Исследование методов и подходов процесса управления по переходу программного обеспечения телеком-оператора на микросервисную архитектуру
|
Введение 4
1 Описание предметной области 7
2 Анализ существующих стандартов проектного управления и методологий
разработки программного обеспечения 19
2.1 Стандарты проектного управления 21
2.2 Традиционные методы управления 26
2.3 Гибкие методы управления 27
2.3.1 Scrum 27
2.3.2 Kanban 30
2.3.3 extreme Programming 32
2.4 Rational Unified Process (RUP) 33
2.5 Сравнительный анализ методологий разработки 34
3 Разработка модели улучшенной гибридной методологии и проектирование
информационной системы 36
3.1 Описание стадий и процессов проекта 36
3.2 Описание гибридного подхода 37
3.3 Планирование и первоначальный список задач 38
3.3.1 Управление рисками проекта 38
3.3.2 Методы приоритизации и оценки проектных задач 39
3.3.3 Бизнес-анализ и определение требований 41
3.4 Итерация (спринт) 42
3.4.1 Планирование задач на итерацию 42
3.4.2 Составление дизайна и разработка ПО 45
3.4.3 Тестирование 46
3.4.4 Демонстрация решения команде и обзор прошедшего спринта 49
3.5 Приемочное тестирование и внедрение ПО 51
3.6 Моделирование АИС 52
4 Апробация модели улучшенной гибридной методологии разработки программного обеспечения 56
4.1 Алгоритмы машинного обучения в планировании задач 56
4.2 Дерево принятия решений 58
4.3 Случайный лес 59
4.4 Метод k-ближайших соседей (KNN) 60
4.5 Сравнительный анализ алгоритмов 61
4.6 Результаты опроса среди сотрудников ИТ компаний 61
4.6.1 Результаты опроса по гибридной методологии 61
4.6.2 Результаты опроса по улучшенной гибридной методологии 63
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложение А Сравнительный анализ международных и российских стандартов управления проектами 82
Приложение Б Сравнительный анализ методологий разработки ПО 85
Приложение В Блок схема разработанной модели 89
1 Описание предметной области 7
2 Анализ существующих стандартов проектного управления и методологий
разработки программного обеспечения 19
2.1 Стандарты проектного управления 21
2.2 Традиционные методы управления 26
2.3 Гибкие методы управления 27
2.3.1 Scrum 27
2.3.2 Kanban 30
2.3.3 extreme Programming 32
2.4 Rational Unified Process (RUP) 33
2.5 Сравнительный анализ методологий разработки 34
3 Разработка модели улучшенной гибридной методологии и проектирование
информационной системы 36
3.1 Описание стадий и процессов проекта 36
3.2 Описание гибридного подхода 37
3.3 Планирование и первоначальный список задач 38
3.3.1 Управление рисками проекта 38
3.3.2 Методы приоритизации и оценки проектных задач 39
3.3.3 Бизнес-анализ и определение требований 41
3.4 Итерация (спринт) 42
3.4.1 Планирование задач на итерацию 42
3.4.2 Составление дизайна и разработка ПО 45
3.4.3 Тестирование 46
3.4.4 Демонстрация решения команде и обзор прошедшего спринта 49
3.5 Приемочное тестирование и внедрение ПО 51
3.6 Моделирование АИС 52
4 Апробация модели улучшенной гибридной методологии разработки программного обеспечения 56
4.1 Алгоритмы машинного обучения в планировании задач 56
4.2 Дерево принятия решений 58
4.3 Случайный лес 59
4.4 Метод k-ближайших соседей (KNN) 60
4.5 Сравнительный анализ алгоритмов 61
4.6 Результаты опроса среди сотрудников ИТ компаний 61
4.6.1 Результаты опроса по гибридной методологии 61
4.6.2 Результаты опроса по улучшенной гибридной методологии 63
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложение А Сравнительный анализ международных и российских стандартов управления проектами 82
Приложение Б Сравнительный анализ методологий разработки ПО 85
Приложение В Блок схема разработанной модели 89
Сектор телекоммуникаций одна из наиболее эффективных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Телекоммуникационные компании обязаны задуматься над тем, как управляют своими процессами и провести реинжиниринг по необходимости.
В условиях пандемии в 2020 году проведенный опрос британской компанией YouGov показал, что интернет стал критически важным элементом для мировой экономики. Он позволил почти половине (48 %) опрошенных продолжать работать и учиться, а 40 % опрошенных во время пандемии обращались к интернету за услугами, которыми не пользовались ранее [28].
Также старший директор консалтинговой фирмы Simon-Kucher & Partners Middle East пишет о том, что телекоммуникационные компании по всему миру должны не только предоставлять на высоком уровне работу своих сетей и услуг, но также развивать другие направления бизнеса. Например, развивать услуги, которые не относятся к основным - такие как платное телевидение, медиа, реклама, умный дом, облачные технологии, безопасность, финансовые услуги, товары для жизни и другие решения [75]. По данным GSM Association (GSMA) из отчета Global Mobile Trends 2021 такие услуги составляют 20 % от общего дохода ведущих операторов связи [74].
Для реализации таких идей может понадобиться создание экосистемы с использованием информационных технологий. Как правило, для достижения таких целей инициируются IT проекты [2].
Проектным менеджерам в телекоммуникационной сфере требуются знания и опыт управления проектами, что является применение процессов, методов, навыков и опыта в соответствии с критериями приемки проекта для достижения целей проекта в рамках согласованных переменных. Управление проектом гарантирует, что проект будет реализован в соответствии с поставленными целями и сможет уложится в заложенные сроки его выполнения и объемы бюджетных средств.
Компания «ИТ Гильдия» отмечает, что даже при тщательном планировании могут возникать внештатные проблемы, к решению которых должны быть готовы менеджеры ИТ-проектов [50].
Анализ актуальности обусловили выбор темы исследования: «Исследование методов и подходов процесса управления по миграции программного обеспечения телеком-оператора на микросервисную архитектуру». В данной работе научной проблемой - это отсутствие эффективной методологии разработки программного обеспечения для проектов по миграции на микросервисную архитектуру.
Гипотеза исследования состоит в том, что миграция программного обеспечения на микросервисную архитектуру будет успешной, если использовать модель улучшенной гибридной методологии разработки.
...
В условиях пандемии в 2020 году проведенный опрос британской компанией YouGov показал, что интернет стал критически важным элементом для мировой экономики. Он позволил почти половине (48 %) опрошенных продолжать работать и учиться, а 40 % опрошенных во время пандемии обращались к интернету за услугами, которыми не пользовались ранее [28].
Также старший директор консалтинговой фирмы Simon-Kucher & Partners Middle East пишет о том, что телекоммуникационные компании по всему миру должны не только предоставлять на высоком уровне работу своих сетей и услуг, но также развивать другие направления бизнеса. Например, развивать услуги, которые не относятся к основным - такие как платное телевидение, медиа, реклама, умный дом, облачные технологии, безопасность, финансовые услуги, товары для жизни и другие решения [75]. По данным GSM Association (GSMA) из отчета Global Mobile Trends 2021 такие услуги составляют 20 % от общего дохода ведущих операторов связи [74].
Для реализации таких идей может понадобиться создание экосистемы с использованием информационных технологий. Как правило, для достижения таких целей инициируются IT проекты [2].
Проектным менеджерам в телекоммуникационной сфере требуются знания и опыт управления проектами, что является применение процессов, методов, навыков и опыта в соответствии с критериями приемки проекта для достижения целей проекта в рамках согласованных переменных. Управление проектом гарантирует, что проект будет реализован в соответствии с поставленными целями и сможет уложится в заложенные сроки его выполнения и объемы бюджетных средств.
Компания «ИТ Гильдия» отмечает, что даже при тщательном планировании могут возникать внештатные проблемы, к решению которых должны быть готовы менеджеры ИТ-проектов [50].
Анализ актуальности обусловили выбор темы исследования: «Исследование методов и подходов процесса управления по миграции программного обеспечения телеком-оператора на микросервисную архитектуру». В данной работе научной проблемой - это отсутствие эффективной методологии разработки программного обеспечения для проектов по миграции на микросервисную архитектуру.
Гипотеза исследования состоит в том, что миграция программного обеспечения на микросервисную архитектуру будет успешной, если использовать модель улучшенной гибридной методологии разработки.
...
В рамках данной магистерской диссертации проводилось исследование методологий разработки программного обеспечения в проектах миграции ПО телекоммуникационной компаний на микросервисную архитектуру. На основе изученной информации была выдвинута гипотеза о том, что миграция программного обеспечения на микросервисную архитектуру будет успешной, если использовать модель улучшенной гибридной методологии разработки.
В первой части была рассмотрена текущая ситуация на рынке телекоммуникационных компаний. Далее был проведен анализ монолитной архитектуры, выделены основные достоинства и недостатки внедрения предлагаемой микросервисной архитектуры, были рассмотрены результаты опросов компаний по внедрение такой архитектуры, а также рассмотрены конкретные примеры, такой как опыт компании «Мегафон».
После изучения различных источников, можно сделать вывод, что стоит переместить программное обеспечение на микросервисную архитектуру, если в дальнейшем требуется масштабирование системы, добавление новых функций и так далее. Организации, которые собираются перемещать свое решение на микросервисы нуждаются в правильном подходе по управлению таким проектом. В положительном результате компании могут получить простую в развертывании систему, которая будет проста в масштабировании.
Во второй части были проанализированы стандарты по управлению проектом и обеспечению качеством программного продукта, были выделены достоинства и недостатки.
В третьей части представлена модель улучшенной гибридной методологии разработки базировалась на основе классической водопадной модели и Scrum, а также на гибридной модели исследователей Абхинава Чандрабабу и Анушы Муддангула из Уппсальского университета.
Таким образом, была разработана модель улучшенной гибридной методологии со следующими этапами:
- первоначальное планирование;
- бизнес-анализ и проектирование;
- итерации (спринты), где команда проходит стандартные фазы, но работая в параллель. В процессе разработки и обеспечения качества ПО необходимо использовать подход непрерывной поставки и непрерывной интеграции, а также бизнес ориентированную разработку через тестирование. Для определения сроков выполнения задач и потенциальных рисков было предложено использовать дерево принятия решений;
- приемочное тестирование;
- внедрение.
В четвертой части были апробированы алгоритмы машинного обучения и сама модель улучшенной методологии. Были проанализированы варианты алгоритмов машинного обучения, выбрано дерево принятия решений с глубиной в три уровня, так как оно показало себя наиболее быстрым и точным на тестовой выборке.
Также проводился опрос среди проектных руководителей компании ООО «НетКрэкер» по оценке улучшенной гибридной методологии. В ходе анализа ответов этого опроса можно сказать, большая часть респондентов положительно отвечала на вопросы по оценке модели. Она может помочь с успешным переходом программного обеспечения на микросервисную архитектуру. Таким образом, результаты данного опроса подтверждают гипотезу исследования.
В первой части была рассмотрена текущая ситуация на рынке телекоммуникационных компаний. Далее был проведен анализ монолитной архитектуры, выделены основные достоинства и недостатки внедрения предлагаемой микросервисной архитектуры, были рассмотрены результаты опросов компаний по внедрение такой архитектуры, а также рассмотрены конкретные примеры, такой как опыт компании «Мегафон».
После изучения различных источников, можно сделать вывод, что стоит переместить программное обеспечение на микросервисную архитектуру, если в дальнейшем требуется масштабирование системы, добавление новых функций и так далее. Организации, которые собираются перемещать свое решение на микросервисы нуждаются в правильном подходе по управлению таким проектом. В положительном результате компании могут получить простую в развертывании систему, которая будет проста в масштабировании.
Во второй части были проанализированы стандарты по управлению проектом и обеспечению качеством программного продукта, были выделены достоинства и недостатки.
В третьей части представлена модель улучшенной гибридной методологии разработки базировалась на основе классической водопадной модели и Scrum, а также на гибридной модели исследователей Абхинава Чандрабабу и Анушы Муддангула из Уппсальского университета.
Таким образом, была разработана модель улучшенной гибридной методологии со следующими этапами:
- первоначальное планирование;
- бизнес-анализ и проектирование;
- итерации (спринты), где команда проходит стандартные фазы, но работая в параллель. В процессе разработки и обеспечения качества ПО необходимо использовать подход непрерывной поставки и непрерывной интеграции, а также бизнес ориентированную разработку через тестирование. Для определения сроков выполнения задач и потенциальных рисков было предложено использовать дерево принятия решений;
- приемочное тестирование;
- внедрение.
В четвертой части были апробированы алгоритмы машинного обучения и сама модель улучшенной методологии. Были проанализированы варианты алгоритмов машинного обучения, выбрано дерево принятия решений с глубиной в три уровня, так как оно показало себя наиболее быстрым и точным на тестовой выборке.
Также проводился опрос среди проектных руководителей компании ООО «НетКрэкер» по оценке улучшенной гибридной методологии. В ходе анализа ответов этого опроса можно сказать, большая часть респондентов положительно отвечала на вопросы по оценке модели. Она может помочь с успешным переходом программного обеспечения на микросервисную архитектуру. Таким образом, результаты данного опроса подтверждают гипотезу исследования.





