Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование связной монологической речи детей 6-7 лет в ходе обучения пересказыванию

Работа №140867

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования связной монологической речи детей 6-7 лет в ходе обучения пересказыванию 8
1.1 Содержание понятия связная монологическая речь
в старшем дошкольном возрасте 8
1.2 Особенности формирование связной монологической
речи детей 6-7 лет в ходе обучения пересказыванию 14
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования связной монологической речи детей 6-7 лет ходе обучения пересказыванию 19
2.1 Выявление уровня сформированности связной монологической речи детей 6-7 лет 19
2.2 Содержание и организация работы по формированию
связной монологической речи детей 6-7 лет в ходе обучения пересказыванию 30
2.3 Выявление динамики уровня сформированности связной
монологической речи детей 6-7 лет 42
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей 6-7 лет, участвующих в экспериментальной работе 55
Приложение Б Протокол результатов констатирующего эксперимента 56
Приложения В Тематика литературных встреч по обучению детей 6-7 лет пересказыванию 57
Приложение Г Протоколы результатов контрольного эксперимента 58

Развитие связной речи является одной из главных задач речевого развития детей дошкольного возраста. «Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью, ролью в развитии личности дошкольника и в формировании у него умения самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Связная речь определяет уровень речевого и умственного развития дошкольников. Она необходима, для возможности ребенка последовательно излагать сообщение, для осуществления логико-смыслового
структурирования высказывания, также чтобы связывать слова в своей речи чтобы дать объяснения более ясного объекта рассказа (предмет, событие), умения дать более подробный ответ» [9].
«Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других ученых» [16].
«По мнению В.П. Глухова, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение понятия связная речь относится как к диалогической, так и к монологической формам речи» [6].
Одним из видов связного монологического высказывания «является пересказ. Пересказ представляет собой неотъемлемый этап в развитии и совершенствовании связной речи дошкольника.
Методика обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Р.И. Габовой, А.М. Бородичи других авторов» [3].
Теоретический анализ проблемы позволил выявить противоречие между целесообразностью совершенствования у дошкольников связной монологической речи и недостаточным уровнем методического уровня обеспечения данного процесса: психолого-педагогическими затруднениями воспитателей в организации работы по речевому развитию детей, ситуативным характером изложения и механическим воспроизведением детьми литературных текстов.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: какова роль пересказывания в формировании связной монологической речи детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование связной монологической речи детей 6-7 лет в ходе обучения пересказыванию».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования связной монологической речи детей 6-7 лет в ходе обучения пересказыванию.
Объект исследования: процесс формирования связной монологической речи детей 6-7 лет.
Предмет исследования: формирование связной монологической речи детей 6-7 лет в ходе обучения пересказыванию.
Гипотеза исследования: мы предположили, что что формирование связной монологической речи детей 6-7 лет в ходе обучения пересказыванию возможно, если:
- литературные тексты, отобранные для пересказа, соответствуют определенным требованиям;
- беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу;
- организовано структурное обучение детей пересказыванию литературных текстов близко к тексту, с опорой на наглядность, с творческими дополнениями.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


«На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов. Одной из главных задач развития речи у детей является овладение ими связной монологической речью. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Поэтому необходимо пересказывать художественные произведения, так как они положительно влияют на связность монологической речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку» [8].
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей 6-7 лет преобладает низкий и средний уровни сформированности связной монологической речи. Мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет связной монологической речи в ходе обучения пересказыванию возможно, если:
- литературные тексты, отобранные для пересказа, соответствуют определенным требованиям;
- беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу;
- организовано структурное обучение детей пересказыванию литературных текстов близко к тексту, с опорой на наглядность, с творческими дополнениями.
Мы реализовали содержание и организовали работу по формированию связной монологической речи детей 6-7 лет в ходе обучения пересказа.
На первом этапе мы отобрали литературные произведения. При отборе литературных произведений мы руководствовались требованиями к литературным текстам для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Были отобраны литературные произведения. Были определены три вида пересказа: подробный пересказ или близкий к тексту; пересказ с опорой на наглядность; пересказ с творческими дополнениями. Совместную деятельность педагога и детей с целью структурного обучения детей пересказыванию литературных текстов мы проводили 2 раза в неделю во второй половине дня. Всего было проведено 10 литературных встреч. Продолжительность каждой литературной встречи была 25-30 минут.
Результаты проведения контрольного этапа позволили нам выявить динамику уровня сформированности связной монологической речи детей 6-7 лет по окончанию работы по обучению детей пересказыванию:
- количество детей, условно отнесенных к низкому уровню, уменьшилось на 23%;
- количество детей, условно отнесенных к среднему уровню, не изменилось;
- количество детей, условно отнесенных к высокому уровню, увеличилось на 23%.
Следовательно, в целом можно сделать вывод, что специально организованная работа по формированию связной монологической речи детей 6-7 лет в ходе обучения пересказыванию способствует формированию следующих умений:
- грамматически правильно строить предложения;
- правильно употреблять слова;
- планировать собственное высказывание;
- последовательно излагать сообщение;
- осуществлять логико-смысловое структурирование высказывания.
Это подтвердили результаты, полученные на контрольного этапе. Задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.


1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебно-методическое пособие. - М. : Академия, 2000. 400 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет [Электронный ресурс]. URL: https://fictionbook.ru/static/trials/05/81/12/05811252.a4.pdf (дата обращения: 03.01.2023).
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей : учебное пособие. М. : Просвещение, 1981. 256 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Национальное образование, 2019. 368 с.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Детство-Пресс,
2007. 471 с.
6. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учебное пособие. М. : Астрель, 2005. 351 с.
7. Глухов В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития : Монография. М. : В. Секачев, 2014. 537 с.
8. Ельцова О. М., Терехова А. Н., Горбачевская Н. Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. СПб. : Детство-Пресс,
2008. 192 с.
9. Елкина Н. В. Психологические аспекты развития связной речи у
детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2009. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-razvitiya-svyaznoy- rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.04.2023).
10. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. М. : Просвещение, 1991. 112 с.
11. Пеньевская Г. А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи. М., 2003. 203 с.
12. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию. М. : Просвещение, 2004. 398 с.
13. Лашкова Л. Л., Зырянова С. М., Филиппова А. Р. Познавательно - речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. М. : Издательский Дом «Академия Естествознания», 2015. 100 с.
14. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М. : Просвещение, 1969. 214 с.
15. Общение и речь : Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. М. : Педагогика, 1985. 208 с.
...
Всего источников 23


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ