Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная зрелость и инфантилизм современной молодежи (на примере Санкт-Петербурга)

Работа №140849

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социальной зрелости и социального инфантилизма. 11
1.1. Теоретико-методологические аспекты социальной зрелости 11
1.2. Теоретико-методологические аспекты социального инфантилизма 17
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Социальная зрелость и социальный инфантилизм как проблематика социологического анализа 24
Выводы по главе 2 33
Глава 3. Эмпирическое исследование факторов социализации, влияющих на развитие и закрепление социального инфантилизма у студенческой молодежи Санкт-Петербурга 35
3.1 Концептуализация замысла исследования: обоснование методики и выборки 35
3.1.1 Анкетный опрос как количественный метод исследования 35
3.1.2. Контент-анализ как качественный метод исследования 36
3.1.2.1. Ролевая теория личности Т. Парсонса 36
3.1.2.2. Теория социализации Дж. Мида 36
3.1.3. Обоснование выборки 37
3.2. Ход эмпирического исследования и его основные результаты 38
3.2.1. Общие сведения о респондентах 38
3.2.2. Формирование социального инфантилизма в условиях первичной социализации 39
3.2.3. Гендерные аспекты социального инфантилизма 43
3.2.4. Закрепление социального инфантилизма в рамках вторичной социализации 47
Выводы по главе 3 48
Заключение 49
Источники и литература 53
Приложения


Так называемая, “вечная молодость” стала нормой для российского общества. Взросление больше не модно, его боятся и стараются максимально отсрочить. Молодежь является важной социальной группой, которая должна быть участником в принятии политических, социальных и экономических решений. Изучения данного феномена важно и актуально, поскольку пассивность молодых людей ведет к институциональным проблемам в социуме.
Впервые о проблеме детей-бумерангов заговорили в США, когда доля молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет, живущих с родителями, выросла с 27,6% в 2007 г. до 31% в 2013 г. Не менее остро эта проблема стоит в Европе: с родителями живут 67% испанцев и 60,7% итальянцев от 18 до 29 лет. В Японии 70% одиноких работающих женщин в возрасте 30–35 лет, а в России 18% мужчин и 14% женщин в возрасте от 25 до 29 лет до сих пор проживают со своими родителями.
Часть молодых людей не стремится взрослеть и быть полноценными членами общества. Социальный инфантилизм трансформируется из отклонения от нормы в норму. Под понятием “социальный инфантилизм” подразумевается разница между социокультурным и биологическим взрослением индивида. Это значит, что потребности, поведение и эмоциональные проявления человека не соответствует его биологическому возрасту.
Социальный инфантилизация совпадает с коллективным социокультурным регрессом. Признаки инфантильного поведения молодежи достаточно широко представлены в современной рекламе: “мультяшность”, стремление к подражанию, пассивность волевых установок, эгоцентризм. Исследования, направленные на анализ игр и книг выявили тенденции инфантилизации товаров. Большая часть из них обещает открыть человеку другую реальность, уйти от быта и погрузиться в мир фантазий. По схожему принципу действует реклама фильмов и сериалов. Рекламные ролики воздействуют на сознания людей, апеллируя к инфантильным чертам характера личности.
Работодатели отмечают проявления инфантилизма у соискателей в возрасте от 18 до 30 лет. К основным относится желание молодых людей уделять как можно меньше времени рабочему процессу, одновременно с этим зарабатывая как можно больше денег, ожидание установления рабочего графика в соответствии с пожеланиями работника, а не работодателя и пр.
Формирование социально зрелой личности происходит в контексте первичной и вторичной социализации. Образ морально взрослого и ответственного человека конструируется в том случае, когда все механизмы социализации работают правильно. В случае отклонения от нормального функционирования этого процесса, начинает развиваться социальный инфантилизм, причиной которого является некоторое количество факторов, рассмотренных в данной работе.
Проблема исследования ВКР заключается в социологическом анализе формирования социального инфантилизма современной молодежи в связи с нарушениями механизмов первичной и вторичной социализации.
В процессе первичной и вторичной социализации на человека влияет множество агентов и институтов, таких как семья, друзья, коллектив, СМИ и т.д. Нарушение механизмов социализации на одном из уровней, провоцирует развитие социальной инфантильности у человека. Она может проявляться в пассивности волевых установок, отсутствии морально-ценностных ориентиров, социальной беспомощности, неспособности принимать решения и нести за них ответственность.
Проблематика социального инфантилизма и социальной зрелости анализируется в современной гуманитарной науке:
Каменева Е. Г. называет основными индикаторами, показывающими социальную зрелость человека толерантность, социальную активность, креативность, рефлексию и ориентацию на социально-значимые ценности.
Сафин В. Ф. и Пиков Г. П. в качестве элементов социальной зрелости выделяют следующие пункты: готовность человека к службе в армии, учебе, с целью приобрести профессиональные качества, к труду, готовность и желание обзавестись семьей и воспитывать детей.
Жесткова Н. А., рассматривая социальную зрелость и социальный инфантилизм, пришла к выводу о том, что последний является следствием недостаточной вовлеченности человека в общество.
Основными чертами социально зрелого человека социологи считают готовность и желание иметь собственную семью, социальную активность, рефлексию и ориентацию на социально-значимые ценности. Следует подчеркнуть, что еще одной неотъемлемой чертой социально зрелой личности является осознание и принятие социальной ответственности. Соответственно, социально инфантильная личность будет лишена такого качества.
Цель работы: выявление причин и факторов формирования социального инфантилизма современной российской молодёжи.
Объект: студенческая молодежь Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 24 лет.
Предмет: факторы, влияющие на формирование и закрепление инфантилизма молодежи.
Задачи ВКР:
1. Описать теоретико-методологические основания темы выпускной квалификационной работы.
2. Операционализировать понятия.
3. Обозначить объект, предмет, цель, гипотезы, проблему исследования.
4. Провести вторичный социологический анализ научных работ по теме.
5. Провести авторское эмпирическое социологическое исследование.
6. Проанализировать полученные данные с помощью SPSS Statistic и соотнести их с теоретическими выводами.
7. Сформулировать выводы и рекомендации.
Операционализация понятий:
Студенческая молодежь - специфическая, социально-профессиональная группа людей в возрасте от 18 до 24 лет, получающая образование в высших учебных заведениях.
Социальный инфантилизм - состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением молодежи, свидетельствующее о нарушении механизма социализации и неприятии ею новых обязанностей и обязательств.
Первичная социализация - приобретение общекультурных знаний и освоение начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей.
Вторичная социализация - овладение специальными навыками и знаниями и приобщение к определенной субкультуре. Расширение социальных контактов, диапазона социальных ролей. Включение индивида в систему труда и адаптация к профессиональной структуре.
Ресоциализация - усвоение новых знаний и навыков, ценностей вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.
Гендер - социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.).
Социальная зрелость - определенный уровень личностного развития индивида; результат социализации, в ходе к-рой он интернализует обществ, ценности и образцы поведения и адекватно исполняет роли взрослого члена общества.
Социальная ответственность - этический принцип, заключающийся в том, что для реализации общественного долга в процессе принятия решений необходим учет не только интересов индивидов или организаций, принимающих эти решения, но и интересов, ценностей и целей широких социальных групп и общества в целом.
Эгалитарность - концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными, социальными и гражданскими правами всех членов этого общества
Социальное иждивенчество - феномен, в основе которого лежит существование лиц, находящихся на постоянном материальном или денежном обеспечении со стороны других лиц.
Индивидуализация - Процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития обществ, отношений
Основная гипотеза ВКР: формирование социального инфантилизма происходит при нарушении механизмов первичной социализации.
Вспомогательные гипотезы:
1. В информационном обществе инфантилизм носит стихийный и гендерно-нейтральный характер.

2. В процессе вторичной социализации могут превалировать факторы, закрепляющие социальный инфантилизм и разрушающие социальную ответственность.
Методологическая основа ВКР. Базовая для данной ВКР теория - это теория социализации Дж. Мида. Ученый утверждает, что формирование социально зрелой личности происходит через взаимодействие “я” с “другими”. Основным этапом формирования социально зрелой личности Мид считает первичную социализацию. При нарушении механизмов первичной социализации, агентами которой являются “значимые другие” формируется и развивается социальный инфантилизм.
Также значимой является ролевая теория личности Т. Парсонса. Парсонс определяет социализацию как процесс становления личности, путем усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, которые осуществляются в трех сферах: общение, деятельность, самосознание.
Т.е. общаясь с людьми, реализуя деятельность и понимая, кем мы являемся, мы специализируемся, усваивая и принимая все, что создано – ценности, нормы и т.д., но при этом мы все меньше делаем, что хочется и нравится, поскольку выполняем обязанности своего статуса. Чем больше социализирован индивид, тем меньше в нем «ребенка».
Для выявления отличительных черт социально зрелой и социально инфантильной личности в работе применяется теория идеальных типов М. Вебера. На основании контент-анализа научной литературы были выявлены характеристики двух идеальных типов:
Социально инфантильный тип характеризуется нежеланием человека брать на себя ответственность за принятие решений, полной финансовой зависимостью от семьи, бытовой несамостоятельностью.
Социально зрелый тип - человек, несущий ответственность за самостоятельное принятие решений и их последствия, частично или полностью независимый от родителей материально, самостоятельный в быту.
Методы:
В настоящей работе использованы следующие общенаучные методы: описание объектов и предметов познания, эмпирическое доказательство, эмпирическая интерпретация.
Среди социологических методов были использованы: сравнительный и описательный анализ, метод анкетного опроса.
Структура ВКР: Введение; глава 1 - теоретико-методологическая часть, в которой описывается понятийный аппарат, методологические подходы изучения проблемы; глава 2 – раскрывает содержание темы на основе вторичного социологического анализа научной литературы; глава 3 – содержит материалы авторского пилотажного эмпирического социологического исследования; заключение, содержащее результаты анализа полученных данных и выводы. Список источников и литературы, приложения содержат материалы, раскрывающие источниковую базу ВКР. Приложения содержат таблицы и документы, связанные с исследованием, проведенным в рамках выпускной квалификационной работы. (Приложение 1-28)
Апробация:
Основные положения выпускной квалификационной работы нашли отражение в следующих авторских публикациях и докладах:
1. Иванова В. М. Социальная зрелость и инфантилизм современной молодежи // Гендерные ресурсы современного мира – 2020, Гендерный калейдоскоп - 2020: сборник научных статей. Материалы Третьей ежегодной всероссийской научной видеоконференции с международным участием «Гендерные ресурсы современного мира - 2020» (6 ноября 2020 г.) и Пятой ежегодной Всероссийской научной студенческой видеоконференции с международным участием «Гендерный калейдоскоп - 2020» (4 декабря 2020 г.). – Ростов-наДону: Изд-во Фонд науки и образования, 2020. – 262 с.
2. Иванова В. М. Социальный инфантилизм в контексте современной молодой российской семьи // Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения 12- 14 ноября 2020 года / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. - СПб.: Скифия-принт, 2020. – 603 с.
3. Иванова В. М. Гендерные аспекты социального инфантилизма // Четвертая ежегодная Всероссийская научная видеоконференция с международным участием - Гендерные Ресурсы Современного Мира – 2021. 9 Апреля 2021 года. Ростов-На-Дону - Москва – Волгоград – Санкт-Петербург – Алматы (Казахстан) - Тунха (Колумбия). 2021.
4. Иванова В. М. Феномен социального инфантилизма современной молодежи // Ломоносов - 2021: Материалы всероссийской научной конференции. МГУ, М.: 2021.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате теоретической и эмпирической работы были достигнуты следующие результаты в изучении темы “Социальный инфантилизм и зрелость современной молодежи (на примере г. Санкт-Петербург)”
Результаты теоретической части исследования:
Анализ фундаментальных и актуальных работ по теме дает возможность концептуализировать и систематизировать категории и понятия. В понятиях отражена специфика тематики работы, методология и основные теоретические концепции, которые применяются в данной работе.
В процессе теоретического анализа было обосновано, что теория социализации Дж. Мида и ролевая теория личности Т. Парсонса являются наиболее подходящими теоретическими рамками для настоящей работы. Основой подходов является разделение процесса социализации на три этапа: первичная, вторичная и ресоциализация личности. Каждому из этапов соответствуют свои агенты, являющиеся “значимыми” и “обобщенными другими”.
В соответствие с проведенным теоретическим анализом определения понятия “социальный инфантилизм”, можно заключить, что это явление, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека. Также говорить о том, что “социальная зрелость” - это фиксация важнейших процессов воспитания и обучения личности, психологический фундамент, на который наслаиваются морально-ценностные установки, принятые в обществе.
Структура и содержание понятий “социальный инфантилизм” и “социальная зрелость” рассматриваются с точки зрения нескольких подходов. 1. Как набор черт характера, присущих социально инфантильной или социально зрелой личности. 2. Как набор умений и навыков, которыми обладает или не обладает человек. 3. Как набор навыков и черт характера, присущих социально инфантильной или социально зрелой личности.
Существует несколько видов социальной зрелости и социального инфантилизма. Характеристика каждого вида определяется в зависимости от того, в какой сфере жизни общества они проявляются: политический, социальный, бытовой, гражданский, экономический и т.д
Социальный инфантилизм может проявляться на двух уровнях: на первом человек не желает нести ответственность за собственную жизнь и здоровье, на втором - становиться полноценным членом общества.
Социально зрелая личность формируется в условиях нормального функционирования процессов первичной и вторичной социализации. При условии нарушения этих процессов, у личности начинает формироваться и развивается социальный инфантилизм.
Среди факторов, влияющих на развитие социального инфантилизма у молодежи, ученые отмечают недостаточную вовлеченность молодых людей в общество, гиперопека со стороны родителей, изменения в системе ценностей, транслируемые СМИ, ориентирующие молодежь на индивидуализацию и эгоцентризм.
Основной причиной развития социального инфантилизма у мужчин считается изменение позиции женщин в обществе. В связи с тем, что женщины с каждым годом все чаще занимают “мужские должности” в “мужских сферах”, мужчины, чувствуя конкуренцию со стороны женщин, примеряют на себя роль “детей”, сознательно обращаясь к материнскому инстинкту женщин.
Эмпирические результаты исследования:
Для данной работы был выбран метод анкетного опроса. Сбор анкет проходил в сети интернет с помощью программы администрирования опросов Google Forms. Проведение анкетного опроса осуществлялось в три этапа. На первом этапе была разработана программа опроса, проведено пилотажное исследование и внесены корректировки, согласно выявленным неточностям. На втором этапе было опрошено 158 студентов Санкт-Петербургских ВУЗов в возрасте от 18 до 24 лет. На третьем этапе был проведен анализ полученных результатов в помощью программу SPSS Statistic.
Анализ собранных в ходе исследования данных проводился по четырем основным направлениям согласно целям, задачам и гипотезам настоящего исследования (первичная, вторичная социализация, ресоциализация, гендерные аспекты социального инфантилизма и зрелости респондентов).
Итоги анализа каждого из направлений.
На этапе первичной социализации ребенок подвержен влиянию со стороны родителей (“значимых других”). Паттерны поведения, заложенные в детстве, транслируются на выросших молодых людей, развивая в них социальный инфантилизм.
Согласно анализу, дети, которым доверяли домашние обязанности в детстве, чаще проявляют бытовую самостоятельность в молодом возрасте. Респонденты, не имевшие бытовых обязательств в детском возрасте, чаще прибегают к помощи родителей или других людей для удовлетворения повседневных бытовых потребностей (уборка, приготовление пищи и т.д).
Также наличие домашних обязанностей у респондентов в детстве способствует принятию ответственности по уходу и содержанию домашних животных во взрослом возрасте.
В случае некорректной реакции родителей на проступки и неудачи ребенка, во взрослом возрасте молодой человек стремится к перекладыванию ответственности за свои неудачи на обстоятельства и других людей. Корректное же поведение со стороны взрослых в ситуации неудачи, приводит к зрелой реакции молодого человека на трудности.
Влияние самостоятельного выбора хобби в детстве никак не влияет на самостоятельный (несамостоятельный) выбор направления обучения респондентов.
Исследование показало, что инфантилизм молодежи проявляется в разных сферах в зависимости от пола. Согласно анализу, женщины инфантильнее мужчин в экономическом плане (большая часть полностью или частично зависит от родителей материально, при наличии личного заработка). Однако, мужчины более зрелые в социальном плане. Это показывает анализ того, как респонденты принимают важные решения. Мужчины чаще собирают мнения “других”, анализируют их и на основании полученной информации принимают решения.



1. Александрова Г.Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки . 2007. №1. С.34-45.
2. Бакулина А.С. Социальный инфантилизм: общественно-нравственный аспект // Человеческий капитал. 2014. № 3 (63). С. 24-29.
3. Бенедик И.В. Психология аномального ребенка. Севастополь / И. В. Бенедик ; Севастопол. гор. гуманитар. ун-т. – Севастополь: Рибэст, –2008. – С. 284.
4. Большой энциклопедический словарь // Gufo.me. [Электронный ресурс] https://gufo.me/ (Дата обращения 15.04.2020).
5. Гозман Л., Кроз М., Латинская М. Самоактуализационный тест : монография. М., 1995. 103 с.
6. Гутова С.Г. Личность и динамика культурных преобразований / Актуальные проблемы региональной культуры: Материалы Всероссийской заочной научной конференции. – Нижневартовск, 2012.
7. Гутова С.Г. Социальный инфантилизм и социальная зрелость молодежи / Журнал Be Smart. – 2015. – Vol. 2. – С. 146–150.
8. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. - 2013. - № 2. - С. 169-176.
9. Ефимова Г.З. «Социальная скорость» как ключевая характеристика актора инновационной экономики // Образование и наука. - 2011. - № 4-83. - С. 78-90.
10. Ефимова Г.З. Академическое мошенничество как социальная проблема: анализ основных проявлений // В мире научных открытий. - 2013. - № 1-3. - С. 306-322.
11. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013. - № 2 (14). - С. 128-136.
12. Жирина М.В. Социальный инфантилизм: стратегия жизни в информационном обществе // XI Ковалевские чтения : материалы всероссийской научной конференции. СПб., 2017. C. 746–748.
13. Инфантилизм социальный. Словарь апрактического психолога (интернет-сайт) [Электронный ресурс] // http://www.psdict.ru/15.php
14. Каменева Е. Г. Социальная зрелость личности // Гуманистические традиции и инновации в педагогике. Научные труда и материалы X Международной научно-практической конференции. — Казань, 2003. — С. 83-85.
15. Королева Э.В., Чернышова А.Л. Молодое поколение России: от личной несостоятельности к завышенным требованиям к социуму на примере приморского края // Казанская наука. – 2013. - №11. – С. 345-347.
16. Коротовских Т.В. К проблеме становления социально-психологической зрелости в подростковом возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 2. С. 176–179.
17. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Сфера, 2001. 464 с.
18. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2003. 144 с.
19. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. Москва: Независимая фирма «Класс», 2001. 480 с.
20. Малый академический словарь // Gufo.me. [Электронный ресурс] https://gufo.me/ (Дата обращения 15.04.2020).
21. Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности: Филос. – этич. очерк / А.А. Милтс – М.: Политиздат, 1990. – 222 с.
22. Мильман А.М. Конкретизация и обобщение общенаучных понятий как условие формирования социальной зрелости старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук /А.М. Мильман; Витебский гос. ун-т им. П.М. Мешерова. - Витебск, 2008. - 224 с.
23. Никонова И.А. Определение понятия "самодостаточность личности" // Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15, №3. - С. 767-770.
24. Новоселова Е.Н. Традиционная семья в большом городе: социальный атавизм и необходимая ценность // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2014. № 4. С. 166–188.
25. Педагогический терминологический словарь // Gufo.me. [Электронный ресурс] https://gufo.me/ (Дата обращения 15.04.2020).
26. Предвечный Г.П., Шерковин Ю.А. (ред.) Социальная психология. Краткий очерк. М., 1975.
27. Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодежь: десять главных проблем. М., 2007. 87 с.
28. Сидорова А.М. Проблема мировоззренческого инфантилизма современного молодого человека // В мире научных открытий, 2010, №4 (10), Часть 18 С.101-102.
29. Солдатченко А.Л. Характеристика социальной зрелости личности с позиций интерактивного подхода // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки . 2012. №14 (273). С.80-85.
30. Социологический словарь // Gufo.me. [Электронный ресурс] https://gufo.me/ (Дата обращения 15.04.2020).
31. Толковый словарь Ожегова // Gufo.me. [Электронный ресурс] https://gufo.me/ (Дата обращения 15.04.2020).
32. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее, М., «КлассикаXXI», 2005. – 421 с.
33. Фрейджер Р., Фэйдимен Дж. Теории личности и личностный рост. 6-е международное изд. М., 2004. 578 с.
34. Фромм Э. Бегство от свободы. М прогресс, 1990.Бегство от свободы Фромм Эрих – М.: Прогресс. 1990. – 272с.
35. Шафранов-Куцев Г.Ф. Профессиональное образование в условиях информационного взрыва // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. - С. 6-13.
36. Шевченко А.Н. Педагогические технологии преодоления социально профессионального инфантилизма учащихся колледжа. Автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Ин-т соц.-пед. проблем сельской школы РАО. – Москва, 2005.
37. Эрнер Г. Жертвы моды? Как создают моду, почему ей следуют. Эссе/ Пер. с фр. Н.Кисловой. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2008.
38. Якобсон П. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / П. М. Якобсон // Психологический журнал. – 1981. – № 4 – с. 141–149


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ