Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гуманных чувств у детей 5-6 лет посредством художественной литературы

Работа №140871

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования гуманных чувств
у детей 5-6 лет посредством художественной литературы 9
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме формирования гуманных чувств у детей 5-6 лет 9
1.2 Художественная литература как средство формирования
гуманных чувств у детей 5-6 лет 21
Глава 2 Экспериментальные исследование формирования гуманных
чувств у детей 5-6 лет посредством художественной литературы 32
2.1 Выявление уровня сформированности гуманных чувств
у детей 5-6 лет 32
2.2 Содержание работы по формированию гуманных чувств
у детей 5-6 лет посредством использования художественной литературы 43
2.3 Динамика уровня сформированности гуманных чувств
у детей 5-6 лет 53
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложение А Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании
и формировании гуманных чувств» 67
Приложение Б Консультация для родителей «Работа в повседневной жизни» 68

В мире существуют общие ценности, которые мы называем непреходящими. Есть ценности, не зависящие от человека: природа, небо, солнце, воздух. Есть ценности, непосредственно связанные с жизнедеятельностью человека. Это лучшие общечеловеческие качества, на которые родители и педагоги должны, прежде всего, обратить внимание и прививать их детям: любовь к своей Родине, уважительное отношение к окружающим людям, доброжелательность, отзывчивость, чуткость и гуманность. Сегодня вопрос о гуманизации отношений очень актуален. Существует острая потребность в возрождении нравственно- духовных ценностей. Поэтому формирование гуманных чувств у детей представляется особо значимым. Реалии нашей жизни таковы, что урбанизация, компьютеризация, информационный бум и многое другое делают взрослых и детей более жесткими, рациональными, неспособными удивляться и радоваться, находить в окружающем мире доброе и прекрасное. Характер взаимоотношений между детьми и взрослыми, детей между собой не всегда терпим и доброжелателен. В основе трудных взаимоотношений и конфликтов лежит неумение воспринимать другого человека, его настроение, переживание, проблемы, отсутствие привычки быть внимательным, добрым, милосердным.
На восстановление общих человеческих ценностей ориентировано на современном этапе Российское образование. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается на гуманистический характер образования.
К проблеме формирования гуманных чувств обращались многие ученые: Л.С. Сапожникова, Л.Т. Третьякова, Е.В. Щедрина, Г.А. Ягодин и другие. Они рассматривали понятие «глобального гуманизма», гуманистические движения, доказывали преимущества гуманистической направленности.
Для того чтобы сформировать у человека гуманные чувства, необходимо работать над этой проблемой, начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют исследования А.М. Виноградовой, И.С. Деминой, Н. Кленовой, Л.А. Пеньевской, Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой.
Неиссякаемым источником, откуда черпаются знания о лучших человеческих качествах, является художественная литература. Художественная литература - источник знаний о природе, о бытии, о культуре, прекрасное средство нравственного воспитания. К.Д. Ушинский отмечал народность духа в литературе и видел в ней источник духовных ценностей, постоянно требовал очень внимательно подбирать художественную литературу для детей. Важное значение художественной литературе, как средству формирования нравственных чувств придавали Н.К. Крупская, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов и другие.
Опыт работы с детьми и проведенные исследования показывают, что дети связывают образы героев художественной литературы со своими поступками и поступками товарищей.
«Художественную литературу необходимо использовать как средство развития человечности, гуманных чувств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. Особое значение при этом имеет отбор произведений морально-этического содержания, продуманная система работы, направленная на формирование у детей гуманных чувств и этических представлений, проецирование этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их поведении, в их общении с окружающими людьми)» [3].
Именно проблема формирования гуманных чувств посредством художественной литературы стала темой нашего исследования.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Первостепенной задачей современной дошкольной педагогики и практики является создание наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - говорил К.Д. Ушинский.
Наша работа была ориентирована на формирование гуманных чувств у детей 5-6 лет в процессе использования художественной литературы. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности формирования гуманных чувств дошкольников и влияние художественной литературы на формирование гуманных чувств детей 5-6 лет. С помощью литературных произведений можно решать практически все задачи формирования гуманных чувств детей 5-6 лет и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты в экспериментальной работе. Проследили динамику изменения уровня сформированности гуманных чувств у детей 5-6 лет в процессе экспериментальной работы.
Анализ результатов после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами поэтапной методики по формированию гуманных чувств посредством художественной литературы у детей 5-6 лет.
Исходя из полученных данных, мы видим, что степень сформированности гуманных чувств у детей 5-6 лет повысился, после проведенной работы и на момент проведения сравнительного анализа мы получили следующие результаты:
- высокий уровень повысился на 30%;
- низкий уровень снизился на 20%.
Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики использования художественной литературы переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения.
Произведения художественной литературы в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, использования развивающего потенциала литературного произведения в создании речевой среды максимально.
Исходя из анализа экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что формирование гуманных чувств у детей 5-6 лет посредством художественной литературы возможно, если:
- обеспечено систематическое и последовательное использование
произведений художественной литературы эмоционально¬
нравственного содержания;
- разработан цикл занятий и этических бесед, направленных на формирование морально-этических представлений и гуманных чувств у детей;
- организована совместная деятельность детей и педагога по восприятию художественной литературы для закрепления у детей положительных образов героев художественной литературы, подтвердилась.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что проведенная работа по формированию гуманных чувств, подобранные методики дают результаты положительного характера. Но для того, чтобы работа была более продуктивной и ненапрасной необходимо внедрять в перспективные планы педагогов соответствующие по тематике занятия, организовывать работу с детьми не только на занятиях, но и вне их. Немаловажную роль играет и семья в сформированности гуманных чувств.


1. Аникин В. П. Русская народная сказка. М. : Просвещение, 1977. 143 с.
2. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Педагогика, 2009. 212 с.
3. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 2019. 230 с.
4. Ведерникова Н. М. Русская народная сказка. М. : «Наука», 2005. 342 с.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре [и др.]; под ред. А. М. Виноградовой.М. : Просвещение, 2004. 334с.
6. Гурович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства // Дошкольное воспитание, 2004, № 8. С. 30.
7. Дерманова И. В. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб. : Издательство «Речь», 2002. 176 с.
8. Запорожец А. В. Воспитание эмоции и чувств у дошкольника. М., 1985. С. 133.
9. Запорожец А. В. Психология воспитания ребенком-дошкольником литературного произведения : Избранные психологические труды. М., 1986. Т. 1. С. 66.
10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2002. С. 242.
11. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 132 с.
12. Конилева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985. 212 с.
13. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. М. : Наука, 1985. 254с.
14. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет : учеб. пособие для вузов. М. : Спутник, 2004. 96 с.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер Ком, 1999. 422 с.
...
Всего источников 24


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ