Актуальные проблемы противодействия коррупции в России
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты антикоррупционной политики в Российской Федерации 7
1.1 История антикоррупционной политики в России 7
1.2 Понятие и содержание антикоррупционной политики 16
Глава 2 Правовые и организационные основы реализации антикоррупционной политики в современной России 22
2.1 Правовая характеристика антикоррупционной политики 22
2.2 Особенности антикоррупционной политики 30
Глава 3 Проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации 41
3.1 Уголовная политика в сфере противодействия коррупции 41
3.2 Проблемы противодействия коррупции и пути их решения 50
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 67
Глава 1 Теоретические аспекты антикоррупционной политики в Российской Федерации 7
1.1 История антикоррупционной политики в России 7
1.2 Понятие и содержание антикоррупционной политики 16
Глава 2 Правовые и организационные основы реализации антикоррупционной политики в современной России 22
2.1 Правовая характеристика антикоррупционной политики 22
2.2 Особенности антикоррупционной политики 30
Глава 3 Проблемы противодействия коррупции в Российской Федерации 41
3.1 Уголовная политика в сфере противодействия коррупции 41
3.2 Проблемы противодействия коррупции и пути их решения 50
Заключение 60
Список используемой литературы и используемых источников 67
Актуальность темы. Глобализационные тенденции, наблюдающиеся в российской социально-экономической, политической и культурной действительности, выступают катализатором коррупционной активности в современной России.
Коррумпированность государственных чиновников, которые несут ответственность за принятие политических решений, является основным фактором, способствующим нарушению политической стабильности и упадку демократических принципов. В конечном итоге, данная ситуация приводит к обесцениванию власти и утрате ее легитимности. В России коррупция является признанным препятствием на пути развития общества и национальной безопасности. Факты коррупционных проявлений в органах власти и управления являются распространенными и злободневными в российском обществе.
Коррупция – это крайне опасное социально-правовое явление, посягающее на государственную и общественную безопасность, что нашло отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Взяточничество является одним из проявлений коррупции. Одним из составов преступлений, направленных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, выступает получение взятки (ст. 290 УК РФ). Именно поэтому в рамках данного исследования помимо основных аспектов антикоррупционной политики, мы уделим внимание особенностям противодействия преступлениям, предусмотренным ст. 290 УК РФ.
Следует отметить, что почти 40% коррупционных преступлений в 2023 году было совершено в правоохранительной сфере. За девять месяцев 2023 года в суды направлено 8 тыс. уголовных дел о коррупции. При этом 37% из обвиненных совершили преступление в правоохранительной сфере. Об этом 8 декабря рассказал председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин в интервью ТАСС.
В большинстве случаев судебные дела по коррупционным преступлениям связаны с взяточничеством — 5,3 тыс. дел (67%) и мошенничеством — 1 тыс. дел (13%), отметил Бастрыкин. Что еще раз подтверждает необходимость исследования особенностей противодействия получения взятки [54].
Также 3 ноября генпрокурор Игорь Краснов посетовал, что в России остается проблема с выявлением коррупционных преступлений. По его словам, «лишь пятая их часть ставится на учет в год совершения». Краснов отметил, что по отдельным вопросам «назрела необходимость совершенствования законодательной базы в сфере противодействия коррупции».
В апреле 2023 года замначальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Аслан Юсуфов сообщил, что за 2022 год в России выявили 35 тыс. коррупционных преступлений. Ущерб от них составил 56,5 млрд руб. [55].
Итак, актуальность исследуемой темы состоит в большой значимости усовершенствования правового регулирования и оптимизации (при помощи правовых механизмов) борьбы с коррупцией.
Цель исследования – определить актуальные проблемы противодействия коррупции в России и предложить пути их решения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Провести исторический анализ антикоррупционной политики в России;
Рассмотреть понятие и содержание антикоррупционной политики;
Проанализировать правовую характеристику антикоррупционной политики;
Определить особенности антикоррупционной политики;
Сформулировать особенности уголовной политики в сфере противодействия коррупции;
Выявить проблемы противодействия коррупции и предложить пути их решения.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие по поводу коррупции.
Предмет исследования - правовые нормы, регламентирующие институт противодействия коррупции.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, такие как методы индукции и дедукции, методы анализа и синтеза, системно-структурный метод, исторический, статистический, частно-научные методы: формально-логический и логико-юридический, а также метод сравнительного правоведения.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы борьбы с коррупцией - базовые проблемы нашего государства, которые в разное время рассматривали и анализировали такие ученые, как А.Н. Архипова; А.А. Арямов; З.Л. Аминова; Д. А. Гарбатович; Е. Ю. Давыдовская; А.Р. Жерасова; Ю. В. Калита; А. В. Козлов; А.И. и др. Их работы в существенной мере способствовали более детальному исследованию проблем, напрямую связанных с противодействием коррупционным преступлениям.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, а также федеральное законодательство, затрагивающее вопросы коррупции.
Теоретическая основа исследования – научные труды российских ученых, посвященные исследованию противодействия коррупции.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов и выводов, полученных при написании работы, в совершенствовании законодательства.
Эмпирическая основа исследования – материалы судебной практики по России, данные статистики.
Научная новизна исследования заключается в том, что проведенный на базе действующего законодательства Российской Федерации правовой анализ института противодействия коррупции выполнен с учетом современной практики судебных органов, последних достижений правовой мысли по проблемам противодействия коррупции.
Структура работы состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников.
Коррумпированность государственных чиновников, которые несут ответственность за принятие политических решений, является основным фактором, способствующим нарушению политической стабильности и упадку демократических принципов. В конечном итоге, данная ситуация приводит к обесцениванию власти и утрате ее легитимности. В России коррупция является признанным препятствием на пути развития общества и национальной безопасности. Факты коррупционных проявлений в органах власти и управления являются распространенными и злободневными в российском обществе.
Коррупция – это крайне опасное социально-правовое явление, посягающее на государственную и общественную безопасность, что нашло отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Взяточничество является одним из проявлений коррупции. Одним из составов преступлений, направленных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, выступает получение взятки (ст. 290 УК РФ). Именно поэтому в рамках данного исследования помимо основных аспектов антикоррупционной политики, мы уделим внимание особенностям противодействия преступлениям, предусмотренным ст. 290 УК РФ.
Следует отметить, что почти 40% коррупционных преступлений в 2023 году было совершено в правоохранительной сфере. За девять месяцев 2023 года в суды направлено 8 тыс. уголовных дел о коррупции. При этом 37% из обвиненных совершили преступление в правоохранительной сфере. Об этом 8 декабря рассказал председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин в интервью ТАСС.
В большинстве случаев судебные дела по коррупционным преступлениям связаны с взяточничеством — 5,3 тыс. дел (67%) и мошенничеством — 1 тыс. дел (13%), отметил Бастрыкин. Что еще раз подтверждает необходимость исследования особенностей противодействия получения взятки [54].
Также 3 ноября генпрокурор Игорь Краснов посетовал, что в России остается проблема с выявлением коррупционных преступлений. По его словам, «лишь пятая их часть ставится на учет в год совершения». Краснов отметил, что по отдельным вопросам «назрела необходимость совершенствования законодательной базы в сфере противодействия коррупции».
В апреле 2023 года замначальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Аслан Юсуфов сообщил, что за 2022 год в России выявили 35 тыс. коррупционных преступлений. Ущерб от них составил 56,5 млрд руб. [55].
Итак, актуальность исследуемой темы состоит в большой значимости усовершенствования правового регулирования и оптимизации (при помощи правовых механизмов) борьбы с коррупцией.
Цель исследования – определить актуальные проблемы противодействия коррупции в России и предложить пути их решения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Провести исторический анализ антикоррупционной политики в России;
Рассмотреть понятие и содержание антикоррупционной политики;
Проанализировать правовую характеристику антикоррупционной политики;
Определить особенности антикоррупционной политики;
Сформулировать особенности уголовной политики в сфере противодействия коррупции;
Выявить проблемы противодействия коррупции и предложить пути их решения.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие по поводу коррупции.
Предмет исследования - правовые нормы, регламентирующие институт противодействия коррупции.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, такие как методы индукции и дедукции, методы анализа и синтеза, системно-структурный метод, исторический, статистический, частно-научные методы: формально-логический и логико-юридический, а также метод сравнительного правоведения.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы борьбы с коррупцией - базовые проблемы нашего государства, которые в разное время рассматривали и анализировали такие ученые, как А.Н. Архипова; А.А. Арямов; З.Л. Аминова; Д. А. Гарбатович; Е. Ю. Давыдовская; А.Р. Жерасова; Ю. В. Калита; А. В. Козлов; А.И. и др. Их работы в существенной мере способствовали более детальному исследованию проблем, напрямую связанных с противодействием коррупционным преступлениям.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, а также федеральное законодательство, затрагивающее вопросы коррупции.
Теоретическая основа исследования – научные труды российских ученых, посвященные исследованию противодействия коррупции.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов и выводов, полученных при написании работы, в совершенствовании законодательства.
Эмпирическая основа исследования – материалы судебной практики по России, данные статистики.
Научная новизна исследования заключается в том, что проведенный на базе действующего законодательства Российской Федерации правовой анализ института противодействия коррупции выполнен с учетом современной практики судебных органов, последних достижений правовой мысли по проблемам противодействия коррупции.
Структура работы состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников.
В последние десятилетия коррупция достигла огромных масштабов. Она превратилась из отдельных преступлений в глобальную социально-экономическую проблему, которая наносит непоправимый ущерб экономике страны. Именно поэтому был разработан и принят Национальный план противодействия коррупции, который является одним из основных документов, определяющих стратегию и тактику борьбы с коррупцией в России. Он разрабатывается на основе анализа состояния и динамики коррупционных проявлений, а также учитывает международные обязательства и рекомендации России в сфере противодействия коррупции.
В работе было отмечено, что Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы представляет собой комплексный документ, который определяет стратегические цели, приоритеты и механизмы борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Он состоит из четырех основных разделов, которые охватывают различные аспекты проблемы коррупции:
Повышение эффективности государственного управления и муниципального управления, укрепление правового режима и обеспечение прозрачности деятельности органов власти и управления;
Совершенствование системы противодействия коррупции в сфере экономики, финансов, налогообложения, таможенного регулирования, государственных закупок, оборонного комплекса и других сферах;
Укрепление роли гражданского общества, СМИ, образовательных и научных организаций в формировании неприятия коррупции и развитии антикоррупционной культуры;
Развитие международного сотрудничества в области противодействия коррупции, участие в международных инициативах и организациях, соблюдение международных обязательств России по борьбе с коррупцией.
Для каждого из этих разделов национальный план противодействия коррупции устанавливает конкретные мероприятия, сроки их реализации, ответственных исполнителей и ожидаемые результаты.
Исследуя особенности антикоррупционной политики в Российской Федерации мы пришли к следующим выводам:
1. Государство стремится создать условия, которые могут предотвратить субъектов, совершающих коррупционные деяния, от легализации незаконно полученных доходов и приобретения собственности, за счет использования выгод от коррупционных схем, соблюдая правовые и социальные стандарты. Реализация на практике данной меры общесоциального предупреждения коррупционных преступлений воплощена:
а)в обязательности проверки достоверности и полноты сведений:
б) в запрете иметь счета в иностранных кредитно-финансовых организациях вне пределов юрисдикции Российской Федерации, а также использовать зарубежные финансовые инструменты;
в) в запрете лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и высшие государственные должности в субъектах Российской Федерации, иметь иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве.
2. Некоммерческие организации и общественные объединения играют важную роль по предупреждению коррупции. Необходимо совместное усилие для повышения правовой грамотности граждан и создание действующих моделей поведения, чтобы устранить коррупционную мотивацию.
3. Для эффективной профилактики и предупреждения коррупционных преступлений необходимо активное участие Российского государства и общественных объединений в международном сотрудничестве. Современное положение РФ на международной арене требует взаимодействия с другими государствами по различным направлениям.
4. В целях борьбы с коррупцией и управления общественными отношениями между государственными чиновниками и представителями общества, связанными с подарками от должностных лиц и процессом дарения, применяется общественно-государственное регулирование.
5. В системе мер, направленных на борьбу с коррупцией, особенностью является проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, в том числе и независимую антикоррупционную экспертизу, которая также является важным компонентом противодействия коррупции, так как существует возможность установления негативного влияния положений конкретных нормативно - правовых актов и их проектов на общесоциальные процессы.
6. В последние годы на деятельность чиновников и бизнесменов оказывается все большее внимание. Однако, некоторые из них обладают статусом неприкосновенности, что делает их почти невозможными для привлечения к ответственности. В свете этого, упрощение процедуры для привлечения таких людей к уголовной ответственности является важной мерой предупреждения коррупционной преступности.
Для решения проблемы коррупции, нельзя обойтись без улучшения государственной службы и организации работы управленческого аппарата. Следует избегать повторений и параллелизма при решении разных вопросов и определить ясно функции и полномочия каждого государственного служащего. Чтобы обеспечить правильную и честную работу в государственной службе, необходимо полностью поддерживать исполнение служебных обязанностей и обеспечивать государственных служащих всем необходимым для жизни. Это должно быть приоритетным направлением государственной политики и обеспечиваться через осуществление официальных выплат денежных средств.
Также каждый год в мире наблюдается рост коррупционных преступлений, наносящих сильный ущерб экономике и обществу в целом. Одним из эффективных способов борьбы с этим негативным явлением является ротация кадров. Однако ротация кадров должна проводиться в соответствии с определенными правилами и на основе четко определенных критериев в целях предотвращения произвола и стремления удовлетворить личные интересы.
Еще в работе мы отметили, что в условиях борьбы с коррупцией, обеспечение безопасности тех, кто ее противодействует, является важнейшей задачей государства. Необходимо создание мер, которые гарантируют безопасность данных людей и их семей.
Зачастую встречаются случаи, когда люди, которые выступают против коррупции, становятся жертвами нападок со стороны коррумпированных элементов общества. Это создает не только серьезные трудности для них как для индивидуумов. Чтобы обеспечить безопасность таким людям, государство должно проводить регулярную оценку рисков и создавать систему защиты, которая гарантировала бы их безопасность и защитила бы от возможных угроз. Также необходимо проводить информационную работу, чтобы общественность осознавала важность их деятельности и давала ей поддержку.
Также одним из способов предотвращения коррупции является сокращение числа чиновников в государственных структурах. Многие государства, такие как Япония, Сингапур, Гонконг и Корея, успешно справились с коррупцией благодаря уменьшению числа чиновников. Это позволило сократить бюрократию, улучшить качество общественных услуг и уменьшить возможность для взяточничества. Сокращение числа чиновников может быть достигнуто путем внесения изменений в законы, упрощения процедур и повышения прозрачности в государственных структурах.
Еще в рамках данного исследования мы отметили, что отсутствие развития мер, связанных с борьбой против коррупции в правоохранительной сфере, приводит к негативным последствиям не только в области репрессивных мер, но и в других сферах. При этом необходимо создать и усовершенствовать методы и технологии, чтобы предотвратить возникновение коррупционных преступлений, например:
1. создавать научно-обоснованные подходы к борьбе с коррупцией в правоохранительных и социальных сферах.
2. Необходимо организовать и регулировать данную деятельность законодательно, а также использовать инструменты массовой коммуникации, социальной рекламы, маркетинга и индивидуальной работы, чтобы достичь успеха.
3. Развивать в антикоррупционной теории и практике, направление, связанное с технологиями антикоррупционного программирования и планирования.
4. Разрабатывать практические технологии по вовлечению общественности в борьбу с коррупцией, включая механизмы организации работы, ее формы и методы, способы обеспечения и порядок взаимодействия с государственными органами.
5 Чтобы оценить, насколько эффективными являются антикоррупционные меры, необходимо учитывать не только их негативно - репрессивный характер, но и их профилактический потенциал. Это значит, что эффективность должна быть определена как результат сочетания различных подходов.
Еще в данной работе мы уделили внимание особенностям преступлений, предусмотренным ст. 290 УК РФ. Мы рассмотрели социально-правовые последствия взяточничества, в том числе как их определяет ООН, а именно: угроза для стабильности и безопасности общества, подрыв демократических и этических институтов и ценностей, справедливости и прямое причинение ущерба развитию и правопорядку в государстве, возможная связь между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств, кроме того коррупционные преступления связаны с большими объемами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государств, ставят под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств, транснациональный характер коррупционных преступлений, которые затрагивают общество и экономику всех стран, кроме того повышение недоверия общества к власти, повышение уровня оттока населения на постоянное место жительства заграницу, общий экономический спад уровня жизни населения, усиление стратификации населения (деления на богатых и бедных), увеличение уровня латентной преступности, общую закрытость государственных систем от общества, низкий уровень независимости судебной власти и сращивание ветвей власти в целом и пр.
Также было отмечено, что положения ч. 2 ст. 290 УК РФ относятся и к случаям получения взятки за законные действия, так и за незаконные действия, как это предусмотрено ч. 3 ст. 290 УК РФ. Но при этом ч. 2 ст. 290 УК РФ не содержит указание на определение понятия «получение взятки» применительно к ч. 2 ст. 290 УК РФ, т.е. прямо не указывает, что она относится к случаям получения материальной (имущественной) выгоды за совершение законных (как это определено в ч.1 ст. 290 УК РФ) и незаконных действий (как это определено в ч.3 ст. 290 УК РФ). На наш взгляд, ч. 2 ст. 290 УК РФ для правильного и единообразного правоприменения должна быть сконструирована законодателем как квалифицирующий состав для составов ч.1 и ч. 3 ст. 290 УК РФ.
Еще возникают вопросы при изучении статьи 290 УК РФ в отношении неимущественных услуг. Мы предлагаем решить эту проблему не путем внесения нового квалифицирующего признака в состав преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, а путем добавления квалифицирующего признака в статью 133 УК РФ. А именно, наказание должно быть применено к должностному лицу, которое с использованием своего положения заставляет другого человека совершить сексуальные действия в пользу взяткодателя или тех, кого он представляет.
Также отсутствие упоминания о содержании вымогательства в частях 3 и 5 статьи 290 Уголовного кодекса РФ является следующей проблемой. В примечаниях к этой статье не раскрывается, что именно подразумевается под вымогательством в данном контексте. Разъяснения этого вопроса содержатся в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации № 24 от 09 июля 2013 года. Важно отметить, что данное постановление является только толкованием закона, а не нормативной нормой. Поэтому, целесообразно добавить новый пункт примечания в Уголовный кодекс РФ, который бы ясно определял сущность вымогательства в контексте данной статьи.
Таким образом, для повышения эффективности борьбы с коррупцией необходимо совершенствовать действующее законодательство Российской Федерации.
В работе было отмечено, что Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы представляет собой комплексный документ, который определяет стратегические цели, приоритеты и механизмы борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Он состоит из четырех основных разделов, которые охватывают различные аспекты проблемы коррупции:
Повышение эффективности государственного управления и муниципального управления, укрепление правового режима и обеспечение прозрачности деятельности органов власти и управления;
Совершенствование системы противодействия коррупции в сфере экономики, финансов, налогообложения, таможенного регулирования, государственных закупок, оборонного комплекса и других сферах;
Укрепление роли гражданского общества, СМИ, образовательных и научных организаций в формировании неприятия коррупции и развитии антикоррупционной культуры;
Развитие международного сотрудничества в области противодействия коррупции, участие в международных инициативах и организациях, соблюдение международных обязательств России по борьбе с коррупцией.
Для каждого из этих разделов национальный план противодействия коррупции устанавливает конкретные мероприятия, сроки их реализации, ответственных исполнителей и ожидаемые результаты.
Исследуя особенности антикоррупционной политики в Российской Федерации мы пришли к следующим выводам:
1. Государство стремится создать условия, которые могут предотвратить субъектов, совершающих коррупционные деяния, от легализации незаконно полученных доходов и приобретения собственности, за счет использования выгод от коррупционных схем, соблюдая правовые и социальные стандарты. Реализация на практике данной меры общесоциального предупреждения коррупционных преступлений воплощена:
а)в обязательности проверки достоверности и полноты сведений:
б) в запрете иметь счета в иностранных кредитно-финансовых организациях вне пределов юрисдикции Российской Федерации, а также использовать зарубежные финансовые инструменты;
в) в запрете лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и высшие государственные должности в субъектах Российской Федерации, иметь иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве.
2. Некоммерческие организации и общественные объединения играют важную роль по предупреждению коррупции. Необходимо совместное усилие для повышения правовой грамотности граждан и создание действующих моделей поведения, чтобы устранить коррупционную мотивацию.
3. Для эффективной профилактики и предупреждения коррупционных преступлений необходимо активное участие Российского государства и общественных объединений в международном сотрудничестве. Современное положение РФ на международной арене требует взаимодействия с другими государствами по различным направлениям.
4. В целях борьбы с коррупцией и управления общественными отношениями между государственными чиновниками и представителями общества, связанными с подарками от должностных лиц и процессом дарения, применяется общественно-государственное регулирование.
5. В системе мер, направленных на борьбу с коррупцией, особенностью является проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, в том числе и независимую антикоррупционную экспертизу, которая также является важным компонентом противодействия коррупции, так как существует возможность установления негативного влияния положений конкретных нормативно - правовых актов и их проектов на общесоциальные процессы.
6. В последние годы на деятельность чиновников и бизнесменов оказывается все большее внимание. Однако, некоторые из них обладают статусом неприкосновенности, что делает их почти невозможными для привлечения к ответственности. В свете этого, упрощение процедуры для привлечения таких людей к уголовной ответственности является важной мерой предупреждения коррупционной преступности.
Для решения проблемы коррупции, нельзя обойтись без улучшения государственной службы и организации работы управленческого аппарата. Следует избегать повторений и параллелизма при решении разных вопросов и определить ясно функции и полномочия каждого государственного служащего. Чтобы обеспечить правильную и честную работу в государственной службе, необходимо полностью поддерживать исполнение служебных обязанностей и обеспечивать государственных служащих всем необходимым для жизни. Это должно быть приоритетным направлением государственной политики и обеспечиваться через осуществление официальных выплат денежных средств.
Также каждый год в мире наблюдается рост коррупционных преступлений, наносящих сильный ущерб экономике и обществу в целом. Одним из эффективных способов борьбы с этим негативным явлением является ротация кадров. Однако ротация кадров должна проводиться в соответствии с определенными правилами и на основе четко определенных критериев в целях предотвращения произвола и стремления удовлетворить личные интересы.
Еще в работе мы отметили, что в условиях борьбы с коррупцией, обеспечение безопасности тех, кто ее противодействует, является важнейшей задачей государства. Необходимо создание мер, которые гарантируют безопасность данных людей и их семей.
Зачастую встречаются случаи, когда люди, которые выступают против коррупции, становятся жертвами нападок со стороны коррумпированных элементов общества. Это создает не только серьезные трудности для них как для индивидуумов. Чтобы обеспечить безопасность таким людям, государство должно проводить регулярную оценку рисков и создавать систему защиты, которая гарантировала бы их безопасность и защитила бы от возможных угроз. Также необходимо проводить информационную работу, чтобы общественность осознавала важность их деятельности и давала ей поддержку.
Также одним из способов предотвращения коррупции является сокращение числа чиновников в государственных структурах. Многие государства, такие как Япония, Сингапур, Гонконг и Корея, успешно справились с коррупцией благодаря уменьшению числа чиновников. Это позволило сократить бюрократию, улучшить качество общественных услуг и уменьшить возможность для взяточничества. Сокращение числа чиновников может быть достигнуто путем внесения изменений в законы, упрощения процедур и повышения прозрачности в государственных структурах.
Еще в рамках данного исследования мы отметили, что отсутствие развития мер, связанных с борьбой против коррупции в правоохранительной сфере, приводит к негативным последствиям не только в области репрессивных мер, но и в других сферах. При этом необходимо создать и усовершенствовать методы и технологии, чтобы предотвратить возникновение коррупционных преступлений, например:
1. создавать научно-обоснованные подходы к борьбе с коррупцией в правоохранительных и социальных сферах.
2. Необходимо организовать и регулировать данную деятельность законодательно, а также использовать инструменты массовой коммуникации, социальной рекламы, маркетинга и индивидуальной работы, чтобы достичь успеха.
3. Развивать в антикоррупционной теории и практике, направление, связанное с технологиями антикоррупционного программирования и планирования.
4. Разрабатывать практические технологии по вовлечению общественности в борьбу с коррупцией, включая механизмы организации работы, ее формы и методы, способы обеспечения и порядок взаимодействия с государственными органами.
5 Чтобы оценить, насколько эффективными являются антикоррупционные меры, необходимо учитывать не только их негативно - репрессивный характер, но и их профилактический потенциал. Это значит, что эффективность должна быть определена как результат сочетания различных подходов.
Еще в данной работе мы уделили внимание особенностям преступлений, предусмотренным ст. 290 УК РФ. Мы рассмотрели социально-правовые последствия взяточничества, в том числе как их определяет ООН, а именно: угроза для стабильности и безопасности общества, подрыв демократических и этических институтов и ценностей, справедливости и прямое причинение ущерба развитию и правопорядку в государстве, возможная связь между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств, кроме того коррупционные преступления связаны с большими объемами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государств, ставят под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств, транснациональный характер коррупционных преступлений, которые затрагивают общество и экономику всех стран, кроме того повышение недоверия общества к власти, повышение уровня оттока населения на постоянное место жительства заграницу, общий экономический спад уровня жизни населения, усиление стратификации населения (деления на богатых и бедных), увеличение уровня латентной преступности, общую закрытость государственных систем от общества, низкий уровень независимости судебной власти и сращивание ветвей власти в целом и пр.
Также было отмечено, что положения ч. 2 ст. 290 УК РФ относятся и к случаям получения взятки за законные действия, так и за незаконные действия, как это предусмотрено ч. 3 ст. 290 УК РФ. Но при этом ч. 2 ст. 290 УК РФ не содержит указание на определение понятия «получение взятки» применительно к ч. 2 ст. 290 УК РФ, т.е. прямо не указывает, что она относится к случаям получения материальной (имущественной) выгоды за совершение законных (как это определено в ч.1 ст. 290 УК РФ) и незаконных действий (как это определено в ч.3 ст. 290 УК РФ). На наш взгляд, ч. 2 ст. 290 УК РФ для правильного и единообразного правоприменения должна быть сконструирована законодателем как квалифицирующий состав для составов ч.1 и ч. 3 ст. 290 УК РФ.
Еще возникают вопросы при изучении статьи 290 УК РФ в отношении неимущественных услуг. Мы предлагаем решить эту проблему не путем внесения нового квалифицирующего признака в состав преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, а путем добавления квалифицирующего признака в статью 133 УК РФ. А именно, наказание должно быть применено к должностному лицу, которое с использованием своего положения заставляет другого человека совершить сексуальные действия в пользу взяткодателя или тех, кого он представляет.
Также отсутствие упоминания о содержании вымогательства в частях 3 и 5 статьи 290 Уголовного кодекса РФ является следующей проблемой. В примечаниях к этой статье не раскрывается, что именно подразумевается под вымогательством в данном контексте. Разъяснения этого вопроса содержатся в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации № 24 от 09 июля 2013 года. Важно отметить, что данное постановление является только толкованием закона, а не нормативной нормой. Поэтому, целесообразно добавить новый пункт примечания в Уголовный кодекс РФ, который бы ясно определял сущность вымогательства в контексте данной статьи.
Таким образом, для повышения эффективности борьбы с коррупцией необходимо совершенствовать действующее законодательство Российской Федерации.
Подобные работы
- Понятие сущность и виды коррупции современной России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Проблемы противодействия коррупции в РФ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Гражданско-правовые механизмы противодействия коррупции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Уголовно-правовое противодействие коррупции в России и за рубежом
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Административно-правовой механизм противодействия коррупции в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Государственно-правовой механизм противодействия коррупции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Государственно-правовой механизм противодействия коррупции
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Деятельность ОВД по противодействию коррупции
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Коррупция: понятие, криминологическая характеристика и предупреждение
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2008



