Введение 2
Глава 1. Теоретические основания изучения социальных функций слухов и сплетен в субкультурах поклонников сериалов 9
1.1. Подходы к пониманию слухов и сплетен в научной литературе 9
1.2. Особенности функционирования слухов и сплетен в коммуникации 13
1.3. Слухи и сплетни в субкультуре поклонников сериалов с точки зрения концепции экономики впечатлений 22
1.4. Коммуникативные особенности виртуальных фанатских сообществ поклонников сериалов 24
1.5. Социальные функции слухов и сплетен в субкультурах поклонников сериалов 32
1.5.1. Функции слухов и сплетен в индустрии производства сериалов 38
1.5.2. Слухи и сплетни в виртуальных сообществах поклонников сериалов как элемент трансмедиа культуры 39
Выводы к первой главе 42
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных функций слухов и сплетен, реализуемых в фанатских сообществах поклонников сериалов 44
2.1. Коммуникативная среда и структура виртуальных фанатских сообществ 44
2.2. Программа эмпирического исследования: «Социальные функции слухов и сплетен в субкультурах поклонников сериалов» 47
2.3. Социальные функции слухов и сплетен в виртуальных сообществах: критический дискурс-анализ 54
2.3.1. Семантический анализ слухов и сплетен в сообществах поклонников сериалов 54
2.3.2. Критический дискурс-анализ социальных функций и сплетен в сообществе поклонников сериала «[Шерлок/Sherlock]» 67
2.3.3. Критический дискурс-анализ социальных функций и сплетен в сообществе поклонников сериала «Игра престолов» 79
2.3.4. Критический дискурс-анализ слухов и сплетен в сообществе поклонников сериала «Твин Пикс» 91
Заключение 103
Список литературы 106
Приложение 1 112
Приложение 2 113
Приложение 3 114
Приложение 4 115
Приложение 5 116
Приложение 6 118
Приложение 7 119
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким феноменом, как слухи и сплетни. Под данным типом сообщений обычно понимается изложение непроверенной, но актуальной и вызывающей интерес информации. Изучение слухов и сплетен встречается в таких науках, как психология, культурология, антропология, лингвистика, социология. Некоторые исследования рассматривают слухи и сплетни лишь в контексте устного общения, иные изучают их в письменной форме(газеты, письма, публикации, сеть Интернет). Особое внимание современные исследования уделяют изучению слухов в виртуальном пространстве.
Данная среда способствует распространению слухов и сплетен за счёт таких элементов, как общедоступность, расширение охвата аудитории, скорость передачи информации, отсутствие жёсткой цензуры. Новая платформа для коммуникации привела не только к появлению новых типов сообществ, но и к перемещению сложившихся форм, таких как фанатские сообщества, субкультуры поклонников фильмов, книг, комиксов, сериалов и иных продуктов массовой культуры, в виртуальное пространство. Фанаты являются активными потребителями новостей, историй из жизни актёров, статей о событиях сериала, фильма и любой другой информации, относящейся к интересующей их области. Для них важна свежая информация, вне зависимости от её достоверности.
Слухи и сплетни в Интернете обладают свойством молниеносного распространения и невозможностью полного контроля данного канала. Благодаря этим свойствам слухи и сплетни стали использовать как коммуникационную технологию для привлечения внимания, манипуляции общественным мнением, регулировки общественным настроением и достижения иных результатов.
Эффективность данной технологии объясняется общими изменениями в форме подачи, стремлением завлечь, удивить потребителя, иными словами, подарить новые впечатления. Подобная инновация в сфере массовых коммуникаций используется в трансмедиа культуре, идея которой состоит в использовании нескольких медиа платформ для привлечения большего количества потребителей, а также погружения фанатов в мир трансмедиа истории.
Слухи и сплетни для поклонников сериалов или другого медиа продукта становятся не только источником желанной информации, они вовлекают фаната в мир любимого проекта, уменьшают дистанцию между вымышленным миром сериала и реальным ощущением причастности к нему. Благодаря трансмедиа культуре мир сериала (или иного медиа продукта) оживает, становится реальным. Вовлечённые фанаты развивают трансмедиа историю разными способами, в том числе используя слухи и сплетни, которые становятся неотъемлемой частью субкультур поклонников сериалов, а их потребление и создание – значимым элементом в коммуникации между фанатами.
Данное исследование актуально в силу рассмотрения слухов и сплетен в субкультурах поклонников сериалов в контексте трансмедиа культуры, которая открывает новое поле для общения и социальной активности фанатов. В процессе интерпретации трансмедиа истории фанаты воспроизводят другие интерактивные тексты на базе первоначального нарратива, тем самым запуская бесконечный процесс интерпретации текста.
Виртуальные сообщества поклонников сериалов являются частью социальных практик членов субкультур поклонников сериалов и важным элементом повседневной жизни интересующейся массовой культурой молодёжи. Потребление и производство слухов и сплетен представляет собой выражение идентичности, самореализации и иных социальных функций поклонников сериалов. Деятельность фанатов сериалов в виртуальных сообществах становится дополнительным механизмом в устройстве трансмедиа культуры, посредством которого происходит воспроизводство и интерпретация трансмедиа истории.
В качестве объекта исследования выступают виртуальные сообщества, посвящённые сериалам.
Предметом являются социальные функции слухов и сплетен, которые реализуются в данных группах.
Целью нашего исследования является выявление функций слухов и сплетен в субкультурах поклонников сериалов.
Задачи исследования:
1. Анализ существующих подходов к определению слухов и сплетен в научной литературе.
2. Изучение специфики создания, функционирования и трансляции слухов и сплетен в виртуальном пространстве.
3. Описание общего коммуникативного контекста виртуальных сообществ субкультур поклонников сериалов.
4. Выявление предпосылок и особенностей формирования слухов и сплетен в субкультурах поклонников сериалов.
5. Изучение специфики слухов и сплетен в фанатских сообществах в поле трансмедиа культуры.
6. Рассмотрение динамики слухов в виртуальных сообществах субкультур поклонников сериалов и их зависимости от внешних факторов и событий (выход нового сезона, замена актёра, закрытие сериала и т.д.).
7. Проведение эмпирического исследования с использованием методов дискурс-анализа с целью изучения социальных функций слухов и сплетен в виртуальных сообществах субкультур поклонников сериалов.
8. Рассмотрение взаимосвязи текстов, дискурсивных и социальных практик поклонников сериалов в процессе производства и коммуникации по поводу слухов и сплетен.
9. Выявление сходств и различий в разворачивании дискурса слухов и сплетен в сообществах, посвящённых сериалам, ([Шерлок/Sherlock], «Игра престолов», «Твин Пикс»).
В качестве гипотез выступают следующие предположения:
1. Создание и потребление слухов и сплетен являются необходимой (естественной)практикой в жизни фанатов и выполняют ряд социальных функций.
2. Слухи и сплетни являются элементом трансмедиа культуры, запускают механизм интерпретации трансмедийного нарратива, приводя к появлению новых текстов.
Методы эмпирического исследования
Основным методом, которым мы будем пользоваться в ходе исследования интернет сообществ, выбран метод критического дискурс-анализа Н.Фэркло. Для анализа отличительных черт слухов и сплетен мы применим структурный анализ Р.Барта. В процессе изучения структуры сообщений слухов будет использован анализ речевых актов Р.О. Якобсона.
Критический дискурс-анализ рассматривает дискурс как часть социальных практик, которые анализируются в связке с более широкими социальными теориями. Для этого мы используем теорию трансмедиа культуры, рассматривая слухи и сплетни в фанатских сообществах в рамках данной концепции.
Исследовательское поле включает в себя сообщества, посвящённые сериалам в социальной сети «Вконтакте», как наиболее востребованной виртуальной платформе российского сегмента. В качестве анализа были выбраны 3 паблика [Шерлок/Sherlock], «Игра престолов», «Твин Пикс». Выбор сообществ основывался на высокой популярности сериалов, наличии сложившейся фанатской базы (субкультуры поклонников), открытости коммуникации внутри сообществ (большое количество тем для обсуждения, комментариев, актуальных постов),незавершённости сериалов к моменту исследования, различающихся жанрах сериалов данных сообществ(детектив, фэнтези, мистика). Благодаря исследованию нескольких сообществ мы сможем составить общее представление о социальных функциях слухов и сплетен внутри субкультуры поклонников сериалов и выявить различия в использовании дискурса слухов и сплетен в зависимости от специфики сериала.
Степень разработанности проблемы
Проблемами и особенностями современных коммуникационных технологий в контексте воздействия на социальные сообщества занимались такие исследователи, как: М.Кастельс, М. Маклюэн, Г. Рейнголд, А. Моль.
Воздействия слухов и сплетен в соответствии с социально-психологической методологией рассматривают такие учёные как: Т. Шибутани, Г. Олпорт, Л. Постман, В.И.Андрианов, Ю. А. Шерковин, Д. С. Горбатов.
Практическое применение и управление слухами и сплетнями рассматривали С.А. Беззубцев, С. Н. Булатова, С. А. Василенко, Е. Г.Борисова, А. П.Назаретян.
Проблема социальных функций слухов была изучена Д. С.Горбатовым, В. В.Латыновым, Е.А.Поповой, Б.В. Дубиным.
Объяснение механизмов адаптации слухов к условиям интернет-пространства дано с позиций концепций Г. Дебора, М. Маклюэна, Ж. Бодрийяра, А. П.Назаретяна, В.Г.Писаревского, В. Л. Силаева.
Анализу особенностей функционирования фанатских субкультур уделяли внимание У.Уайт, Ф. Трэшер, Р.Парк, А.Коэн, Р.Мертон, А.В.Шрубченко, С. Холл, Т. Джефферсон, К. Гриффин, П. Уиллис, С. Джонс, А. Макробби, Ф. Коен, М.Брейк, Д. Хебдидж, Э.Баннет, Д. Дженсон, Л. Гроссберг, Г.Дженкинс.
Изучением виртуальных сообществ занимаются такие исследователи как Г. Рейнгольд, П. Коллок, Марк А. Смит, М. Кастельс. Среди отечественных социологов эти темы разрабатывались в работах А. Малхасяна, А. Абдуджалилова, Д.В.Иванова, А.Ю.Орлова, Р.В. Кончаковского, А.В. Царёвой, И. Н. Розина, Д.А.Губанова, Ю.Г.Рыкова, А.В.Назарчука.
Концепция трансмедиа и трансмедийной культуры разрабатывалась в работах Г. Дженкинса, К. Сколари, П. Бертетти, М. Фриман, Р. Праттен, Б. Нуно, А. Филипс, М. Джиовагноли, Соколова Н.Л.
Теоретические основания исследования
В качестве центральной теории работы выступает теория трансмедиа Г. Дженкинса как новой формы медиа производства, порождающей новые культурные практики потребителей, специфический опыт восприятия современных масс-медиа и выражающейся в появлении интерпретативных сообществ.
Для изучения функционирования слухов и сплетен мы используем социально-психологический подход Т. Шибутани, который рассматривает слухи как результат эффективной коммуникации,и Ю. А. Шерковиной, разделяющей слухи по эмоциональной напряжённости. Изучение социальных функций слухов и сплетен осуществляется с использованием теорий Д. С.Горбатова, выделяющего индивидуальный и групповой уровень функций слухов и сплетен, и В.В. Латынова и А.Т. Хлопьева, производящих общий анализ жизненного цикла и характеризующих слухи и сплетни в зависимости от внешних факторов (участники взаимодействия, акторы, каналы). Слухи и сплетни о сериалах рассматриваются с точки зрения концепции экономики впечатлений, как актуальный механизм воздействия на интерес потребителей.
Особенности функционирования фанатской субкультуры и феномена фанатства в работе раскрываются за счёт использования концепций Д. Дженсона и изучения практик фанатства по Г.Дженкинсу.
При определении виртуальных сообществ мы опираемся на идеи Г. Рейнгольда, Д.Левинсона, рассматривающих виртуальное общение как трансформацию реального общения.
Взаимосвязь дискурсивных практик в процессе коммуникации на предмет слухов и сплетен и общей социальной практики, помогает раскрыть подход критического дискурс-анализа Н.Фэркло.
Определение основных понятий:
В контексте теорий различные направления знания формулируют свои понимания терминов, в силу этого фактора мы приведём несколько определений понимания слухов в научной литературе.
С точки зрения социальной психологии и массового сознания, слухи — это «массовидное явление» межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу .
В рамках руморологии, слух - самотранслируемая информация, становящаяся известной определенному кругу лиц – от небольшого коллектива до всего населения земного шара .
В виртуальном пространстве, слух— это новости, которым не нашлось места в официальных средствах массовой информации
С точки зрения теории толпы, слух– это передача предметных сведений по каналам межличностного общения .
Во всех определениях фигурирует отсылка к «слуху» как к процессу межличностного общения, а также указание на отсутствие достоверности информации, транслируемой субъектом коммуникации.
В результате компиляции можно вывести следующее определение, которое мы будем использовать при рассмотрении слуха в нашем исследовании.
Слух – информация, достоверность которой не определена, но содержание представляет интерес и провоцирует любопытство у аудитории.
Для слухов в виртуальном пространстве свойственны следующие характеристики:
• Письменная форма выражения. Фиксация слуха.
• Охват широкой аудитории.
• Возможность мгновенного опровержения в комментариях.
Сплетня– неформальное взаимодействие, в ходе которого происходит обсуждение третьего лица, обмен актуальной информацией без надёжного подтверждения, вызывающей сильный эмоциональный отклик и субъективно-оценочную характеристику.
Дискурс -организация языка в соответствии со структурами, свойственными высказываниям людей в различных сферах социальной жизни .
Социальная информация – это актуальная для общества и находящаяся в обращении часть знаний. Она включает в себя сведения, отражающие объективную и субъективную социальную реальность, о процессах, мотивах, чувствах, настроениях, фактах, основанных на интересах и потребностях различных социальных групп .
Виртуальное сообщество– объединение людей в виртуальном пространстве, связанных общими интересами и общим дискурсом, возникающим в процессе коммуникации внутри группы.
Трансмедиа – это способ рассказывания истории посредством использования различных медиа платформ.
Трансмедиа культура –результат взаимопроникновения коммуникационных технологий, сообществ, идей в их непосредственной конвергентности (сближении).
Новизна работы заключается в анализе слухов и сплетен в контексте трансмедийного повествования, которое является перспективным и используется в разных областях как новый механизм привлечения внимания и вовлечения фанатов в историю. Слухи и сплетни анализируются как отдельные тексты, поскольку в результате фанатской интерпретации трансмедийного нарратива происходит создание нового, уникального продукта. Это позволяет нам выделить наиболее перспективные темы, которые «работают» на трансмедиа.
В ходе своей работы мы проводим взаимосвязь между жанром, спецификой сериала, преобладающими темами слухов и сплетен и социальными функциями, реализуемыми в процессе коммуникации фанатов на предмет слухов и сплетен.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего наименования на русском и английском языках, и приложений.
Данная работа представляет собой анализ социальных функций слухов и сплетен в коммуникативной среде субкультуры поклонников сериалов в виртуальных сообществах. Основываясь на теоретическом обзоре литературы об использовании слухов и сплетен как элемента современной технологии привлечения внимания, элемента неформального общения и дополняя теориями виртуальных сообществ, специфическими чертами субкультуры поклонников сериала, мы пришли к выводу, что слухи и сплетни в субкультурах поклонников сериалов составляют важный элемент фанатских практики являются частью трансмедиа культуры. Данный тезис был апробирован в результате проведения дискурс-анализа слухов и сплетен в виртуальных сообществах поклонников сериалов, на примере сообществ «[Шерлок/Sherlock]», «Игра престолов», «Твин Пикс».
Проанализировав тексты на разных уровнях методом семантического анализа Р.Барта, анализа речевых функций Р.О. Якобсона и дискурс-анализа Н.Фэркло, мы выяснили, что слухи и сплетни являются естественной практикой фанатов, заключают в себе ряд социально значимых функций, являются элементом трансмедиа культуры. На уровне текстов мы выявили структурные особенности сообщений слухов и сплетен, произвели разделение понятий, выделили маркеры слухов и сплетен. Основным различием является субъективно оценочная характеристика сообщений сплетен, которые заключены в многосоставные предложения и контекстной ориентацией, в отличие от сообщений слухов. Оба вида информации носят характер вариативности событий, неуверенности.
Слухи и сплетни являются желанной информацией для фаната, вызывают интерес и отклик. Активность слуха или сплетни зависит от специфики субкультуры и темы сообщения.
Виртуальные сообщества представляют собой благодатную почву для распространения слухов и сплетен, так как в них в меньшей степени, чем в СМИ, присутствует элемент цензуры. Субкультура поклонников сериала характеризуется высоким интересом к сообщениям слухам и сплетням. Виртуальные сообщества поклонников сериалов представляют собой сообщество знаний, общей целью которых является получение значимой для фанатов информации о сериале. Большое значение имеет аффективная составляющая фанатства и склонность к интерпретации событий сериала, превращающая создание слухов и сплетен в творческую досуговую практику фанатов.
Слухи и сплетни в среде фанатов сериалов являются частью трансмедиа культуры. Вольные интерпретации фанатов представляют собой продолжение трансмедиа истории. Трансмедийный проект – сериал, побуждает фанатов к созданию слухов и сплетен за счёт «пустых» сюжетных мест. Слухи и сплетни вокруг сериалов представляют собой доказательство интеграции сериалов в повседневную жизнь фанатов, обсуждение событий происходит с использованием дискурса повседневного общения.
Для фанатов и индустрии сериалов слухи являются механизмом реализации социальных функций. В случае с поклонниками - общение в форме слухов и сплетен позволяет им утвердить идентичность себя, как приверженца конкретного сериала, продемонстрировать знания, происходит обмен мнениями и версиями, которые проявляются в коммуникативной функции.
В ходе производства слухов и сплетен фанаты реализуют не только индивидуальную потребность в коммуникации, но и утверждают групповую идентичность. Происходит солидаризация на основании обсуждения общих тем, либо формирование аут-группы несогласных. Реализуется функция адаптации, поскольку в процессе изучения слухов, сплетен и отношения других фанатов к содержанию сообщений, поклонники усваивают групповые нормы и представления.
Исследование показало, что в изученных сообществах отношения к сообщениям слухам и сплетням различаются. Прослеживается специфика соотношения между жанром сериала и социальными функциями, реализуемыми в результате коммуникации на предмет слухов и сплетен. Так в сообществе«[Шерлок/Sherlock]» многие фанаты резко негативно относились к подобным сообщениям. С другой стороны, дискурс личной жизни и субъективной оценки актёров часто встречался в текстах фанатов, в отличие от группы «Игра престолов» где центральной темой слухов и сплетен были сложные отношения между персонажами сериала. Жанровые особенности проявлялись в структуре слухов и сплетен конкретного сериала - привнося оттенок сомнения, но желания узнать правду у фанатов «Шерлока», нейтральной оценки и характера «движения» в сообществе «Игра престолов» и мистицизма в «Твин Пиксе». Дискурс сериала находил отражение в фанатских текстах слухов и сплетен.
Взаимосвязь дискурса слухов и сплетен в изученных сериалах и социальных функций, реализуемых в процессе их производства, наводит на мысль о том, что в разных сериалах преобладают разные функции. Во всех сообществах сообщения «слухи и сплетни» реализовывали групповые функции адаптации, солидаризации, но на индивидуальном уровне, в сообществе «Твин Пикс» слухи и сплетни носили информирующий характер и не рассматривались с точки зрения развлечения. В сообществе «Шерлок», несмотря, на негативную оценку фанатами многих слухов и сплетен, данный тип информации возникал как продукт творческой деятельности и аффективной составляющей (страх за сериал и отношения актёров). В сообществе «Игра престолов» слухи и сплетни возникали как способ обмена мнениями, версиями. Можно выделить преобладающую, в сравнении с другими сообществами, функцию дружбы на основе симпатии и антипатии к конкретному событию.
Слухи и сплетни появляются не только стихийно, в результате коммуникации фанатов. Многие из сообщений конструируются умышленно, либо сам сюжет сериала подталкивает к их созданию. Мы выделили функции слухов с точки зрения индустрии сериалов, в число которых входит вовлечение фанатов, привлечение внимания, сближение с аудиторией, нагнетание ситуации, информирование, подогревание интереса.
В ходе работы было установлено, что слухи и сплетни в субкультурах поклонников сериалов являются естественной практикой, основываются на специфике фанатского сообщества, реализуют желания фанатов не только в поиске информации, но и затрагивают более глубинный уровень потребностей. Слухи и сплетни, изначально рассматриваемые как результат неформального устного общения, в виртуальном пространстве приобретают новые черты. Появление слухов и сплетен в субкультурах поклонников сериалов с одной стороны является добровольной и естественной практикой фанатов, с другой стороны становятся элементом трансмедиа культуры, побуждая поклонников к созданию новых уникальных интерактивных текстов с элементами трансмедийного нарратива.
1. Андрианов В.И., Левашов В.К., Хлопьев А.Т. Слухи как социальный феномен// Социологические исследования. 1999. №1. С. 82-88.
2. Барт Р. Введение в структурный анализ. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с франц. Г.К. Косикова. – М.: ИГ Прогресс. 2000. – 239 c.
3. Беззубцев С.А. Управление слухами: как промывают мозги. – М.: Издательство «Спорт и Культура – 2000», 2011. – 360 с.
4. Бондаренко С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ / Ростов- на-Дону: Изд-во Ростовского государственного университета, 2004. – 320c.
5. Булатова С. Н. Слухи: как создать и как бороться: курс лекций к дисциплине «Социология массовой коммуникации». – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 173 с.
6. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.. — М. : Институт экспериментальной социологии, 2007. – 288 с.
7. Бурдье П. Формы капитала /пер. с англ. М. С. Добряковой // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. — М.: РОССПЭН, 2004. — 680 с
8. Валитова Н. Р. Основы теории коммуникации. В 2 ч. Ч. 2 : учебное пособие – Омск : Изд-во СибГУФК, 2010 . – 263 с.
9. Ван Дейк Т.А. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. — 344 с.
10. Василенко С. А., Борисова Е. Г. Основы руморологии. Теория и практика управления слухами: учебное пособие – М.: ФЛИНТА: Наука, 2014, - 132 с.
11. Горбатов Д. С. Слухи, сплетни, городские легенды: психологическая природа различий // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 71-79.
12. Горбатов Д. С. Функции слухов в социальной среде // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. Вып. 1, т. 21. С. 17–22.
13. Горбатов Д.С. Психология сплетни: монография. – Воронеж: Научная книга, 2008. – 136 с.
14. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304 с.
15. Дубин Б.В. Речь, слух, рассказ: трансформации устного в современной культуре. Очерки по социологии современной культуры – М.: НЛО, 2001. С. 70-81.
16. Дубин Б.В. Слово - письмо - литература: Очерки по социологии современной культуры. – М.: Новое литературное обозрение. Вып. XXVI, 2001. 416 с.
17. Евстигнеева Н.В., Оберемко О.А. Модели анализа нарратива человек. Сообщество. Управление: Кубанский государственный университет, 2007.С. 95-107.
18. Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация в условиях глобализации // Социс. 2003. № 10. С. 20-29.
19. Иванов Д.В. Виртуализация общества – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. – 96 с.
20. Йенсен Р. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес. – М.: СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2012. – 270 с.
21. Караяни А.И. Слухи как средство информационно - психологического противодействия // Психологический журнал. 2003. № 6.
22. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе (англ.)русск. / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. – Екатеринбург: У-Фактория (при участии Гуманитарного ун-та), 2004. – 328 с.
23. Кастельс М. Власть коммуникации Пер. с англ. под науч. ред. А.И. Черных. Серия «Переводные учебники ВШЭ». Издательский дом ВШЭ, 2016.– 568 c.
24. Куликов Е.М., Кубякин Е.О. Слухи как коммуникативный и социокультурный феномен современного общества. – Краснодар, 2009.
25. Латынов В.В. Слухи: социальные функции и условия появления // Социс. 1995. № 1. С. 12–17.
26. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения – М.: 1976, С 64-93.
27. Луман Н. Общество общества. Книга 2: Медиа коммуникации / Пер. с нем. А. Глухов, О. Никифоров. — М.: Логос. 2011. — 280 с.
28. Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. – М.: Праксис. 2005 — 256 с.
29. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ., В. Г. Николаева. — М.: Гиперборея. 2007. – 464 с.
30. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. – М.: Издательство ЛКИ. 2008. – 416 с.
31. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: лекции по социальной и политической психологии – СПб.: Питер. 2004. – 189 с.
32. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М.: Смысл. 2002. – 142 c.
33. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер. 2001. – 368 с.
34. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Ин-т социологии РАН. 2000. – 261 с.
35. Пайн Д. Б., Гилмор. Д. Х. Экономика впечатлений: работа - это театр, а каждый бизнес – сцена / Пер. с англ. М.: Вильямс. – 2005. – 304 с.
36. Парк Р. Э. Избранные очерки / Пер. с англ. В.Г. Николаев. – М.: РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. Социологии и социал. психологии. — М., 2011. — 320 с.
37. Пивоваров А. М., Хохлова А.М. Риски творческой деятельности художников: «за» и «против» участия в арт-сообществах // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2014. – № 1. – C. 139-154.
38. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Высшая школа, 1984. – 174 с.
39. Попкова О.В. Онтология слухов. – Тольятти: Акцент; ПТИС МГУС, 2002. – 124 с.
40. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. — 416 с.
41. Розина И. Н. Виртуальные исследовательские сообщества: от зарубежных моделей к отечественным примерам // Образовательные технологии и общество. – 2009, – № 2 (12). – С. 389-408.
42. Рыков Ю. Г. Виртуальное сообщество как социальное поле: неравенство и коммуникативный капитал // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2013. Т. XVI. – № 4. – С. 44-60.
43. Силаева В. Л. Интернет как социальный феномен // Социс. – 2008. – № 11. – С 101-107
44. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. — М.: Феникс. 1994. — 688 с.
45. Соколова Н.Л. Трансмедиа и "интерпретативные сообщества" / Международный журнал исследований культуры. – СПб.: Эйдос, 2011. – С 16-21.
46. Стриженко А. А. Виртуальные сообщества как участники компьютерно- опосредованной коммуникации // Мир науки, культуры, образования. –2010. – № 3. – С 67-69.
47. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М.: Институт психологии РАН, КСП+. 1998. — 416 с.
48. Тощенко Ж. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М. : Academia. 1996. – 195с.
49. Филлипс Л., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ: теория и метод / Пер. С англ. / под ред. А. А. Киселевой. Харьков: Изд-во Гуманитарного центра. 2004. – 336 с.
50. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. – СПб.: Наука, 2000. — 380 с.
51. Царев А. С. Слухи и особенности их распространения: роль СМИ и интернета // Научные труды Белорусского государственного экономического университета: [сборник]. Вып. 7 / М-во образования Респ. Беларусь, Белорусский гос. экон. ун-т ; – Минск : БГЭУ, 2014. – С 630-636.
52. Шерковин Ю.А., Предвечный Г.П. Социальная психология. Краткий очерк / М.: Политиздат. – 1975. – 329 с.
53. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. М.: Прогресс, 1969. - 535 с.
54. Шрубченко А.В. Слухи как элемент молодёжной субкультуры. // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. – 2016. – № 3 (224). – С. 186 -189.
55. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. С нем. И англ. – М., 2004, -1056 c.
56. Щирова И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 358 с.
57. Archibald К. Wartime shipyard. Berkley; Los Angeles: University of California Press, 1947. P. 159
58. Bennett A. Subcultures or Neo-Tribes? Rethinking the Relationship between Youth, Style and Musical Taste // Sociology. Vol. 33. No. 3 (August, 1999). P. 599–617.
59. Bordia P., DiFonzo N. When Social Psychology Became Less Social: Prasad and the History of Rumor Research // Asian J. of Social Psychology.
2002. № 5. P. 49-61.
60. Christensen K., Levinson D. Encyclopedia of community: from the village to the virtual world / Gen. ed. K. Christensen, D. Levinson. – London; Thousand Oaks; New Delhi: SAGE Publications, 2003. – 1839 p.
61. Fairclough N. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. Longman. – 1995. – P 96 -111.
62. Foster E.K / Research on gossip: Taxonomy, methods, and future directions.// Review of general pychology. – 2004. – V.8. – P.78-99.
63. Harrasim L. M., Linda M. 1993. "Networlds: Networks as Social Spaces." In Global Networks: Computers and International Communication, ed. L. M. Harrasim. Cambridge, MA: MIT – 1993. – P 15-34.
64. Hills М. The Ashgate Research Companion to Fan Culture Routledge London and New York. – 2002. – 305 p.
65. Jenkins H. Afterword: The Future of Fandom. In C. Sandvoss, C. L. Harrington, & J. Gray (Eds.), Fandom: Identities and Communities in a Mediated World New York: New York University Press. – 2007. P. –357-364.
66. Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. Pub : 2006, 308 p.
67. Jensen J. Fandom as pathology: The consequence of characterization // The adoring audience, ed. Lewis L.A.. Routledge - London, 1992. P. 9-29.
68. Knapp R. M. A psychology of rumor // Public Opinion Quarterly. 1944. V. 8. P. 12-37.
69. Park R.E. News as a form of knowledge// American journal of sociology. 1940. № 4. P. 669-689.
70. Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. 2nd ed. 1993.
71. Rosnow R L Rumor as Communication // Journal of Communication. 1988. № 38. P. 12—28.
72. Schutz A. Well-informed citizen // Schutz A. Collected papers. TheHague, 1964. Vol. 2.
73. Scolari C.A. Transmedia Storytelling: Implicit Consumers, Narrative Worlds, and Branding in Contemporary Media Production. International Journal of Communication 3 2009, – 590 p.
74. Smith. M. Invisible crowds in cuberspace/ In. Communities in Cuberspace, ed M. Smith and P.Kollock, London: Routledge, P -195-219.
75. Stephan W. G., Stephan C. W. Intergroup anxiety //Journal of social issues. 1985. Vol.41. №3. P. 157–175.
Электронные ресурсы:
1. Игра престолов. Паблик. [Электронный ресурс]: социальная сеть Vkontakte URL: https://vk.com/got_plio (дата обращения: 10.05.2017).
2. [Шерлок/Sherlock]. Паблик. [Электронный ресурс]: социальная сеть Vkontakte URL: https://vk.com/sherlockholmes.bakerstreet221b?_smt=groups_list%3A1o (дата обращения: 10.05.2017).
3. Твин Пикс | Twin Peaks. Паблик. [Электронный ресурс]: социальная сеть Vkontakte URL: https://vk.com/twinpeaks2017 (дата обращения: 10.05.2017).
4. Confession of an Aca-fun. The official blog of Henry Jenkins [Электронный ресурс]: The official blog of Henry Jenkins URL: http://henryjenkins.org/ (дата обращения: 10.05.2017).
5. Ляпоров В. Хождение в народ или Слухо-Маркетинг "Бизнес-журнал" [Электронный ресурс] // Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PRURL: http://www.advertology.ru/article13004.htm (дата обращения: 11.05.2017).
6. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: "за" и "против". М., 1975 стр.193-230 [Электронный ресурс] // Philology.ru Русский филологический портал http://philologos.narod.ru/classics/jakobson-lp.htm (дата обращения: 11.05.2017).
7. Кудряшов М. От субкультур к музыке НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге URL: http://sh.spb.hse.ru/youth/news/56120537.html (дата обращения: 10.05.2017).