывает какие цели преследует Китай. Помимо данных направлений в политике Китая также значимыми являются: космическое, военное, экономическое, освоение океана, сотрудничество в разработке новых технологий, инновациях, демографическая экспансия.
Исследуя становления отношений между Китаем и Германией, можно отметить следующее: после того как Германия воссоединилась, то страны стали налаживать отношения между собой. В 1998 г. отношения между странами только улучшались, при этом у стран много схожих позиций по поводу внешней политики. Соглашение, подписанное между странами в 2010 г., стало основой для повышения и укрепления отношений на политическом уровне, что стало прекрасной базой для дальнейшего укрепления связей между странами на других уровнях. На уровне правительств были приняты важные документы по развитию экономических и торговых отношений. Страны вели активно развитие отношений, однако, несмотря на наличие общего знаменателя и выгоды. Германия со времен только ухудшила отношения с Китаем, что связано с тесным сотрудничеством с США.
Взаимоотношения между КНР и ФРГ в современный период основываются на торговле товарами при превышении экспорта над импортом продукции из Китая. Во-вторых, партнерство в экономической сфере развивается за счет новых форм сотрудничества. Например таких, как: инвестиции, научно-техническая сфера через множество проектов. Осуществлялось активное экспортирование технологий из Германии в Китай, когда как обратного не происходило. В качестве форм и направлений сотрудничества между странами можно выделить следующие: торговля; инвестиции; сотрудничество среднего и малого бизнеса; помощь в развитии; льготное кредитование. В экономических отношениях между странами происходит активное взаимодействие, что способствует их укреплению. Торговля между акторами активно развивается, однако кризисные явления в мире отрицательно сказываются на их развитии, при этом отмечается большая зависимость Германии от Китая. В 2013 г. в Китай экспортировались оборудование, машины, электротехника, продукция химической промышленности, что говорит о востребованности и потребности в новых технологиях.
Правительство Германии считает, что Китай в будущем будет одним из самых крупных торговых партнеров страны, который поможет развивать экономику. Однако наличие сотрудничества с США осложняет отношения, поскольку правительство США полагает, что Китай необходимо остановить в развитие, попытаться всячески его сдержать. Основным направлением является интенсивно развивающиеся экономические связи.
Китай остается одним из основных торговых партнеров ФРГ, как для страны с экспортоориентированной экономикой. В том числе Пекин главный рынок сбыта и инвестиций. Население Германии положительно относится к Китаю.
Анализ развития в торгово-экономическом спектре Китая и Германия показал, что на протяжении 2014 по 2021 гг. В 2014 г. на уровне правительств было принято решение о стратегическом партнерстве стран, в следующих сферах: политическая сфера; инвестиционная сфера; гуманитарная сфера; научно-техническая сфера; торгово-экономическая сфера. В 2017 г. объем прямых иностранных инвестиций из Германии в Китай составил 34,3 млрд. евро. В качестве причин данной ситуации можно назвать: усиления протекционизма со стороны правительства; наличия привилегий у китайских компаний на рынке страны. На территории Германии работает 17 филиалов банков представителями КНР. В 2014 г., когда глава правительства Китая посетил Германию, то было подписано соглашение о создании расчетно-клирингового центра, который позволял осуществлять торговые сделки в национальной валюте Китая. Наличие постоянного и высокого уровня сотрудничества между странами в торговой и экономической сфере оказывает влияние на политику и дипломатические отношения между странами.
Наличие постоянного и высокого уровня сотрудничества между странами в торговой и экономической сфере оказывает влияние на политику и дипломатические отношения между странами. Главы правительств регулярно проводят встречи в рамках бизнес-сотрудничества.
Страны активно продолжают сотрудничать в рамках туризма, образования, культуры. Одновременно с этим Китай и Германии стали развивать отношения в рамках проекта «Один пояс, один путь», в свою очередь именно страны Европейского союза – конечные пункты транспортных маршрутов.
Несмотря на такое сотрудничество, в Европе все чаще стало появляться мнение, что Китай проводит агрессивную экономическую политику и пытается разделить Европейский союз. Несмотря на опасения со стороны правительства Германия, оно заинтересовано в сотрудничестве с Китаем. В последующие месяцы 2022 г. будет разработана новая стратегия ФРГ по отношению к КНР, которая затронет сферы инвестиций, суверенитета, международного права, терроризма и территориальной неприкосновенности.
1. ДокладХуЦзиньтаона 17-мсъездеКПК// Russian.china.org // http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/25/content_9120930.htm.
2. Конституция Китайской Народной Республики (принята на 5-ой сессии ВСНП пятого созыва 4 декабря 1982 г.) с изм. 1988, 1993, 1999 и 2004 гг. //http : //chinalawinfo. ru/constitutional_law/ constitution.
3. Министерство иностранных дел КНР // http://www.fmprc.gov.cn/mfa_rus/.
4. Министерство иностранных дел ФРГ //http://www.auswaertiges-amt.de/.
5. Министерство национальной обороны КНР // Режим доступа: http://eng.mod.gov.cn.
6. Министерство обороны ФРГ // http ://bmvg. de.
7. Министерство коммерции КНР // http://russian.mofcom.gov.cn.
8. 51-я сессия ГА ООН // http://www.un.org/ru/ga/51/docs/51res.shtml
9. Agreement between the Government of the Federal Republic of Germany and the Government of the People's Republic of China on Cultural Cooperation 2002 // http://treaty.mfa.gov.cn/Treaty/web/detail1.jsp?objid=1531876896073.
10. Deutscher Bundestag, Bulletin 58/1989, 7.06.1989:520.
11. Deutscher Bundestag, 11. Wahlperiode, Drucksache 11/4790, 15.06.1989.
12. «Die Menschenrechtssituation in Tibet verbessern», Resolution des deutschenBundestages, 1996, Bundestagsdrucksache 13/4445 23. April 1996.
13. Europe and China Cooperation with Complex Legal Dimensions. Brussel, Belgium. 2007 // https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/Note_Sautenet_final_eng.pdf
14. German Federal Government, Berlin. http://www.bundesregierung.de/.
15. German Federal Foreign Office, Berlin http://www.auswaertiges-amt.de/www/en/index_html.
16. Gehrcke W., Groth A./ Antwort der Bundesregierung: Erste Bilanz des Libyen-Krieges// Deutscher Bundestag Drucksache 17/ 7349 17.
17. Wahlperiode // Die Antwort wurde namens der Bundesregierung mit Schreiben des Auswärtigen Amts vom 11. Oktober 2011 übermittelt.
18. Eurostat//http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/statistics/themes.
19. OECD // http://www.oecd.org/statistics/.
20. World Bank // http://datacatalog.worldbank.org/.
Литература
21. Азиатско-Тихоокеанский регион во внешней политике ФРГ– //https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/aziatsko-tikhookeanskiy-region-vo-vneshney-politike-frg/.
22. Бажан А.И. Шелковый путь: Последствия для ЕАЭС и ЕС: Аналитическая записка № 47 (№ 143) /А.И. Бажан// РАН. ИЕ. М., 2018. 16.10. // http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2018/ an143.pdf.
23. Будущая сверхдержава: как Германия воспринимает Китай // https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/08062020-budushchaya-sverkhderzhava-kak-germaniya-vosprinimaet-kitay/.
24. Гафаров М.М. Позиции Федеративной Республики Германия и Китайской Народной Республики на международных рынках // /М.М. Гафаров, О.В. Шувалова// Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2017 - № 4.
25. Гашков И.И. Китай и Германия объединяются против США: Новый поворот торговой войны /И.И. Гашков// РИА Новости. М., 2018. // https://ria.ru/20180712/1524358198.html.
26. Германия ведет Китай в Европу – кто против? // https://economistua.com/germaniya-vedet-kitai-v-evropu-kto-protiv/.
27. Германия против Китая: Берлин опасается влияния Поднебесной– //https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6893777.
28. Германия разработает новую стратегию в отношении Китая //https://www.rosbalt.ru/world/2022/03/19/1949262.html.
29. Гуща С.Р. Германия и Китай выступают за сохранение ядерной сделки с Ираном/С.Р. Гуща // Deutsche Welle. – Берлин, 2018. – 24.05. // https://www.dw.com/ru/германия-и-китай-выступают-за-сохранение-ядер ной-сделки-с-ираном/a-43905571.
30. Жданова Ю.Д. Реакция ЕС на экономическое возвышение КНР/Ю.Д. Жданова, Ю.А. Истомин // Вестник МГИМО-Университета. М., 2017. № 5(56).
31. Китай и США заставляют нервничать экономику Германии // Эксперт Online. – М., 2018. – 28.12//http://expert.ru/ 2018/12/28/kitaj-i-ssha-zastavlyayut-nervnichat-ekonomiku-germanii/.
32. Коростиков М. А. Китай посчитал Россию лучшим другом/М.А. Коростиков // Коммерсантъ. М., 2018. 26.12. № 239.
33. Кортунов А. П. В Пекин через Москву: до чего Трамп довел Меркель /А.П. Кортунов// Газета. ру. М., 2018.
34. Криворотов, А.К. Арктическая активизация Китая: взгляд из Скандинавии/А.К. Криворотов // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVIII: ежегодное издание / отв.редактор_составитель Е.И. Сафронова. М.: ИДВ РАН, 2013. С. 163, 170171.
35. Криворотов, А.К. Политика государства как фактор конкурентоспособности арктических регионов: методология исследования, опыт Норвегии и уроки для России /А.К. Криворотов// отв. ред. Ф.Д. Ларичкин. Апатиты: КНЦ РАН, 2015. С. 136—137.
36. Михайлов Ю.И. Китай и западноевропейская интеграция/Ю.И. Михайлов // Проблемы Дальнего Востока 1974. - №1. С 152–159.
37. Носов М.Г. ЕС и Китай: Торговля или стратегия /М.Г. Носов// Современная Европа / РАН. ИЕ. М., 2018. № 6(84). С. 5–17.
38. Опрос: немцы больше доверяют России и Китаю, чем США //https://smotrim.ru/article/1429094.
39. Тимофеев О.А. Сопряжение программ «Сделано в Китае-2025» и Industrie 4.0 как основа инновационного сотрудничества КНР и Германии // Китай в мировой и региональной политике: История и современность / РАН. ИДВ; отв. ред.-сост. Е.И. Сафронова. М., 2017. С. 338–351.
40. Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество со странами Центральной Азии в контексте новой внешней политики Германии // Режим доступа: https://articlekz.com/article/18028.
41. Торговля Германии и Китая в 2020 году: структура импорта Германии и перспективы перехода на железную дорогу: https://index1520.com/analytics/torgovlya-germanii-i-kitaya-v-2020-godu-struktura-importa-germanii-i-perspektivy-perekhoda-na-zhelez/.
42. Трехолт А. Серые зоны. Шпион, которого не было/А. Трехолт. М.: Международные отношения, 2005. С. 12–18.
43. Родионова И.А. Изменение позиций стран БРИКС в производстве высокотехнологичной продукции/И.А. Родионова // Материалы V Международной научной конференции. «БРИКС: Сотрудничество в целях развития. Образование. Наука. Бизнес», Национальный комитет по исследованию БРИКС,Москва, 2016.С. 74-81.
44. Уже пятый год Китай остается главным торговым партнером Германии//https://aussiedlerbote.de/2021/02/uzhe-pyatyj-god-kitaj-ostaetsya-glavnym-torgovym-partnerom-germanii/?ysclid=l1jyy7hyt2.
45. ФРГ и Китай: от сотрудничества к конкуренции //https://zavtra.ru/books/frg_i_kitaj_ot_sotrudnichestva_k_konkurentcii.
46. 中挪關係降溫的原因是什麼// http://blog.ifeng.com/article/34984495.html.
47. «Чайнофобия» в Европе: Китайский взгляд на немецкую политику //https://sevastopol.su/news/chaynofobiya-v-evrope-kitayskiy-vzglyad-na-nemeckuyu-politiku.
48. Цвык А.В. Проблема прав человека и германо-китайские отношения // Современная Европа / РАН. ИЕ. М., 2017. № 1(73). С. 64–71.
49. Цвык А.В. Стратегическое партнерство КНР и ФРГ в 2004–2015 гг.: Политические аспекты // Проблемы Дальнего Востока / РАН. ИДВ. М., 2016. № 2. С. 42–49.
50. Цвык А.В Формирование и развитие отношений между КНР и ФРГ во второй половине ХХ –начале ХХIвекаРоссийский университет дружбы народов. 2017. 194 с.
51. Außenhandel: Rangfolge der HandelspartnerimAußenhandel der Bundesrepublik Deutschland / StatistischesBundesamt. – Wiesbaden, 2018. 6 S. – //https://www.destatis.de
52. Agência para o Investimento e ComércioExterno de Portugal (AICEP), AICEP homepage, Digital Library, Document Explorer, //http://www.portugalglobal.pt/PT/Biblioteca/Paginas/Homepage.aspx.
53. Baker B.D. Sino_Norwegian Relations, 5 Years After Liu Xiaobo's Nobel Peace Prize // The Diplomat. January 04, 2016; NorskneitilKina_radarpå Svalbard // http://www.nrk.no/troms/nekter_kina_radar_pa_svalbard_1.119276 25.
54. Baojun L. DangdaiZhongguowaijiaogailun [Introduction to China’s Diplomacy 16. Bellos I. (2016), «Cosco Raises Investment Target for Piraeus», e– kathimerini, 7 July, http://www.ekathimerini.com/210213/article/ekathimerini/business/cosco–raises– investment–target–for–piraeus.
55. Breda Z. (2015), «Portugal–China Relations: A “Great Leap Forward” in the New Millennium», in MikkoHuotari, Miguel Otero–Iglesias, John Seaman and Alice Ekman (eds), Mapping Europe–China Relations: A Bottom–Up Approach,European Think–tank Network on China (ETNC), October.
56. Can Europe Expect Trade Gains?, Bruegel working paper no. 5; Alessandro Arduino (2016), «China’s One Belt, One Road: Has the European Union Missed the Train? », RSIS policy report, March.
57. Casarini N. (2016), «When All Roads Lead to Beijing: Assessing China’s New Silk Road and its Implications for Europe», The International Spectator, 51:4, December. 20. CFIE (2016), ‘The Belt and Road Industrial and Commercial Alliance: http://www.cfie.org.cn/2710757099819/2726451123930/15923/2883704102710.html.
58. Dr. Prevost D., Dr. Choukroune L., Creemers R., Dr. Huchet J.-F./ Study: EU-China Trade relations// Maastricht University, the French Centre for Research on Contemporary China (CEFC), Derectorate-General for external policies of the Union - July 2011.
59. Entwicklung der deutschenNetto-Direktinvestitionen in China von 2014 bis 2017 (in Millionen Euro) // Statista. Hamburg, 2019//https://de.statista.com/statistik/daten/studie/209496umfrage/deutsche-net to-direktinvestitionen-in-china/.
60. Entwicklung des BIP Die aktuelle Konjunkturprognose// Center forEconomic Studies, Group Munich//http://www.cesifo-group.de/de/ifoHome/facts/Forecasts/Ifo-Economic-Forecast/Archiv/ifo-Prognose-13-12-2012.html.
61. Germany, China to sign deals to deepen cooperation in financial sector: Document // Reuters. Berlin, 2019. 16.01. // https://www. reuters.com/article/us-germany-china-banks/germany-china-to-sign-deals-todeepen-cooperation-in-financial-sector-document-idUSKCN1PA28T.
62. Hans Rundnani. Jonas Parelli-Plesner. China ang Germany: Why the Emerging Special Relationship Matters for Europe / Hans Rundnani. Jonas Parelli-Plesner // European Council on Foreign Relations. London, United Kingdom. 2012. – P. 16.
63. Hecker S./German small and medium-sized enterprises in China, A theoretical and empirical study on their expansion process and their current and future business environment// University of Pecs, Pecs Hungary 2010.
64. Junli Gu Professor of the Institute of European Studies/ Review and Prospect of Sino-German Relations // Chinese Academy of Social Sciences, and President of the Chinese Association of German Studies (CAGS), Beijing. April 2010.
65. Li Keqiang holds talks with Chancellor Angela Merkel of Germany / Ministry of foreign affairs of the PRC. Beijing, 2018. 24.05 //https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/t1563033.shtml.
66. Mapping Europe-China Relations A Bottom-Up Approach // https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/etnc_web_final_1-1.pdf.
67. Members and prospective members of the bank / Asian infrastructure investment bank (AIIB). Beijing, 2019. // https://www. aiib.org/en/about-aiib/governance/members-of-bank/index.html.
68. Ping He / Die internationalen Wirtschaftsbeziehungen und die Volksrepublik China unter besonderer Berücksichtigung der Europäischen Union und der Bundesrepublik Deutschland// Philipps-Universität, Marburg2011.
69. Quanguoliyongwaiziqingkuangtongji [China’s foreign trade statistic] / Ministry of commerce of the PRC. Beijing, 2018 //http://www.mofcom.gov.cn/article/tongjiziliao/.
70. Siegmund J./ Chinas Menschenrechtsverständnis und -politik// Chinafocus 2000.
71. Schuller, Margot/ China – Deutschlands wirtlichster Wirtschaftpartner in Ostasien, Strukturwandel in den deutsch-chinesischen Beziehungen// Analysen und Praxisberichte Instituts für Asienkunde, Hamburg 2009.
72. Taihezhikuyu Beijing daxuelianhefabu «yidai, yilu» wutongzhishuyanjiubaogao [Taihe Institute and Beijing University jointly released the «Belt and Road»’s index research report] / Taihe Institute. Beijing, 2018. 24.12. // http://www.taiheinstitute.org/Content/2018/12-24/0913043250.html.
73. Trinh T./ Deutsche Investitionen in China: kann man es sich leisten, nicht dabei zu seien?// Deutsche Bank Research Osnabrück 2011.
74. Zhongguo tong deguo de guanxi [Relations between China and Germany] / Ministry of foreign affairs of the PRC. Beijing, 2018// https://www.fmprc.gov.cn/web/gjhdq_676201/gj_676203/oz_678770/1206_6 79086/sbgx_679090.