ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»..9
1.1 Формирование первоначальных картографических компетенций учащихся начальной школы как педагогическая проблема 9
1.2 Возрастные особенности процесса формирования картографических представлений у младших школьников на уроках начального естествознания 15
1.3 Методические особенности формирования первоначальных картографических компетенций младших школьников на уроках «Окружающий мир» 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 27
2.1. Диагностика уровня сформированности картографических компетенций учащихся начальной школы 27
2.2. Организация системы работы по формированию первоначальных картографических компетенций младших школьников на уроках «Окружающий мир» 32
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию первоначальных картографических компетенций учащихся начальной школы и разработка методических рекомендаций в рамках предмета «Окружающий мир» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Актуальность исследования. На современном этапе развития начального естественнонаучного образования большое значение имеют картографические знания. Федеральный государственный образовательный стандарт важнейшим предметным результатом освоения курса «Окружающий мир» выпускниками начальной школы считает «овладение элементарной картографической грамотностью и использованием географической карты как одного из языков международного общения». Картографические знания и умения входят в состав не только учебно¬познавательных, но и общекультурных компетенций являясь, таким образом, метапредметными.
Благодаря удивительному «красноречью» и поистине интернациональному языку карта становится уникальным инструментом познания и научной моделью окружающего мира, она объясняет закономерности природных явлений и процессов. В начале XXI века возрастает роль рекреационной географии, возможность путешествовать, поэтому у современного человека возникает необходимость свободно пользоваться картами так же как книгами и компьютером.
Одним из основных направлений отечественной школы является личностное развитие обучающегося на основе формирования его пространственных, абстрактных представлений об окружающем мире. Картография - область науки, техники и производства, которая охватывает создание, изучение и использование картографических произведений. Она находится на стыке технических, естественных и общественных наук.
Знакомство младших школьников с картой даёт возможность постепенно увеличивать объем понятий и способов действий, образовывать целостное представление об окружающем мире, влиять на мотивацию учения, позволяет педагогу применять продуктивные способы обучения, исследовательские и поисковые ситуации. Карта на уроке «Окружающий мир» выполняет наглядно-познавательную, организационную, диагностическую, методическую функции, открывает новые пути познания окружающего мира через анализ, обобщение, сопоставление, моделирование.
Степень разработанности темы исследования. Вопросам формирования картографических знаний посвящены исследования Н.Н. Баранского, А.М. Берлянта, И.А. Витвера, Г.Ю. Грюнберга, А.А. Люблинской А.И. Преображенского А.М. Пышкало и др. Основы картографического обучения в концепции непрерывного образования заложены в работах В.Д. Лысенко, М.В. Малахова, А.А. Монич, А.М. Низова, В.С. Перекалова, Н.А. Погорелова и др.
Рассматривая вопросы методики формирования картографических понятий в русле психологических проблем, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Ю.А. Самарин доказывают, что формирование абстрактного мышления у младших школьников зависит от средств активизации обучения, уровней актуального действия и зоны ближайшего развития.
Однако, дидактические и методологические исследования Т.А. Ковальчук, А.В. Лебедь, Г.П. Логовеевой, Н.А. Погореловой, Л.П. Салеевой, Л.Н. Стасенко свидетельствуют о том, проблемы формирования картографических знаний и умений у учащихся начальной школы касаются частных вопросов работы с картой, а потому не могут претендовать на исчерпывающее решение. В последние годы активизировались исследования о методических основах картографии, содержании начальных географических представлениях, механизмах работы с картой на уроках «Окружающий мир» Л.И. Грехова, Л.К. Нарочной, В.С. Перекаловой, А.Е. Тихоновой.
Не смотря на активное внимание педагогической науки к процессу формирования картографических знаний, не достаточно разрешённой является проблема целостного взгляда на методику картографической работы (цели, методы, организационные формы, средства обучения) на уроках «Окружающий мир». Возникают противоречия между:
- объективно возрастающими требованиями, предъявляемые обществом к формированию картографических компетенций современных школьников, и недостаточным уровнем их сформированности у учащихся начальной школы;
- теоретическим обоснованием необходимости включения элементарных картографических понятий в учебную программу предмета «Окружающий мир» и отсутствием апробированных методик по их формированию, адаптированных к младшему школьному возрасту.
Необходимость разрешения указанных противоречий определяет проблему исследования, связанную с недостаточным методологическим обоснованием и практическим обеспечением процесса формирования элементарных картографических компетенций младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир».
Тема выпускной бакалаврской работы: «Методика формирования первоначальных картографических компетенций младших школьников в рамках учебного предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: раскрыть особенности методики формирования первоначальных картографических компетенций младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир» в контексте нового стандарта образования.
Объект исследования: методика формирования первоначальных картографических компетенций на уроках «Окружающий мир».
Предмет исследования: процесс формирования первоначальных картографических компетенций младших школьников на уроках «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование первоначальных картографических компетенций младших школьников на уроках «Окружающий мир» будет осуществляться более продуктивно, если:
- изучен опыт по внедрению современных картографических технологий в содержание предмета «Окружающий мир в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
- учитель владеет методикой использования карты как средства наглядности, источника знаний, образно-знаковой модели, отображающей пространственные, временные, структурные, количественные, вещественные показатели природных объектов и явлений;
- в процессе формирования первоначальных картографических компетенций учитываются возрастные и психологические особенности младших школьников;
- создаются педагогические условия для использования богатейшего потенциала предмета «Окружающий мир» как средства формирования первоначальных картографических компетенций учеников начальной школы на основе развития наблюдательности, пространственных представлений, воображения, логического мышления.
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Уточнить понятие «методика формирования первоначальных картографических компетенций» в теории и практике отечественного начального естественнонаучного образования.
2. Обосновать методические особенности процесса формирования первоначальных картографических компетенций младших школьников с учётом их возрастных особенностей.
3. Разработать методические рекомендации по формированию первоначальных картографических компетенций учащихся начальной школы в рамках предмета «Окружающий мир» в условиях новых требований системы образования.
Методологической основой исследования являются философские и психологические концепции начального естественнонаучного образования, определяющие его содержание, организационные формы и методы, теория познания, общедидактическая теория формирования и развития понятий, физиологические исследования возрастных особенностей младших школьников.
Теоретическую основу работы составляют исследования по формированию первоначальных картографических представлений и понятий (работы В.Г. Астаховой, С.Д. Дерябо, А.И. Еремеевой, В.И. Зинковского, В.А. Левина); современные работы в области начального естественнонаучного образования (А.Н. Захлебный, Е.Е. Письменная, И.Т. Суравегина и др.); концепции развития учебно-познавательных и общекультурных компетенций младших школьников (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, А.П. Сидельковский, Н.Н. Моисеев и др.).
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретический анализ и синтез (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный), обобщение опыта, наблюдение, опрос, тестирование, контент-анализ (изучение документации и результатов деятельности учащихся и учителей).
Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование учебной деятельности младших школьников и возможности использования материалов и результатов учителями-практиками при организации учебного процесса.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился 3 «Д» класс МБОУ «СОШ №34 с углублённым изучением отдельных предметов» г.
Старый Оскол Белгородской области. Результаты и основные положения работы обсуждались на заседании методического объединения учителей начальных классов указанной школы, в материалах студенческой научно¬практической конференции « Внедрение ФГОС НОО и методика его реализации на уроках в начальной школе». Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
В представленном исследовании рассматривается методика формирования первоначальных картографических компетенций младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир». К картографическим компетенциям относим умения младших школьников понимать, знать и читать географическую карту. Понимать - означает усвоить главные свойства географической карты, определяющие её сущность (условность и абстрактность). Это понимание сущности и необходимости масштаба, условных знаков, элементов, указывающих на стороны горизонта, т. е. основных ориентиров карты (полюсов и экватора). Знать географическую карту - это знать её содержание, определенный минимум названий географических объектов, знать по памяти как размещаются суша и вода, горы и равнины и т. д., помнить и ясно представлять по памяти местоположение объектов, их относительные размеры и форму. Читать географическую карту означает переводить условные знаки карты в словесное описание местности, т. е. видеть местность такой, какой она есть на самом деле.
В исследовании рассматриваются главные дидактические принципы работы младших школьников с географической картой - систематичность и преемственность, изложение материала в строгой логике, в развитии наблюдательности, пространственных представлений, воображения. По мнению учёных А.А. Люблинской, А.П. Медовой, А.А. Монич, Д.И. Трайтак картографические навыки являются необходимой предпосылкой создания правильного взаимоотношения между частями территории страны и всего земного шара.
Знания о карте, как модели земной поверхности, отображают пространственные, временные, структурные, количественные, вещественные показатели природных объектов и явлений. Они способствуют эффективному решению задач обучения, воспитания и развития.
При работе с картой учитываются возрастные особенности детей начальной школы. В основе первоначальных картографических компетенций лежит чувственный опыт учащихся. Первоначальные картографические понятия определяются как первоначальный момент мысли, когда младший школьник на основе имеющихся знаний о карте начинает абстрагировать те существенные признаки, которые впервые вводят его во внутреннее строение карты, в её сущность и закономерности.
Воспроизведение чувственных образов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований - представлений. Это не механическая репродукция восприятия, а изменчивое динамическое образование. Лабораторией психолога И.С. Якиманской изучалось развитие образного (пространственного) мышления младших школьников. Создание образов и оперирование ими - это уровни развития пространственного мышления.
Карты в современной педагогике стали важнейшим инструментом формирования пространственного географического мышления школьников. Их деятельность направлена на формирование универсальных учебных действий: чтение карт с доступным анализом и проектированием процессов на картографической основе.
В последние годы на ступени начального общего образования в курсе естествознания наиболее эффективным дидактическим средством являются мультимедийные картографические произведения - электронные карты, атласы, глобусы, буклеты, дополненные мультимедийными средствами и снабжённые аппаратом гиперссылок. Они структурно и функционально изменяют педагогический процесс, организуемый в соответствии с требованиями ФГОС. Педагоги-практики доказывают, что мультимедийные картографические произведения позволяют усилить мотивацию младших школьников при знакомстве с окружающим миром, повышают интерес и расширяют познавательные потребности учащихся, повышают интерактивность обучения, усиливают наглядность в учебном процессе, расширяют круг учебных задач, обеспечивают индивидуализацию обучения.
В ходе исследования доказано, что в начальной школе совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Абстрактно-логическое мышление - это мышление с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.
Всю учебную работу с картой в начальной школе сводим к решению основных задач: научить детей читать, понимать и знать карту. Для решения этих задач необходимы: система специальных упражнений по ориентированию в пространстве, представлений о размещении на карте суши, воды, населенных пунктов, умение переводить условные знаки и цветовую гамму в описание конкретных объектов.
Приходим к выводам, что представленная система работы с картой на уроках «Окружающий мир» может использоваться лишь при последовательном включении картографических элементов в учебный процесс. После отработки и закрепления у младших школьников навыков визуального анализа и описания, учитель может обратиться к графическим работам, а затем - к аналитическим элементам деятельности с картой, включающим элементы творчества. Географические карты на уроках выполняет ряд важнейших функций: наглядно-познавательную,организационную, диагностическую, методическую.
В результате обучающего эксперимента установили, что учащихся экспериментального 3 «Д» класса показали положительную динамику по критериям исследования: полноту, конкретность, осознанность, гибкость знаний. Сформировались такие качества продуктивного мышления, как самостоятельность, устойчивость, самооценка. Они научились вычленять главные объекты на карте, объяснять причинно-следственные связи в природе различных районов мира. При выполнении практических работ в сознании учащихся устанавливались связи между наглядными представлениями изучаемых явлений, их символическими обозначениями на карте, их пространственным воображением и практическим применением в решении задач.
Исследованием установлено, что на современном этапе модернизации образования картографические знания и умения являются основой общей культуры учащихся, обеспечивают им ориентирование в пространстве, развитие метапредметных знаний и умений. Картографическая работа в начальной школе включает тенденции гуманизации, демократизации, фундаментальности, стандартизации, интеграции; основывается на системном, структурно-функциональном, личностно-деятельностном, компетентностном подходах.
В выпускной бакалаврской работе определены основные картографические знания и умения учащихся 3 класса в соответствии с современными представлениями картографической науки, требованиями стандарта образования и программы, также психолого-педагогическими особенностями младших школьников.
Экспериментально подтверждено, что реализация разработанной методики формирования первоначальных картографических компетенций позволяет достичь более высокого качества усвоения картографического содержания в ходе выполнения заданий теоретического и практического характера.
1. Аквилева, Г.Н., Методика формирования умения читать карту // Г.Н. Аквилева // Начальная школа. - 2014. - №12. - С.68.
2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 2004. - 304 с.
3. Андреев, Н.В. Топография и картография / Н.В. Андреев. - М.: Просвещение, 2005. - 178 с.
4. Аржанов, С.П. Методика начального курса географии / С.П. Аржанов. Пгр.: Госиздат, 1922. - 357 с.
5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
6. Барков, А.С. Вопросы методики и истории географии /А.С. Барков. - М.:Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 165 с.
7. Берлянт, А.М. Карта - второй язык географии / А.М. Берлянт. - М.: Просвещение, 1985. - 221 с.
8. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М., 2011. - С. 58-65.
9. Богданова, Л.А. Преподавание географии в начальной школе / Л.А. Богданова. - М.: Просвещение, 1985. - 171 с.
10. Бровкина, Е.Т. Ознакомление с окружающим миром / Е.Т. Бровкина, Т.А. Козлова, В.А. Герасимов. - М., 2009. - 321 с.
11. Вахтеров, В.П. На первой ступени обучения / В.П. Вахтеров. - М., 1914. -263 с.
12. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1969. - 365 с.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб: Союз, 1997. - 324 с.
14. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения действий / П.Я. Гальперин. - М.: АПН РСФСР, 1968. - 86 с.
15. Герасимов Т.П. Уроки географии в школе / Т.П. Герасимов. - М.: Просвещение, 1967. - 263 с.
16. Герд, А.Я. Первые уроки картографии / А.Я. Герд. - Спб, 1874, С.9.
17. Герд, В.А. Естествознание как отдельный предмет в курсе начальной школы / В.А. Герд. - Пгр., 1917. - 114 с.
18. Голов, В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования / В.П. Голов. - М.: Просвещение, 1987. - С.128-135.
19. Грюнберг, Г.Ю. Картографические понятия в школьной географии / Г.Ю. Грюнберг. - М.: Просвещение, 1979. - 96 с.
20. Давыдов, В.В. Виды обобщений в обучении / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1972. - 423 с.
21. Дорн. В., Ян В. Формирование представлений и понятий при обучении географии / Под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Педагогика, 1970. - 240 с.
22. Екшибарова, Н.А. Формирование картографической грамотности на уроках географии. Интернет-ресурс http: // festival.1september.ru
23. Исаченко, А.Г. География в современном мире / А.Г. Исаченко. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2013. - 196 с.
24. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. псих. труды в 2-х томах / А.В. Запорожец. - М., 1986. - 341 с.
25. Зуев, В.Ф. Избр. педагогич. труды / В.Ф. Зуев. - М.: изд. АПМРСФСР, 1953, С.56-64.
26. Игры и загадки на уроках природоведения: Метод. пособие. - СПб., 2015.
27. Кабанова-Меллер, Е.А. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.А. Кабанова-Меллер. - М.: Знание, 1981. - 222 с.
28. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. калмыкова. - М.: Просвещение, 1991. - С.67-74.
29. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - С.278-290.
30. Куприн, А.М. Слово о карте / А.М. Куприн. - М.: Недра, 1987. - 165 с.
31. Легсафт, Э. Курс элементарной географии / Э. Лесгафт. - Спб, 1908. - 67 с.
32. Максаковский, В.П. Географическая культура / В.П. Максаковский. - М., 2008. - 254 с.
33. Моисеева, Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования / Л.В. Моисеева. - Екатеринбург, 2014, - 240 с.
34. Немов, Р.С. Психология в 3-х т. - кн. 2. - 2-е изд. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, «Владос», 2015. - 341 с.
35. Петри, Э.Ю. Методы и принципы географии. Руководство по методике географии. Изд. 2-е. - М. // Детское чтение и Пед. листок, 1900. - 316 с.
36. Полянский, И.И. Методика начального естествоведения / И.И. Полянский. - М.: Изд. Панафидина, 1917. - 200 с.
37. Раевский, Н.Н. География как наука и учебный предмет / Н.Н. Раевский. - Спб., 1886. -142 с.
38. Райков, Б.Е. Общая методика естествознания / Б.Е. Райков. - М., - Л.: Учпедгиз, 1947. - 300 с.
39. Салищев, К.А. Картоведение - 3-е издание / К.А. Салищев. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 310 с.
40. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб, 2006. - 145 с.
41. Степанова, О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О.А. Степанова, О.А. Рыдзе. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - С.67-78.
42. Тырычева, Л.А. Работа с картой на уроках в начальной школе / Л.А. Тырычева // Начальная школа. - 2015. - №3. - С.78-83.
43. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М: Педагогика, 1992. - С.209-215.
44. Эльконин, Д.Б. Избр. психол. труды / Д.Б. Эльконин. - М., 1989. - 351 с.
45. Ягодовский, К.П. Практика преподавания естествознания / К.П. Ягодовский. - М., Л.: Госиздат, 1926. - 183 с.
46. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И.С. Якиманская. - М., 2011. - С.95-102.