Введение 3
Глава 1. Предпосылки этического регулирования 8
§1.Задачи этической регуляции 8
§2.Развитие музея как социального института 20
Глава 2. Этическое регулирование музейной деятельности 31
§1.Этические требования к музею как социальному институту 31
§2.Этика в музее 37
§3.Кодексы музейной этики 49
Глава 3. Исследование понимания ответственности среди музейных работников 60
Дискурс анализ 66
§1.Ответственность и профессия 94
Этический Кодекс Смотрителя музея 99
Заключение к магистерской диссертации 103
Список использованной литературы 106
Наверняка у каждого существует любимый музей, куда хочется приходить снова и снова. У всех людей есть воспоминания и впечатления, которые, как яркий образ, сохранились в памяти и во многом формируют личность. Музей может быть одним из таких значимых событий в жизни человека, особенно для детей – он несёт в жизнь свет, учит преодолевать трудности, рассказывает об устройстве мира, об истории и воспитывает чувство прекрасного.
Направлением исследования была выбрана тема «Актуальные проблемы музейной этики», которая понимается нами как этическое регулирование в современной музейной деятельности. Данная формулировка позволяет широко охватить ряд вопросов: этическое регулирование в музее, как в культурном институте; рассмотреть музей, как агент ответственности в обществе; выделить требования к музею, как к социальному институту. В частности рассмотреть: этическую кодификацию музейной сферы; взаимоотношения различных субъектов и объектов музейного сообщества (музей-публика; музей-культурная ценность; музей-музей (музейное сообщество).
В определении Бориса Гройса, музей – это своего рода «архив» культуры, в котором содержится наследие веков и опыт жизней многих поколений. И ценность этого собрания заключается в понимании, что «различие между архивом и не архивом состоит в том, что в архиве вещи сохраняются, фиксируются, а вне архива они исчезают, если только не считать, что они остаются в каком-то мифическом «подсознании»». Сохранить эту, по сути, генетическую информацию общества (а если рассматривать в глобальном измерении – то речь можно вести о человечестве в целом) – важнейшая миссия государства, желающего оставаться целостным и успешным.
Памятники культуры - это не только произведения литературы, изобразительного и музыкального искусства, но и достижения науки, архитектурные «завоевания» у природы (к примеру, город Санкт-Петербург), музеи, заповедники, галереи – все они являются центром концентрации национальной истории и национального достояния. Они содержат в себе всё то, что накопило и сохранило общество за свою историю. Поэтому на всех сотрудниках учреждений культуры лежит особый тип ответственности – сохранить наследие, донести его обществу и передать будущим поколениям.
Музейные коллекции могут быть различными: это и классический в нашем понимании музей, где собраны художественные произведения и предметы, сохранённые для культуры благодаря деятельности археологии; или же современные музейные проекты, такие как дома-квартиры значимых личностей истории; музеи, посвящённые бытовым аспектам жизни (например, «Музей хлеба»), также музеи научной направленности – зоологические, «Музей воды» или «Планетарий» и так далее. Все эти разные виды музеев объединяет то, что они фиксируют определённую часть реальности, как бы выхватывая из обыденности часть жизни, и создают её копию или же захватывают её саму для передачи зрителю некоторого образа, который и сохраняет каждый конкретный музейный проект для последующей трансляции. Таким путём в любом музее происходит важнейшая коммуникация общества с пластами информации, созданной и добытой в результате жизни предыдущих поколений.
Этическое регулирование музейной деятельности усиливает и укрепляет возможности музея в достижении этих целей. Помимо прямого регулирования в формате должностных инструкций и нормативных документов, этическая кодификация создаёт духовную базу для осознания и сотрудниками музеев, и теми, кто интересуется музейным делом, значимости и важности музейного проекта.
Актуальность исследования реализуется так же и в том, что в политических и социальных условиях начала двадцать первого века, когда передовые страны начинают сталкиваться с изменением ценностных установок в рамках постиндустриального развития, с многократным увеличением скоростей обмена информацией и взаимодействия, вопрос сохранения культурологических ориентиров и этических норм становится одним из важнейших и приоритетных.
Данное исследование имеет перед собой цель актуализировать и мотивировать формирование в профессиональном музейном сообществе установки, которая будет способствовать более эффективной работе музея как культурного института, на уровне, отвечающем интересам жизнеспособности цивилизации. Поскольку данная установка несёт очень обширный характер, и является проблемой более глубокого исследования, мы ограничим свою цель формированием этического кодекса музейного смотрителя, отвечающего требованиям «стратегической» функции музея.
Объектом кодификации выбрано сообщество музейных смотрителей, поскольку в отечественных реалиях оно зачастую является первичным звеном музея во время взаимодействия его с обществом.
По музейному делу существует достаточно большое количество исследовательской литературы. Большим массивом информации также являются различные этические кодексы музеев, особенного внимания заслуживает кодекс ИКОМ.
При написании работы мы опирались на следующие источники:
- Рассматривая специфику этической регуляции и проблему доверия – основными стали Ф.Фукуяма, его работа «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию», где автор рассматривает доверие в связи с экономическими составляющими жизни общества, а также влияние, которое оказывают социальные условия на функционирование экономических и политических систем; работа П. Штомка «Доверие» - автор представляет социологию доверия, раскрывая роль доверия как фундаментального аспекта общественной жизни.
- При рассмотрении развития музея как социального института, мы опирались на работу, которую подготовил Патрик Дж. Бойлан «Управление музеем: практическое руководство» и в особенности на статью Льюиса Джефри «Роль музеев и кодекс музейной этики», которая размещена в данном издании. Авторы подготовили целую систему, рассматривающую теоретические и практические вопросы, связанные с деятельностью современного музея, это издание является продуктом деятельности Международного Совета Музеев – ИКОМ.
- Выделяя основные этические требования к музею, мы опирались на статью Петера Ван Менша «Этика и музеология» и статью Д.А.Гусева «Моральная нормативность в профессиональной этике».
- Рассматривая непосредственно музейную этику, мы анализировали подходы Gary Edson «Practical Ethics and the Contemporary Museum» и В.А Мизиано «Пять лекций о кураторстве».
- При рассмотрении современных этических музейных кодексов, мы опирались на два, на наш взгляд, основных: это кодекс ИКОМ и кодекс Американской Ассоциации Музеев.
В ходе исследования нами рассмотрен смысл и задачи этической регуляции в организации и основные факторы, связанные с данной задачей. В частности выделено понятие «доверия» как одного из ключевых положений.
Рассмотрены предпосылки развития музейного дела, а также формирование музейного института как социального. Далее рассмотрены этические требования к музею, задачи этической регуляции, а так же формы, в которых данная практика возможна – этическая кодификация.
В ходе работы нами было проведено социологическое исследование «Понимание ответственности представителями музейного сообщества». При обработке методом дискурс-анализа глубинных интервью респондентов, принадлежащих к музейному сообществу, был получен важный материал, который помог нам при формировании концепции проекта этического кодекса смотрителя музея.
В результате проведённой работы нами было доказано важное значение этической регуляции музейной деятельности. Значение музея как социально культурного института было подтверждено в ходе социологического исследования. В завершении работы представлен проект «Этического кодекса смотрителя музея».
Работа состоит из трёх глав, введения, заключения и списка использованной литературы. Первая глава состоит из двух параграфов, первый – рассматривает суть этической регуляции, второй – формирование музея как социального института. Вторая глава состоит из трёх параграфов, первый – рассматривает проблему определения музейной профессии и вопросы, связанные с ответственностью в музее, второй и третий – посвящены этическому регулированию, рассматриваются этические кодексы музеев. В третьей главе приводится дискурс-анализ интервьюирования музейных сотрудников, а также проект этического кодекса для сообщества музейных смотрителей.
Недавно на территории одного из музеев произошёл конфликт. В музее было много посетителей, шло несколько экскурсионных групп, поэтому при входе в музей скопилось некоторое количество людей, которые ожидали своей очереди пройти в экспозицию. Экскурсовод был с ними, но ничего не рассказывал в это время ожидания. Рядом находился старший музейный смотритель (человек, отвечающий перед хранителем за работу смотрителей), женщина образованная, вежливая. И она как-то заговорилась с посетителями и вкратце рассказала им про некоторые особенности музея, затем, когда подошло время, группа спокойно пошла со своим экскурсоводом по интерьерам. На следующий день хранителю музея позвонил вышестоящий начальник и устроил выговор, причём в очень грубой форме, в том, что смотрители рассказывают экскурсии вместо экскурсоводов. Оказывается, что тот экскурсовод пожаловался своему руководителю, что данный смотритель рассказывал за неё материал. Та рассказала другому начальнику, который в свою очередь, устроил выговор хранителю и требовал уволить данного смотрителя.
Это человеческие взаимоотношения. Все сферы жизни пронизаны ими, и везде возникают подобного рода конфликты. Данная «склока», по другому не назвать – является лишь примером бесконечно неописуемого пространства, где возможно и нужно проводить этическую регуляцию, или как скорее хочется сказать – «этический ликбез».
В данной работе мы видели задачу рассмотреть актуальные проблемы музейной этики. Важнейшей такой проблемой является этическое регулирование музейной деятельности. Как показано в работе – этическое регулирование необходимо на всех ступенях и уровнях общества. Морально состоявшаяся социальная система является успешной не только с точки зрения нравственной философии, но помимо всего прочего имеет высокие показатели в качестве межличностного взаимодействия, имея положительные балансы таких важных элементов как доверие, чувство ответственности и долга.
Переходя к музейной деятельности и рассмотрению этической регуляции этой отрасли, нами был рассмотрен процесс формирования музея как социального института и дальнейшее становление музейного дела как профессии, что позволяет говорить об определённом круге присущей ей ответственности.
Далее были выделены три основные направления, согласно которым должна формироваться ответственность музейного работника: это ответственность перед институцией, самим объектом и перед публикой.
В следующей части были рассмотрены этические кодексы, как инструмент, способный внедрять моральные нормы поведения и взаимодействия. Этический кодекс следует понятийно отделять от нормативно-правовых документов, его задача, на наш взгляд, скорее в духовном воздействии, он не должен быть строгим сводом положений. Задача кодекса своим стилем изложения и затрагиваемыми образами вызвать у читателя чувство достоинства, долга, оказать содействие формированию и укреплению моральной рефлексии.
Проведённое нами социологическое исследование позволило показать актуальность исследуемых вопросов. Результаты дискурс-анализа вписываются в концепцию данного исследования.
В заключительной части был представлен проект этического кодекса для музейных смотрителей. Данный проект имеет своей целью воздействие на сознание музейных работников таким образом, чтобы утверждающиеся в нём ценности находили внутреннее сочувствие и отклик, что позволит открыть путь моральной рефлексии в профессиональной деятельности.
Важнейшей задачей есть и остаётся та, которую Mark Johnson, рассуждая о возможности применения идеи категорического императива И. Канта, выразил следующим образом: «The problem is to explain how it is possible to apply rationally derived general rules to specific actual situations encountered in our daily experience», то есть – проблема в том, чтобы объяснить, как возможно применить рационально полученные общие правила к специфике конкретных ситуаций, происходящих в повседневной жизни. Решение этого вопроса остаётся делом моральной философии.
Несмотря на продолжающиеся споры о предназначении искусства и границах ответственности, мы бы хотели привести цитату Джона Рескина – знаменитого историка искусства и художественного критика девятнадцатого века: «искусство выполняло и должно выполнять только три функции: укрепление религиозного чувства, подъём нравственного состояния и оказание практической пользы». Можно сколь угодно долго призывать к всеобщей свободе и необходимости отбросить моральные устои, освободившись от них, как от цепей, сковывающих потенциал человеческого гения, но без нравственности, без подлинной нравственности и этики – мир так и будет сотрясать многоголосие безумных гениев и рокот аплодисментов безнравственных зрителей.
1. Бойлан, Патрик Дж. Управление музеем: практическое руководство. Фр.: ИКОМ – Международный совет музеев. -2004 г. Статья Льюис, Джефри: Роль музеев и кодекс музейной этики, С. 1-17.
2. Веселов, Ю.В. Доверие и справедливость. М.: Аспект Пресс. - 2011 г.
3. Гройс, Б.Е. Рынок вместо архива [Электронный ресурс]: Искусство кино: электрон. жур. №2, Февраль 2002. URL: http://www.kinoart.ru/archive/2002/02/n2-article16
4. (дата обращения: 05.05.2016)
5. Гусев, Д.А. Моральная нормативность в профессиональной этике /Д.А.Гусев// Дискурсы этики, №4 – 2013 г.
6. Кодекс профессиональной этики работников государственного автономного учреждения культуры тюменской области «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник»
7. [Электронный ресурс], - 2013 г. URL: http://tiamz.ru/system/uploads/ckeditor/attachments/6/___________________________________________.pdf
8. (дата обращения: 05.05.16)
9. Кодекс этики работников музеев московского кремля, М.: 2013 г.
10. Менш, П. Ван. Этика и музеология / Петер Ван Менш// – СПб.: СПбГУ. Журнал Вопросы музеологии - №1(9) – 2014 г.
11. Мизиано, В.А. Пять лекций о кураторстве. М.: АдМаргинем Пресс.–2014 г.
12. Профессиональная этика: Учебник для высших учебных заведений /Отв. ред. Росенко М.Н.// – СПб.: Петрополис, -2006 г.
13. Рескин Джон, Лекции об искусстве/Пер. с англ. П.Когана под ред. Е.Кононенко// М.: Б.С.Г.-ПРЕСС. -2011г.
14. Словарь актуальных музейных терминов //М.Е.Каулен, А.А.Сундиева, И.В.Чувилова и др. М.: журнал «Музей», №5 – 2009 г.
15. Философия ответственности// Под ред. Е.Н.Лисанюк и В.Ю.Перова, СПб.: Наука.-2014 г.
16. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель. -2006 г.
17.
18. Человек и экономика: справедливость и базисная демократия против тоталитаризма рынка и капитала//Под общ.ред. А.В. Бузгалина и М.И. Войекова. Моск. Фин.-юр. Акад. Изд. Экономика. -2011 г.
19. Штомпка, П. Доверие – основа общества. М.: Логос. - 2012 г.
... Всего источников – 32.