Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Традиции народной жизни в произведениях В.Г. Распутина
1970-1990-х годов
1.1. Традиционный крестьянский уклад как основа творчества
В.Г. Распутина....…………………………….…………………………………11
1.2. Идея «дома» и «антидома» в аксиологическом пространстве
произведений В.Г. Распутина 1970-х – 1980-х годов («Последний срок»,
«Прощание с Матёрой», «Пожар»)………………………………..…………23
1.3. Образ дома в прозе В.Г. Распутина 1990-х годов как отражение
сознания человека переломной эпохи («В ту же землю», «Изба»)……… .31
Глава II. Народный идеал праведника в образной системе
произведений В.Г. Распутина
2.1. Женские образы как отражение народного идеала праведника в
произведениях В.Г. Распутина………………………………………….….…35
2.2. «Правда жизни» в осмыслении среднего и младшего поколений
повести «Прощание с Матёрой»…………….………………………………..45
Глава III.Мифопоэтические образы-символы в прозе В.Г. Распутина
как отражение традиционных представлений русского народа
3.1. Образ земли в системе мифопоэтических символов………….…..60
3.2.Символическое значение воды и огня как отражение миропонимания
русского народа ………………………………………………………………..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..……………………….64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...……68
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….75
Прозаик В.Г. Распутин – одна из центральных фигур литературного
процесса второй половины ХХ – начала XXI века. Он является признанным
мастером словесной изобразительности, который напоминает читателям «о
всечеловечности русского слова, о его генетических основах. Он вошел в
литературу с прирождённым чувством сопричастности людям и миру как
автор глубоко трагичных и одновременно светлых рассказов и повестей. В «его художественном здании многое, – пишет А.А. Дырдин, – если не
все, определено многовековыми духовно-культурными накоплениями».
Характеризуя вклад В.Г. Распутина в историю отечественной
литературы, общественной мысли, исследователь В.А. Семёнова выделяет
четыре важнейшие стороны его деятельности: «Распутин – прозаикхудожник огромного дарования; Распутин-публицист – здесь я имею в виду
не одну, а, по меньшей мере, три плодотворные ветви: художественнокраеведческие очерки о Сибири, очерки религиозно-исторические и статьи,
беседы, интервью о наболевшем, сегодняшнем. Сюда можно прибавить и
Распутина – литературного критика, поскольку его предисловия к книгам
писателей-современников содержат оценки творчества и размышления о
литературе. Распутин – общественный деятель, это опора патриотических
сил России, России не делимой на советскую и постперестроечную. На своей
малой родине Валентин Распутин – личность неоспоримо влиятельная для её
культурной и духовной жизни».
Автор научных работ по истории русской литературы XX века В.Д.
Серафимова в статье, написанной в связи с награждением В.Г. Распутина в
2000 году литературной премией Александра Солженицына «за
пронзительность выражения поэзии и трагедии русской жизни в сращенности
с русской природой и речью», сказала: «В отражении народного видения
мира писатель большое значение придаёт языку. По Распутину, «язык –
кровь литературы»; и «самая большая беда литературы – безъязыкость, худосочность, стёртость». Действительно, в интервью «Литературной
газете» писатель подчёркивал: «И какой бы патриотической и
нравственной не прикидывалась книга, без глубинного русского языка ни
тем, ни другим ей не быть. Патриотизм писателя, прежде всего, во владении
родным словом, в способности стать волшебником, когда берешься за перо».
С момента выхода в 1960-е годы первых произведений В.Г. Распутина
его художественное мастерство стало объектом внимания и читателей, и
критиков, а в литературоведении появилось целое направление –
распутиноведение. Сегодня оно насчитывает значительное число работ,
среди которых диссертации, монографии, учебные пособия, статьи,
посвященные различным аспектам творчества прозаика, художника слова,
публициста и философа.
В одной из первых монографий о В.Г. Распутине, принадлежащей Н.Н.
Котенко, «Валентин Распутин. Очерк творчества» (1972) подчеркивается
«философский характер прозы» писателя, «тяга к критическому взгляду на
современность».
В контексте современного писателю литературного процесса
рассматривает творчество В.Г. Распутина Н.С. Тендитник в работе
«Валентин Распутин: очерк жизни и творчества» (1987). Исследователь
соотносит его художественные искания с достижениями представителей той
прозы, которую долгое время условно именовали «деревенской».
Наблюдения над содержательной стороной произведений В.Г. Распутина
сопровождаются анализом особенностей его повествовательной манеры. Автор изучает специфику конфликтов в прозе писателя, отмечает
фольклорные истоки неповторимого распутинского повествования.
Важное место среди исследований, посвященных произведениям В.Г.
Распутина, принадлежит книгам и статьям известного литературоведа С.Г.
Семеновой, в которых прослеживаются истоки формирования писателя, его
жизненный и творческий путь, внимательно рассматривается уникальный
художественный мир, а произведения именуются «идейным гребнем и
итогом целого направления нашей литературы 1960-1970-х годов». В
монографии «Валентин Распутин» (1987) С.Г. Семенова анализирует
рассказы первых сборников «Я забыл спросить у Лешки» (1961) и «Край
возле самого неба» (1966) в контексте творчества прозаика, обнаруживая в
них повествовательные интонации, которые станут определяющими в
творчестве В.Г. Распутина.
В труде И.А. Панкеева «Валентин Распутин» (1990) дается обзор
произведений (от ранних рассказов до повести «Пожар», выступлений
писателя в периодике), уделяется внимание проблематике творчества,
образной системе произведений.
Исследователь В.А. Недзвецкий в работе начала нового века «Сохрани в
сердце своём» (Валентин Распутин)» (2002), характеризуя почвенническую
концепцию В.Г. Распутина, раскрывает её на примере связи с народнопоэтическими образами, перешедшими в литературу и приобретающими
здесь дополнительные смысловые оттенки.
В работе «Метафизика русской литературы» (2004) С.Г. Семенова
подчеркивает равнозначность представителей «деревенской прозы»
«новокрестьянским поэтам», указывая, что эти два стилевых потока «внесли
в советскую литературу свежую, заповедно-глубинную струю воздуха,
напоенного ароматами русской природы, мудростью исконного народнокрестьянского мироощущения. Выявляя особенности творческой
индивидуальности В.Г. Распутина, литературовед именует его «художником саморефлектирующего плана, постоянно отдающим себе отчет в собственной
творческой лаборатории, в своих задачах и форме их воплощения».
Современное распутиноведение выходит на новый этап осмысления
творчества писателя: изучение его произведений в русле традиций
герменевтики уступает место исследованиям, ориентированным на изучение
поэтики православных основ творчества, работам, в основе которых
сравнительно-типологические параллели с предшествующей и современной
писателю литературой.
«Духовность является основой нравственной позиции автора и ценностным
ориентиром его любимых героев», – указывает О.А. Барышева.
Анализ исследовательских работ о творчестве В.Г. Распутина даёт
основание говорить об актуальности для современного распутиноведения
проблемы соотнесения его произведений с литературной традицией.
Известно, что как в годы оформления художественного метода и стиля, так и
на протяжении всего творческого пути чрезвычайно важными для В.Г.
Распутина были традиции русской классической литературы (А.С. Пушкин,
Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин). Так, Н.С. Тендитник указывает на данный
факт как на черту, сближающую устремления В.Г. Распутина с творческими
поисками В.И. Белова, Е.И. Носова, В.М. Шукшина и других писателейтрадиционалистов. Так, в 2016 году выходит коллективная монография
«Русский традиционализм: история, идеология, поэтика, литературная
рефлексия» под редакцией Н.В. Ковтун, объединившая материалы о
творчестве В.Г. Распутина, к произведениям которого приковано внимание
исследователей как в России так и за рубежомЯновского и других. В монографии творчество В.Г. Распутина
рассматривается в контексте русского традиционализма как явление, которое
«соединилось в своём временном и вечном призвании».
Изучая особенности религиозного восприятия действительности,
отраженной в произведениях В.Г. Распутина 1980-1990-х годов, И.В. Попова
указывает, что распутинская концепция бытия «включает в себя социальный
и онтологический аспекты осмысления мира и человека, отражает авторское
религиозное мировосприятие. В изображении художника скрываются истоки
духовного кризиса современного человека, которые проявляются в его
«обезбоженности». В произведениях 1990-х годов находит отражение идея
православной веры как главного способа и пути духовного возрождения
русского народа. Залог полноценного существования нации, по В.Г.
Распутину, – в возвращении к «старым» идеалам Святой Руси».
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что внимание В.Г.
Распутина, как и близких ему писателей (Ф.А. Абрамова, В.П. Астафьева,
В.И. Белова, В.Н. Крупина), приковано к душе человеческой. Кроме того,
писателей сближает общая направленность творчества – художественное
осмысление жизни России, к которой они, как и предшествующие им
писатели-классики, испытывают поистине сыновнюю любовь, так как
именно с Россией, её укладом, её судьбой у писателей данной литературной
школы прочно ассоциируются традиции народной жизни.
Исследователями замечено, что В.Г. Распутину свойственны
поразительная наблюдательность, внимание к деталям, благодаря чему в его
произведениях запечатлена любовь к родине и родной природе, запечатлены
психологические движения душевных чувств; его произведения наполнены
звуками, запахами, красками. По свидетельству современников, писатель
обладал обострённым мироощущением, повышенной способностью
понимать природу и человека. В.Я. Курбатов писал: «И вот люди бегут к
нему, чтобы коснуться этой своей внутренней позабытой чистоты, лучшей части своего сердца, вернуть на мгновение своё лучшее. И благодарны ему за
то, он не предал этой чистоты».
Особенно актуален вопрос изучения традиций народной жизни в
творчестве В.Г. Распутина в условиях возросшего в последние годы
стремления жителей России к самоидентификации, порожденного вызовами
времени. Более того, после ухода В.Г. Распутина из жизни в 2015 году
появляется необходимость осмысления его творчества как феномена
завершённого, сформированного на почве национальной народной культуры.
Вместе с тем, изучение традиций народной жизни в творчестве В.Г.
Распутина немыслимо без учёта православных основ крестьянского
общежития, сформировавших духовный опыт писателя. Важно подчеркнуть,
что ориентация В.Г. Распутина на православную традицию связана не с
формальной конфессиональной принадлежностью, а с его внутренним
мироощущением.
О.А. Барышева справедливо указывает: «Говоря о связи реалистической
литературы с фольклором и Священным Писанием, важно отметить, что она
проявляется, прежде всего, на генетическом уровне. Писатель является
наследником культуры своего народа, впитавшим дух народа, и потому
наследие это, сам взгляд на мир не могут не найти отражения в поэтике его
произведений <…> Именно этой особенности русской литературы верен В.Г.
Распутин. Он не прибегает специально к опоре на фольклорные источники и
Священное Писание, они живут в нём органично, как в наследнике
народного миропонимания. Он не воспроизводит богослужебные тексты, не
создаёт стилизации под них, но в то же время глубоко передаёт
миросозерцание народа, органически усвоившего сам дух Священного
Писания».
Известно, что и сам В.Г. Распутин недвусмысленно подчёркивал
неразрывную связь русской литературы и православной традиции, в лоне
которой она сформировалась. В слове, произнесённом в 2002 году в юбилейные дни Ф.М. Достоевского, он отмечал: «Две силы – родная вера и
родная литература – духовно сложили русского человека, дали ему масштаб
и открыли его».
Цель дипломной работы – рассмотреть особенности художественного
преломления традиций народной жизни в творчестве В.Г. Распутина.
Объект дипломной работы – повести В.Г. Распутина «Последний
срок», «Прощание с Матёрой», «Пожар», рассказы «Изба», «В ту же
землю…».
Предмет дипломной работы – традиции народной жизни в прозе В.Г.
Распутина 1970 – 1990-х годов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в
дипломной работе поставлены следующие задачи:
1) осмыслить место В.Г. Распутина в литературном процессе последней
трети XX века;
2) выявить связь творчества В.Г. Распутина с традициями народной
жизни;
3) рассмотреть особенности преломления народных традиций в поэтике
повестей и рассказов 1970 – 1990-х годов;
4) подготовить конспект урока для 11 класса с учётом результатов
проведённой работы.
Осуществление поставленных целей и задач потребовало обращения к
сравнительно-историческому, структурно-генетическому, типологическому
методам исследования. Материалы дипломной работы прошли апробацию 21 апреля 2017 года
на Международном молодёжном научном форуме «Белгородский диалог –
2017».
Структура дипломной работы. Дипломное сочинение состоит из
введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы,
насчитывающего 86 наименований, приложения.
Творчество В.Г. Распутина, «писателя философского склада» (Ю.И.
Селезнёв)- классика русской литературы XX столетия. Характеризуя
его прозу, исследователи утверждают, что он обратился в своих
произведениях к глобальным нравственно-философским проблемам,
осмысление которых происходит сквозь призму традиций народной жизни.
Созданные им произведения представляют собой сложное переплетение
сквозных мотивов всей русской литературы: жизни и смерти, дома и дороги,
исторической памяти. Они выражают мучительные раздумья писателя о
духовном кризисе, в котором оказался современник и весь мир в целом.
Осмысление места В.Г. Распутина в литературе последней трети XX
века, особенностей его художественного метода даёт основание вслед за
современными исследователями относить его к писателям –
традиционалистам, сохраняющим и развивающим в своём творчестве
традиции народной жизни (В.М. Шукшин, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Н.
Крупин и другие). Вместе с тем важно учитывать, что В.Г. Распутин
выступает продолжателем традиций русской классической литературы в
плане художественного освоения действительности, опирается на творческий
опыт Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого и других писателей.
Художественное осмысление традиций народной жизни получает
преломление во многих произведениях В.Г. Распутина и является
подтверждением исконной связи писателя с народом и землёй, о которой
прозаик говорил так: «Истина, по-моему в том, что человек вечен на своей
земле». Традиционный крестьянский уклад, ставший основой
художественной образности В.Г. Распутина, раскрывается через изображение
быта, сцен чаепития, совместного труда, отношения к родной земле.
Идея противопоставления «дома» как пространства, сохраняющего связь
с народными традициями, с духовным опытом отцов и дедов, и «антидома» как пространства бездуховного, в котором пребывают герои произведений,
является центральной как в прозе В.Г. Распутина 1970 – 1980-х годов, так и в
произведениях последних десятилетий XX века.
Прозаик В.Г. Распутин достиг необыкновенных высот в художественном
осмыслении действительности последней трети XX века и рубежа XX-XXI
веков. Он по праву признан выдающимся мастером художественного слова.
«Талант породы сибирской» (А. Дырдин), «нравственник» (А.И.
Солженицын), «народный писатель» (В. Курбатов, А. Румянцев, С.Г.
Семенова), «художник и философ» – так отзываются о нем
современники. В своих произведениях прозаик обратился к глобальным
нравственно-философским проблемам времени.
В поле внимания исследователей творчества В.Г. Распутина попадают
вопросы, связанные с темами, актуальными для каждого поколения: совесть,
нравственное отношение к жизни, историческая память, любовь к родной
земле. По словам В.Д. Серафимовой, «В.Г. Распутин воспринимается
современниками как писатель, умеющий художественно убедительно,
психологически достоверно решать «вечные» вопросы человеческого бытия,
ставить проблемы общенационального, остросоциального и
общечеловеческого значения».
В повестях В.Г. Распутина бытие и быт, ценностное и ценное, вечное и
повседневное слиты настолько, что в одних случаях мотивы жизни и смерти,
дома, пути, памяти, прощания высвечивают богатство душевного мира
человека, помогают писателю создать образы людей, привлекающих своей
цельностью и глубиной, а в других случаях эти же мотивы обнажают
«мёртвые» души современников, позабывших о родовой памяти, традициях,
утративших связь с домом, с родной землёй, с предками.
При этом в произведениях В.Г. Распутина сквозной становится мысль о
том, что в современном мире распалась «связь времён», нарушилась
преемственность вековых духовных традиций, а человеческое существование утратило свою целостность, естественность и органичность. Цельная
личность, по убеждению писателя, ощущавшая своё единство с домом и
родом, уступила место человеку с надтреснутым внутренним миром,
характерная особенность которого – бездуховность.
Как отмечали многие исследователи и критики, пафосом всего
творчества В.Г. Распутина выступает утверждение «вечных» истин и
ценностей как необходимой основы человеческого существования.
«Консервативные» образы – Матери, Земли, Дома – у В.Г. Распутина не
противостоят «прогрессивным» образам движения, дороги, пути, но скорее
сопряжены с ними в органическое единство. Дому, матери противостоит не
путь, не осознанное движение, а беспутье и сознание беспутности», –
справедливо замечает Ю.И. Селезнев.
В целом, результаты изучения интересующего вопроса позволяют
утверждать, что художественная картина мира в произведениях В.Г.
Распутина 1970-х – 1990-х годов отражает авторскую концепцию бытия,
опорой для писателя выступает автобиографический материал. В
рассмотренных произведениях В.Г. Распутин исследует действительность в
социальном плане, выходит на бытийный уровень освоения реальности;
здесь воплощаются мысли о духовном кризисе в обществе, о современнике,
утратившем душевную целостность. Значительное место в художественном
мире распутинских произведений занимает оппозиция «традиция/память –
беспамятство», которая связана с одиночеством человека, с его
оторванностью от родных «корней». Семантика традиций народной жизни
раскрывается через символику произведений и высвечивает нравственное
состояние отдельного человека и общества в целом. Образ «малой» родины в
творчестве писателя эволюционирует к теме родины «большой» и дает
основание говорить о том, что художественное осмысление жизни родной
страны – это попытка постичь пути ее развития.
1. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984. - 233 с.
2. Астафьев В.П. Вглядываясь вглубь // Роман-газета. - №7. - 1978. - С. 2-3.
3. Барышева О.А. Мотивы агиографической литературы в рассказе В.Г. Распутина «Изба» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2008. - №3. - С.
209-113.
4. Барышева О.А. Народно-поэтические мотивы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» // Литература в школе. - 2007. - №4. - С. 2-5.
5. Барышева О.А. Христианские и народно-поэтические мотивы в художественном мире прозы В.Г. Распутина: Кострома, 2010. - 217 с.
6. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. - 177 с.
7. Библия. Книги Священного Писания Нового и Ветхого Завета. - М.: Изд. Московской патриархии, 1992.
8. Бондаренко В. «Господи, поверь в нас.» // Континент. - 1992. - №70. - С. 245-259.
9. Быков Д. Слёзный дар. Поздний Распутин // Литературная газета. - 1998. - 23 сентября. - С. 12-17.
10. Виноградов И.С. Чужая беда // Новый мир. - 1968. - №7. - С. 246-250.
11. Власов С.В. Публицистика Распутина: продолжение славянофильской журналистской традиции // Политическая лингвистика. - 2012. - №3(41) - С. 138-142.
12. Волков И.Ф. Теория литературы: учеб. пособ. - М.: Просвещение; Владос, 1995. - 256 с.
13. Галимова Е. Архетипический образ реки в художественном мире В. Рас-путина // Время и творчество В. Распутина. - Иркутск. - 2012. - С. 98-109.
14. Георгиевский А.С. Русская проза малых форм последней трети XX века: духовный поиск, поэтика, творческие индивидуальности: учеб. пособ. - М.: Издат. центр «Альфа». МГОПУ. - 1999. - С. 15-17
15. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: ЭКСМО. - 2007.
16. Дворяшин Ю.А. Валентин Распутин - Михаил Шолохов: преемственность миссии // Творчество В.Г. Распутина в контексте отечественной литературы: сб. науч. статей и материалов /- Сургут: РИО СурГПУ, 2008. - 143 с.
17. Дедков И. Жизнь и смерть старухи Анны // Дружба народов. - 1971. - №9.
- С. 269-272.
18. Дырдин А.А. В. Распутин: национально-художественный стиль мышления // Литература в школе - 2007. - №11. - С. 12-15.
19. Дырдин А.А. Живая связь // Дон. - 1979. - №3. - С. 155-164.
20. Ершов В.П. Доска для иконы // Своё и чужое в культуре народов европейского Севера: материалы III Международной научной конференции.
- Петрозаводск. - 2001.
21. Есенин С.А. Рассказы. Очерки. Статьи. - М: «Директ-Медиа». - 2014.
22. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. - Т. 5. М.: - 1995.
23. Залыгин С. Народность писателя // Распутин В.Г. Повести. - Новосибирск: Новосиб. изд-во, 1988. - С. 3-10.
24. Золотуский И.П. В свете пожара. - М.: - 1989.
25. Иванова Н.Н. Точка зрения: о прозе последних лет. - М.: Сов. писатель, 1988. - 424 с.
26. Иустин (Попович), архимандрит. Православная Церковь и экуменизм. М: - 1993.
27. Каминский П.П. «Дух отечества» в публицистике В. Распутина («Поле Куликово») // Вызовы времени и православные традиции: материалы XV Духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - Томск: Изд-во ТомЦНТИ, 2005. - С. 50-54.
28. Каминский П.П. Публицистика В.Г. Распутина: мировоззрение и проблематика: автореф. - Томск, 2006. - 21 с.
29. Ковбасенко Ю.И., Полино Л.В. Апокалипсис, сотворённый людьми // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1991. - №5. - С. 20-25.
30. Котенко Н.Н. Путь к человеку: заметки в прозе о В. Распутина // Наш современник. - 1972. - №1. - С. 113-117.
31. Курбатов В.Я. Долги наши: Валентин Распутин - чтение сквозь годы // Дружба народов. - 2007. - №2. - С 186-200.
32. Курбатов В.Я. Предчувствие // Наш современник. - №1. - 1992. - С. 186-191.
33. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. - СПб.: Изд. - «Паритет», 2004. - 448 с.
34. Лапченко А.Ф. Человек и память в повестях В.Г. Распутина // Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов (В. Распутин, В. Астафьев, С. Залыгин). - Ленинград.: Изд-во Ленингр. ун-та. - 1985. - С. 14¬45.
35. Лебедев Лев, протоиерей. Великороссия: жизненный путь. - СПб, 1999. -
648 с.
36. Лебедева С.Н. Мировоззренческие истоки творчества В.Г. Распутина // Русская словесность. - 2001. - №4. - С. 33-44.
37. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950¬1990-е годы: учеб. пособ.: в 2 т. - Т. 2: 1968-1990. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 688 с.
38. Леонтьев К.Н. Что такое процесс развития? // Византизм и славянство. - М.: - 1976.
39. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. - М.: Интелвак, 2001. - 1600 стб.
40. Макаров А.П. Литературно-критические работы: в 2 т. - М., 1982.
41. Недзвецкий В.А. Перечитывая классику. Русская деревенская проза.: - учеб. пособ. - М.: - 2002 . - 143 с.
42. Овчаренко А.И. Верность своей проблеме // Вопросы литературы. - №2. -
1977. - С. 63-71.
43. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Предание // Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
44. Оскоцкий В.Д. Не слишком ли долгое это прощание? // Вопросы литературы. - №2. - 1977. - С. 34-48.
45. Панкеев И.А. Валентин Распутин. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.
46. Переверзенцев С.В. Россия. Великая судьба. - М.: Белый город. - 2009. - 704 с.
47. Платонов О.А. Русский образ жизни. - М.: Институт русской цивилизации, 2007.
48. Плеханова И.И. Рассказы В.Г. Распутина 1980-х годов (нравственно-философский поиск) // Нравственно-философские искания современной советской литературы: межвуз. сб. - Ленинград: Изд-во Ленинградского ун¬та, 1986. - Вып. №3. - С. 132-143.
49. Попова И.В. Национально-поэтический контекст прозы В.Г. Распутина1980-х - 1990-х годов: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Тамбов, 2003. - 20 с.
50. Распутин В.Г. Ближний свет издалека: к 600-летию преставления преподобного Сергия Радонежского // Молодая гвардия. - 1992. - № 9. - С. 3¬14.
51. Распутин В.Г. Быть самим собой // Вопросы литературы. - 1976. - №9. - С. 142-150.
52. Распутин В.Г. Не мог не проститься с Матёрой // Лит. газета. -1977. - 16 марта. - С. 3-5.
53. Распутин В.Г. Повести. - М.: Изд. - «Советская Россия». - 1986. - 384 с.
54. Распутин В.Г. России нужна литература, достойная Пушкина и Достоевского // Уроки литературы. - 2002. - №3. - С. 1-3.
55. Распутин В.Г. Собр. соч.: в 4-х т. - Иркутск: Изд. Сапронов, 2007. - Т. 4. - 440 с.
56. Распутин В.Г. Эти двадцать убийственных лет. - М.: Эксмо, 2012.
57. Распутин В.Г. У нас остаётся Россия: очерки, эссе, статьи, выступления беседы. - М.: - Институт русской цивилизации, 2015. - 1200 с.
58. Русский традиционализм: история, идеология, поэтика, литературная рефлексия. Серия «Универсалии культуры». Вып. VII: монография. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. - 456 с.
59. Рощин М. Служит живому // Новый мир. - 1970. - №10. - С. 253-256.
60. Румянцев А.Г. Вечные письмена // Наш современник. - 2011. - №3. - С. 250-255.
61. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Изд. «Наука», - 1987.
62. Салынский А.Д. Дом и дороги // Вопросы литературы. - 1977. - №2. - С. 3-33.
63. Сапа А.В. Типология женских образов в творчестве Валентина Распутина // Аналитическое исследование. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 132 с.
64. Селезнёв Ю.И. Земля или территория? // Вопросы литературы. - №2. - 1977. - С. 49-62.
65. Семёнова В.А. Читать Распутина, слушать Россию // Наш современник. - 2007. - №3. - С. 218-230.
66. Семёнова М.В. Быт и верования древних славян. - СПб.: Азбука-классика, 2001. - 558 с.
67. Семёнова М.В. Красный угол // Мы - славяне!: популярная энциклопедия. - СПб.: Издат. дом «Азбука-классика», 2006. - 560 с.
68. Семёнова С.Г. Валентин Распутин. - М, 1987.
69. Семёнова С.Г. Талант нравственного учительства (в мире проблем и образов Валентина Распутина) // Семёнова С.Г. Метафизика русской литературы. - М.: Издат. дом «ПоРог», 2004. - Т. 2. - С. 345-375.
70. Серафимова В.Д. Авторская идея в прозе В. Распутина и изобразительно¬выразительные средства языка - 2009. - №1. - Русская словесность. - С. 37¬42.
71. Серафимова В.Д. А. Платонов и философско-эстетические искания русской литературы 2-й половины ХХ века (В. Шукшин, В. Распутин, Л. Бородин): монография. - М.: Прометей, 2006. - 388 с.
72. Серафимова В.Д. Слово в художественном мире Валентина Распутина // Русская речь. - 2002. - №6. - Русская речь. - С. 24-29.
73. Смирнова Н.Н. Концепция праведничества в повести В.Г. Распутина «Последний срок» //- Вестник ТГПУ. - 2010. - Вып. №8. - С. 122-125.
74. Старикова Е. Обратимся к жизни // - Вопросы литературы. - 1977. - №2. - С. 72-81.
75. Стрелкова И.Н. Истина, правда, справедливость. - №6. - Лит. в школе. -
2003. - №6. - С. 20-23.
76. Тальберг Н.Д. Святая Русь. - СПб.: Изд. имени А.С. Суворина, 1992.
77. Тендитник Н.С. Валентин Распутин. Колокола тревоги. Очерк жизни и творчества. - М, 1999.
78. Топоров В.Н. Древо Мировое // Мифы народов мiра: Энциклопедия в 2 т. - М.: Советская энциклопедия. - 1980.
79. Тюпа В.И. Характер литературный. - М.: Теория литературы, Том 1. -
2004. - С. 248.
80. Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. - М.: «Прогресс». - 1987. - Т. 3. - 832 с.
81. Фаустов А.А. Характер // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Изд-во Кулагиной, 2008. - С. 286-287.
82. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, - 1999.
83. Чернова Л.Н. «Несу родину в душе.». - Лит. в школе. - 2008. - №10. - С. 45-48.
84. Чистов К.В. Легенда о Беловодье. - 1967. - Петрозаводск, - 1967. - С. 116¬182.
85. Шатерникова Н.И., Кравченко О.А. Мифология народного быта - КОНСТАНТА, - 2006. Белогод: - 64 с.
Яновский Н.Н. Писатели Сибири. - М, - 1988.