ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Подходы к проблеме общения и языковых и творческих способностей дошкольников в концепциях зарубежных и отечественных психологов 9
1.2. Развитие форм общения в онтогенезе 12
1.3. Особенности развития языковых и творческих способностей дошкольников 20
ГЛАВА II. РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ 25
2.1. Изучение актуального состояния уровня сформированности языковых и творческих способностей речи дошкольников 25
2.2. Содержание и организация работы по формированию языковых и
творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через эмоционально-коммуникативные аспекты 31
2.3 Методические рекомендации по развитию языковых и творческих способностей дошкольников 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Проблема развития языковых и творческих способностей детей дошкольного возраста очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка (Л. А. Венгер, М. И. Лисина, и др.). Потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, В. С. Мухина и др.). Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми. Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка. Дефицит общения ребенка, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других - к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях - даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза (в младенческом и раннем возрасте). Данная проблема особенно важна на современном этапе в связи с гуманизацией дошкольного образования. Так, авторы «Концепций дошкольного образования» отмечают, что общение ребенка является основой его психического развития (ощущений, восприятия, мышления, памяти и др.) и личностного развития: потребности, эмоционально-волевой сферы, интересов и способностей, самосознания, самооценки, уровня притязаний и др.
Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.
Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько форм общения детей и взрослых - на протяжении дошкольного детства ребенок вступает в разного рода контакты со взрослыми людьми, содержание общения его с окружающими изменяется [21]. Именно общение, его содержание и языковых и творческих способности являются одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей со взрослыми. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае же несоответствия (опережение или отставание) степень привязанности ребенка к взрослому снижается. Знание условий развития языковых и творческих способностей дошкольников помогут найти правильный подход к решению проблем общения, что и определило актуальность выбранной темы исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития языковых и творческих способностей дошкольников через эмоционально¬коммуникативные аспекты и недостаточностью путей решения проблемы.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Эмоционально-коммуникативные аспекты развития языковых и творческих способностей дошкольников».
Цель исследования - изучение психолого-педагогических условий развития языковых и творческих способностей дошкольника через эмоционально-коммуникативные аспекты.
Объект исследования - процесс развития языковых и творческих способностей дошкольника.
Предмет исследования - условия развития языковых и творческих способностей дошкольника.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой языковые и творческие способности дошкольника будут развиваться успешнее, если создать соответствующие для их развития психолого-педагогические условия:
- активизирование и стимулирование педагогом процесса общения старших дошкольников с помощью специальных взаимосвязанных форм организации воспитательно-образовательного процесса;
- анализ причин, вызывающих трудности в общении (дефицит общения с окружающими, дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности и развития речи);
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс интегрированных занятий, как комплексных средств, направленных: на преодоление трудностей общения; применение игровых методов развития языковых и творческих способностей (так как игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте);
- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить психолого-педагогические условия, влияющие на развитие языковых и творческих способностей дошкольника;
2. Изучить средства и методы, используемые воспитателем для развития языковых и творческих способностей дошкольника;
3. Разработать систему требований к психолого-педагогическим условиям для динамичного развития языковых и творческих способностей дошкольника;
4. Экспериментально проверить влияние психолого-педагогических условий на успешность развития языковых и творческих способностей дошкольника;
5. Составить рекомендации по развитию языковых и творческих способностей дошкольника.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, моделирование гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах работы;
2) эмпирические: беседы, наблюдение, диагностические методики исследования форм общения дошкольников, эксперимент.
В работе использовались следующие психологические методики:
1. Методика «Выявление способности к общению» (Е. Н. Прошицкая);
2. Методика «Изучение коммуникативных умений», разработанная на основе методики, предложенной в пособии «Практикум по детской психологии» под ред. Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной;
3. Наблюдение за детьми в играх и совместной деятельности и первичная ознакомительная беседа с родителями и педагогом исследуемой группы.
Методологическую базу исследования составили теории отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта.
При проведении исследования мы опирались на фундаментальные психолого-педагогические исследования: культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека Л.С. Выготского, разработанную им возрастную периодизацию, понятие о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теорию развивающего обучения; учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка; теории поэтапного формирования умственных действий
П.Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддьякова, JI.A. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период.
База исследования: МБДОУ ДС №30 «Одуванчик», город Старый Оскол Белгородской области. В исследовании принимали участие 10 детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в нем апробирован комплекс занятий для дошкольников, повышающих уровень сформированности языковых и творческих способностей дошкольников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет, цели, задачи исследования методология и методы, формулируется гипотеза, описаны теоретические основы и практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты исследования условий развития языковых и творческих способностей дошкольников» рассматриваются методические аспекты проблемы формирования языковых и творческих способностей дошкольников, рассматриваются рассматриваются основные подходы к изучению проблемы в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
Во второй главе «Работа по повышению условий развития языковых и творческих способностей дошкольников через эмоционально¬коммуникативные аспекты» дано описание работы по диагностике уровня сформированности языковых и творческих способностей у дошкольников, представлен анализ реализованных мероприятий по исследуемой проблеме и разработанные рекомендации по проведению работы в аспекте совершенствования работы по формированию языковых и творческих способностей дошкольников через эмоционально-коммуникативные аспекты.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Список использованной литературы состоит из 49 источников. Объем работы составляет 65 страниц машинописного текста.
Проблема развития языковых и творческих способностей и навыков общения является одной из глобальных проблем психологии, поскольку общение рассматривается как основное условие развития ребенка, как важнейший фактор формирования личности, как один из главных видов деятельности человека. Будучи многогранным, процесс общения включает в себя формирование и развитие личности; развитие общества и общественных отношений; социализацию личности; создание и развитие общественных способов взаимодействия людей, обмен эмоциями, обмен деятельностью, обмен информацией, обучение, передачу умений и навыков, формирование отношения к себе, к другим людям и обществу в целом.
В ходе проведенного теоретического анализа научной литературы, было отмечено, что общение - обмен сведениями с помощью языка или жестов. Общение - это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослыми. Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. В первые две-три недели он не видит и не воспринимает взрослого. Но, несмотря на это, родители постоянно разговаривают с ним, ласкают его, ловят на себе его блуждающий взгляд. Именно благодаря любви близких взрослых, которая выражается в этих, на первый взгляд бесполезных, действиях, в конце первого месяца жизни младенцы начинают видеть взрослого, а потом и общаться с ним.
Таким образом, все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют, или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь, или молча, слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт, с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в старшую группу из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними («Он не умеет играть»; «Она ничего не знает»). Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.
В обществе взрослых отношения регулируются правилами, созданными на основе нравственных принципов. В них отражены требования общества, коллектива к отдельному человеку. В нашем обществе они связаны с общественным характером труда и коллективным укладом жизни. В дошкольном возрасте дети осваивают первоначальные правила поведения, составляющие азбуку морали.
В освоении ребенком правил поведения наблюдается определенная последовательность. Установлено, например, что правила взаимоотношений в дошкольном возрасте детям освоить труднее, чем правила бытовые, потому что выполнение первых требует волевых усилий, и применять их нужно гибко, сообразуясь с часто меняющейся ситуацией. Исследования показали, что для усвоения правил поведения благоприятен младший и средний дошкольный возраст. Но только в старшем возрасте дети осваивают их значение и потому выполняют сознательно. Однако понимание этого еще несовершенно.
Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется.
Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное формирование коммуникативных навыков у ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.
В исследовании достаточно подробно рассмотрены особенности общения в дошкольном возрасте, выделены условия развития языковых и творческих способностей дошкольников и отмечены методы и средства развития языковых и творческих способностей детей.
По результатам теоретического анализа научной литературы было организовано и проведено экспериментальное исследование, в ходе которого было отмечено влияние психолого-педагогических условий на успешность развития языковых и творческих способностей дошкольника.
По итогам эксперимента были подобраны рекомендации по развитию языковых и творческих способностей дошкольников. Тем самым, были выполнены задачи исследования и достигнута цель работы, доказана достоверность выдвигаемой гипотезы о том, что языковые и творческие способности дошкольника будут развиваться успешнее, если создать соответствующие для их развития психолого-педагогические условия: активизирование и стимулирование педагогом процесса общения старших дошкольников с помощью специальных взаимосвязанных форм организации воспитательно-образовательного процесса; анализ причин, вызывающих трудности в общении (дефицит общения с окружающими, дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности и развития речи); внедрение в воспитательно-образовательный процесс интегрированных занятий как комплексных средств, направленных: на преодоление трудностей общения; применение игровых методов развития языковых и творческих способностей (так как игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте); учет возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.
Таким образом, нами достигнута цель работы: теоретически обоснована возможность формирования языковых и творческих способностей дошкольников через эмоционально-коммуникативные аспекты. Мы доказали гипотезу исследования и выполнили поставленные задачи исследования: проанализирована педагогическая и методологическая литература по проблеме исследования; раскрыты особенности развития детей в период младшего дошкольного возраста; выявлено значение формирования языковых и творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Перспективами дальнейшей работы считаем продолжение использования наработанного материала для развития языковых и творческих способностей у детей дошкольного возраста, а также поиск и систематизацию новых дидактических материалов.
Выпускная квалификационная работа достигла своей цели, заявленная проблема рассмотрена в полном объёме. Вместе с тем, выполненная квалификационная работа, безусловно, не могла решить всех многообразных задач, относящихся к проблеме развития языковых и творческих способностей у детей дошкольного возраста. Дальнейшего изучения требует, на наш взгляд, меняющаяся в современных условиях сама система подходов к развитию данного феномена, который становится все более привлекательным и востребованным для системы дошкольного образования.
1. Бабич, Л.Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников / Л.Н.Бабич.- М., 2006. - 267 с.
2. Бодалев, А.А. Психология общения: Избр. психол. Труды/ А.А. Бодалев. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. - 254 с.
3. Бодалев, А.А. Об изучении общения / Психология общения// А.А.Бодалев. - М., 2007. Вып. 4.- 396с.
4. Ветрова, В.В., Смирнова, Е.О. Ребенок учится говорить /В.В.Ветрова. - М.: Знание, 2008. - 94 с.
5. Войскунский, А.Е. Я говорю, мы говорим... / А.Е.Войскунскии. - М., 2000. - 380с.
6. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка /Л.С.Выготский. - М.: Изд-во АН РСФСР, 2006. - 350с.
7. Годовикова, Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстниками. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Годовикова. - М., 2008. - 234 с.
8. Годовикова, Д.Б., Гаврилова, Е.И. Осознание детьми 5-7 лет качеств сверстников и их общение /Д.Б.Годовикова. - Краснодар, 2008 - 85 с.
9. Гуманизация образования и проблемы развития личности /: Сб. науч. ст. Волгоград: Перемена, 2010. - 182 с.
10. Ежкова, Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности / Н.Ежова// Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. - С. 20-21.
11. Иванов, А.И., Заика, Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности /А.И.Иванов// Вопросы психологии. - 2011. - №5. - С. 162-166.
12. Ковылова, Е.В. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) /Е.В.Ковылова. - Минск: Фетра Системс, 2010. - 431 с.
13. Коломинский, Я.Л. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум /Я.Л. Коломинский. - М.:
Академия, 2007. - 93 с.
14. Коломинский, Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в детском коллективе /Я.Л. Коломинский. Минск, 2009. - 238 с.
15. Корепанова, М.В. Целостное развитие личности ребенка: взгляд на решение проблемы /М.В.Корепанова// Начальная школа: плюс До и После. - 2009. - №10. - с. 4-6.
16. Корепанова, М.В., Харлампова, Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей/ М.В.Корепанова. - М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2015. - 48 с.
17. Леонтьев, А.А. Деятельность и общение / А.А.Леонтьев// Вопросы философии. - 2009. - №2. - с. 121-132.
18. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность /А.Н.Леонтьев. - М., Политиздат, 2015.-304с.
19. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев.- М.: Изд-во Академии РАН, 2009.- 495 с.
20. Лисина, М.И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное / М.И.Лисина// Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. - М., 2010. - 324 с.
21. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения /М.И.Лисина. - М.: Педагогика, 2006. - 126 с.
22. Лисина, М.И., Галигузова, Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками / М.И.Лисина//
Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. -М., 2010. - 320 с.
23. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии /Б.Ф.Ломов. - М.: Наука, 2011. - 354 с.
24. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей /Т.Д. Марциновская. - М.: Линка-Пресс, 2007. - 176 с.
25. Митева, Л.Б. Соотношение уровней общения дошкольников со взрослым и сверстником / Л.Б.Митева. - М., 2002. - 219 с.
26. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания : учеб. Пособие/ А.В.Мудрик. - М.: Пед. общество России, 2001. - 319 с.
27. Мудрик, А.В. Общение как объект педагогических исследований /А.В.Мудрик// Проблемы общения и воспитания. -Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 2014. - С. 36-60.
28. Новиков, А.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста /А.М.Новиков. - М.: Смысл, 2010. - 34 с.
29. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 2010. - 150 с.
30. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника [ / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 2014. - 65 с.
31. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 301 с.
32. Основы специальной психологии: учеб. пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003. - 479 с.
33. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
34. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Репиной. - М, 2008. - 71 с.
35. Павленко, Т. Почему они конфликтуют? / Т. Павленко, А. Рузская. Возрастные особенности развития коммуникативных действий. Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. - 2011. - №1. - С. 72-77.
36. Петровский, В.А., Виноградова, А.М., Кларина, Л.М. Учимся общаться с ребенком /В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина // Руководство для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003. - 191 с.
37. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.dagminobr.ru/deyatelnost/obshee_obrazovanie/doshkolnoe_obrazov anie (дата обращения: 15.01.2017)
38. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета от 5 марта 2010 г. - С. 5.
39. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Рузской, - М., 2012. - 78 с.
40. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом // Дошкольное образование: Издательский дом «Первое сентября» - 2005. - №4. - С. 67-75.
41. Ребенок с большой буквы / Под ред. Поваляевой М.А., Кушнир А.И. - Ростов н / Д: РГПУ, 2000. - 105 с.
42. Рейнстейн, А.Э. Задачи и средства общения дошкольников со взрослыми и сверстниками / А.Э. Рейнстейн. - М., 2008. - 208 с.
43. Рогов, Е.И. Психология общения /Е.И.Рогов. - М.: Владос, 2001. - 334 с.
44. Салиева, А.Ж., Пономарева, Ю.С. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников в процессе игровой деятельности в ДО /А.Ж. Салиев// Актуальные вопросы современной науки: Сборник научных трудов: 2011. - 89 с.
45. Смирнова, Е.О. Детская психология /Е.О. Смирнова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
46. Терещук, Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников / Р.К.Терещук. - М., 2006. - 235 с.
47. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
48. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте /Д. Б. Эльконин// Возрастная и педагогическая психология: тексты.- М.: Изд-во Московского университета, 2002. - 210 с.
49. Яппарова, Г. Коммуникативная сфера старших дошкольников / Г.Яппарова// Дошкольное воспитание. -2010. - № 12. - С. 67-71.