ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 10
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ В Г. СТАРЫЙ ОСКОЛ И СТАРООСКОЛЬСКОМ РАЙОНЕ 29
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПФР Г. СТАРЫЙ ОСКОЛ И СТАРООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что проблема пенсионного обеспечения является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашим государством, т.к. пенсионное обеспечение, как элемент социальной защиты, призвано обеспечить людям компенсацию необратимой потери источника дохода, вызванную наступлением старости.
Пенсионный Фонд Российской Федерации (далее - ПФР) - это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан России. ПФР - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в Российской Федерации.
В связи с этим изучение организационных механизмов взаимодействия Пенсионного фонда с гражданами и поиск путей его совершенствования представляются важными и необходимыми шагами в целях выработки действенных мер для улучшения качества предоставляемых услуг в целях удовлетворения запросов российских граждан.
Пенсионное обеспечение - один из важнейших и актуальных вопросов для всего населения. Пенсионное обеспечение является важной социальной гарантией стабильного развития общества. Пенсионное обеспечение и страхование непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения страны. В данном исследовании раскрываются наиболее интересующие вопросы пенсионного обеспечения граждан.
Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения страны. В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 38 миллионов пенсионеров.
Попытки реформирования в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации предпринимались с начала 90-х годов. Наличие
достаточно низкого пенсионного возраста, большого числа льготников и северян, возможность получения пенсии после достижения пенсионного возраста, соотношение числа активно работающего населения к числу пенсионеров, резкое снижения числа плательщиков взносов по сравнению с числом получателей пенсий при проводимых мерах не могло привести к значительному изменению уровня социальной защищенности неработающего населения.
Анализ сложившегося положения привел к единственному решению необходимости реформирования самой системы пенсионного обеспечения. С 1 января 2002 г. в Российской Федерации началась широкомасштабная пенсионная реформа с целью повысить уровень пенсионного обеспечения населения и обеспечить текущую и долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы в условиях предстоящего серьезного ухудшения демографической ситуации. Пенсионная реформа, наряду с принятием Трудового кодекса, стала одним из наиболее значительных событий в социальной сфере России последних лет.
В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации - совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии - состоит из следующих частей:
1) Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также за счет ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и государственных пенсий военнослужащим, государственным служащим и другим отдельным категориям лиц;
2) Обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.
3) Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации реализуется, через систему обязательного государственного пенсионного страхования, являющегося основной частью системы социального страхования. Представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан, от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Пенсионное обеспечение, в свою очередь, должно быть ориентировано, во-первых, на удовлетворение материальных потребностей
нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни, во-вторых, на возмещение гражданам части дохода, который имели до утраты способности к производительному труду.
Эти две составляющие государственного пенсионного страхования имеют разное экономическое содержание, но направлены на достижение одних и тех же социальных целей. В рыночных экономических условиях природа обязательного пенсионного страхования приобретает некоторую двойственность: оно обязано выполнять функции социальной защиты пенсионеров и одновременно выступать в качестве экономического механизма страхования.
На уровне пенсионного обеспечения в конкретный период времени в равной мере влияют социально-экономическое положение страны,
демографическая ситуация, система оплаты труда, налоговое законодательство. Иными словами, размер и условия выплаты пенсий отражают все стороны жизни современного общества.
Пенсионная тема весьма многогранна и является объектом интереса различных аудиторий от простых людей до специалистов и политиков. Соответственно материалы о пенсионной реформе появляются и в общественно - политических и в деловых журналах и газетах, на радио и телевидении, в Интернет-изданиях и на лентах информационных агентств.
В настоящее время управление пенсионным обеспечением является объектом изучения целого ряда наук: экономики, юриспруденции, демографии, социологии и др.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования системы взаимодействия ПФР с
отдельными категориями граждан и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации этого процесса в отдельно взятом Управлении ПФР.
В качестве основной гипотезы выпускной квалификационной работы выступает предположение о том, что основные проблемы функционирования системы взаимодействия Управления пенсионного фонда России в г. Старый Оскол и Старооскольском районе (далее - УПФР в г. Старый Оскол) и граждан пенсионного возраста связаны с недостаточной методологической проработанностью данного процесса.
Объектом выпускной квалификационной работы является государственный пенсионный фонд как организация, предоставляющая государственные и муниципальные услуги.
Предметом исследования является совокупность отношений, возникающих в процессе взаимодействия УПФР в г. Старый Оскол с гражданами.
Цель исследования - на основе теоретического анализа организации взаимодействия УПФР в г. Старый Оскол с гражданами пенсионного
возраста предложить практические рекомендации по совершенствованию данной системы в УПФР в г. Старый Оскол.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие
задачи:
- рассмотреть теоретические и нормативно-правовые основы организации системы пенсионного обеспечения;
- проанализировать организацию системы работы УПФР в г. Старый Оскол;
- проанализировать взаимодействие УПФР в г. Старый Оскол с пенсионерами Старооскольского городского округа;
- предложить практические рекомендации по совершенствованию взаимодействия УПФР в г. Старый Оскол с пенсионерами Старооскольского городского округа.
В данной выпускной квалификационной работе при решении поставленных исследовательских задач, главными являются принципы объективности и системности. В качестве конкретных методов работы можно назвать такие методы исследования как аналитический, сравнительный и типологический.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды известных ученых М.Л. Захарова, Р.А. Бурнашова и др., в области социального обеспечения в России, посвященные проблемам пенсионной обеспечения населения.
Информационную базу исследования составили нормативные акты государственных органов («О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» , «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») , рекомендации и публикации по вопросам социальной политики, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения, материалы государственных статистических органов, публикации и методические рекомендации Пенсионного фонда России, отчетные данные отделения и управления Пенсионного фонда по Белгородской области.
Эмпирическая база исследования включает материалы официального сайта Пенсионного фонда России, отчеты о работе УПФР в г. Старый Оскол, а также данные самостоятельно проведенного исследования. На различных этапах исследования использовались следующие методы: описание; проблемно-сопоставительный анализ; систематизирование; наблюдение; опрос; анализ документов.
Изучение опыта функционирования пенсионной системы в форме наблюдения и работа с отчетной документацией позволило выявить особенности деятельности пенсионной службы в г. Старый Оскол, некоторые проблемы ее функционирования.
Степень разработанности темы:
Актуальные вопросы формирования, развитие и совершенствование пенсионного обеспечения как одного из ключевых элементов системы социальной защиты исследовались в многочисленных научных трудах ученых различных стран мира.
Так, исследованию роли пенсионного обеспечения в жизни общества посвящены труды экономистов-теоретиков, в том числе работы классиков экономической теории (К. Маркса, А. Смита и др.), а также работы современных авторов - А. Фридмена и некоторых других авторов.
Теоретические вопросы, посвященные функционированию пенсионных систем, рассматривались в работах Е.В. Жукова, Е.О.Мачульской, А.А.Попова, и других.
Вопросам, связанным с совершенствованием пенсионной системы в России посвящены работы В.Л. Бочкаревой, Ю.И. Воронина, О.Л. Синявской, А.К. Соловьева. Причины реформы пенсионного обеспечения подробно рассмотрел А.К. Соловьев в своем труде «Экономические предпосылки пенсионной реформы в Российской Федерации» (2014). В другой работе этого автора «Финансовая система государственного пенсионного страхования в России» (2014) характеризуются основные составляющие системы пенсионного обеспечения, к которым он относит: социальную пенсию, предоставляемую государством вне зависимости от наличия и величины трудового вклада граждан, трудовую пенсию, назначаемую и выплачиваемую гражданам строго исходя из размера страховых взносов, и дополнительную, обеспечиваемую за счет самофинансирования гражданином собственной будущей пенсии из текущего дохода.
Логика структуры выпускной квалификационной работы определена поставленными целями и задачами научного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка используемой литературы, и приложений.
Первый раздел выпускной квалификационной работы освещает теоретические и нормативно-правовые основы организации системы пенсионного обеспечения.
Второй раздел работы посвящён анализу деятельности УПФР в г. Старый Оскол и системе его взаимодействия с гражданами пенсионного возраста.
В третьем разделе выпускной квалификационной работы представлены пути совершенствования системы взаимодействия УПФР в г. Старый Оскол с гражданами пенсионного возраста Старооскольского городского округа.
В работе использованы труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения населения, а также материала периодической печати.
В заключении представлены обобщающие выводы по итогам исследования.
Подводя итоги, хотелось бы отметить следующее. Пенсионное обеспечение - одна из главных гарантий социальной защиты граждан. В последние два десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой происходит реформирование пенсионных систем. Необходимость реформ вызвана устойчивой тенденцией роста доли населения пенсионного возраста и соответственно увеличением нагрузки на работающее население по содержанию нетрудоспособных.
В выпускной квалификационной работе раскрыты теоретические и нормативно-правовые основы организации системы пенсионного обеспечения в РФ.
Также был проведен анализ деятельности управления пенсионного фонда России в г. Старый Оскол и Старооскольском районе.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как его главной целью является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления средствами пенсионной системы ПФР осуществляет ряд социально значимых функций:
- установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;
- выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;
- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан и др.;
- администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
- назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
- ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
- формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;
- адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;
- реализация Программы государственного софинансирования пенсии; реализация международных соглашений
В настоящее время в России используется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам.
Приоритетная задача УПФР в городе Старый Оскол и Старооскольском районе - добиться, упрощения процедур получения гражданами и юридическими лицами общественно значимых государственных (муниципальных) услуг;
УПФР в городе Старый Оскол и Старооскольском районе своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить своего проживания, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей
Сегодня Управление Пенсионного фонда России в городе Старый Оскол и Старооскольскому району - это стройная, технологично отлаженная структура, отделы которой осуществляет организационную и методическую работу по практической реализации в Старооскольском городском округе Федеральных законов «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», других законодательных и нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обязательного пенсионного страхования и ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Исключительная важность пенсионного обеспечения для нетрудоспособных лиц обусловлена тем, что пенсия, как правило, является единственным источником их дохода. Поэтому качественное и эффективное предоставление названных услуг всегда являлось, является и будет являться приоритетной задачей ПФР (в частности, - и УПФР), от успешного выполнения данной задачи зависит социальная стабильность в обществе, и уровень доверия населения нашей страны к власти.
Исходя из этого, одним из направлений совершенствования пенсионного обеспечения УПФР мы выделяем совершенствование системы документооборота в УПФР.
Для оптимизации этой деятельности необходимо последовательно проводить следующие меры:
- постоянно совершенствовать существующую организационно-технологическую модель электронного документооборота между УПФР и Отделением ПФР по Белгородской области посредством внедрения функциональных возможностей программно-технических комплексов нового поколения;
- создавать условия для организации единого информационного пространства пенсионной системы, что позволит совершенствовать УПФР процесс обмена информацией, юридически значимой и необходимой для реализации пенсионных прав граждан;
- обеспечивать персонификацию ответственности специалистов УПФР за качество исполнения ими процедур и действий, производимых на всех стадиях пенсионного процесса;
- развивать отношения с организациями - партнерами на базе электронного документооборота.
Комплекс перечисленных мер позволит создать полноценную информационно-технологическую инфраструктуру, что оптимизирует процесс осуществления обмена данными между УПФР и Отделением ПФР по Белгородской области, сделает более доступной и быстрой процедуру получения актуальной информации, существенно ускорит процесс начисления пенсий.
Сейчас перед УПФР появилась задача обеспечить сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) до 15 минут.
Одним из важнейших направлений деятельности в обозначенной сфере является совершенствование системы подготовки к приему граждан и создание условий, не требующих посещения гражданами клиентских служб. Необходимым фактором для достижения цели здесь выступает работа по организации электронного УПФР с работодателями по представлению на граждан, состоящих с ними в трудовых отношениях, документов для назначения пенсии. Страхователь может быть надежным партнером в деле улучшения качества обслуживания граждан при осуществлении пенсионного обеспечения.
Поэтому УПФР также должно постоянно оптимизировать процесс взаимодействия с работодателями - плательщиками пенсионных взносов, в том числе - в части представления документов для назначения пенсий в электронном виде. В этот процесс в настоящее время также внедряются современные информационные технологии, что делает его более быстрым, минимизирует возможность ошибок, возможных при традиционном общении - посредством обмена бумажными документами.
Таким образом, можно сделать вывод, для решения вопроса, связанного с совершенствованием пенсионным обеспечением в УПФР, необходим целый комплекс мер. Предложенные методы решения, актуальной на сегодняшний день проблемы, помогут улучшить качество пенсионного обеспечения в УПФР.
Положительный эффект рассматриваемого взаимодействия для УПФР очевиден как с точки зрения совершенствования обслуживания граждан и назначения пенсий в кратчайшие сроки, так и с точки зрения собственных трудозатрат
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года с изменениями от 21 июля 2014 года [Текст] // Российская газета. - 2014. - № 5 (4821). - 21 января.
2. О внесение изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации [Текст] : закон от 05.05.1997 г. № 77-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 19. - Ст. 2188.
3. О внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и в статьи 12 и 67 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» [Текст] : закон от 25.10.2001 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 44. - Ст.4149.
4. О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» [Текст] : закон от 31.12.2001 г. № 18-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 1 (ч.1). - Ст. 4.
5. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [Текст] : закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 51. - Ст. 4831.
6. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Текст] : закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 52 (ч.1). - Ст. 4920.
7. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации [Текст] : закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 30. - Ст. 3028.
8. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования [Текст] : закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 14. - Ст. 1401.
9. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации [Текст] : закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 51. - Ст. 4832.
10. Об организации Пенсионного фонда РСФСР [Электронный ресурс] : Постановление Верховного Совета РСФСР №442-1 // Система Гарант: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа :
http://2014.pfrf.ru/pfr_status/22679.html.
11. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : закон от 27.06.2010 г. № 210- ФЗ // Система Гарант: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа : http: //base.garant.ru/12177515/.
12. Об основах обязательного социального страхования [Текст] : закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 29. - Ст. 3686.
13. О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий [Текст] : закон от 21.07.1997 г. № 113-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 29. - Ст. 3686.
14. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ // Система Гарант: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа : http://www.pfrf.ru/grazdanam/family_capital/chto_nuzh_znat/.
15. О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений [Текст] : закон от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 32. - Ст. 4217.
16. О единой системе межведомственного электронного взаимодействия [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 // Система ГАРАНТ: [сайт]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/199319/#ixzz4iUcEuRrN.
17. О негосударственных пенсионных фондах (с изменениями и дополнениями) [Текст] : закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 12. - Ст. 2128.
18. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [Текст] : закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 32. - Ст. 4217.
19. О создании единых Центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу —Одно окно— и совершенствовании деятельности контролирующих организаций на территории области [Электронный ресурс] : Постановление главы администрации Белгородской обл. от 15 августа 2000 г. № 510 // Белгородские новости : [сайт]. - Режим доступа : http://belgorod.news-city.info/docs/sistemsa/dok_ieypzi.html.
20. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р // Система Гарант: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/93274/.
21. Программа государственного софинансирования пенсии [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Рф от 13.10 2008 г. № 747 // Система Гарант: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа : http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensions/pens_nak/pgsp/.
22. Александров, А.А. Оформление пенсий по новому законодательству [Текст] / А.А. Александров. - М : Издательство «Книга- сервис», - 2014. - 520с.
23. Арянина, С.П. Персонифицированный учёт в системе государственного пенсионного страхования [Текст] / С.П. Арянина. - М. : «Изд-во Приор», - 2013. - 80 с.
24. Бабич, А.М Экономика социального страхования [Текст] / А.М. Бабич, Е.Н. Егоров. - М. : ТЕИС, 2014. - 189 с.
25. Бирюков, Б.М. Пенсии в Российской Федерации [Текст] / Б.М. Бирюков. - М. : Издательство «ПРИОР», 2013. - 364 с.
26. Бурнашов, Р.А. Реформа обязательного пенсионного страхования в России [Текст] / Р.А. Бурнашов. - М. : Соврем. экономика и право, 2014. - 279 с.
27. Галич, Г.Е. Развитие технологии персонифицированного учета [Текст] / Г.Е. Галич // Пенсия. - 2013. - № 8. - С. 44-49.
28. Гвозденко, А.А. Основы страхования [Текст] / А.А. Гвозденко. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 335 с.
29. Емельянова Т.В. Единый счет бюджета Пенсионного фонда России [Текст] / Т.В. Емельянова // Финансы и кредит. - 2013. - №3. - С. 57.
30. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения в России [Текст] / М.Л. Захаров. - М. : Издательство БЕК, 2015. - 226 с.
31. Зурабов, М. Ю. О целях и ходе пенсионной реформы [Текст] / М. Ю. Зурабов. // Пенсия. - 2013. - №4. - С. 22-27.
32. Зурабов, М.Ю. Социальные ориентиры пенсионной реформы [Текст] / М.Ю. Зурабов. // Пенсионная реформа. - М. : Современная экономика и право. - 2014. - С.10-24.
33. Коломенский А.С. Все о пенсиях [Текст] / А.С. Коломенский. - М. : Издательство БЕК, 2013. - С. 247.
34. Кузнецов, А. В. Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия [Текст] / А. В. Кузнецов, О. В. Ордин. - М. : Изд-во РПЭИ, 2014. - 126 с.
35. Куценко, В.В. Пенсионное обеспечение в России: история, состояние, перспективы [Текст] / В.В. Куценко, С.В. Ровбель. -Новосибирск : НГАЭиУ, 2013. - 228с.
36. Лельчук А.Л. Пенсионная система России [Текст] / А.Л. Лельчук.- М. : «Анкил», 2010. - 453 с.
37. Михальчук, В.Ю. Собственные средства пенсионного фонда и обеспечение его экономической устойчивости [Текст] / В.Ю. Михальчук. // Финансы. - 2002. - №2. - С. 17-24.
38. Соловьев, А. К. Экономика пенсионного страхования [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.К. Соловьев . - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 335 с.
39. Соловьев, А.А. Оформление пенсий: Методические указания [Текст] / А.А. Соловьев. - М. : Издательство "Приор", 2013. - 246 с.
40. Соловьев, А.К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России: Монография [Текст] / А.К. Соловьев. - М. : Издательство «Финансы и статистика», 2014. - 486 с.
41. Чижик, Л.И. Роль Пенсионного фонда РФ в реализации преобразований в области социальных льгот [Текст] / Л.И. Чижик. // Пенсия. - 2014. - №11. - С.51.
42. Информация о размере страхового тарифа взноса на обязательное пенсионное страхование [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. офиц.сайт : [сайт]. - Режим доступа : www.gks.ru.
43. Новая пенсионная формула. [Электронный ресурс] // ПФРФ. офиц.сайт : [сайт]. - Режим доступа : http://2017.pfrf.ru/spec/raschet_ pensii/.
44. Об отделении ПФР по Белгородской области [Электронный ресурс] // ПФРФ. офиц.сайт : [сайт]. - Режим доступа : http: //www.pfrf. ru/branches/bel gorod/about/.
45. УПФР и ЗАГС новая грань взаимодействия [Электронный ресурс] // ПФРФ. офиц.сайт : [сайт]. - Режим доступа : http://www.pfrf.ru/branches/ (дата обращения 18.03.2017).