Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы развития творческого воображения у детей в развитии 5-6 лет посредством кляксографии 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста 9
1.2 Возможности использования кляксографии в развитии
творческого воображения детей 5-6 лет 14
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей 5-6 лет посредством кляксографии 26
2.1 Выявление уровня развития творческого воображения детей
5-6 лет 26
2.2 Содержание и организация экспериментальной работы
по развитию творческого воображения детей 5-6 лет посредством кляксографии 33
2.3 Выявление динамики уровня развития творческого
воображения детей 5-6 лет 37
Заключение 44
Список используемой литературы 48
Приложения А Списки детей, участвующих в экспериментальной работе 50
Приложение Б Комплекс творческих занятий по развитию творческого воображения детей 5-6 лет с использованием кляксографии 51
Приложение В Протокол результатов контрольного этапа эксперимента 64
В условиях современности «проблема развития творческого воображения подрастающего поколения стоит как никогда остро и актуально. Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой всей современной системы образования и воспитания, в том числе дошкольной. Последние исследования по данной теме свидетельствуют о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребенка, а также в его общем психическом развитии» [6].
Значительные преобразования в современном обществе выявили необходимость разработки теоретических и методических основ развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
«В основе нашего исследования лежит определение понятия творческое воображение. Творческое воображение - создание нового, оригинального образа, идеи. Оно проникает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. Результат творческого воображения может быть материализован» [3], формулировал Л.С. Выготский.
«Исследованием развития творчества детей занимались в разное время многие ученые, педагоги и психологи» [25]: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие. Труды данных ученых показали, что «творческое воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний. Помимо этого, оно способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность развивающей и образовательной деятельности в дошкольных учреждениях» [3].
Актуальность выбранной темы возрастает с учетом выбранного для исследования возраста детей - старший дошкольный возраст. Именно в этом возрасте наиболее важно выявление особенностей развития творческого воображения и закономерностей его становления, так как именно в этот период, с точки зрения исследований выдающихся педагогов и психологов современности, закладываются основные предпосылки его дальнейшего жизненного развития.
В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Но творческие способности возможно и нужно развивать как можно раньше. Единственный путь обучения творчеству детей дошкольного возраста - развитие в той или иной степени творческого воображения в различных видах деятельности [26].
Подход к проблеме исследования основан на результатах исследований, проведенных под руководством А.В. Запорожца и других известных ученых, в которых было доказано, что освоение детьми разнообразных средств и видов деятельности приводит к развитию различных психических функций, в том числе и воображения, в частности - творческого воображения. В отечественной педагогике «многие авторы связывают генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие), а также с овладением дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися «творческими»: изобразительной, конструктивной, музыкальной» [5], художественно-литературной.
...
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования познавательное развитие дошкольников предполагает развитие у них творческого воображения. В современном обществе «все более устойчивым и доминантным становится осознание приоритета развития творческого воображения как слагаемого успеха и личного благополучия» [8] ребенка в настоящее время и в его дальнейшей жизни. Успешный человек - всегда творчески одаренная личность!
Современная педагогика уделяет особое «внимание развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Проанализировав исследования о роли развития творческого воображения у детей дошкольного возраста» [6], мы сделали выводы, что в дошкольном возрасте творческое воображение только начинает свое развитие, что представляет огромный потенциал для реализации резервов современного подхода в его развитии.
Мы рассмотрели особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Данный возрастной период, по мнению многих ученых, является сензитивным «для развития творческого воображения детей. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестает сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической
деятельности» [3].
Мы выявили, что практически все исследования психологов и педагогов о развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, свидетельствуют, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и достаточно успешно.
Выявив особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, мы сделали выводы, что оно имеет два источника. Это - «игра, в процессе которой развиваются воображение и фантазия детей, и практическая деятельность, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения (экспериментирование)» [17]. Кляксография, как ничто иное, объединяет в себе оба эти источника. «Использование этой нетрадиционной техники рисования позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает у них творческое воображение, дает детям полную свободу для самовыражения» [24].
Мы изучили различные виды кляксографии в работе с детьми дошкольного возраста и проанализировали исследования о возможностях использования кляксографии в развитии творческого воображения детей данного возраста. Рассмотрев различные точки зрения на данный вопрос в современной методической литературе, мы сделали вывод, что использование кляксографии может являться успешным средством развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Для подтверждения теоретических основ возможности использования кляксографии в развитии творческого воображения детей 6-7 лет, мы спланировали проведение экспериментальной работы.
Мы предположили, что развитие творческого воображения детей 5-6 лет в процессе рисования в технике кляксография будет успешным, если:
- разработан тематический план творческих занятий с детьми по рисованию в нетрадиционной технике кляксография;
- организованы творческие занятия по развитию творческого воображения детей в рамках совместной деятельности педагога и детей с использованием различных видов кляксографии: обычная, набрызг, с
нитью, с трубочкой;
- у детей имеется возможность самостоятельного рисования в уголке изобразительной деятельности в технике кляксография.
Нами было проведены диагностические исследования уровня развития творческого воображения детей 5-6 лет на основе показателей, выделенных Р.С. Немовым.
...
1. Беркинблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. М., 2014 128 с.
2. Брушлинский А. В. Воображение и творчество. Научное творчество. М. : Просвещение, 2014. 204 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2011. 400 с.
4. Детская психология / под редакцией Я. Л. Коломенского, Е. А. Панько. Минск : Университетское, 2014. 421 с.
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Педагогика, 2003. 276 с.
6. Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. 2014. № 3. С. 34-39.
7. Ильина М. В. Развитие невербального воображения. М. : Книголюб, 2014. 345 с.
8. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М. : Педагогика, 2014.
9. Киселева С. Л. Развитие воображения дошкольников 3-7 лет в изобразительной деятельности. ВЕНТАНА - ГРАФ, 2016. 201 с.
10. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники, планирования, конспекты занятий. М. : Сфера, 2006. 198 с.
11. Кудейко М. В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров. Мозырь, 2007. 120 с.
12. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа. Москва, 2008. 211 с.
13. Менджерицкая Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада // Дошкольное воспитание. 2014. № 11. С. 10-17.
14. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПб. : Каро, 2014. 218 с
15. Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют. М. : Просвещение, 2014. 321 с.
...
Всего источников 26