Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития исследовательских навыков младших школьников посредством технологии Web-quest 8
1.1 Особенности развития исследовательских навыков младших
школьников 8
1.2 Специфика использования технология Web-quest как средства
развития исследовательских навыков младших школьников 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательских навыков младших школьников посредством технологии Web-quest 28
2.1 Диагностика уровня развития исследовательских навыков
младших школьников 28
2.2 Содержание работы по развитию исследовательских навыков
младших школьников посредством технологии Web-quest 38
2.3 Динамика развития исследовательских навыков младших
школьников 51
Заключение 57
Список используемой литературы 60
Приложение А Результаты констатирующего этапа исследования 63
Приложение Б Пример создания и прохождения Веб-квеста 71
Приложение В Результаты контрольного этапа исследования 81
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что для современного начального образования характерным является решение задач по обучению и воспитанию детей на основе применения приемов разнообразной деятельности, включающей развитие умений самостоятельно ставить учебные цели и проектировать способы из достижения. Данная деятельность требует создания определенных условий, которые направлены на включение учащихся в активную познавательную деятельность на основе исследований. В Федеральном Государственном стандарте общего начального образования изложена идея реализации личностно-ориентированной модели развития массовой начальной школы, в которой содержание образования будет направлено на овладение детьми познавательной деятельностью и приобретение ими опыта в различных видах деятельности. «Это подразумевает создание в образовательной практике определенных условий для вовлечения учащихся младших классов средней школы в активную познавательную деятельность, особенно учебно-исследовательскую. Исследовательская деятельность для учеников младших классов - это творческая деятельность, направленная на понимание окружающего мира и открытие новых знаний для детей» [26].
В современной начальной школе процесс организации исследовательской деятельности основан на включение в данную деятельность различных образовательных и воспитательных компонентов исследовательских навыков школьников. Процессы целенаправленного формирования исследовательских навыков на основании методов самостоятельного исследовательского поиска.
Для современной школы характерными являются такие особенности как формирование приоритетных направлений действий в личности ребенка для социализации и повышения уровня мотивации. Данный образовательный должен стать эффективным в рамках поиска новых результативных технологий, которые призваны способствовать развитию у детей креативности и акцентировать внимание на осознание собственной деятельности на основе целей и задач, а также методов решения.
В своих работах А.А. Артюхина, И.М. Дичковская, А.А. Жидков рассматривают новую технологию - веб-квест. Главное достоинство веб-квеста в том, что можно осуществлять как урочную, так и внеурочную работу, индивидуальную и групповую деятельность. Большинство современных исследователей (И.Н. Сокол, С.В. Напалков) считают, что веб-квест - одно из современных средств, полностью удовлетворяющее учебному процессу. Они выдвигают мнение о том, что если применять веб-квест на уроке, то учащиеся проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, происходит знакомство с аутентичным материалом, который представляет возможность исследования, обсуждения и осознанного построения новых концепций и отношений исходя из проблем реального мира.
В рамках различных психологических исследований отмечаются особенности развития исследовательских навыков (А.Н. Поддъяков) [21]; происходит разработка диагностического инструментария в рамках изучения научных проблем (А.И. Савенков) [23]. На современном уровне часто проводятся исследования в рамках педагогической психологии и педагогики, в рамках которых происходит рассмотрение действенных инструментов, направленных на возможности модифицировать стадии развития личности (Н.Г. Алексеев, Л.П. Виноградова, Т.И. Громова, А.О. Карпов), но исследований, посвященным проблеме использования технология Web-quest как средства развития исследовательских навыков младших школьников недостаточно [1; 7; 12].
...
Исследовательские навыки представляют собой совокупность умственных операций в рамках деятельности педагогов в рамках формирования определенных предметных компетенций. Исследовательские навыки у младших школьников - это способность и желание исследовать мир вокруг себя, задавать вопросы, искать ответы и решения проблем. Выделяют такие виды исследовательских навыков младших школьников, как организационные, оценочные, поисковые, информационные умения, а также умения оформить и представить результат своей работы, а также другие виды. Развитие исследовательских навыков у младших школьников помогает им стать более самостоятельными и уверенными в своих способностях, а также развивает их креативность и любопытство.
Веб-квест (web-quest) в педагогике - это метод обучения, который предполагает использование интернет-ресурсов для решения задач и поиска информации. Web-quest является эффективным средством развития исследовательских навыков младших школьников, что соответствует требованиям ФГОС начального образования. Этот метод позволяет ученикам развивать умения самостоятельной работы, поиска информации, анализа и применения полученных знаний для решения задач. Кроме того, Web-quest способствует развитию критического мышления и коммуникативных навыков учеников. Веб-квесты создаются учителями или преподавателями и представляют собой набор заданий, которые ученики выполняют, используя интернет-ресурсы. Веб-квесты могут быть использованы в различных предметных областях и являются эффективным инструментом для развития информационной грамотности, критического мышления и самостоятельности учащихся. Web-quest является эффективным инструментом для развития исследовательских навыков младших школьников и может быть использован в качестве дополнительного средства обучения в школах.
Опытно-экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе Специальной школы №13 (ГУО, г. Минск). В исследовании приняли участие 30 учеников 3А класса (экспериментальная группа) и 30 учеников 3Б класса (контрольная группа). Цель опытно -экспериментальной работы: разработать содержание уроков с использованием технологии Web-quest и опытно-экспериментальным путем проверить его эффективность для развития исследовательских навыков младших школьников. Исследование состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
...
1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В. Концепция развития
исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. №1. С. 24-33.
2. Алексеева А. В. Образовательный Web-квест в диалоге языков и культур // Учитель и время. 2015. №10. С. 7-12.
3. Белых С. Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов // под ред. А. С. Обухова. Ижевск: УдГУ, 2008. 72 с.
4. Богоявленская Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей М.: Академия, 2010. С. 40-50.
5. Быховский Я. С. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс]: URL: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php (дата обращения: 04.02.2023).
6. Гизатулина О. И. Использование Web-технологий в образовании // Достижения науки и образования. 2018. №17 (39). С. 48-52.
7. Громова Т. И. Критерии сформированности исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 612 с.
8. Губерная Е. В. Web-квест как современная образовательная
технология //Аллея Науки. 2019. №1(28). С. 881 -884.
9. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности; М-во образования Рос. Федерации. Удмурт. гос. укн-т. Межвуз. каф. новых обучающих технологий по иностр. яз., исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. Сектор «Гуманизация образования». Ижевск ; М., 2001. 103 с.
10. Иодко А. Г. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности в процессе обучения химии: диссертация ...кандидата педагогических наук: 13. 00. 02. Москва, 1983. 183 с.
11. Как создать веб-квест [Электронный ресурс]: URL:
http ://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/ 5-1-0-6 (дата
обращения: 04.02.2023).
12. Карпов А. О. Исследовательское образование: ключевые концепты // Педагогика. 2011. № 3. С. 20-30
13. Коваленко О. А. Методы формирования исследовательских навыков младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 2. С. 34-37.
14. Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской
деятельности школьников в условиях ФГОС. СПб.: Каро, 2015. 128 с.
15. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала 63 «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии». М. 2016. С. 114-122.
...
Всего источников 29