ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СОБЛЮДАТЬ ВРЕМЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА 8
1.1. МЕСТО ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ПОДЧИНЯТЬСЯ ОГРАНИЧЕНИЯМ 8
1.1.1. ОПИСАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ПОДЧИНЯТЬСЯ ОГРАНИЧЕНИЯМ 8
1.1.2. ТРУДНОСТИ ОБЩЕСТВА, ВОЗНИКАЮЩИЕ, ЕСЛИ ГРАЖДАНЕ НЕ ГОТОВЫ СОБЛЮДАТЬ ВРЕМЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ 10
1.1.3. ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, СВЯЗАННЫЕ С ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТЬЮ СОБЛЮДАТЬ ВРЕМЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ 15
1.2. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СОБЛЮДАТЬ ВРЕМЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ 20
1.2.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАНДЕМИЙ КАК СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 20
1.2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА В КОНТЕКСТЕ СВОБОДЫ 27
1.2.3. НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ 30
1.2.4. ФЕНОМЕН ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ, ВЫБОРА, ПОСТУПКА (ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СОВЕРШЕНИИ ПОСТУПКА) 35
1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СОБЛЮДАТЬ ВРЕМЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ 40
1.3.1. РАЗНООБРАЗИЕ РЕАКЦИЙ НА РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ 40
1.3.2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ 44
1.3.3. СУБЪЕКТНОСТЬ, ДЕЛЕГИРОВАННАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ, ЛОКУС СУБЪЕКТНОСТИ 47
1.3.4. ПРИЁМЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ЛЮДИ РЕШАЮТ ЗАДАЧИ НА ПОИСК БАЛАНСА СУБЪЕКТНОСТИ (ИЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ)...53 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 55
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В РАМКАХ ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИИ «ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ СОБЛЮДАТЬ ВРЕМЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ» 59
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 60
2.1.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 60
2.1.2. СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ 61
2.1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ
ГОТОВНОСТИ СОБЛЮДАТЬ ВРЕМЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ 66
2.1.4. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 67
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-8 97
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими обстоятельствами. В стране и мире постоянно происходят различного рода неопределенности и изменения, одной из сторон которых являются временные ограничения и запреты, требующие от граждан личностной готовности соблюдать эти ограничения и исполнять предписанные нововведённые правила и нормы. Достаточно опереться на пример с пандемией весной 2020 года, который характеризуется следующим. Во-первых, новизной ситуации: пандемия охватила весь мир, все оказались в ситуации, обусловленной глобальной угрозой. Во-вторых, необходимостью людей соблюдать введённые ограничения, которые кардинально изменили привычный образ жизни. Уникальность ситуации введения весной 2020 года в РФ режима повышенной готовности и, как следствие, режима самоизоляции, дистанционного обучения, удалённой работы, ограничения на свободное передвижение (а позже и принуждение к вакцинации) заключается в том, что она коснулась каждого гражданина.
Степень разработанности проблемы.
Большое внимание современные отечественные авторы уделили исследованию пандемии как социально-психологического явления [Нестик Т.А., Попов Н.П., Малахов В.С., Семина Т.В., Тыртышный А.А., Юревич А.В., Ушаков Д.В., Юревич М.А.]. Указывая на противоречивость, предполагающую смещения фокуса внимания с общества на личность как источник принятия решения в ситуации неопределенности и изменений, личностную готовность соблюдать временные административные ограничения.
Феномен неопределенности рассматривается в последние десятилетия как неотъемлемая составляющая существования [Леонтьев Д.А., Овчинникова Е.Ю., Рассказова Е.И., Фам А.Х., Корнилова Т.В., Бадью А. и др.]. В фокусе внимания различные стороны отношения к будущему. При этом мало информации о неопределенности, возникшей внезапно, «остро» на фоне введенных временных административных ограничений.
Рассматривался феномен процесса принятия решения, выбора, поступка [Корнилова Т.В., Козелецкий Ю., Леонтьев Д.А., Шрейдер Ю.А., Доценко Е.Л., Пчелина О.В., Старцева В.А.]. В ситуации введённых временных административных ограничений, решения нужно было принимать на основе неполной информации, ограниченных возможностей и времени для обработки информации.
Проблема состоит в том, что в период временных административных ограничений, режима повышенной готовности, введенного весной 2020 года, интерпретируемого людьми как ситуация неопределенности и изменений, обострившихся на этом фоне противоречий в обществе, сместился фокус с общества, как с источника принятия решений, на личность. Это предъявляет ей повышенные требования. И неясно, как личность справляется с этими требованиями.
Объект исследования: готовность/неготовность людей соблюдать временные административные ограничения, нарушающие привычный образ жизни.
Предмет исследования: процесс принятия решения в условиях «острой» неопределенности, условиях временных административных ограничений, нарушающих привычный образ жизни.
Цель исследования: изучить стратегии поведения (приёмы, способы), с помощью которых люди соблюдают (или не соблюдают) временные административные ограничения, или принимают решения в условиях временных административных ограничений. Выяснить, от чего зависит выбор того или иного приема, какие личностные механизмы в этом задействованы.
Задачи исследования:
1. Описать место личностной готовности соблюдать временные административные ограничения.
2. Проанализировать существующие теоретические подходы к пониманию феномена пандемий, неопределенности, выбора и принятия решений.
3. Теоретически обосновать личностную готовность соблюдать временные административные ограничения.
4. Проанализировать, какими поведенческими решениями (приёмами) пользуются люди в условиях временных административных ограничений и зависит ли выбор того или иного приёма от личностной готовности.
5. Разработать план и провести эмпирическое исследование.
6. Обработать полученные результаты и проанализировать их.
7. Обосновать возможности использования полученных результатов...
В ходе исследования была рассмотрена проблема личностной готовности соблюдать временные административные ограничения.
При теоретическом обосновании личностной готовности соблюдать временные административные ограничения была выявлена следующая проблематика. По привычке реагирования на новое человек субъективно интерпретировал ситуацию с режимом повышенной готовности как неопределённость. Были описаны реакции на неопределённость. В зависимости от того, как человек реагирует в ситуации неопределённости, какие действия производит, какие принимает решения и, следовательно, совершает поступки, становится очевидным, что поступок - это и есть инструмент преодоления неопределенности.
Были проанализированы подходы к изучению неопределённости, феномену процесса принятия решений, выбора и поступка.
Было показано, что в задаче на поступок человек совершает выбор в пользу одной или более актуальных ценностей, в результате возникает ответственность за свой выбор.
Были описаны реакции на режим повышенной готовности. При их анализе возникла идея распределить их по уровню (мере) субъектности (или ответственности): «полная субъектность», «разделение субъектности (передача субъектности)», «делегирование субъектности», «отказ от субъектности». Выбирая меру ответственности, человек устанавливает баланс между полной субъектностью и делегированием субъектности (иногда отказом от субъектности), опираясь на свои ценности, важность ситуации для него и текущие обстоятельства, прогнозирует варианты решений и просчитывает их последствия.
При определении меры ответственности, возникает необходимость найти баланс. Для проблематики поиска баланса, было введено понятие локус субъектности. Локус субъектности определяем, как готовность человека действовать на основе имеющегося локуса контроля. Локус контроля - это про ответственность, локус субъектности - это про действие.
Были описаны и предложены поведенческие решения (приёмы), с помощью которых люди решают задачи на поиск баланса субъектности: преодоление ограничений, исследование - взвешивание «цены вопроса, поиск продуктивного компромисса, формальное (внешнее) соблюдение ограничений, переложить исполнение, перераспределить ответственность / обратиться за помощью к государству, «присоединение к большинству» (сделать как все), «наступить на горло», диссидентствовать, дискредитация ограничений.
Были показаны связи меры субъектности с поведенческими решениями (приёмами) и видами поступков (по уровню зрелости), описанных Е.Л. Доценко (см. п. 1.3.4. таблицу 2).
В процессе эмпирического исследования определили индикаторы личностный готовности: уровень субъектности, локус контроля и стратегии реагирования на ситуацию неопределенности (изменений). Было проанализировано, какими поведенческими решениями (приёмами) пользуются люди в условиях временных административных ограничений и зависит ли выбор того или иного приёма от личностной готовности.
Для оценки уровня субъектности личности были использованы : опросник «Уровень развития субъектности личности» М.А. Щукиной, для определения локус контроля методика «Локуса контроля» Д. Роттера, для оценки стратегий реагирования на ситуацию неопределенности (изменений) методика «Типы реагирования на ситуацию изменений» Е.В. Битюцкой. Были разработаны ситуации и варианты решений к ним, чтобы выяснить, какими поведенческими решениями (приёмами) пользуются люди в условиях временных административных ограничений.
Эмпирическое исследование частично подкрепило гипотезу 1, что люди с высокой личностной готовностью при соблюдении временных административных ограничений чаще будут использовать такие приемы, как «преодоление ограничений», «исследование - взвешивание цены вопроса», «поиск продуктивного компромисса». Практически не получила подкрепления гипотеза 2, что люди с низкой личностной готовностью при соблюдении временных административных ограничений чаще будут использовать такие приемы, как «присоединение к большинству» (сделать как все), «наступить на горло», «диссидентствовать», «дискредитация ограничений». Частично можно было увидеть это в результатах первого и второго квартиля интернального локуса контроля. Связываем с тем, что выборка в целом деформирована в сторону высоких результатов по личностной готовности. Напомним, что выборку составили люди, являющиеся активной частью популяции (учителя, преподаватели, врачи, психологи, инженеры, военные в отставке, руководители)...
1. Csikszentmihalyi M. Introduction // A Life Worth Living: Contributions to Positive Psychology. N.Y.: Oxford University Press. 2006. P. 3-14.
2. Dotsenko E.L., Pchelina O.V. Free will as a paradox: empirical evaluation of the construct of everyday consciousness. Psychology in Russia: State of the Art. 2021. T. 14. № 2. P 137 - 151.
3. Feldman G. Making sense of agency: Belief in free will as a unique and important construct // Social and Personality Psychology Compass. 2017. Vol. 11 (1). Р. 1-15.
4. Frie R. Psychological agency: theory, practice, and culture. Massachusetts: A Bradford Book. The MIT Press. Cambridge. 2008. P. 261.
5. Harre R. Personal Being. Oxford. 1983. P.190.
6. Lotito G., Maffioletti A. Choice under risk and uncertainty. 2016. Р. 1-10.
7. Martin J., Gillespie А. A Neo-Meadian Approach to Human Agency: Relating the Social and the Psychological in the Ontogenesis of Perspective¬Coordinating Persons // Integrative Psychological & Behavioral Science. 2010. Vol. 44. Issue 3. Р. 252 - 272.
8. Peterson C. A primer in positive psychology. N.Y: Oxford University Press. 2006. P. 386.
9. Sugarman J., Martin J. Theorizing Relational Agency: Reactions to Comments // Journal of Constructivist Psychology. 2011. Vol. 24. Issue 4. P. 321 - 323.
10. Verma R., Shah S. A Comparative Study on the Usage of Locus of Control between Men and Women. International Journal of Indian Psychology. 2017. Vol. 5, (1).
11. Абульханова-Славская К. А. Проблема определения субъекта в
психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания: психологические, философские, социокультурные аспекты; отв. ред. А.В. Сайко. М: Воронеж. 2001. С. 36-53.
12. Алексеева Л.В. Психологическая характеристика субъекта и субъекта преступления // Вестник Тюменского государственного университета. 2003. № 4. С. 216-227.
13. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1. С. 3 - 19.
14. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. № 2. 1993. С. 3-16.
15. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. Москва: Смысл, 2001. 416 с...(83)