Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования представлений детей 5-6 лет о правилах дорожного движения посредством мультипликационных фильмов 9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований
по проблеме формирования представлений детей 5-6 лет
о правилах дорожного движения 9
1.2 Характеристика мультипликации как средства
формирования представлений детей 5-6 лет о правилах дорожного движения 16
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования представлений детей 5-6 лет о правилах дорожного движения посредством мультипликационных фильмов 25
2.1 Выявление уровня сформированности представлений детей
5-6 лет о правилах дорожного движения 25
2.2 Содержание и организация работы по формированию
представлений детей 5-6 лет о правилах дорожного движения посредством мультипликационных фильмов 41
2.3 Оценка динамики уровня сформированности представлений
детей 5-6 лет о правилах дорожного движения 68
Заключение 78
Список используемой литературы 81
Приложение А Результаты исследования на констатирующем этапе 84
Приложение Б Методические материалы 86
Приложение В Скриншоты из мультфильмов по правилам дорожного движения 87
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 88
«Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением первого автомобиля и обострилась в процессе интенсивной автомобилизации. Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста. Вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как один из аспектов нравственного воспитания» [27]. Мы находим это в исследованиях Р.Б. Стеркиной, О.А. Скоролуповой, Н.Л. Князевой, М.М. Котик,
Т.А. Шорыгиной.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, и на его основе - навыки поведения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо формировать у «детей представления о правилах дорожного движения, так как правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Следовательно, одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма» [20].
Формировать представления детей старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения можно с помощью различных средств: сюжетно-ролевая игра, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов. Рассмотрим подробнее такое средство, как просмотр мультипликационных фильмов.
«В жизни современного ребенка мультипликация играет большую роль. Мультфильмы на сегодняшний день являются одним из наиболее значимых механизмов социализации дошкольников, влияющим на формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей детей. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует у детей стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Мультфильм привлекает ребенка своей яркой образной формой и смысловым близким и понятным содержанием» [25].
«Современную мультипликацию характеризуют яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического; наличие добрых и злых сил; доступность и сюжетность; позитивность и добрый юмор. Все эти особенности отвечают потребностям ребенка и поэтому мультфильмы так любимы детьми. Мультипликация обладает особыми возможностями воздействия на юного зрителя» [25].
В исследованиях Г.Л. Сперанской и И.А. Ледник «информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия дошкольниками, усваивается легче и быстрее. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, мультипликация
обеспечивает более легкое и прочное усвоение детьми представлений в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование у них мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления» [18, с. 26].
Д.В. Ольшанский утверждал, что «психологические механизмы мультипликации, как вида искусства, особенно воздействуют на сознание ребенка-дошкольника. При просмотре мультфильмов срабатывают механизмы формирования массового поведения: заражение, внушение и подражание. Мультфильм становится универсальным языком, помогающим разностороннему развитию детей» [13].
...
На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» «как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности подрастающего поколения. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.
На сегодняшний день проблема формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике Н.Н. Авдеевой,
А.В. Гостюшиным, Р.Б. Стеркиной, О.А. Скоролуповой, Н.Н. Клочановым, Н.Л. Князевой, М.М. Котик, Т.А. Шорыгиной накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах» [1].
«В жизни современного ребенка мультипликация играет большую роль. Мультфильмы на сегодняшний день являются одним из наиболее значимых механизмов социализации дошкольников, влияющим на формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Мультфильм привлекает ребенка своей яркой образной формой и смысловым близким и понятным содержанием» [25].
Целью констатирующего этапа исследования было выявление уровня сформированности представлений детей 5-6 лет о правилах дорожного движения. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам условно отнести всех детей 5-6 лет к одному из уровней сформированности представлений о правилах дорожного движения. Низкий уровень сформированности представлений о правилах дорожного движения был выявлен у 6 детей (30%) из экспериментальной группы и у 7 детей (35%) из контрольной группы. Средний уровень был выявлен у 11 детей (55%) из экспериментальной группы и у 10 детей (50%) из контрольной группы. Высокий уровень был выявлен у 3 детей (15%) из экспериментальной группы и у 3 детей (15%) из контрольной группы.
«На основе анализа полученных результатов проведенного диагностического исследования был сделан вывод, что необходима специально организованная работа, способствующая повышению уровня сформированности представлений детей 5-6 лет о правилах дорожного движения.
Работа по формированию представлений детей 5-6 лет о правилах дорожного движения посредством» [12] мультипликационных фильмов
включала в себя три этапа: подготовительный, основной и обобщающий.
На подготовительном этапе мы обогатили развивающую предметно-пространственную среду группы и обогатили центр «Правила дорожного движения» методическими и дидактическими материалами,
способствующими формированию представлений детей 5-6 лет о правилах дорожного движения:
Также на подготовительном этапе мы отобрали мультфильмы для просмотра на основном этапе. Просмотрев различные серии мультфильмов, мы остановились на серии мультфильмов «Уроки тетушки Совы. Азбука дорожной безопасности». Содержание мультипликационных фильмов данной серии соответствует следующим принципам: доступности,
последовательности, наглядности. Серия мультфильмов состоит из 10 серий.
Целью основного этапа было сформировать представления детей 5-6 лет о дорожных знаках, правилах поведения в транспорте, о светофоре и его сигналах, о регулировщике и его жестах-сигналах, о правилах пешехода, а также умения их реализовывать в действиях и деятельности. Просмотр мультипликационных фильмов осуществлялся в процессе совместной деятельности детей и педагога. Совместный просмотр мультипликационных фильмов имел определенную структуру.
На последнем, обобщающем, этапе целью было обобщить и систематизировать представления детей о ПДД. Данный этап проводился в конце формирующего эксперимента, как заключительная часть. На данном этапе была проведена игра-викторина с детьми на тему «Все, что я знаю о ПДД», выставка детских рисунков на тему «Я хороший пешеход», выставка детских рисунков на тему «Я хороший пешеход».
Чтобы оценить проделанную на формирующем этапе работу, мы провели контрольный этап исследования, результаты которого показали, что низкий уровень сформированности представлений о ПДД в экспериментальной группе был диагностирован у 4 детей (20%), средний уровень - у 12 детей (60%), высокий уровень - у 4 детей (20%).
Результаты детей в контрольной группе практически не изменились.
Была выявлена следующая динамика уровня сформированности представлений детей 5-6 лет о ПДД в экспериментальной группе:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 10%;
- количество детей со средним и высоким уровнями увеличилось на 5% на каждом уровне соответственно.
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения поэтапной формирующей работы у детей 5-6 лет у в экспериментальной группе произошли качественные изменения. У детей появились представления: о дорожных знаках; о правилах поведения в транспорте; о правилах пешехода и деятельности регулировщика; о светофоре и его сигналах. Появились умения реализовывать представления о дорожных знаках в деятельности.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об успешности поэтапной работы по формированию представлений детей 5-6 лет о ПДД, что доказывает верность выдвинутой гипотезы.
1. Авдеева Н. Н., Князева О.Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности. ФГОС. СПб. : Детство-пресс, 2021. 144 с.
2. Алиева Т. Н. Безопасность на улице : Программно-методическое пособие. М. : Карапуз, 2020. 156 с.
3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников : для занятий с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2015. 62 с.
4. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в
гуманистических теориях и системах воспитания [Электронный ресурс]. URL: https: //www.studmed.ru/view/bondarevskaya-ev-kulnevich-sv-pedagogika-
lichnost-v-gumanisticheskih-teoriyah-i-sistemah-vospitaniya_3e57cc5d00a.html (дата обращения: 12.06.2022).
5. Бордовский, Г. А. Развивающие возможности аудиовизуальных средств обучения // Педагогика. 1996. № 4. С. 40-43.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь [Электронный ресурс]. URL:
https://www. marxists. org/russkij/vygotsky/1934/thinking-speech. pdf (дата
обращения: 02.01.2023).
7. Князева О. Л. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб. : Детство-Пресс, 2009. 144 с.
8. Кобзева Т. Г. Правила дорожного движения : система обучения дошкольников. Волгоград : Учитель, 2018. 219 с.
9. Козырева Е.А. Азбука поведения на дороге. Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города. М. : Центр Пропаганды, 2013. 73 с.
10. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании [Электронный ресурс]. URL: http://philipok4.narod.ru/Tuser7/Lomonosov.pdf (дата обращения: 18.01.2023).
11. Носкова Т. Н. Аудиовизуальные технологии в образовании. СПб. : СПбГУКиТ, 2004. 174 с.
12. Олейник Н. В. Педагогические возможности использования
мультфильма в воспитательно-образовательном процессе детского сада : теория и практика // Наука и образование: новое время. 2018. № 5.
С. 420-427.
13. Ольшанский Д. А. О роли дискурсивного мышления в общественных науках. Екатеринбург, 2000. 72 с.
14. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.info/2-122834.html (дата обращения: 19.01.2023).
15. Прессман Л. П. Методика применения технических средств обучения : Экранно-звуковые средства. М. : Просвещение, 1988. 191 с.
...
Всего источников 27