Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНОЙ СКАЗКИ (ПО ПРИМЕРНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»)

Работа №14093

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА
МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНОЙ СКАЗКИ 8
1.1. Проблема речевого развития детей подготовительной к школе группы в методической литературе 8
1.2. Жанр сказки в дошкольном изучении: методическая целесообразность 16
1.3. Фольклорная сказка как средство речевого развития детей
подготовительной к школе группы 24
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРНОЙ СКАЗКИ
(ПО ПРИМЕРНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ») 33
2.1. Лингвометодическое обоснование речевого развития детей
подготовительной к школе группы посредством фольклорной сказки по примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» 34
2.2. Методическая работа по речевому развитию детей
подготовительной к школе группы на материале фольклорной сказки по примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» 39
2.3. Методические рекомендации по речевому развитию детей
подготовительной к школе группы на материале фольклорной сказки по примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ


Ступень дошкольного образования - это первый опыт социализации ребенка, в процессе которой язык играет наиглавнейшую роль. Речь формирует интеллектуальное чувственное познание, перестраивает соотношение деятельности и мышления, определяет уровень развития оценочных суждений, способствуя развитию познавательной деятельности. В дошкольном возрасте увеличивается словарный запас, появляется понимание существования разных, но однородных предметов, совершенствуется фонематическая сторона речи. К возрасту, когда ребенок оказывается в подготовительной к школе группе, его речь должна быть сформирована как инструмент познания и общения, которым ему активно придется пользоваться при переходе в школу.
Речевое развитие в дошкольном возрасте претерпевает ряд качественных и количественных изменений. Появляется такое интересное явление как словотворчество, улучшается грамматический строй речи. Для благоприятного протекания процесса речевого развития родителями и педагогами должны быть созданы оптимальные условия для ребенка. Например, больше говорить с ним, как расспрашивая его о чем-то, так и представляя какую-либо развлекательную или познавательную информацию.
Речевое развитие дошкольников было предметом исследования таких авторов, как Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, В.Ю. Дьяченко, С.И. Карпова, О.И. Крупенчук, В.В. Мамаева, Д.Б. Эльконин и др. Работы ученых предлагают, как теоретическое обоснование, так и практические методы речевого развития детей с применением разнообразных технологий.
Связная речь является отдельной разновидностью речевой и мыслительной деятельности, наряду с этим выполняющая большую роль в воспитании и обучении детей, поскольку несет функцию одного из методов формирования знаний и умений, а также средством контроля над полученной информацией.
Актуальность нашей работы обоснована тем, что одной из ведущих целей в педагогической работе с дошкольниками является формирование у детей навыков и умений связной речи. Огромная важность этой задачи обусловлена тем, что уровень их развития определяет все последующее развитие познавательной и личностной сферы ребенка и получение им школьных знаний.
В программе «От рождения до школы» развитие связной речи дошкольников осуществляется благодаря многообразию форм и способов проведения занятий с детьми. Занятия по развитию речи дошкольников строятся таким образом, что они тренируют такие умения, как пересказ, составление творческих рассказов, сочинение сказок и небылиц. На занятиях они знакомятся с русской и зарубежной художественной литературой, благодаря чему у детей вырабатывается художественный вкус, развивается способность к воображению и умения понимания и чувствования выразительных средств русского языка.
Наиболее распространенным видом художественных произведений, с которыми знакомятся дети этого возраста, являются сказки. С их помощью, с одной стороны, дошкольники учатся морально-нравственной оценке тех или иных ситуаций, происходит развитие эмоционально-личностной сферы. С другой стороны, слыша родную речь в ее многообразии эпитетов и метафор, присущих сказкам, ребенок пополняет словарный запас, совершенствует строение своей собственной речи.
Изучением значения сказки в развитии дошкольников занимались М.М. Алексеева, В.П. Аникин, А.П. Усова, В.И. Яшина и др. Однако, несмотря на большой вклад, сделанный этими и другими авторами, значение сказки в речевом развитии детей подготовительной к школе группы, в подготовке речи к выполнению ряда новых функций в системе дошкольного образования, еще не исследовано в полной мере.
В общеобразовательной программе «От рождения до школы» изучение сказок в рамках создания развивающей речевой среды занимает одно из важных мест. Отмечается, что на разных этапах необходимо показывать детям иллюстрированные сказки, формировать умения связного и последовательного пересказа небольших сказок. Наряду с этим важно развивать навыки составления рассказов о ситуациях и событиях личного опыта, придумывая авторские окончания сказок.
Тем не менее, не конкретизируются методы работы со сказкой и то значение, которое данная работа имеет в речевом развитии дошкольников. Таким образом, новые социокультурные условия, повышение требований к дошкольному образованию в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования должны способствовать поиску новых методов речевого развития в рамках существующих образовательных программ.
Проблема исследования заключается в необходимости повышения качества речевого развития детей при недостаточной изученности значения использования фольклорной сказки в развитии речи детей подготовительной к школе группы.
Объектом нашего исследования является речевое развитие детей подготовительной к школе группы.
Предмет исследования - фольклорная сказка как средство речевого развития детей подготовительной к школе группы.
Выявление возможностей использования фольклорной сказки в речевом развитии детей подготовительной к школе группы стало целью нашего исследования.
В соответствии с целью, нам необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы речевого развития детей подготовительной к школе группы на материале фольклорной сказки.
2. Изучить методическую целесообразность жанра сказки в дошкольном образовании в контексте речевого развития дошкольников.
3. Провести методическую работу по речевому развитию детей подготовительной к школе группы на материале фольклорной
сказки по примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы».
4. Подготовить методические рекомендации для педагогов по проблеме речевого развития детей подготовительной к школе группы, на материале фольклорной сказки по примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы».
Гипотезой исследования стало предположение о том, что речевое развитие детей подготовительной к школе группы может быть более успешным при использовании материала фольклорных сказок.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений нами была использована совокупность следующих методов: изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме; анализ и обобщение материала, полученного в результате наблюдений, изучение опыта педагогов и методистов; изучение практики образовательной организации; наблюдение за образовательным процессом.
Методологическую базу исследования составили: культурно-исторический подход Л.С. Выготского. Исследования народного творчества Н.Н. Палагиной, Д.С. Лихачева. Метод моделирования речевого развития Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Эльконина, Исследования речевого развития детей А.М. Бородич, Н.В. Новоторцевой, А.Н. Гвоздева, и др. А также работы по изучению значения фольклорной сказки в дошкольном воспитании М.М. Алексеевой, В.П. Аникина, А.П. Усовой, В.И.Яшиной и др.
Практическая база исследования. Отделение дошкольного образования «Детский сад «Теремок» МАОУ «ОК «Лицей №3», контингент - 25 обучающихся подготовительной к школе группы.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методы, методологическая и практическая база исследования; дана структура выпускной квалификационной работы.
В первом разделе «Теоретические основы речевого развития детей подготовительной к школе группы на материале фольклорной сказки» проанализирована проблема речевого развития детей подготовительной к школе группы, доказана методическая целесообразность жанра сказки в дошкольном образовании, рассмотрена фольклорная сказка, как средство речевого развития детей подготовительной к школе группы.
Во втором разделе «Методические основы речевого развития детей подготовительной к школе группы на материале фольклорной сказки» изучена проблема речевого развития детей подготовительной к школе группы на материале фольклорной сказки. Проведена методическая работа по речевому развитию детей подготовительной к школе группы на материале фольклорной сказки по примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы». Даны методические рекомендации по речевому развитию детей подготовительной к школе группы на материале фольклорной сказки.
В заключении сделаны выводы по результатам исследования и выдвинуты предположения о дальнейших действиях в контексте проблемы исследования.
Объем работы составляет 63 страницы.
Список использованной литературы состоит из 35 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие речи ребенка дошкольного возраста - процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Знакомство с культурой нации посредством фольклора, сказки, как было нами показано, оказывает воспитательный и развивающий эффект. Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение у детей дошкольного возраста. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.
Целью нашего исследования было выявление возможностей использования фольклорной сказки в речевом развитии детей подготовительной к школе группы.
Для реализации поставленной цели мы решали ряд задач: проанализировали теоретические основы речевого развития детей подготовительной к школе группы; изучили методическую целесообразность жанра сказки в дошкольном изучении в контексте речевого развития дошкольников; провели методическую работу по речевому развитию детей подготовительной к школе группы на материале фольклорной сказки; подготовили методические рекомендации для педагога по проблеме речевого развития детей подготовительной к школе группы.
В первом разделе «Теоретические основы речевого развития детей подготовительной к школе группы на материале фольклорной сказки» под «Речевым развитием» мы предполагали развитие всех сторон языковых способностей дошкольника - развитие словаря, грамматического строя речи, звуковой культуры, а также навыков связной диалогической и монологической речи.
Методической целесообразности жанра сказки была нами обоснована тем, что фольклорная сказка является разносторонним инструментом развития мышления, воображения и речи детей.
Под фольклорной сказкой мы понимали эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных
Таким образом, на этапе теоретического исследования наш анализ показал, что сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно не только повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе, но и скорректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника.
Во втором разделе мы представили описание педагогического наблюдения практики повышения качества речевого развития детей при недостаточной изученности значения использования фольклорной сказки в развитии речи детей подготовительной к школе группы.
На основании педагогического наблюдения и его анализа, нами были разработаны рекомендации, которые могут быть использованы в практике, послужить практическим материалом для педагогических работников дошкольных учреждений в подготовительной к школе группе.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза о том, что речевое развитие детей подготовительной к школе группы может быть успешным, при использовании материала фольклорных сказок доказана.
Мы не претендуем на полноту исследования, но заявляем, что тема актуальна и требует продолжения исследования.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М. изд. центр «Академия», 2000. - 400с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М. изд. центр «Академия», 2009. -158с.
3. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя / В.П. Аникин.- М., 2006. - 215 с.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова - М.:Мозаика - Синтез, 2009. - 272с.
5. Белошистая, Н.А. Развиваем связную речь/ Н.А.Белошистая // Дошкольное воспитание.- 2011. -№ 7.- С.20-23.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М.Бородич. - М. Просвещение, 2011.-255с.
7. Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. — 368с.
8. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка/ Н.М. Ведерникова. - М., 2005. - 316 с.
9. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика/ А.Н. Веселовский - М., 1989. - 648 с.
10. Виноградов, Г. С. Народная педагогика/ Г.С.Виноградов // Камены. - Иркутск, 1997. - №1 - 2. - С. 80-92.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т./Л.С Выготский - М.: «Педагогика», 2013.- Т.2. - 340 с.
12. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В.Гербова.-М. Просвещение, 2013. - 175с.
13. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком родного языка/ Гвоздев А.Н. // «Детская речь», изд. Московского института экспериментальной психологии, 2007 - №7, с. 50—114.
14. Запорожец,А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева. - М.: изд. «Педагогика», 2008.- 138 с.
15. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) / Под ред. А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. - М. Педагогика, 2004.¬336с.
16. Калунина, А. Е. Воспитание сказкой/ А. Е. Калунина // Дошкольное воспитание. - 2012. - №7.- С.34-37.
17. Климкина, Е.А. Особенности овладения связным высказыванием старших дошкольников/ Климкина Е.А // Культура. Наука. Интеграция. 2010.- №10. С.20-22.
18. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника/ Е.Е Кравцова. - М.: Просвещение: Учебная литература, 2012. - 160с.
19. Краснова, Т. В ладу со сказкой [Текст]/ Т. В Краснова - М.: АГРО, 2008. - 180с.
20. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. /А.А. Леонтьев - М. 2014.- 485с.
21. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А.И.Максаков.- М. Просвещение,- 2013. - 159с.
22. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новоторцева. - Ярославль. ТОО “Гринго”, 2010.- 240с.
23. Обора, Н.Ф. Овладение связной речью старшими дошкольниками/ Н.Ф. Обора // Успехи современного естествознания. 2008. №7. - С.37-40.
24. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду/ Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова.- М. Школьная пресса, 2013.- 128с.
25. Пропп, В.Я. Морфология сказки/ В.Я. Пропп - М.: Изд. «Лабиринт», 2010. - 315с.
26. Пропп, В.Я. Русская сказка./ В.Я. Пропп - М.: Изд. «Лабиринт», 2000. - 416с.
27. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. - М. Просвещение, 2000. - 223с.
28. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И.Соловьева.- М. Просвещение, 2013.-176с.
29. Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия/ Д.Ю. Соколов // Дошкольное воспитание. 2010. - №4. - С.15-19.
30. Усова, А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца. - М. Просвещение, 2011.- 400с.
31. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду/ А. П. Усова.- М., 2010. - 168 c.
32. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М. Владос, 2004.- 288с.
33. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста/ Л.Б Фесюкова - М.: ООО «Издательство ACT», 2010. - 464 с.
34. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи/ Под ред. В.В.Гербовой. - М. Просвещение, 2011. - 234 с.
35. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Д.Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: ИИП; Воронеж: НПО МОДЭК, 2007. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ