Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством психологических игр и упражнений 9
1.1 Межличностные отношения детей старшего дошкольного
возраста как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Психологические игры и упражнения как средство коррекции
межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста 15
Глава 2 Экспериментальная работа по коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством психологических игр и упражнений 20
2.1 Выявление у детей старшего дошкольного возраста уровня
межличностных отношений 20
2.2 Организация работы по коррекции межличностных отношений
детей старшего дошкольного возраста посредством психологических игр и упражнений 40
2.3 Выявление динамики в уровне развития межличностных
отношений детей старшего дошкольного возраста 54
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Приложение А. Лист индивидуального опроса старших дошкольников 68
Приложение Б. Ситуации для обсуждения со старшими дошкольниками 70
Приложение В. Ситуации для обсуждения и проигрывания с детьми старшего дошкольного возраста 72
Приложение Г. Ситуации для моделирования 73
Приложение Д. Речевые ситуации 74
Приложение Е. Анкета «Выявление уровня педагогических знаний
родителей» 76
Приложение Ж. Анкета «Общение в семье» 77
Приложение И. Тест-опросник для родителей 78
Актуальность. Человек с рождения нуждается в общении. Коммуникация и коммуникативные отношения, всегда были актуальны для общества. Межличностные отношения базируются на общении и взаимодействии в социуме, семье и особенно в детском саду. Там они учатся общаться, выстраивать коммуникативные связи, социализируются.
Дошкольный возраст - это «период наиболее быстрого социального развития личности. Этот период является важным в процессе становления личности ребенка. Дети в этом возрасте нуждаются в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании. Огромная роль в развитии общения и взаимодействия со сверстниками принадлежит взрослому, ведь взрослые являются образцом для подражания. Глядя на взрослых, дети пытаются повторять манеру поведения, стиль общения, взаимоотношения с другими людьми.
В дошкольном возрасте при общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни детей. Оно является «условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей» [1, с. 15].
«Специфика общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками отличается во многом от общения ребенка со взрослыми. Общение со сверстниками более эмоционально насыщено, в нем отсутствуют такие жесткие нормы и правила, которые необходимо соблюдать при общении со взрослыми. Дети со сверстниками чувствуют себя более раскованно, раскрепощено, чаще проявляют инициативу, и творчество, становятся более активными и самостоятельными. Дети очень любят общаться, во время общения со сверстниками у них происходит формирование речевых навыков, развиваются коммуникативные умения и способности» [3, с. 52].
Изучение общения как процесса, мы нашли в различных работах таких ученых как: А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Т.А. Репина [5;17;19;29]. Они характеризовали процесс общения как многократный и относили его в категорию сложно организованных. Вторая группа ученых, исследования которых легли в основу нашей работы, изучали процессы социализации: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин [8;18;23].
Ученые выделяли игровую деятельность, как ведущую в развитии и установлении межличностных контактов в группе детского сада.
На основании вышеизложенного можно выявить противоречие между необходимостью развивать межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным вниманием педагогов и воспитателей к использованию психологических игр и упражнений в этой работе.
Проблема исследования: как использование психологических игр и упражнений поможет скорректировать межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
Выявленная актуальность, противоречие и проблема определили выбор темы исследования: «Коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством психологических игр и упражнений».
Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить возможность коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством психологических игр и упражнений.
Объект исследования: процесс коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации.
Предмет исследования: коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с использованием комплекса психологических игр и упражнений.
...
В работе теоретически обоснованы и обобщены существующие подходы к решению важной и актуальной задачи - коррекции уровня межличностных отношений старших дошкольников.
Обоснованы и экспериментально проверены рекомендации по коррекции межличностных отношений, внедрен комплекс психологических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста, сформулированы выводы по задачам исследования:
1. Установлено наличие тесной связи культуры общения с культурой поведения, умением человека передавать свои мысли, чувства, эмоции другим людям, не только говорить, но и слушать, проявлять доброжелательность, сострадание, вежливость, тактичность, эмпатию. Культура общения регулируется установившимися в определенном обществе формальными нормами и этикетом, как совокупностью правил поведения, касающихся внешнего проявления межличностных отношений. Уточнена сущность понятия «культура общения» как сложного личностного образования, охватывающего знание этических норм и правил межличностного взаимодействия и общения, положительное эмоциональное отношение к этим процессам и умение их самостоятельно реализовывать.
2. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общению принадлежит ведущее место среди факторов развития личности, ведь в общении и через общение человек проявляет себя как личность, постигает смысл своего бытия, свою самоценность и значимость. В психологической науке получили трактовки различные подходы к рассмотрению сущности общения. Оно рассматривается как форма совместной деятельности людей (общение выступает вторичным по отношению к деятельности, подчиняется ей), общение и деятельности рассматриваются как отдельные, но связанные между собой аспекты жизнедеятельности человека, как самостоятельные категории, которые имеют самоценность и являются не только средствами, но и целью (каждый из партнеров является активным субъектом процесса общения).
3. Определены структурные компоненты межличностных отношений (когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий), критерии (знания и представления детей об этических нормах-правила, которых надо придерживаться во время общения в различных ситуациях; эмоциональное отношение детей к общению с другими людьми; умение придерживаться этических норм, выражать адекватное эмоциональное отношение к ним и к самому процессу общения), показатели (знание слов поздравления, прощания, благодарности, извинения, просьбы, обращения и отказа; знание способов применения этических норм в процессе общения; характер отношения к самому акту общения; стремление осуществлять общение на основе этических норм; умение применять вербальные и невербальные способы общения в различных жизненных ситуациях умение слушать и слышать собеседника; умение адекватно реагировать на информацию, поступающую от собеседника, на его вербальные и невербальные действия) и уровни сформированности основ культуры общения и уровня межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий).
4. По результатам констатирующего этапа исследования установлено, что в обобщенном виде высокий уровень межличностных отношений выявлен у 10,2% детей старшего дошкольного возраста группы №1 и у 10,3% детей старшего дошкольного возраста группы №2, средний уровень - 48,5% продемонстрировали старшие дошкольники группы №1 и 48,7% - старшие дошкольники группы №2, низкий уровень - 41,1% старшие дошкольники группы №1 и 41,3% - старшие дошкольники группы №2.
...
1. Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2008. № 10. С. 14-17.
2. Антонова Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре. М. : 2015. 130 с.
3. Артемова Б. Т. О характере взаимоотношений среди дошкольников. М. : 2013. 85 с.
4. Белкина В. Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. Том II. С. 291-294.
5. Бодалев А. А. Личность и общение. М. : Международная педагогическая академия, 2012. 328 с.
6. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. М. : Просвещение, 2009. 192 с.
7. Бондаренко А. К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. М. : 2010. 28 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : 2008. 274 с.
9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 45-52.
10. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? // АСТ. 2008. 153с.
11. Гущина Е. А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. М. : БукиВеди, 2013. 238 с.
12. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред . Т.А. Репиной. М. : 2015. 100 с.
13. Емельянова М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки // Ребенок в детском саду. 2009. № 4. С. 29¬
33.
14. Запорожец А. В., Усова А. П. Психология и педагогика игры дошкольника. М. : Просвещение, 2017. 80 с.
15. Золотнякова А. С. Личность в структуре педагогического общения: Пособие по спецкурсу. Ростов на Дону: РГПИ, 2019. 80 с.
...
Всего источников 41